Р Е Ш Е Н И Е
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 октября 2020 года г. Иркутск
Кировский районный суд г.Иркутска в составе:
председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Овчинниковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3215/2020 по административному исковому заявления ООО «РИП», ФИО1 к Администрации г. Иркутска, Комитету по градостроительной политике администрации г. Иркутска, заместителю председателя комитета – начальнику департамента реализации градостроительной политике комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска ФИО2 о признании отзыва уведомления от ДД.ММ.ГГГГ незаконным,
УСТАНОВИЛ
ООО «РИП», ФИО3 обратились в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением Администрации г. Иркутска, Комитету по градостроительной политике администрации г. Иркутска, заместителю председателя комитета – начальнику департамента реализации градостроительной политике комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска ФИО2 о признании отзыва уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ отделом выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска выдано Уведомление о соответствии—указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Уведомление выдано ФИО3 и ООО «РИП». ООО «РИП» осуществило постройку здания в соответствии с Уведомлением, о чем свидетельствует технический паспорт от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ заместителем председателя комитета - начальником департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска ФИО2 принято решение об отзыве Уведомления. Фактически данный отзыв является отменой Уведомления. Решение об отзыве Уведомления основано на позиции, согласно которой запрещено новое строительство в границах охранной (объединенной) зоны объектов культурного наследия. Административные истцы считают отзыв незаконным. Уведомление выдано на застройку земельного участка с кадастровым №. Застраиваемый земельный участок расположен в границах исторического квартала №, ограниченном <адрес>. На территории квартала № действуют режимы зон охраны объектов культурного наследия и градостроительные регламенты Охранной (объединенной) зоны и Зоны строгого регулирования застройки и хозяйственной деятельности 2-го типа (ЗСР-2), установленные постановлением администрации Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-па. Строительство спорного дома является регенерацией градостроительной среды и обеспечена сохранность объектов культурного наследия, расположенных вблизи. Письмом Службы от ДД.ММ.ГГГГ№ подтверждено соответствие указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в части предмета охраны исторического поселения и требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства, установленных режимом и градостроительным регламентом охранной (объединенной) зоны объектов культурного наследия. Принимая решение об отзыве Уведомления, административными ответчиками не проанализированы нормы действующего законодательства о возможности регенерации историко- градостроительной среды. С ДД.ММ.ГГГГ действует Постановление администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, внесение изменений в разрешения на строительство». В соответствии с п. 25 Административного регламента органом, предоставляющим муниципальную услугу, является администрация города Иркутска. Структурным подразделением администрации города Иркутска, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является отдел выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска. В связи с тем, что в Административном регламенте отсутствует порядок отзыва Уведомления, полагают, что порядок выдачи разрешительной документации распространяется по аналогии на порядок отзыва Уведомления. Учитывая, что Уведомление выдано Отделом выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска, полномочия у начальника департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска ФИО2 отсутствовали. Уведомление фактически является разрешением на строительство объекта. Процедура получения разрешений на строительство и Уведомления различается перечнем документов, предоставляемых в уполномоченный орган. В оспариваемом отзыве Уведомления содержится ссылка на ст.ст. 7, 48 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Право уполномоченного органа на издание ненормативных актов о прекращении действия разрешения на строительство допускается в исключительных случаях, перечисленных в пункте 21.1 статьи 51 ГрК РФ. Исходя из вышеизложенного орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону; отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. В оспариваемом отзыве Уведомления не указаны нарушения требования градостроительного законодательства, послужившие основанием для отмены Уведомления. В связи с изданием оспариваемых приказов понесенные на строительство расходы истцу никем не возмещены, тем самым фактически на истцов возложены негативные последствия решений, принятых ответчиками, поскольку правовым последствием издания оспариваемых актов является признание возводимого здания самовольной постройкой и его снос.
Дополнительно административными истцами указано, что градостроительный план земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный на земельный участок с кадастровым номером № содержит оговорку на Постановление администрации Иркутской области №-па «Об утверждении границ зон охраны ОКН (памятников истории и культуры) народов РФ, расположенных на территории города Иркутска, режимов использования земель градостроительных регламентов в границах данных зон» с возможностью регенерации территории. На основании Градостроительного плана выдано отозванное Уведомление. Вместе с тем, Градостроительный план не признан незаконным, не отменен. Уведомление на момент его Отзыва исполнено. Индивидуальный жилой дом построен, о чем свидетельствует Технический план от ДД.ММ.ГГГГ. Истцами подавалось ДД.ММ.ГГГГ уведомление об окончании строительства в администрацию города Иркутска с приложением Технического плана от ДД.ММ.ГГГГ. Письмом Отдела выдачи разрешительной документации Департамента реализации градостроительной политики Комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска № от ДД.ММ.ГГГГ заявители проинформированы о невозможности рассмотрения поступивших документов в связи с определением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об обеспечительных мерах. Таким образом, ответчикам было известно об окончании строительства и исполнении Уведомления.
В судебном заседании представитель административных истцов ООО «РИП», ФИО3 – ФИО4, представитель ООО «РИП» ФИО5 поддержали требования.
Представитель административных ответчиков администрации г. Иркутска и Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска – ФИО6 требования полагала не подлежащими удовлетворению по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях.
Иные участники судебного разбирательства в судебном заседании отсутствуют о времени и месте судебного разбирательства, уведомлены надлежащим образом, административный ответчик начальник департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска ФИО2 ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (пункт 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции ФЗ от 21.07.2014 г. № 234-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится в том числе, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Форма уведомления о планируемом строительстве утверждена приказом
Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
от 19 сентября 2018 года № 591/пр «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для
строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или
садового дома».
Согласно части 8 статьи 51.1 ГрК РФ если строительство или реконструкция объекта
индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах
территории исторического поселения федерального или регионального значения и в уведомлении о планируемом строительстве не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство или реконструкция таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления:
в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления этого уведомления при
отсутствии оснований для его возврата, предусмотренных частью 6 статьи 51.1 ГрК РФ,
направляет, в том числе с использованием единой системы межведомственного
электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем
межведомственного электронного взаимодействия, указанное уведомление и приложенное
к нему описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации,
уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия;
проводит проверку соответствия указанных в этом уведомлении параметров
объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным
параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального
строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией
по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов
капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами и
действующим на дату поступления этого уведомления, а также допустимости размещения
объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с
разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в
соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и
действующими на дату поступления этого уведомления;
в срок не позднее двадцати рабочих дней со дня поступления этого уведомления
направляет застройщику способом, определенным им в этом уведомлении, предусмотренное пунктом 2 части 7 статьи 51.1 ГрК РФ уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ отделом выдачи
разрешительной документации ФИО3, Вагнеру А, ООО «РИП» было выдано уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером №
Как следует из пояснений обеих сторон, уведомление от ДД.ММ.ГГГГ было выдано в том числе на основании письма Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому описание объемно-планировочного и архитектурного решения, шифр №-АР, выполненное ООО «ПИР», соответствует предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленных режимом и градостроительным регламентом охранной (объединенной) зоны объектов культурного наследия.
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию города Иркутска поступило письмо Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области «О принятии мер» от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области просит считать письмо от ДД.ММ.ГГГГ№ отмененным и недействующим со дня его выдачи, а уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ№ выданным с нарушением режима, предусмотренного постановлением администрации Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-па «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории <адрес>, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон», и подлежащим отмене.
Отзывом от ДД.ММ.ГГГГ уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ№ комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска отозвано.
В обосновании отзыва указано, что в соответствии с обращением Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области «О принятии мер» от ДД.ММ.ГГГГ № №, руководствуясь ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ, ст. 7,48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» комитет отзывает уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ года № №.
Частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции от 3 августа 2018 года) установлено, что в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Согласно части 10 указанной статьи уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления направляет застройщику уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке только в случае, если: указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок; в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При этом согласно ч. 1 ст. 48 указанного выше Закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Из положений данных норм, следует, что муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля уполномоченными органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления в случае принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством.
Данный вывод соответствует правовой позиции, сформулированной в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 309-КГ17-20985, от 29.04.2019 по делу N 307-КГ18-21642, А56-48136/2017.
Учитывая, что в орган местного самоуправления поступила информация уполномоченного органа – Службы по охране объектов культурного наследия о несоответствии уведомления от ДД.ММ.ГГГГ№ требованиям законодательства в области охраны объектов культурного наследия и выданным с нарушением режима, предусмотренного постановлением администрации Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-па «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории <адрес>, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон», у муниципального органа имелись правовые основания для отзыва уведомления.
Доводы административных истцов об отсутствии законодательной возможности отзыва (отмены) ранее выданных уведомлении основаны на неверном толковании норм права.
Уведомление о соответствии объекта является правовым актом уполномоченного органа, который вправе в порядке самоконтроля его отменить (отозвать). При этом право уполномоченного органа на отмену принятого им правового акта является самостоятельным способом его отмены и не ставится в зависимость от признания этого акта незаконным в судебном порядке.
Рассматривая доводы административных истцов об отсутствии у должностного лица начальника департамента реализации градостроительной политике комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска ФИО2 полномочий на отзыв уведомления судом проверены и не нашли своего подтверждения.
Постановлением администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден «Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, внесение изменений в разрешения на строительство».
В соответствии с п. 25 Административного регламента органом, предоставляющим муниципальную услугу, является администрация города Иркутска. Структурным подразделением администрации города Иркутска, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является отдел выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска.
Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ№ в связи с фактическим исполнением обязанностей, исполнение обязанностей начальника отдела выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска на период ежегодного оплачиваемого отпуска З. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ возложено на ФИО2 - заместителя председателя комитета - начальника департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска.
Таким образом, оспариваемый отзыв уведомления принят уполномоченным лицом, в порядке предусмотренном законом, основания для принятия такого решения имелись.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о соответствии закону оспариваемого отзыва уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ.
Не влияют на выводы суда доводы административных истцов о завершении строительства объекта и его соответствии требованиям законодательства, что в данном случае была проведена регенерация объекта, что муниципальному органу было известно об окончании строительства, поскольку законность строительства, а также соответствие построенного объекта требованиям градостроительных, земельных, строительных норм и правил предметом требований не является.
При этом суд учитывает, что в соответствии с положениями статьей 51 ГрК РФ разрешение на строительство не может считаться выданным на законных основаниях при его несоответствии законам и иным нормативным правовым актам или нарушении порядка его выдачи.
Административные истцы в данном случае не лишены возможности признания своих прав на построенный объект в гражданском порядке.
При таких обстоятельствах совокупности правовых оснований, предусмотренных ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемого распоряжения нет.
Срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ административными истцами не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования ООО «РИП», ФИО1 к Администрации г. Иркутска, Комитету по градостроительной политике администрации г. Иркутска, заместителю председателя комитета – начальнику департамента реализации градостроительной политике комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска ФИО2 о признании отзыва уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ незаконным - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Н.Н. Исакова
Мотивированный текст решения суда изготовлен 29.10.2020г. Н.Н. Исакова