ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3218/18 от 22.11.2018 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2018 г. г. Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3218/2018 по административному исковому заявлению заявление Миловановой О.В. к администрации г.Иркутска о признании незаконным отказа в согласовании приемки выполненных работ по переустройству и перепланировке переводимых жилых помещений в нежилое помещение,

У С Т А Н О В И Л :

Милованова О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г.Иркутска, с требованиями признать незаконным отказ от 30.07.2018г. в согласовании приемки выполненных работ по переустройству и перепланировке переводимых жилых помещений расположенных в <адрес> в нежилое, обязать администрацию города Иркутска повторно рассмотреть заявление Миловановой О.В. согласовании приемки выполненных работ по переустройству и перепланировке переводимых жилых помещений расположенных в <адрес> в нежилое.

В обоснование требований административным истцом указано, что Милованова О.В. является собственником квартиры по <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках зарегистрированных прав на объекты недвижимости. 26.04.2011г. в адрес прежнего собственника - В.Т. было направлено уведомление о переводе жилого помещения в нежилое. 25.04.2011г. было вынесено распоряжение о переводе жилых помещений, расположенных в <адрес> в нежилое. С целью осуществления своих конституционных прав и оформления акта выполненных работ по переустройству и перепланировке переводимых жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>,ул.Российская,19 кв.кв. она обратилась с заявлением от 04.07.2018г. в Комитет по управлению Правобережным округом г. Иркутска с заявлением о приемке выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке переводимого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> и выдаче акта приемочной комиссии. 30.07.2018г. ей было направлено письмо заместителя мэра-председателем комитета по управлению Правобережным округом г. Иркутска о том, что в представленном ею пакете документов отсутствует проектная документация, согласованная в органе, осуществляющем перевод помещений. Однако, согласно перечню документов, приложенных к заявлению, имеется два проекта: проект перепланировки с печатью «согласовано» от 03.12.2010г., проект Локальные ремонтные работы. Цветовое решение фасадов», где также имеется печать согласовано». Также перед подачей документов она дважды была на консультации специалиста С.И. которая смотрела документы и сделала замечания, которые были устранены, и только после этого она в Единое окно подала пакет документов, отвечающий требованиям к переустройству и (или) перепланировке и переводу жилых помещений в нежилое. Считаю, что письмо от 30.07.2018г. нарушает права и свободы административного истца, препятствует в осуществлении и реализации законных интересов по оформлению прав на нежилое помещение, а также не соответствует закону. Также в письме не указано, что еще дополнительно ей необходимо представить. Из устного звонка исполнителя С.И. ей было рекомендовано переставить печать «согласовано» на другую страницу проекта перепланировки и обратиться в Департамент архитектуры и градостроительства с просьбой переставить печать в нужное место. Обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства с просьбой переставить печать в нужное место, однако ей пояснили, что все документы подаются через Единое Окно. Обратившись в Единое окно, ей пояснили, что существует специальная форма бланков заявлений и заявления о постановке печати в нужное место в проекте, такой госуслуги нет и такого бланка заявления нет. Считаю, что произведенное ранее согласование проекта в Департаменте архитектуры и градостроительства не должна ставиться в зависимость от постановки печати в проекте в не том месте.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по настоящему делу прекращено в части требований об обязании администрации города Иркутска повторно рассмотреть заявление Миловановой О.В. согласовании приемки выполненных работ по переустройству и перепланировке переводимых жилых помещений расположенных в <адрес> в нежилое в связи с отказом административного истца от данных требований.

Административный истец Милованова О.В. в судебное заседание не явилась, уведомлена о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Представитель административного истца Белова М.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в административном иске, настаивала на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика администрации г. Иркутска Кабалюк П.Ю. требования не признал по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, Распоряжением заместителем мэра-председателем комитета по управлению Правобережным округом от 25.04.2011г. жилые помещения, расположенные в <адрес>, принадлежащие на праве собственности В.Т. на основании договоров купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (свидетельства о государственной регистрации права <адрес>, выданное 22.08.2008г.,- <адрес>, выданное ДД.ММ.ГГГГ) переведены в нежилые для дальнейшего использования под магазин непродовольственных товаров. Этим же распоряжением на собственника возложена обязанность провести переустройство и перепланировку жилых помещений в соответствии с подготовленным и оформленным в установленном порядке проектом; после проведения переустройства и перепланировки предъявить нежилое помещение для приемки в эксплуатацию в установленном порядке приемочной комиссии Комитета по управлению Правобережным округом администрации г. Иркутска.

В настоящее время Милованова О.В. является собственником квартиры , а по <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках зарегистрированных прав на объекты недвижимости.

04.07.2018г. Милованова О.В. обратилась в Комитет по управлению Правобережным округом г. Иркутска с заявлением о приемке выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке переводимого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> и выдаче акта приемочной комиссии.

В ответе администрации г. Иркутска от 30.07.2018г. на заявление Миловановой О.В. о приемке выполненных работ по переустройству и перепланировке переводимых жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, указано, что в представленном пакете документов отсутствует проектная документация, согласованная в органе, осуществляющим перевод помещений. Следовательно, не представляется возможным осуществить проверку на соответствие выполненных работ по перепланировке и переустройству переводимых жилых помещений.

При разрешении заявленных требований суд учитывает следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, представляет документы, перечисленные в подпунктах 1 - 6 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе, согласие собственников помещений многоквартирного дома на использование общего имущества.

Исходя из положений части 3 - 6 приведенной ранее статьи, решение о согласовании или об отказе в согласовании принимается по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган. Данное решение является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Постановлением администрации г. Иркутска от 13.04.2012 N 031-06-719/12 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение» (далее – Административный регламент).

В соответствии с п. 26 Административного регламента, муниципальная услуга предоставляется администрацией города Иркутска. Структурным подразделением администрации города Иркутска, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является отдел.

Ответственным за прием и выдачу документов по муниципальной услуге является отдел по работе с населением соответствующего округа муниципального казенного учреждения «Сервисно-регистрационный центр» г. Иркутска.

При предоставлении муниципальной услуги отдел взаимодействует со структурными подразделениями администрации города Иркутска, органами государственной власти, подведомственными органам государственной власти или органам местного самоуправления организациями (п. 27 Административного регламента).

В соответствии с п. 29 Административного регламента, муниципальная услуга предоставляется в течение 90 дней (100 дней, если жилое (нежилое) помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры) со дня поступления заявления с приложением документов, предусмотренных главой 10 раздела II настоящего административного регламента в отдел (в случае подачи заявления через многофункциональный центр), Единое окно, в том числе:

2) приемка работ по переустройству и (или) перепланировке переводимого помещения в случае, если таковые необходимы для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого, в течение 43 дней (55 дней, если жилое (нежилое) помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры) с момента поступления заявления о приемке выполненных работ в отдел (в случае подачи заявления через многофункциональный центр), Единое окно.

Согласно пунктам 32, 33 Административного регламента, для получения муниципальной услуги заявитель или его представитель подает в Единое окно либо в многофункциональный центр заявление по форме согласно Приложениям N 1 - 2 к настоящему административному регламенту.

К заявлению прилагаются:

1) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

2) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

3) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

4) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения);

5) согласие в письменной форме на обработку персональных данных по форме согласно Приложению № 3 к настоящему административному регламенту.

Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные подпунктами 2 и 3 настоящего пункта, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные подпунктом 1 настоящего пункта.

Кроме того, пунктом 35 Административного регламента предусмотрено, что при проведении переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения, если такое жилое (нежилое) помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры, проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения должен быть согласован с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

Согласно п. 28 Административного регламента, результатом предоставления муниципальной услуги является:

1) выдача (направление) заявителю (представителю заявителя) мотивированного отказа в предоставлении муниципальной услуги;

2) выдача (направление) заявителю (представителю заявителя) уведомления о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение;

3) выдача (направление) заявителю (представителю заявителя) акта приемочной комиссии или письма об отказе в подписании акта приемочной комиссии.

В соответствии с пунктом 38 Административного регламента, основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является:

1) непредставление документов, указанных в главе 10 раздела II настоящего административного регламента, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

2) представление документов в ненадлежащий орган;

3) несоблюдение условий перевода помещения, предусмотренных пунктами 39 - 43 главы 12 раздела II настоящего административного регламента;

4) несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства Российской Федерации;

5) поступление в отдел ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если отдел после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления.

В соответствии с п. 111 Административного регламента, основанием для начала административной процедуры является поступление заявления о приемке выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке переводимого помещения по форме согласно Приложению N 6 к настоящему административному регламенту в отдел из многофункционального центра, через Портал, в Единое окно.

Ответственными за выполнение административной процедуры являются: а) специалист отдела; б) специалист, ответственный за регистрацию заявлений и документов в комитете; в) сотрудник Единого окна (п. 111 Административного регламента).

Завершение переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.

В течение 39 календарных дней, а в случае, если жилое (нежилое) помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры, в течение 51 календарного дня с момента регистрации заявления специалист отдела готовит проект акта приемочной комиссии и обеспечивает его подписание членами приемочной комиссии.

Приемочная комиссия создается распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по управлению округом администрации города Иркутска (пункты 115-117 Административного регламента).

В соответствии с п. 120 Административного регламента, приемка работ по переустройству и (или) перепланировке помещений, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры, осуществляется с участием представителя государственного органа по охране объектов культурного наследия.

В случае, если в процессе приемки работ по переустройству и (или) перепланировке помещений установлен факт отклонения заявителя от проекта перепланировки и (или) переустройства переводимого помещения, специалистом отдела готовится письмо на бланке комитета об отказе в подписании акта приемочной комиссии до устранения заявителем замечаний согласно проекта перепланировки и (или) переустройства переводимого помещения.

В течение 1 рабочего дня со дня подписания акта приемочной комиссии или письма об отказе в подписании акта приемочной комиссии заявитель уведомляется о принятом решении по телефону или письмом, подписанным начальником отдела, с просьбой получить акт приемочной комиссии либо письмо об отказе в подписании акта приемочной комиссии (п. 121 Административного регламента).

Как следует из оспариваемого решения, основанием для отказа в приемке выполненных работ по переустройству и перепланировке переводимых жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, указано, что в представленном пакете документов отсутствует проектная документация, согласованная в органе, осуществляющим перевод помещений.

Вместе с тем, данный довод не соответствует действительности и представленным документам.

Так согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ в пакете документов в администрацию г. Иркутска, в том числе, был представлен проект перепланировки.

Согласно данному проекту перепланировки, подготовленному «<данные изъяты>» в 2009 г., данный проект согласован Службой по охране объектов культурного наследия ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует штамп Службы на титульном листе проекта.

При таких обстоятельствах, основания для отказа в приемке выполненных работ по переустройству и перепланировке помещения не имелось.

Доводы административного ответчика, о том, что штамп о согласовании Службой стоит не в том месте, не основан на законе, поскольку законодательно не установлено, в каком месте должен ставиться такой штамп. Кроме того, простановка штампа Службой «не в том месте» не может ставиться в вину заявителю.

Доводы административного ответчика о том, что заявителем в администрацию г. Иркутска не было представлено согласие Службы по охране объектов культурного наследия на приемку выполненных работ противоречат положениям пунктов 116, 118 Административного регламента.

Так в силу п. 116 Административного регламента, в течение 39 календарных дней, а в случае, если жилое (нежилое) помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры, в течение 51 календарного дня с момента регистрации заявления специалист отдела готовит проект акта приемочной комиссии и обеспечивает его подписание членами приемочной комиссии.

Перед подписанием акта приемочная комиссия выезжает в переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение и устанавливает соответствие проведенных работ проекту переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (п. 118).

При таких обстоятельствах оспариваемое решение не соответствует закону.

Из содержания ст. 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

По смыслу данной нормы права, для признания решения незаконным должна имется совокупность обстоятельств: несоответствие решения закону и наличие нарушений прав административного истца.

Суду административным ответчиком был представлен Акт приемочной комиссии от 19.11.2018г. о приемке выполненных работ по переустройству и перепланировке переводимых жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, подписанный членами комиссии, который также был вручен представителю административного истца.

Как пояснила в судебном заседании представитель административного истца, права административного истца восстановлены, однако полагает, что решения по делу должно быть «уроком» администрации г. Иркутска и служить в назидание административному ответчику и специалистам отдела, которые эту муниципальную услугу оказывают.

Вместе с тем, такие обстоятельства не могут расцениваться как нарушение прав, поскольку административное судопроизводство не преследует целей «быть уроком» либо служить «в назидание» кому-либо, а направлено на восстановление нарушенных либо оспариваемых прав.

Учитывая, что в ходе рассмотрения дела права административного истца были восстановлены, акт приемки выполненных работ ей был выдан, на момент рассмотрения дела судом нарушений прав административного истца не установлено, суд полагает, что совокупности правовых оснований, предусмотренных ст. 227 КАС РФ, для признания оспариваемого решения незаконным не имеется.

С учетом того, что оспариваемое решение датировано 30.07.2018г., административный истец обратилась в суд с настоящим административным иском 10.08.2018г., срок обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Миловановой О.В. к администрации г.Иркутска о признании незаконным отказа от 30.07.2018г. в согласовании приемки выполненных работ по переустройству и перепланировке переводимых жилых помещений расположенных в <адрес> в нежилое – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения изготовлен 26.11.2018г. Н.Н. Исакова