ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3215/18 от 11.09.2018 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 сентября 2018 года г. Самара

Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Семёнцева С.А.,

при секретаре Бамбуровой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а–3215/18 по административному исковому заявлению Земсковой Натальи Владимировны к Администрации муниципального района Волжский Самарской области, третьему лицу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области о признании отказа незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Земскова Н.В. обратилась в суд с иском, ссылаясь на то, что 09.11.2017 ею было подано заявление в Администрацию муниципального района Волжский Самарской области о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №..., площадью *** кв.м. для строительства жилого дома, расположенного по адресу: адрес. дата от ответчика был получен ответ об отказе в выдаче разрешения на строительство со ссылкой на правила землепользования и застройки в с.адрес, в которых определено, что земельный участок с кадастровым номером №... располагается в подзоне застройки индивидуальными жилыми домами №... (Ж1-1) с параметрами «максимальная высота зданий, строений, сооружений-0м». Земскова Н.В. просит суд признать его незаконным, обязать ответчика выдать разрешение на строительство индивидуального жилого лома на земельном участке с кадастровым номером №..., расположенным по адресу: адрес ссылаясь на то, что зона подтопления, к которой ответчик земельный участок истца, не определена в установленном законом порядке, запрет на строительство зданий в зоне подтопления не носит безусловного характера. Административным истцом проведены мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод в границах своего участка. Каких – либо ограничений по использованию принадлежащего истцу земельного участка не установлено.

В судебном заседании представитель административного истца Чернов А.В., действующий на основании доверенности, административный иск поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Полагал, что административный ответчик необоснованно отнес расположение земельного участка истца к зоне подтопления. Истцом все необходимые мероприятия для предотвращению затопления земельного участка произведены. Не смог пояснить, в связи с чем истец полагает, что отказ в выдаче ГПЗУ и разрешения на строительство административный ответчик основан на расположении земельного участка в зоне подтопления. С заявлением об отклонении от предельных параметров строительства в комиссию с.п. Курумоч Земскова Н.В. не обращалась, с иском об оспаривании Правил застройки и землепользования с.п. Курумоч м.р. Волжский не обращалась. Отнесение к зоне подтопления земельного участка представитель административного истца сделал в связи с разрешенным строительством максимальной высотой 0 м., как указал в своем ответе административный ответчик. В ЕГРП нет каких-либо ограничений в особых отметках относительно использования земельного участка истца, в связи с чем и каких – либо ограничений при строительстве быть не может. Для получения ГПЗУ Земскова Н.В. предоставила административному ответчику проект строительства двухэтажного дома.

Представитель административного ответчика Лопатин И.В., действующий на основании доверенности, административный иск не признал, пояснил, что административному истцу было отказано в выдаче ГПЗУ и разрешения на строительство, так как земельный участок истца расположен в подзоне Ж-1* зоны Ж-1, где максимальные параметры разрешенного строительства составляют 0 метров. Земскова Н.В. должна была обратиться с заявлением об отклонении от предельных параметров строительства в комиссию с.п. Курумоч. После рассмотрения вопроса Земскова Н.В. могла получить соответствующее разрешение на строительство. На кадастровый учет подзона Ж-1* не постановлена, границы определены на градостроительном плане земельного участка, подзона Ж-1* не является подзоной либо зоной подтопления. Границы подзоны Ж-1* установлены только графически на плане, координат нет. В соответствии с ГрК РФ у органов местного самоуправления имеется право устанавливать зоны разрешенного землепользования. Выдача ГПЗУ и разрешения на строительство в данном случае будет противоречить ПЗЗ Волжского района. Земельный участок истца не относится к зоне подтопления. Кроме того, в настоящее время выдача разрешения на строительство не требуется, владелец земельного участка подает в органы местного самоуправления уведомление о начале строительства.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Установлено, что Земсковой Н.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый номер №..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ИЖС, общей площадью *** кв.м., расположенный по адресу: адрес что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.10.2014 №....

На основании Постановления Администрации с.п. Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 11.03.2018 № 89 указанному земельному участку был присвоен самостоятельный почтовый адрес: адрес

Из материалов дела усматривается, что 09.11.2017 Земсковой Н.В. в Администрацию м.р. Волжский Самарской области было подано заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №... для строительства дома на принадлежащем административному истцу земельном участке.

Письмом от 06.12.2017 № МФЦ-24954 Администрацией муниципального района Волжский Самарской области Земсковой Н.В. было сообщено, что согласно правилам землепользования и застройки сельского поселения Курумоч м.р. Волжский земельный участок с кадастровым номером 63:26:1805017:638 располагается в подзоне застройки индивидуальными жилыми домами №... (Ж1-1) с параметрами «максимальная высота зданий, строений, сооружений – 0 м». В этой связи, подготовить ГПЗУ под строительство жилого дома не представляется возможным.

Административным истцом в прокуратуру Волжского района была подана жалоба на отказ в выдаче разрешения на строительство ИЖС, на что 20.04.2018 прокуратурой Волжского района Земсковой Н.В. было разъяснено право обратиться в комиссию по подготовке правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

В соответствии с ответом Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 22.08.2018 на судебный запрос земельный участок с кадастровым номером 63:26:1805017:638 располагается в территориальной подзоне застройки ИЖС № 1 (Ж-1*).

Решением собрания представителей сельского поседения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области второго созыва от 25.12.2013 № 107/47 утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области.

В материалы дела представлены указанные Правила землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, в соответствии с которыми предусмотрены зона Ж-1, в которую входит подзона Ж-1*.

Согласно ч.1 ст.30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Частью 6 данной статьи установлено, что в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.

Частью 3 статьи 38 ГрК РФ предусмотрено, что в пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров.

Согласно ст.21 Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области на карте градостроительного зонирования поселения выделена территориальная зона Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) и Ж-1*(подзона застройки индивидуальными жилыми домами № 1).

Одними из основных видов разрешенного использования в зоне Ж-1 является индивидуальная жилая застройка (строительство, реконструкция и эксплуатация отдельно стоящих жилых домов, предназначенных для проживания одной семьи) и блокированная жилая застройка (строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов, состоящих из нескольких блоков, каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования).

Кроме того, Правилами землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для зоны Ж-1 и подзоны Ж-1*. Согласно п. 17 ст. 29 Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области максимальная высота зданий, строений и сооружений в подзоне Ж-1* - 0 м.

Как следует из пояснений представителя административного истца, для получения ГПЗУ Земскова Н.В. предоставила ответчику проект двухэтажного дома.

В силу ст. 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается. Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения. Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения. На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации. Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

Из материалов дела не усматривается, что Земскова Н.В. обращалась в Администрацию муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

Кроме того, со слов представителя административного истца в судебном заседании, с иском об оспаривании Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области Земскова Н.В. не обращалась, в материалах административного дела отсутствуют сведения о признании данных Правил незаконными, в связи с чем, они являются действующими и подлежат применению на территории сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области.

В ходе судебного разбирательства представитель административного истца ссылался на то, что земельный участок Земсковой Н.В. находится в зоне подтопления, вместе с тем, каких – либо доказательств, подтверждающих нахождение земельного участка административного истца в зоне подтопления, им представлено не было. Пояснить, какие нормы действующего законодательства были нарушены административным ответчиком при отказе истцу в подготовке ГПЗУ представитель административного истца не смог.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ администрации муниципального района Волжский Самарской области № МФЦ – 24954 от 06.12.17 в подготовке градостроительного плана земельного участка, на основании которого выдается разрешение на строительство, соответствует действующему законодательству, решение вынесено в соответствии с разрешенными видами использования и предельными параметрами строительства, установленными Правилами застройки и землепользования с.п. Курумоч м.р. Волжский.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Земсковой Натальи Владимировны оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 19.09.2018.

Судья /подпись/ С.А. Семёнцев

Копия верна. Судья: Секретарь: