Дело № 2а-3216/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 августа 2021 г. г. Балашиха
Железнодорожный городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Двуреченских С.Д., при секретаре Царан К.Д., с участием административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску
ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области в лице отдела по г. Балашиха Управления Росреестра по Московской области о признании решения от 24 июня 2021г. об отказе в осуществлении кадастрового учета незаконным, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с названным административным иском указав, что является собственником гаражного бокса, общей площадью 91,2 кв. м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, бокс 119.
Постановлением главы города Железнодорожного Московской области от 19.03 1997 № 638, земельный участок на котором расположены гаражные боксы предоставлен под размещение 2-х этажного здания гаражей боксового типа для хранения личного автотранспорта индивидуальных владельцев, в последующем оформлен договором аренды земельного участка находящегося в государственной собственности № от 05.08.2008. Данный гаражный бокс заявитель использует для хранения личного автотранспорта.
В результате раздела объекта образовано два нежилых помещения с проектными номерами 119/1 общей площадью 63,2 кв.м. и 119/2 с общей площадью 28,00 кв.м. Работы проведены на основании проекта 006-2021-П перепланировки гаражного бокса № подготовленным ГБУ МО «Московское областное бюро технической инвентаризации».
Кадастровые работы выполнены ГБУ МО «Московское областное бюро технической инвентаризации» по договору от 03.03.2021 г. №.
Технический план подготовил кадастровый инженер ФИО3, являющаяся членом СРО КИ А СРО «ПрофЦКИ».
В ходе кадастровых работ выявлено, что в объекте произведена перепланировка, заложен дверной проем между помещениями и пробит проем в ненесущей стене. В данном случае не затронуты несущие конструкции здания, конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, не превышаются предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом (п. 4 ч. 17 ст. 51 Градостроительного Кодекса).
Нормы статей 1, 51, 55 Градостроительного кодекса не подлежат применению, подготовка технического плана помещения осуществляется на основании декларации, согласно письму Администрации Городского округа Балашихи от 15.02.2021 г. № 101ТГ-958.
Обременений созданного объекта не имеется. Иных лиц, оспаривающих права заявителя на созданный объект, не имеется.
Истец обратился к ответчику с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 06.03.2021 №-1.
К заявлению от 06.03.2021 №-1 были приложены: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 05.03.2021 №б/н, решение о разделе нежилого помещения (гаражного бокса) от ДД.ММ.ГГГГ, чек от 06.03.2021 на 2 000 руб. ФИО1, чек от 06.03.2021 на 2 000 руб. ФИО1
Однако 24.03.2021 отделом по г. Балашиха Управления Росреестра по Московской области Федеральной службы государственной регистрации было принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости от 24.03.2021 № в связи с отсутствием разрешения на строительство.
Решение о приостановлении регистрации незаконно.
В силу пункта 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство, реконструкцию не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Постановлением главы города Железнодорожного Московской области от 19.03.1997 № 638, земельный участок на котором расположены гаражные боксы предоставлен под размещение 2-х этажного здания гаражей боксового типа для хранения личного автотранспорта индивидуальных владельцев.
В силу пункта 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом,
Департамент недвижимости Минэкономразвития России в письме от 22 апреля 2019 г. № ог-Д23-3767 «О документах, на основании которых подготавливается технический план помещения, объекта индивидуального жилищного строительства при перепланировке (реконструкции) в целях государственного кадастрового учета», рассмотрев обращение, сообщает: «Также необходимо определить, является ли перепланировка объекта недвижимости реконструкцией, в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса, либо произведенные изменения не относятся к понятию реконструкция объекта недвижимости и в соответствии с пунктом 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса получение разрешения на строительство, а соответственно и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
Если в случае перепланировки помещения не предусмотрены решения, затрагивающие несущие конструкции здания, конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом (пункт 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса), не требуется выдача разрешения на строительство, согласование с органами местного самоуправления и выдача актов ввода в эксплуатацию, увеличение площади помещения происходит в результате капитального ремонта помещения, либо изменения ненесущих конструкций, произведенные собственником изменения помещения не угрожают безопасности здания, не несут вреда жизни и здоровью людей, не затрагивают интересы других лиц, что подтверждается документом, подготовленным уполномоченной организацией, имеющей соответствующую лицензию (Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, далее - Подтверждающий документ), то такие работы по смыслу статьи 1 Градостроительного кодекса - не являются реконструкцией объекта недвижимости.
В указанном выше случае нормы статей 1, 51, 55 Градостроительного кодекса не подлежат применению, подготовка технического плана помещения осуществляется на основании Декларации, с приложением в качестве обоснования результатов кадастровых работ без использования документов, предусмотренных статьями 51, 55 Градостроительного кодекса, подтверждающего документа, подготовленного уполномоченной организацией, имеющей соответствующую лицензию (свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального)».
Истец предоставил проект, где прописано, что данная перепланировка не нарушает несущую способность конструкции здания. В результате раздела образованы два нежилых помещения (гаражные боксы) с проектными номерами 119/1 общей площадью 63,2 кв.м. и 119/2 с общей площадью 28,0 кв.м.
В соответствии пояснительной запиской к проекту № перепланировки гаражного бокса № подготовленным ГБУ МО «Московское областное бюро технической инвентаризации» проектом предусматривалось: закладка проема, устройство проема, разделение гаражного бокса 119, на два изолированных бокса: 119/1, 119/2. В соответствии с планом демонтажа и монтажа конструкций: проём размерами 1000х21000) устраивается в ненесущей стене. Перепланировка гаража не нарушает несущую способность конструкций здания. В данном проекте несущие конструкции не затронуты.
Дополнительно 08.04.2021 истцом были представлены: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 06.04.2021 № 6/н.
22.04.2021 получено уведомление о не устранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав №
Истец обжаловал решение о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости от 24.03.2021 № в Апелляционную комиссию, но 11.06.2021 получил отказ в рассмотрении в связи с пропуском 30-ти дневного срока.
Истец 09.06.2021г. обратился в ГБУ Московской области «МОБТИ» с просьбой устранить «недостатки», указанные отделом по г. Балашиха Управления Росреестра по Московской области Федеральной службы государственной регистрации. Получил ответ от ГБУ Московской области «МОБТИ».
Истец направил в Министерство жилищной политики Московской области заявление для получения разрешения на реконструкцию с приложением проекта перепланировки и технического паспорта. Получен ответ из Министерства жилищной политики МО об отказе в регистрации в связи с отсутствием документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 ГК РФ. Таких документов на перепланировку гаража, находящегося у заявителя как физического лица в собственности для хранения личного транспорта, не требуется.
24.06.2021 получен отказ Росреестра в регистрации N2 КУВД-001/20218262135/4 с единственной причиной отказа не представлен акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение перепланировки.
Таким образом, изначально Росреестр приостановил регистрацию по одному незаконному основанию, а отказал по другому незаконному основанию.
Росреестр в отказе ссылается на пункт 20 Требований к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 18 декабря 2015 г. № 953, в котором указано, что сведения о машино-месте указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод в эксплуатацию здания (сооружения), в котором расположено машино-место, проектной документации этого здания (сооружения), проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки помещения в многоквартирном доме.
Таким образом, данное требование о предоставлении акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки, касается только перепланировки помещений в многоквартирных домах.
Требование Росреестра о предоставлении акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки, не основано на законе и выполнить его не представляется возможным, поскольку в настоящее время на уровне федерального законодательства порядок перепланировки нежилых помещений не урегулирован, на что указывает пункт 4 письма Министерства экономического развития РФ от З марта 2017 г. N2 Д23и-1179 «О рассмотрении обращения».
Также в пункте 4 письма Министерства экономического развития РФ от З марта 2017 года № Д2Зи-1179 «О рассмотрении обращения», отмечено, что необходимость выдачи органами местного самоуправления справок, подтверждающих завершение перепланировки нежилого помещения, а также подтверждающих, что выполненная перепланировка не угрожает жизни и здоровью граждан и отвечает требования санитарных норм и правил, либо иных подобных документов не предусматривается ни ГрК РФ, ни Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с частью 11 статьи 24 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8-10 данной статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Таким образом, требование органа кадастрового учета о представлении акт приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки необоснованно.
Истец считает, что указанный отказ в государственной регистрации права собственности на созданный Объект противоречит ч. 10 ст. 40, ст. ст. 26, 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», нарушает права и законные интересы заявителя как собственника нежилого помещения.
Просит суд признать решение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице отдела по г. Балашиха Управления Росреестра по Московской области от 24.06.2021 № об отказе в осуществлении кадастрового учета незаконным, возложить на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в лице отдела по г. Балашиха Управления Росреестра по Московской области осуществить государственную регистрацию права собственности административного истца на объекты недвижимости, а именно: помещения с проектными номерами 119/1 площадью 63,2 кв.м. и 119/2 с площадью 28,00 кв.м. указанных в техническом плане от 06.04.2021 составленным ГБУ МО «Московское областное бюро технической инвентаризации», кадастровый №, расположенных по адресу: <адрес>
Административный истец ФИО1 в судебном заседании доводы административного иска подтвердил, просил иск удовлетворить.
Административный ответчик Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ответчика и отзыв, в котором просил в иске отказать, т.к. в нарушение ч.10 ст. 24 Закона о регистрации во взаимосвязи с п. 20 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений не представлен акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение перепланировки.
Суд, выслушав административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с подпунктом 1, подпунктом 4 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке.
В силу пункта 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости к числу оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав относится, в том числе, технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Частью 1 статьи 24 Закона о регистрации недвижимости предусмотрено, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Перечень сведений, указываемых в техническом плане, предусмотрен частью 2 статьи 24 Закона о регистрации недвижимости, согласно пункту 1 которой в техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.
Также согласно положениям части 8 статьи 24 Закона о регистрации недвижимости сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости.
В силу части 11 статьи 24 Закона о регистрации недвижимости, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 данной статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, которая прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случаях, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
Согласно статье 27 Закона о регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.
Судом установлено, что ФИО1 обратился в регистрирующий орган с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости нежилые помещения гаражные боксы, площадью 63,2 кв. м, 28 кв. м расположенные по адресу: <адрес> приложив к нему технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 05.03.2021 №б/н, решение о разделе нежилого помещения (гаражного бокса) от 03.03.2021г.
Уведомлением от 24 марта 2021г. административному истцу было сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав до 24 июня 2021г., со ссылкой на ч.2 ст. 51 ГК РФ в связи с отсутствием разрешения на строительство.
Дополнительно 08 апреля 2021г. истцом были представлены: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 06.04.2021 № 6/н.
22 апреля 2021г. получено уведомление о не устранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав №
Уведомлением от 24 июня 2021г. регистрирующим органом сообщено об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на вышеназванные объекты недвижимости в связи с тем, что в нарушение ч.10 ст. 24 Закона во взаимосвязи с пунктом 20 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений не представлен акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение перепланировки.
Согласно п. 10 ст. 24 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Сведения о помещении или машино-месте, за исключением сведений о площади помещения или машино-места и об их местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки. Представление в качестве приложения к техническому плану помещения, машино-места проектной документации (копий такой документации), проекта перепланировки (копии такого проекта) не осуществляется. В техническом плане указываются сведения о таких документации, проекте. Сведения из таких документации, проекта включаются в текстовую и графическую части технического плана в объеме, предусмотренном формой технического плана, требованиями к его подготовке, составом содержащихся в нем сведений.
Согласно п. 20 Приказа Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» сведения о помещении или машино-месте, за исключением сведений о площади помещения или машино-места и об их местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки помещения в многоквартирном доме.
Принимая во внимание, что в данном случае в результате раздела объекта недвижимости – гаражного бокса, образовано два нежилых помещения с проектными номерами 119/1 общей площадью 63,2 кв.м. и 119/2 с общей площадью 28,00 кв.м, при этом указанные действия произведены не в многоквартирном доме, работы проведены на основании проекта 006-2021-П перепланировки гаражного бокса № 119 подготовленным ГБУ МО «Московское областное бюро технической инвентаризации», кадастровые работы выполнены ГБУ МО «Московское областное бюро технической инвентаризации» по договору от 03.03.2021 г. №, в ходе кадастровых работ выявлено, что в объекте произведена перепланировка, заложен дверной проем между помещениями и пробит проем в ненесущей стене. В данном случае не затронуты несущие конструкции здания, конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, не превышаются предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, технический план подготовил кадастровый инженер ФИО2, являющаяся членом СРО КИ А СРО «ПрофЦКИ», технический план соответствует требованиям закона, суд приходит к выводу, что ФИО1 были представлены все необходимые документы для осуществления испрашиваемых регистрационных действий, вследствие чего у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в осуществления действий по государственному кадастровому учету объектов недвижимости.
При этом судом учтено сообщение Администрации г.о. Балашиха от 15 февраля 2021г. и ответ из Министерства жилищной политики МО об отказе в регистрации в связи с отсутствием документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 ГК РФ.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии в лице отдела по г. Балашиха Управления Росреестра по Московской области о признании решения от 24 июня 2021г. об отказе в осуществлении кадастрового учета незаконным, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности – удовлетворить.
Признать незаконным решение Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии в лице отдела по г. Балашиха Управления Росреестра по Московской области от 24 июня 2021г. об отказе ФИО1 в осуществлении кадастрового учета.
Возложить на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии в лице отдела по г. Балашиха Управления Росреестра по Московской области обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности ФИО1 на объекты недвижимости:
-помещение с проектным номером 119/1 площадью 63,2 кв. м;
-помещение с проектным номером 119/2 площадью 28 кв. м,
указанные в техническом плане от 06 апреля 2021г. составленным ГБУ МО «Московское областное бюро технической инвентаризации», кадастровый №, расположенные по адресу <адрес>
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия судьей решения в окончательной форме через Железнодорожный городской суд Московской области.
копия верна судья секретарь
Решение в окончательной форме
изготовлено 13 сентября 2021 г.