Дело № 2а-3216/2020
24RS0032-01-2020-003107-89
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Красноярск 23 декабря 2020 года
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Гридасовой Т.Ю.,
с участием
представителя административного истца Березкиной К.Д.,
представителя административного ответчика – Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Быковской А.С.,
при ведении протокола помощником судьи Украинской М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волховицкой Саяны Кара – Ооловны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в рассмотрении заявлений о предоставлении в собственность бесплатно земельных участков, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Волховицкая С.К.-о. обратилась в суд с административным иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, в котором просит признать отказ административного ответчика №14594И от 10.07.2020 незаконным и необоснованным; возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав истца, направив распоряжение о предоставлении испрашиваемого земельного участка по ранее поданным заявлениям от 22.05.2019.
Требования мотивированы тем, что 10.07.2020 административный ответчик принял решение № 14594 И об отказе в предоставлении земельного участка, в качестве основания для отказа указан факт того, что согласно сведений, предоставленных федеральной миграционной службой России, дети истца: Волховицкая Регина Сергеевна и Ондар Илья Львович не зарегистрированы совместно с другими членами административного истца, и вообще отсутствуют сведения об их регистрации где – либо. Указанный отказ административный истец считает незаконным, поскольку Волховицкая Р.С. и Ондар И.Л. зарегистрированы по адресу: <адрес>42 с 15.07.2014, что подтверждается выпиской из домовой книги ООО «УК ЖСК». Административный ответчик должен был проверить актуальность предоставленных Волховицкой С.К-О.сведений о совместной регистрации с детьми в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Административный истец Волховицкая С.К-О. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена своевременно, об уважительной причине неявки суду не сообщила.
Представитель административного истца Березкина К.Д. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить частично, пояснив, что требование о возложении обязанности направить распоряжение о предоставлении испрашиваемого земельного участка по ранее поданным заявлениям от 22.05.2019 заявлено преждевременно.
Представитель административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Быковская А.С. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать, пояснив, что в порядке межведомственного взаимодействия запросы были направлены в МВД, сведения о регистрации Волховицкой Р.С. и Ондар И.С. не подтверждены, акт обследования жилищно – бытовых условий несовершеннолетних в порядке межведомственного взаимодействия получить ответчик не мог, т.к. это носит заявительный характер, и выход на место осуществляется органами опеки в течении 2 недель, тогда как срок оказания услуги 5 рабочих дней.
Заинтересованные лица Ильюшина Е.Е., Младенцева А.С., Тарадаев К.С., Цеханович А.В., Кабардина Е.А., Никитина Е.В., Ваисов М.Н., Алиева Г.М.к., Козина Е.В., Климочкина Е.В., Чорнак О.В., Пантюхина Т.Н., Чащина О.В., Геворкян А.Ж., Беляева Е.А., Товмасян Е.А., Овсянникова О.В., Самотонина Е.С., Ильин Е.В., Арлакшина К.В., Андреева (Дегтярева) Ю.Л., Лопатина Н.С., представители Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, Красноярский почтамт, Управления архитектуры администрации г. Красноярска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были уведомлены своевременно, об уважительной причине неявки суду не сообщили.
Представитель заинтересованного лица ФГУП «Почта России» Глазырина Н.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена своевременно, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель заинтересованного лица – ГУ МВД России по Красноярскому краю Цыбульская М.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена своевременно, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Согласно ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков многодетным семьям в г. Красноярске определен Законом Красноярского края от 04.12.2008 №7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» и Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и принятия решений по вопросу предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства многодетным гражданам, зарегистрированным на территории г. Красноярска, утвержденным распоряжением Администрации г. Красноярска от 19.07.2013 №156-р (далее – Административный регламент).
Пунктом 2 статьи 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» предусмотрено, что многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участком из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 настоящего закона.
Пунктом 1 статьи 29.1 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» предусмотрено, что многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. Заявление может быть подано также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
В силу п. 2 и 3 данной статьи в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а в случае.
К заявлению должны быть приложены: а) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, подавшего данное заявление, а также копия документа, подтверждающего факт проживания заявителя на территории Красноярского края, в случае если это не подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации; б) копии документов, подтверждающих супружеские отношения заявителя (свидетельство о заключении брака), родственные отношения заявителя и детей, в том числе если ребенок приходится заявителю пасынком (падчерицей) (свидетельство о рождении ребенка или решение суда о признании членом семьи гражданина); в) копии документов (правового акта, судебного акта, договора), подтверждающих факт установления опеки (попечительства) над ребенком, передачи ребенка на воспитание в приемную семью, - для опекаемых либо приемных детей; г) документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми (выписка из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги либо акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги), выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления; д) в отношении детей, достигших возраста 18 лет: справка об обучении в образовательной организации, выданная не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления, - для детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях; документ, подтверждающий прохождение срочной военной службы по призыву, выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления, - для детей, проходящих военную службу по призыву; копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, - для детей, признанных инвалидами до достижения ими возраста 18 лет.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 статьи 29.1, пунктом 3 статьи 29.6 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» установлено, что при отказе в предоставлении земельного участка по основаниям, не связанным со снятием земельного участка с учета при подаче в орган, принявший решение об отказе в предоставлении земельного участка, нового заявления должен быть повторно представлен только документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми (выписка из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги либо акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги), выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления.
Пунктом 1 статьи 29.4 Закона «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» предусмотрено, что при поступлении заявления о предоставлении земельного участка с указанием его местоположения, но без указания его кадастрового номера, если в указанном в заявлении месте может быть образован только один земельный участок, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - решение об утверждении схемы) в соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В случае если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в указанном месте от многодетных граждан не поступили, в течение 15 дней со дня принятия решение об утверждении схемы направляется заявителю. При поступлении иных заявлений о предоставлении в указанном месте земельного участка решение об утверждении схемы направляется заявителю, поставленному на очередь на предоставление земельного участка ранее иных заявителей.
В течение 3 дней со дня направления заявителю решения об утверждении схемы иным заявителям направляется отказ в предоставлении земельного участка в указанном месте в порядке, установленном в пункте 3 статьи 29.6 настоящего Закона.
Согласно п. 5 данной статьи в случае поступления от многодетного гражданина заявления о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с указанием его местоположения, информация о котором не размещена на едином краевом портале «Красноярский край» в сети Интернет, предоставление земельного участка осуществляется в порядке, установленном в пунктах 1 - 4 настоящей статьи, после размещения информации об этом земельном участке на едином краевом портале «Красноярский край» в сети Интернет в порядке, установленном в пункте 4 статьи 29.7 настоящего Закона.
Согласно пункту 3 Административного регламента муниципальная услуга по приему заявлений и принятию решения по вопросу предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства многодетным гражданам, имеющим место жительства на территории города Красноярск предоставляется Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города (далее - ДМИЗО).
В силу вышеприведенных положений нормативных правовых актов в отношении земельного участка, информация о возможном предоставлении которого опубликована на едином краевом портале «Красноярский край» в сети Интернет, многодетными гражданами могут быть поданы заявления в ДМИЗО о предоставлении данного земельного участка в собственность в течение месяца с даты поступления первого заявления, в том числе почтовым отправлением. К заявлению многодетного гражданина, ранее поставленного на учет, должен быть приложен документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми (выписка из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги либо акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги), выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Судом установлено, что решением Ленинского районного суда г. Красноярска от 13.11.2019, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 03.02.2020, в удовлетворении административных исковых требований Волховицкой С.К-О. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в рассмотрении заявлений о предоставлении в собственность бесплатно земельных участков, возложении обязанности отказано, в связи с тем, что Волховицкой С.К. не была исполнена обязанность при подаче нового заявления приложить документ, подтверждающий факт ее совместного проживания с детьми, выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления, что является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.05.2020 по кассационной жалобе административного истца Волховицкой С.К-О. решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 13.11.2019 и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 03.02.2020 отменено, принято по делу новое решение:
«Признать незаконными решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 14.06.2019 исх. № В-8993, № В-9004 об отказе в рассмотрении заявлений Волховицкой Саяны Кара-Ооловны о предоставлении в собственность земельных участков. Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска рассмотреть заявления Волховицкой Саяны Кара-Ооловны вх. № В-8993, В-8995, В-8998, В-9001, В-9017, В-9018, В-9019, В -9020, В – 9021, В-9004, В-9010, В-9013, В-9015, В-9022, В -9023, В-9025, В-9030 в установленном действующим законодательством порядке.».
Судом кассационной инстанции установлено, что Волховицкая С.К-О. включена в Книгу учета многодетных граждан на получение земельного участка.
В марте 2019 года на едином краевом портале «Красноярский край» в сети Интернет опубликована информация о приеме заявлений от многодетных граждан о предоставлении бесплатно в собственность земельных участков, расположенных в Кировском и Октябрьском районах г. Красноярска со сроками окончания приема заявлений в отношении земельных участков, расположенных в Кировском районе г. Красноярска – 01.04.2019, в отношении земельных участков, расположенных в октябрьском районе г. Красноярска – 04.04.2019.
В целях реализации своего права на получение земельного участка 21.03.2019 Волховицкая С.К. в лице своего представителя Березкиной К.Д., действующей на основании доверенности, направила в адрес Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска 17 заявлений (входящие номера № В-8993, В-8995, В-8998, В-9001, В-9017, В-9018, В-9019, В -9020, В – 9021, В-9004, В-9010, В-9013, В-9015, В-9022, В -9023, В-9025, В-9030) о предоставлении ей в собственность бесплатно в соответствии с Законом Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» земельных участков, поименованных в публикациях.
По возвращении корреспонденции отправителю за истечением срока хранения в отделении почтовой связи, 22.05.2019 заявления были переданы непосредственно в канцелярию Департамента.
На заявления Волховицкой С.К. административным ответчиком были подготовлены ответы от 14.06.2019 № В-8993 и № В-9004 об оставлении заявлений без рассмотрения. Мотивом для принятия таких решений послужило то, что Волховицкая С.К. в нарушение требований Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» от 04.12.2008 № 7-2542 и Административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и принятию решения по вопросу предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства многодетным гражданам, имеющим место жительства на территории г. Красноярска, утвержденного Распоряжением администрации г. Красноярска от 19.07.2013 № 156-р, не приложила к своим заявлениям документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми (выписка из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги либо акт обследования органа опеки и попечительства условий жизни ребенка в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги), выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления. Также Департамент указал на то обстоятельство, что обращения поступили в уполномоченный орган по истечении предусмотренного срока сбора заявлений.
Принимая решение об отмене решения Ленинского районного суда г. Красноярска от 13.11.2019 и апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 03.02.2020, Восьмой кассационный суд указал, что Департамент в силу требований действующего законодательства должен был проверить актуальность предоставленных Волховицкой С.К. при постановке на учет сведений о совместном проживании с детьми в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Кроме того, в своих возражениях на административное исковое заявление административный ответчик указывал и кассационным судом было установлено, что акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми, также может быть получен Департаментом в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
При этом, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нашла выводы судов первой и апелляционной инстанции о том, что заявление Волховицкой С.К. о предоставлении ей в собственность земельных участков в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска были поданы в срок, правильными.
30.06.2020 Волховицкая С.К-О. в лице представителя Березкиной К.Д. обратилась к административному ответчику с заявлением об исполнении Кассационного определения Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.05.2020.
Административным ответчиком ответом исх. № 14594И от 10.07.2020 Волховицкой С.К-О. отказано в предоставлении земельных участков, в связи с непредставлением к заявлениям (входящие номера № В-8993, В-8995, В-8998, В-9001, В-9017, В-9018, В-9019, В -9020, В – 9021, В-9004, В-9010, В-9013, В-9015, В-9022, В-9023, В-9025, В-9030) документа, подтверждающего совместное проживание заявителя с детьми, выданного не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления, на основании пп. «ж» п. 2 ст. 29.6 Закона края.
Департаментом посредством краевой государственной информационной системы «Енисей – Государственные услуги» направлен запрос в федеральную миграционную службу России о предоставлении сведений о регистрации по месту жительства семьи Волховицкой С.К-О. Из полученного ответа, Волховицкая С.К-О. и Ондар Е.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрированы по адресу<адрес> Информация о месте жительства Волховицкой Регины Сергеевны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ондара Ильи Львовича, ДД.ММ.ГГГГ г.р. отсутствует. Таким образом, факт совместного проживания заявителя с детьми не подтвержден.
В соответствии с пунктом 4 статьи 29.2 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 в случае поступления заявления без указания кадастрового номера и местоположения испрашиваемого земельного участка вместе с уведомлением о постановке на очередь на предоставление земельного участка заявителю направляется извещение, содержащее перечень прошедших государственный кадастровый учет земельных участков (с указанием их кадастровых номеров, площади и местоположения), которые могут быть предоставлены для указанной заявителем цели использования, и (или) земель (земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах которых может быть образован земельный участок для предоставления заявителю для указанной им цели использования (с указанием местоположения, кадастрового номера - для земельных участков), распоряжение которыми осуществляет данный орган, с предложением выбрать из перечня земельный участок или определить земли (земельный участок), в границах которых может быть образован земельный участок для предоставления заявителю, и обратиться с заявлением о предоставлении конкретного земельного участка. При этом при подаче в этот орган нового заявления должен быть повторно представлен только документ, указанный в подпункте «г» пункта 3 статьи 29.1 настоящего Закона, представление иных документов не требуется.
Из подпункта «г» пункта 3 статьи 29.1 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 следует, что совместное проживание заявителя с детьми подтверждается документами о совместной регистрации по месту жительства, которыми могут являться выписка из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги, а в случае, если совместное проживание не подтверждается сведениями о совместной регистрации по месту жительства, то предоставляется акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка. Данные документы должны быть выданы не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления.
С 17.04.2018 действует Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 31.12.2017 № 984, который не предусматривает ведение домовых книг.
Исключение из правового регулирования таких документов, как «выписка из домовой книги» направлено на обеспечение прав граждан и освобождение их от обязанности получать и предоставлять документы, содержащие сведения, которые могут быть истребованы в порядке межведомственного взаимодействия.
Так, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 данного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 указанной статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Федеральным законом от 28.12.2013 № 387-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» признан утратившим силу пункт 4 части 6 статьи 7 Федерального закона от № 210-ФЗ, предусматривавший обязательное предоставление вместе с заявлением документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства или по месту пребывания.
По смыслу Федерального закона № 210-ФЗ в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг органы, ответственные за предоставление соответствующих услуг, осуществляют межведомственное информационное взаимодействие. Такое взаимодействие предполагает сотрудничество органов и организаций, участвующих в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг в целях получения необходимой информации и документов для реализации указанных услуг. Данный Федеральный закон запрещает требовать от заявителя предоставления сведений и документов, которые находятся в распоряжении уполномоченных органов и организаций. Получение таких сведений и документов осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия, либо они могут предоставляться заявителями по собственной инициативе.
Закон Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» рассматривает постановку гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства как способ учета граждан в пределах Российской Федерации, отражающий факт нахождения гражданина по месту жительства.
Согласно разделу 5 «Документы и сведения, получаемые посредством межведомственного информационного взаимодействия» приложения 4 «Технологическая схема» к Административному регламенту, утвержденному Распоряжением администрации г. Красноярска от 19.07.2013 № 156-р, документы, подтверждающие факт проживания заявителя на территории Красноярского края, запрашиваются Департаментом в рамках межведомственного информационного взаимодействия у МВД России, срок осуществления межведомственного информационного взаимодействия составляет 5 рабочих дней.
Подпунктом «ж» пункта 2 ст. 29.6 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» от 04.12.2008 № 7-2542 предусмотрено основание для отказа в предоставлении земельного участка, как несоответствие заявителя требованиям, установленным в подпункте «а» пункта 1 статьи 14 настоящего Закона, за исключением требования к возрасту детей, в случае если заявитель поставлен на очередь на предоставление земельного участка.
Подпунктом «а» п. 1 ст. 14 данного закона края предусмотрено, что право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют следующие собственники расположенных на данных земельных участках жилых домов: граждане Российской Федерации, имеющие и воспитывающие (проживающие совместно с детьми, за исключением детей, проходящих срочную военную службу по призыву) трех и более детей, в том числе пасынков, падчериц, а также приемных и опекаемых, не достигших восемнадцатилетнего возраста, а также детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, и детей, проходящих срочную военную службу по призыву, - до окончания службы, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, а детей, признанных инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, - на период установления инвалидности независимо от возраста (далее - многодетные граждане).
В соответствии с выпиской ООО УК «ЖСК» от 24.07.2019, с 15.07.2014 Волховицкая Регина Сергеевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ондар Илья Львович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы по адресу: <адрес>
Согласно представленным суду сведениям ГУ МВД России по Красноярскому краю, по информационным ресурсам, находящимся в распоряжении УВМ ГУ МВД России по Красноярскому краю, Волховицкая Регина Сергеевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Ондар Илья Львович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 15.07.2014 зарегистрированы по месту жительства по адресу<адрес>
Оценивая представленные доказательства, учитывая вышеуказанные нормы действующего законодательства, а также то, что на момент обращения административного истца к административному ответчику истцом были представлены доказательства (выписка управляющей компании), свидетельствующие о том, что все члены семьи административного истца, в том числе Волховицкая Регина Сергеевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Ондар Илья Львович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, были зарегистрированы и проживали совместно с административным истцом, оснований не доверять представленным административным истцом сведений у административного ответчика не имелось, доказательств, свидетельствующих о том, что представленные истцом доказательства сфальсифицированы, материалы дела не содержат, сведения о месте регистрации Волховицкой Р.С. и Ондар И.Л. совместно с административным истцом с 15.07.2014 подтверждены при рассмотрении настоящего дела, суд приходит к выводу о том, что отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>№И от 10.07.2020 является незаконным и необоснованным.
Кроме того, при отсутствии каких-либо сведений из ГУ МВД России по Красноярскому краю и наличии предоставленных сведений о регистрации детей совместно с заявителем административный ответчик имел возможность инициировать в порядке межведомственного информационного взаимодействия составление акта обследования органом опеки и попечительства условий жизни детей, подтверждающего совместное проживание заявителя с детьми.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования Волховицкой Саяны Кара – Ооловны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в рассмотрении заявлений о предоставлении в собственность бесплатно земельных участков, возложении обязанности, признав незаконным отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска 14594И от 10.07.2020 об отказе в предоставлении земельных участков и возложить на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанность повторно рассмотреть заявления административного истца о предоставлении земельных участков.
Оснований для удовлетворения административных исковых требований в части возложения обязанности направить распоряжение о предоставлении испрашиваемых земельных участков по ранее поданным заявлениям не имеется, в связи с тем, что данный вопрос входит в компетенцию административного ответчика с учетом конкретных обстоятельств по конкретным земельным участкам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Волховицкой Саяны Кара – Ооловны к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в рассмотрении заявлений о предоставлении в собственность бесплатно земельных участков, возложении обязанности – удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска № 14594И от 10.07.2020 об отказе в предоставлении земельных участков.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска рассмотреть заявления Волховицкой Саяны Кара-Ооловны вх. № В-8993, В-8995, В-8998, В-9001, В-9017, В-9018, В-9019, В -9020, В – 9021, В-9004, В-9010, В-9013, В-9015, В-9022, В -9023, В-9025, В-9030 в установленном действующим законодательством порядке.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Ю. Гридасова
Мотивированное решение изготовлено 28.12.2020.