Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Сочи 18 мая 2021 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Ефанова В.А.,
при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3216/2021 по административному исковому заявлению Конотоп А. И. к администрации г. Сочи о признании решения, выразившегося в отказе в предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, взамен жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Конотоп А.И. обратилась в суд с административным иском, в котором просит суд признать решение администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №ОП2485/21, выразившееся в отказе в предоставлении Конотоп А.И. и членам ее семьи (дочери - Россамахиной Ю.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и внуку - Россамахин Д.М.ДД.ММ.ГГГГ г.р.) во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма взамен жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, незаконным; обязать орган местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи предоставить Конотоп А.И. и членам ее семьи (дочери - Россамахиной Ю.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и внуку - Россамахин Д.М. 21.09.2013г.р.) во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма взамен жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Административный иск мотивирован тем, что Конотоп А. И., со ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с ГУ «Санаторий Беларусь» Управления делами Президента Республики Беларусь.
В связи трудоустройством административного истца, работодателем - ГУ «Санаторий Беларусь» (в 1985 году), ей было предоставлено для проживания жилое помещение в г. Сочи, а именно: <адрес> площадью 18,4 кв.м., в общежитии № по <адрес>, где административный истец проживала и была постоянно зарегистрирована по месту жительства (прописана) с 1985 по 2010 годы. Совместно с ней в данной комнате проживала ее дочь - Россамахина Ю. П. (ДД.ММ.ГГГГ г.р.).
Р. Г. администрации Центрального района города Сочи №-р от ДД.ММ.ГГГГ, было утверждено заключение межведомственной комиссии Центрального района города Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ, которым общежитие № по <адрес> было признано аварийным и не пригодным для постоянного проживания.
Р. Г. г. Сочи №-р от ДД.ММ.ГГГГ общежитие № по <адрес> было признано аварийным и подлежащим сносу с отселением жильцов общежития.
На основании решения Центрального районного суда r. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ (дело №) административный истец и ее дочь - Россамахина Ю. П., были принудительно выселены из занимаемой квартиры в общежитии, и вселены в предоставленную ГУ «Санаторий Беларусь» <адрес>, а по <адрес>, г. Сочи, на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. Указанная квартира на праве собственности принадлежит <адрес>, что подтверждается свидетельством ГРН от 29.07.2009г. №-АЕ 514131.
СоГ. условиям договора найма, <адрес> по адресу: г. Сочи, <адрес>, является собственностью Республики Беларусь и предоставляется нанимателю (административному истцу) и членам его семьи на срок 5 лет, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ В последствии, данный договор найма был пролонгирован на тот же срок и действовал до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в настоящее время семья административного истца не имеет жилья для постоянного проживания. Следует отметить, что административный истец и члены ее семьи состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по Центральному району города Сочи с 1989 года, учетный номер в списке муниципальной подведомственности - 3783. Перерегистрация очередности пройдена ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец направил заявление в адрес администрации г. Сочи о предоставлении Конотоп А.И. и членам ее семьи (дочери - Россамахиной Ю.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и внуку - Россамахин Д.М.ДД.ММ.ГГГГ г.р.) во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма взамен аварийного, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Однако ответом от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №ОП-2485/21 административный ответчик в удовлетворении заявления отказал, указав, что прав на внеочередное предоставление жилого помещения заявитель не имеет, и что ответчик не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность ГУ «Беларусь» по вопросам, связанным с Р. имуществом, переданным ему на праве оперативного управления, так как Р. имуществом, принадлежащие <адрес> на праве собственности, относится к исключительной компетенции собственника имущества.
Административный истец считает, что отказ администрации г. Сочи в предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма взамен жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, необоснованным и незаконным, нарушающим их права и законные интересы.
СоГ. ст. 57 Жилищного кодекса Российской, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Подпунктом 1 п. 2 ст. 57 ЖК РФ определено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Пунктом 3 ст. 49 ЖК РФ предусмотрена возможность обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями в ином порядке, соГ. которому жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Как было указано выше, административный истец занимал <адрес> площадью 18,4 кв.м, в общежитии № по <адрес>. Р. Г. г. Сочи №-р от ДД.ММ.ГГГГ общежитие № по <адрес> было признано аварийным и подлежащим сносу с отселением жильцов общежития, однако до настоящего времени иное жилье, взамен аварийного Административному истцу, не предоставлено.
Исходя из вышеназванных обстоятельств и в связи с признанием прежнего места жительства административного истца непригодным для постоянного проживания, его право на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, подлежит признанию в судебном порядке.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома следует отличать от предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст.57 ЖК РФ).
Признанное аварийным жилое помещение - <адрес> площадью 18,4 кв.м., в общежитии № по <адрес>, было предоставлено Административному истцу до введения в действие Жилищного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Из ст. 13 вышеуказанного закона следует, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения.
В судебное заседание административный истец и его представитель настаивали на удовлетворении заявленных требований поддержали правовую позицию, изложенную в административном иске.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснив, что Р. Г. города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№-р общежитие № по <адрес> признано аварийным. ГУ «Санаторий Беларусь» было обязано расселить граждан, проживающих по вышеуказанному адресу и осуществить снос жилого дома. В соответствии с договором найма административному истцу ДД.ММ.ГГГГ предоставлена <адрес>, в г. Сочи сроком на 5 лет. Предоставленная квартира является собственностью <адрес> и находится на праве оперативного управления у ГУ «Санаторий Беларусь». Администрация г. Сочи не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность ГУ «Санаторий Беларусь», принадлежащего <адрес>, по вопросам связанным с Р. собственником принадлежащим ему имуществом, так как это является исключительной компетенцией собственника имущества. По поводу предоставления жилого помещения, административный истец состоит в качестве нуждающихся в жилых помещениях по Центральному району г. Сочи с 1989 года составом семьи три человека, учетный номер в списке 3783. Вопрос о предоставлении жилого помещения будет рассмотрен в порядке очередности. Права на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке у административного истца не возникло. Обжалуемый ответ от ДД.ММ.ГГГГ правомерный, также пояснила, что настоящее обращение не первое обращение административного истца в администрацию г. Сочи.
Изучив материалы дела, выслушав лиц участвующих в судебном заседании, представленные процессуальные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
СоГ. ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец направил заявление в адрес администрации г. Сочи о предоставлении ей и членам ее семьи во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма взамен аварийного, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №ОП-2485/21 административный ответчик в удовлетворении заявления отказал, указав, что прав на внеочередное предоставление жилого помещения заявитель не имеет, и что ответчик не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность ГУ «Беларусь» по вопросам, связанным с Р. имуществом, переданным ему на праве оперативного управления, так как Р. имуществом, принадлежащие <адрес> на праве собственности, относится к исключительной компетенции собственника имущества.
Как следует из материалов дела, Конотоп А.И. со своей семьей проживали в комнате № общежития № по <адрес> в городе Сочи.
СоГ. заключению межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ№, утвержденного Р. Г. администрации Центрального района города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№-р, общежитие № (литер «М») по <адрес> в Центральном районе города Сочи признано непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.
Р. Г. города Сочи №-р от ДД.ММ.ГГГГ общежитие № литер «М» по <адрес> в Центральном районе города Сочи признано аварийным. На администрацию Центрального района города Сочи возложена обязанность направить руководителю государственного учреждения «Санаторий «Беларусь» указанное Р. с требованием о сносе и отселении жильцов общежития (л.д. 12).
Указанные обстоятельства установлены решением Центрального районного суда города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования ГУ «Санаторий «Беларусь» удовлетворены, Конотоп А.И. и Конотоп Ю.П. выселены из комнаты № общежития № по <адрес> предоставляемое жилое помещение по адресу: г. Сочи, <адрес> на условиях договора найма, предусмотренных ст. 673-688 ГК РФ. УФМС по Центральному району города Сочи обязано снять их с регистрационного учета по данному адресу.
Как установлено в судебном заседании, во исполнение вступившего в законную силу решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, ГУ «Санаторий «Беларусь» Управления делами Президента Республики Беларусь предоставил Конотоп А.И. и членом ее семьи жилое помещение по договору найма по адресу: г. Сочи, <адрес> на условиях договора найма, предусмотренных ст. 673-688 ГК РФ.
Суд не может согласиться с доводами административного истца и ее представителя, что поскольку административный истец и члены ее семьи проживали в жилом доме, который признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, администрация города Сочи обязана предоставить им жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма.
СоГ. Р. Г. администрации города Сочи обязанность по отселению жильцов была возложена на ГУ «Санаторий «Беларусь» Управления делами Президента Республики Беларусь.
Данную обязанность ГУ «Санаторий «Беларусь» Управления делами Президента Республики Беларусь по отселению Конотоп А.И. и членов ее семьи выполнило, поэтому законных оснований для возложения на администрацию города Сочи обязанности по предоставлению Конотоп А.И. и членам ее семьи жилого помещения по договору социального найма у суда не имеется.
В соответствии со ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Кроме этого, до признания общежития 8 по <адрес> непригодным для проживания, Конотоп А.И. и члены ее семьи занимали жилое помещение не по договору социального найма, общежитие принадлежало на праве собственности <адрес>.
Согалсно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
При этом ст. 86 ЖК РФ предусмотрен порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма, лицам, занимавшим жилые помещения в аварийном доме на основании договора социального найма.
Так в ст. 86 ЖК РФ указано, что, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Таким образом, для предоставления по указанным ст. 57 ЖК РФ основаниям жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, необходимо обстоятельство, а именно, то что данные граждане занимали жилые помещения в доме подлежащем сносу, на основании договора социального найма.
Вместе с тем, жилое помещение в общежитии №Конотоп А.И. и члены ее семьи занимали не по договору социального найма, следовательно у администрации г. Сочи не возникло обязанности по предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения Конотоп А.И. и членам ее семьи.
СоГ. ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании, оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах административный ответчик, вынося обжалуемое решение, действовал в строгом соответствии с законодательством РФ, а значит, решением не нарушены права административного истца, поэтому в удовлетворении административного иска следует отказать.
Доводы административного истца и его представителя, являются неправильным толкованием норм материального права.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Конотоп А. И. к администрации г. Сочи о признании решения, выразившегося в отказе в предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, взамен жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, незаконным, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме, в Краснодарский краевой суд через, Центральный районный суд города Сочи.
Мотивированное решение изготовлено 20.05.2021.
Председательствующий судья: