Дело № 2а-3219/2016 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2016 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Курнаевой Е.Г.,
при секретаре Мамедовой М.М.,
с участием представителей административного истца ФИО4, действующего на основании Устава, ФИО3, действующего на основании доверенности,
представителя административных ответчиков Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю Министерства юстиции Российской Федерации ФИО1, действующего на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Пермской городской общественной организации «Центр гражданского образования и прав человека» к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю, Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконными выводов Акта проверки Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, Предупреждения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ; к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Пермская городская общественная организация «Центр гражданского образования и прав человека» (далее по тексту – Организация, Центр) обратилась в суд с административным иском к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю, Министерству юстиции Российской Федерации; просит признать незаконными выводы акта проверки Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю (далее по тексту – Управление) от ДД.ММ.ГГГГ№ в части осуществления административным истцом деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента; признать незаконными выводы п. 5 Предупреждения Управления от ДД.ММ.ГГГГ о нарушении законов «Об общественных объединениях» и «О некоммерческих организациях» в связи с неподачей заявления на включение в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента; а также просит признать незаконным Распоряжение Министерства Юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ о включении административного истца в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента и обязать Министерство юстиции РФ исключить Организацию из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента как незаконно включенную.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением составлен акт проверки, которым установлено, что Организация осуществляет деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, при этом не подала заявление на включение ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. В связи с чем, в п. 5 Предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ сделан вывод о том, что в нарушение ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Организация не обратилась с заявлением о включении ее в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. На основании данного акта проверки Министерство юстиции РФ внесло Организацию в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента.
Указывает, что с данными выводами Акта проверки и Предупреждения административный истец не согласен, поскольку выводы являются необоснованными, нарушают положения международного права, в частности Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Также действия Министерства юстиции РФ о включении Центра в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не основано на требованиях п. 6 ст. 2 Закона «О некоммерческих организациях». Не оспаривая факт получения иностранного финансирования, утверждают, что Общественная организация не участвуют в политической деятельности. Уставные виды деятельности Организации – воспитательная, просветительная, образовательная. При принятии решения не установлены фактические обстоятельства в деятельности организации, которые были бы направлены на изменение государственной политики или формирование общественного мнения в этих целях. На основании изложенного, административный истец просит заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представители административного истца на требованиях настаивали по основаниям, изложенным в административном иске. Также поддержали письменные пояснения (л.д. 99-107), из содержания которых следует, что деятельность Центра нельзя признать политической на основе расширительного толкования критериев политической деятельности. Административным органом не установлено, что деятельность Центра велась в интересах источников финансирования, вместе с тем, образовательная деятельность Организации осуществлялась в интересах российских целевых групп (учащихся, учителей, родителей, учащихся и др.) на основании поступающих от участников этих целевых групп заявок, а не заказа от благотворительных организаций, предоставляющих пожертвования, то есть их интереса. Включение Центра в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, является нарушением прав Организации, которые защищает Конституция РФ и международные правовые акты: свободы объединений (ст. 30 Конституции РФ, ст. 11 Европейской конвенции прав человека и основных свобод, ст. 22 Международного пакта о личных и политических правах и др.), свободы выражения мнения (ст. 29 Конституции РФ, ст. 10 Европейской конвенции прав человека и основных свобод, ст. 19 Международного пакта о личных и политических правах и др.), а также запрета дискриминации (ст. 14 Европейской конвенции прав человека и основных свобод, ст. 26 Международного пакта о личных и политических правах и др.), поскольку включение некоммерческой организации в указанный реестр означает для нее серьезные обременения, как материальные, так и репутационные, что фактически является введением ограничений указанных свобод, не основанных на общественном интересе и не оправданных в демократическом обществе. Также затрудняют просветительскую деятельность Центра, что является нарушением свободы выражения мнения.
Представитель административных ответчиков в судебном заседании с требованиями не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 74-83), согласно которым Управление провело плановую документарную проверку Организации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на предмет соответствия деятельности общественного объединения уставным целям, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества за период с января 2013 г. по декабрь 2015 г., в результате которой выявлено, что в нарушение ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Центр не обратился с заявлением о включении его в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Также в ходе проверки установлено, что Организацией в период проверки получено иностранное финансировании на сумму ФИО38 руб. от следующих организаций:
январь 2013 г. – OSI ASSISTANCE FOUNDATION – ФИО6 руб.
апрель 2013 г. – Фонд «Национальный вклад в демократию» (NATIONAL ENDOWMENT FOR DEMOCRACY) – Фонд «NED» - ФИО8 руб.
октябрь 2013 г. – Фонд «NED» - ФИО10 руб.
декабрь 2013 г. – OSI ASSISTANCE FOUNDATION – ФИО12 руб.
январь 2014 г. – EUROPEAN COMMISSION DIRECTORATE GENERAL BUDGET BRUSSELS - ФИО14 руб.
февраль 2014 г. – Фонд «NED» - ФИО16 руб.
май 2014 г. – THE TRANSATLANTIC FOUNDATION - ФИО18 руб.
июль 2014 г. – Фонд «NED» - ФИО20 руб.
июль 2014 г. – THE TRANSATLANTIC FOUNDATION - ФИО22 руб.
июль 2014 г. – Фонд «NED» - ФИО26 руб.
август 2014 г. – OSI ASSISTANCE FOUNDATION – ФИО24 руб.
октябрь 2014 г. – Фонд «NED» - ФИО28 руб.
январь 2015 г. – Фонд «NED» - ФИО30 руб.
май 2015 г. - EUROPEAN COMMISSION DIRECTORATE GENERAL BUDGET BRUSSELS - ФИО32 руб.
май 2015 г. – Фонд «NED» - ФИО34 руб.
август 2015 г. – ANKER HOTEL STORGATA OSLO NORWAY - ФИО36 руб.
При этом, согласно распоряжений Минюста России №-р от ДД.ММ.ГГГГ и №-р от ДД.ММ.ГГГГ организации Фонд «Национальный вклад в демократию» (NATIONAL ENDOWMENT FOR DEMOCRACY) и Институт Открытое Общество Фонд Содействия (OSI ASSISTANCE FOUNDATION) включены в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.
Также ответчик указывает, что на основании анализа деятельности Организации, проведенных ею мероприятий, установлено, что Организация в ходе осуществления своей деятельности оказывает непосредственное воздействие на органы государственной власти, формирует общественное мнение в целях оказания воздействия на органы государственной власти в части реализации федерального государственного общеобразовательного стандарта посредством:
- проведения тематических мониторингов и дачи непосредственных рекомендаций органам государственной власти по реализации нормативного правового регулирования образовательных правоотношений, направление указанных материалов руководителям федеральных, региональных, муниципальных органов управления образованием; заместителю губернатора, курирующего сферу образования, депутатам законодательного собрания Пермского края, уполномоченным по правам человека и по правам ребенка в Российской Федерации и Пермском крае; средствам массовой информации и международным правозащитным организациям,
- направление работников сферы образования и журналистов за счет средств иностранного финансирования на территории иностранных государств с целью изучения и анализа, реализации, внедрения зарубежных образовательных стандартов по правам человека в российский образовательный стандарт с целью изменения концепции обучения и воспитания по вопросам прав человека в российских школах,
- участия в расширенном заседании Экспертного совета по дополнительному образованию взрослых и просветительской деятельности Комитета Государственной Думы по образованию, с целью оказания воздействия на принимаемые государственными органами решений в указанной сфере.
Кроме того, Организация оказывает воздействие на органы государственной власти и осуществляет формирование общественного мнения в сфере реализации прав и свобод граждан на проведение общих собраний, митингов, демонстраций, посредством доведения до общественности, слушателей, на семинарах презентаций в целях выработки у представителей органов власти большей терпимости к данным мероприятиям, в том числе по отношению к критике их деятельности, неизбежно присутствующей на подобного рода мероприятиях; а также путем размещения на официальном интернет-сайте Организации памятки, подробно описывающей процедуру подготовки к участию в митингах, шествиях, демонстрациях, разъясняющей принципы участия и ухода с митинга, порядок общения с представителями органов государственной власти, а также способы физического взаимодействия с представителями силовых структур.
Таким образом, Организация осуществляла деятельность, подпадающую под признаки установленные положениями абз. 1 и 2 п. 6 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в связи с чем, на основании акта проверки распоряжением Минюста России от 03.03.2016 г. Организация включена в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента. Полагает, что российская некоммерческая организация, получающая денежные средства и иное имущество от иностранных источников и участвующая в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, должна признаваться выполняющей функции иностранного агента в случае участия в политических акциях в целях воздействия на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику вне зависимости от того, каких - положительных (одобрительных) или отрицательных (критических) - оценок придерживается такая организация.
Суд, заслушав пояснения представителей административного истца, оценив доводы административного искового заявления, учитывая возражения представителя административных ответчиков, исследовав материалы настоящего дела, материалы контрольного дела № (ФИО41 о деятельности Пермской городской общественной организации «Центр гражданского образования и прав человека», суд признает административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
На основании ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).
В соответствии с ч. 3 ст. 64 КАС РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены приговор и постановления суда, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (ч. 2 ст. 2).
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (ч. 3 ст. 2).
Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.
Указанная деятельность осуществляется в следующих формах:
участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;
формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;
вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;
финансирование указанной деятельности.
К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность (ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Согласно ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом (ч. 2).
Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 3).
Сведения, содержащиеся в представляемых для государственной регистрации документах некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, составляют реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ведение которого осуществляется уполномоченным органом. Порядок ведения указанного реестра устанавливается уполномоченным органом (ч. 10 ст. 13.1. Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Согласно п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
В случае выявления некоммерческой организации, осуществляющей деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, уполномоченный орган включает такую некоммерческую организацию в указанный реестр.
Порядок ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, утвержден Приказом Минюста РФ от 30 ноября 2012 года N 223.
Согласно п.п. 2, 3 данного Порядка ведение реестра осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации. Реестр ведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии сведений на бумажных носителях сведениям на электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях. Реестр формируется на основе документированной информации, предоставляемой некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента.
В силу подпункта 30.10 пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" Министерство юстиции РФ осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций и структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
Согласно п. 26 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации", утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 N 456 (далее по тексту -Административный регламент) исполнение государственной функции включает в себя, в том числе, проведение проверок некоммерческих организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Минюста России (территориальных органов).
Судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.
Пермская городская общественная организация «Центр гражданского образования и прав человека» зарегистрирована в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31-43).
Как следует из Устава Фонда его деятельность направлена на просвещение и воспитание населения, прежде всего, молодежи в духе идей толерантности, ненасилия, миротворчества, уважения к правам человека, идеалам демократии и гуманизхма.
Для достижения уставных целей Центр организует преподавание курса прав человека и других обществоведческих курсов в средних и высших учебных заведениях, разрабатывает методические пособия в помощь учителям, содействует внедрению курса прав человека в образовательный стандарт средней и высшей школы; способствует развитию негосударственной системы гражданского образования, образования взрослых, в первую очередь, в сфере общественных наук; вовлекает молодежь в добровольную благотворительную социальную работу по оказанию помощи больным, престарелым и одиноким гражданам, лицам, пострадавшим в годы политических репрессий; осуществляет просветительскую деятельность, ознакомление молодых людей с историей политических репрессий на Урале и в СССР, механизмами тоталитарного насилия и подавления свободы, ущемления прав человека; создает условия для самостоятельной исследовательской работы молодым людям по проблемам новейшей истории России, политологии, прав человека; содействует развитию интеллектуальных качеств посредством участия молодежи и людей различных возрастных категорий в дискуссиях, семинарах, ролевых играх, интеллектуальных играх, ток-шоу и т.д.; содействует органам образования, здравоохранения, социальной защиты населения, общественным объединениям и гражданам, заинтересованным в решении проблем просвещения и воспитания молодежи (статья 2).
Перечень видов деятельности, которые Центр вправе осуществлять для решения своих задач приведен в пункте 2.3 Устава.
Как следует из материалов дела, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Управления Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О проведении плановой выездной проверки», проведена плановая документарная проверка в отношении Пермской городской общественной организации «Центр гражданского образования и прав человека» на предмет соответствия деятельности Центра уставным целям, в том числе, по расходованию денежных средств и использованию иного имущества за период с января 2013 г. по декабрь 2015 г.
Проверка проведена на основании поступившего ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления письма Центра противодействия экстремизму ГУ МВД России по Пермскому краю (материал).
По результатам проверки составлен Акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-25), которым установлено, что в проверяемый период деятельность Центра осуществлялась с нарушениями действующего законодательства.
В частности в ходе проверки установлено, что Центром за период с 2013 г. по 2015 г. получено иностранное финансирование на сумму ФИО39 руб. от следующих организаций:
январь 2013 г. – OSI ASSISTANCE FOUNDATION – ФИО7 руб.
апрель 2013 г. – Фонд «Национальный вклад в демократию» (NATIONAL ENDOWMENT FOR DEMOCRACY) – Фонд «NED» - ФИО9 руб.
октябрь 2013 г. – Фонд «NED» - ФИО11 руб.
декабрь 2013 г. – OSI ASSISTANCE FOUNDATION – ФИО13 руб.
январь 2014 г. – EUROPEAN COMMISSION DIRECTORATE GENERAL BUDGET BRUSSELS - ФИО15 руб.
февраль 2014 г. – Фонд «NED» - ФИО17 руб.
май 2014 г. – THE TRANSATLANTIC FOUNDATION - ФИО19 руб.
июль 2014 г. – Фонд «NED» - ФИО21 руб.
июль 2014 г. – THE TRANSATLANTIC FOUNDATION - ФИО23 руб.
июль 2014 г. – Фонд «NED» - ФИО27 руб.
август 2014 г. – OSI ASSISTANCE FOUNDATION – ФИО25 руб.
октябрь 2014 г. – Фонд «NED» - ФИО29 руб.
январь 2015 г. – Фонд «NED» - ФИО31 руб.
май 2015 г. - EUROPEAN COMMISSION DIRECTORATE GENERAL BUDGET BRUSSELS - ФИО33 руб.
май 2015 г. – Фонд «NED» - ФИО35 руб.
август 2015 г. – ANKER HOTEL STORGATA OSLO NORWAY - ФИО37 руб.
При этом, распоряжением Минюста России №-р от ДД.ММ.ГГГГ и №-р от ДД.ММ.ГГГГ организации Фонд «Национальный вклад в демократию» (NATIONAL ENDOWMENT FOR DEMOCRACY) и Институт Открытое Общество Фонд Содействия (OSI ASSISTANCE FOUNDATION) включены в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации.
Также в ходе проведения проверки было выявлено, что в нарушение ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Центр не обратился с заявлением о включении его в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (п. 5 Выводов Акта проверки).
Управление в адрес Организации направило предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ, которым обязывает административного истца устранить допущенные нарушения законодательства Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27-29).
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Центр включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Делая вывод о том, что Центр обязан был обратиться в заявлением о включении его в предусмотренный пунктом 10 ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, Управление исходило из того, что в проверяемый период организация получала финансирование из иностранных источников и занималась деятельностью, носящей политический характер.
В ходе судебного разбирательства лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что в период действия вышеприведенных норм права, регулирующих деятельность организаций, выполняющих функции иностранных агентов, Центром получены деньги от иностранных источников на общую сумму ФИО40 руб.
Несогласие административного истца с оспариваемыми решениями сводится к тому, что истец оспаривает участие Центра в политической деятельности, ссылаясь на характер проводимых мероприятий, не имеющих признаков политической деятельности. В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на Политологическое заключение на предмет наличия признаков политической деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, составленного специалистом ФИО2 (л.д. 63-70).
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Центр, являясь российской некоммерческой организацией, в проверяемый период получал денежные средства от иностранных государств и участвовал в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, то есть выполнял функции иностранного агента, а указанные выводы Акта проверки и Предписания Управления от ДД.ММ.ГГГГ и решение Министерства юстиции РФ о включении Центра в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, являются правомерными.
К данному выводу суд приходит по следующим основаниям.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 08 апреля 2014 года N 10-П "По делу о проверке конституционности положений п. 6 ст. 2 и п. 7 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части 6 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и ч. 1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив", граждан К., С. и Ю.", как вытекает из содержания взаимосвязанных положений п. 6 ст. 2, абз. 2 п. 7 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и ч. 6 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", некоммерческая организация - для того чтобы быть признанной выполняющей функции иностранного агента - должна:
быть российской некоммерческой организацией, что исключает отнесение к некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, международных и иностранных организаций, включая их представительства (филиалы), открытые на территории Российской Федерации;
получать денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ). При этом ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения не имеют, чем, по существу, блокируется возможность произвольного истолкования и применения указанных законоположений в части, относящейся к условиям получения иностранного финансирования. Вместе с тем важно учитывать, что соответствующие денежные средства и иное имущество должны быть не просто перечислены (направлены в адрес) некоммерческой организации, а приняты ею; если же она отказывается от их получения и возвращает иностранному источнику, тем более когда такие действия предпринимаются до начала участия в политической деятельности, объявление себя некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не требуется. В противном случае некоммерческие организации были бы поставлены в положение, не согласующееся с презумпцией законности и добросовестности их деятельности и не позволяющее им определять приемлемые источники получаемых денежных средств и иного имущества и самостоятельно решать вопрос об их принятии;
участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, т.е. независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, участвовать (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Их формы могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
Возложение на некоммерческую организацию, выполняющую функции иностранного агента, обязанности до начала политической деятельности подать заявление о включении в соответствующий реестр направлено лишь на дополнительное обеспечение прозрачности (открытости) деятельности такой организации и не препятствует ей ходатайствовать о получении финансирования и получать его как от иностранных, так и от российских источников, а равно не означает дифференцированного отношения к некоммерческим организациям, участвующим в политической деятельности, в зависимости от целей, форм и методов этой деятельности.
Более того, само по себе получение некоммерческой организацией финансирования от иностранных источников и наличие у нее потенциальной возможности заниматься политической деятельностью на территории Российской Федерации не являются основанием для признания ее выполняющей функции иностранного агента. Обязанность официально принять на себя соответствующий статус посредством направления в уполномоченный орган заявления о своем включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, возникает у некоммерческой организации только тогда, когда она действительно намерена после получения денежных средств или иного имущества от иностранных источников принимать участие в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. При этом в силу презумпции законности и добросовестности деятельности некоммерческих организаций данная обязанность должна реализовываться в уведомительном порядке - исходя из самостоятельной оценки некоммерческой организацией собственных намерений - до начала осуществления политической деятельности.
Иная трактовка абз. 2 п. 7 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и ч. 6 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", предполагающая, что обязанность подачи заявления о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, распространяется на все некоммерческие организации, имеющие возможность осуществлять политическую деятельность на территории Российской Федерации, означала бы, что любая такая организация, получившая денежные средства или иное имущество от иностранных источников, автоматически подпадает под понятие некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, поскольку ни одна из некоммерческих организаций не лишена возможности заниматься политической деятельностью. Однако такая трактовка не согласуется с логикой рассматриваемого законодательного регулирования, которое имеет своим предназначением выделение некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не только по признаку их иностранного финансирования, но и в качестве специального субъекта политической деятельности, целенаправленно участвующего в политических акциях, рассчитанных на оказание воздействия на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
Подтверждением наличия намерений участвовать в политической деятельности на территории Российской Федерации могут быть учредительные, программные и иные официальные документы некоммерческой организации, публичные выступления ее руководителей (должностных лиц), содержащие призывы к принятию, изменению или отмене тех или иных государственных решений, уведомления о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирования, направленные данной некоммерческой организацией в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, подготовка и выдвижение законодательных инициатив, а также другие проявления социальной активности, объективно свидетельствующие о ее желании заниматься организацией и проведением политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику.
На основании исследования материалов административного дела и контрольного дела № (ФИО42, анализа деятельности Организации и проведенных ею мероприятий суд соглашается с выводами Управления Министерства юстиции Российской федерации по Пермскому краю о том, что Организация в ходе осуществления своей деятельности оказывает непосредственное воздействие на органы государственной власти, а также формирует общественное мнение в целях оказания воздействия на органы государственной власти в части реализации федерального государственного общеобразовательного стандарта, посредством:
- проведения тематических мониторингов и дачи непосредственных рекомендаций органам государственной власти по реализации нормативного правового регулирования образовательных правоотношений, направление указанных материалов руководителям федеральных, региональных, муниципальных органов управления образованием; заместителю губернатора, курирующего сферу образования, депутатам законодательного собрания Пермского края, уполномоченным по правам человека и по правам ребенка в Российской Федерации и Пермском крае; средствам массовой информации и международным правозащитным организациям,
- направление работников сферы образования и журналистов за счет средств иностранного финансирования на территории иностранных государств с целью изучения и анализа, реализации, внедрения зарубежных образовательных стандартов по правам человека в российский образовательный стандарт с целью изменения концепции обучения и воспитания по вопросам прав человека в российских школах,
- участия в расширенном заседании Экспертного совета по дополнительному образованию взрослых и просветительской деятельности Комитета Государственной Думы по образованию, с целью оказания воздействия на принимаемые государственными органами решений в указанной сфере.
Также Организация оказывает воздействие на органы государственной власти и осуществляет формирование общественного мнения в сфере реализации прав и свобод граждан на проведение общих собраний, митингов, демонстраций, посредством доведения до общественности, слушателей, на семинарах презентаций в целях выработки у представителей органов власти большей терпимости к данным мероприятиям, в том числе по отношению к критике их деятельности, неизбежно присутствующей на подобного рода мероприятиях; а также путем размещения на официальном интернет-сайте Организации памятки, подробно описывающей процедуру подготовки к участию в митингах, шествиях, демонстрациях, разъясняющей принципы участия и ухода с митинга, порядок общения с представителями органов государственной власти, а также способы физического взаимодействия с представителями силовых структур.
Описанные выше фактические обстоятельства участия в вышеуказанных мероприятиях представителями административного истца не оспариваются.
Таким образом, Пермская городская общественная организация «Центр гражданского образования и прав человека» является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенного в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, поскольку в указанный период Организацией осуществлялось проведение публичных мероприятий, направленных на привлечение внимания со стороны гражданского общества и (или) гражданского общества, в том числе с участием представителей государственных органов, органов местного самоуправления, а также СМИ, результаты проводимых мероприятий освещались в печатных изданиях и других средствах массовой информации.
Деятельность Организации имеет направленность воздействия на проводимую государственными органами политику, затрагивает, как публично-правовые интересы в целом. Так и права и свободы всех граждан, в том числе путем проведения мероприятий с целью публичного обсуждения вопросов деятельности государственных органов и оказания влияния на правовое регулирование общественных отношений, что в соответствии с позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2014 г. № 10-П и положениями Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» относится к политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Доводы административного истца об отсутствии в деятельности Организации признаков осуществления политической деятельности, опровергаются собранными доказательства с учетом содержания п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Административный истец ошибочно полагает, что к признакам политической деятельности следует отнести лишь: наличие властных полномочий в отношении г8осударственных органов либо должностных лиц; участие в распределении власти между ними, путем участия в выборах, либо участия в избирательной компании.
В соответствии с позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2014 г. № 10-П и положениями Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», отнесение Организации к некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента следует признать обоснованным в силу следующего.
Так, в рамках реализованного проекта, финансируемого иностранными инвесторами Организацией проведен мониторинг соблюдения прав человека в профессиональных, образовательных организациях Пермского края, с изложением и опубликованием выводов о выявленных нарушениях, вызванных, в том числе государственной политикой в сфере образования, даны суждения о возможных путях изменения ситуации, в том числе указано на необходимость совершенствования нормативно-правового обеспечения соблюдения прав человека в профессиональных образовательных организациях, и совершенствования финансовой политики в сфере образования, то есть путем формирования мнения в обществе Организацией оказано воздействие на необходимость решения вопросов в сфере образования органами государственной власти, с целью изменения проводимой государственной политики. Таким образом, формирование Организацией по итогам мероприятий конкретных рекомендаций, направленных, в том числе на необходимость изменения проводимой государственной политики, не позволяет отнести деятельность Организации исключительно к просветительской.
Отнесение административным истцом выступлений в рамках семинаров, круглых столов и иных мероприятий, пе6ечатных публикаций в средствах массовой информации к форме правового просвещения, с учетом достоверно установленного характера деятельности Организации и конкретного содержания материалов, подготовленных Организацией при реализации проектов, финансируемых иностранными инвесторами, не исключает участие Организации в политической деятельности в смысле положений п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Следовательно, доводы административного истца о том, что Организация не обладает властным отношением к публичным органам власти и не участвует в выборах, и предвыборной агитации, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства и не свидетельствуют о необоснованности выводов Управления об участии Организации в политической деятельности, путем формирования общественного мнения в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики.
Ссылка административного истца о том, что не были установлены обстоятельства, ведения деятельности в интересах источников финансирования опровергаются материалами дела, а именно, отчетом по мониторингу соблюдения прав человека в профессиональных образовательных организациях Пермского края, с указанием на его проведение при финансовом содействии Европейского Союза.
Ссылка административного истца на негативные последствия включения Организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, является несостоятельной, поскольку указанные обстоятельства не являются юридически значимыми при рассмотрении дела.
Ссылка административного истца, что Управлением не учтены позиция Европейского Суда по правам человека и международные акты, опровергаются действующим законодательством Российской Федерации, при этом доказательств его несоответствия положениям международных актов не представлено.
Представленное суду политологическое заключение на предмет наличия признаков политической деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленного специалистом ФИО2 (л.д. 63-70) не может быть расценено как доказательство, свидетельствующее об отсутствии в деятельности Организации признаков политической деятельности. Как следует из содержания данного заключения, суть изложенного в нем исследования содержалась в определении соответствия мероприятий, указанных в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ На основании установления указанного соответствия в заключении сделаны выводы о том, что мероприятия, упоминаемые в акте проверки, не относятся к политической деятельности Организации. Между тем, наличие в деятельности Организации признаков просветительской деятельности не исключает одновременное отнесение ее к политической деятельности. В рассматриваемом случае, деятельность Центра с учетом направленности на оказание воздействия на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику в области государственной деятельности и гражданского общества, в целях содействия во взаимодействии граждан и органов государственной власти, а также на формирование общественного мнения в указанных целях, не может быть отнесена к исключительно к образовательной и научной деятельности.
Аналогичные выводы содержатся во вступившем в силу постановлении по делу об административном правонарушении № года Мотовилихинского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ, которое решением Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение судьи Мотовилихинского районного суда г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения (л.д. 54-62). Суд принимает выводы судебного акта по делу об административном правонарушении по правилам, установленным ч. 3 ст. 64 КАС РФ.
Установленные в ходе проверки деятельности Центра факты и обстоятельства административным истцом в ходе рассмотрения дела не оспариваются, фактически доводы Центра о том, что организация не осуществляет политической деятельности, основаны на иной оценке данных фактов и обстоятельств, в соответствии с которой они не могут свидетельствовать о политической деятельности организации.
Между тем, проводимые Центром публичные мероприятия с участием, в том числе представителей государственных органов и органов судебного сообщества (на что ссылается представитель истца ФИО3), направленные на привлечение внимания со стороны гражданского сообщества и (или) государственного аппарата к вопросам государственной деятельности и гражданского общества, нацеленные на формирование опыта участия граждан и гражданских объединений в процессах государственного и муниципального управления, в разработке решений данных органов, свидетельствуют о наличии признака политической деятельности, указанного в Постановлении Конституционного суда РФ №-П – направленности их на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
Таким образом, судом установлено, что Центр участвует в организации и проведении на территории Пермского края мероприятий, направленных на оказание воздействия на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику, а также в формировании общественного мнения. А также судом установлено, что Центр проводит такие мероприятия на территории других субъектов Российской Федерации.
Подготовка и распространение, в том числе с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий, материалов в области государственной деятельности и гражданского общества напрямую связано с оценкой принимаемых государственными органами решений, направлено на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и гражданского общества к проблемам государственной политики в области гражданского образования. Данные проявления социальной активности, объективно свидетельствуют о том, что Центр занимается организацией и проведением публичных акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику.
При этом утверждения руководителя Центра ФИО4 о том, что он участвует в публичных мероприятиях как частное лицо, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат представленным суду письменным доказательствам – скриншотам, имеющихся в материалах контрольного дела, в которых прямо зафиксировано, что ФИО4 представляет Центр на публичных мероприятиях (в частности, участвуя в расширенном заседании Экспертного совета по дополнительному образованию взрослых и просветительской деятельности Комитета государственной Думы по образованию (л.д. 248 контрольного дела).
Довод представителя административного истца ФИО3 о том, что вмешательство в деятельность организации не было необходимым и представляет собой иное отношение к заявителю, по сравнению с некоммерческими организациями, получающими российской финансирование, не может быть принят во внимание, поскольку оспариваемое решение основано на законе, не лишает заявителя возможности в полном объеме осуществлять свою уставную деятельность, включая политическую, и получать финансирование от иностранных источников при обеспечении прозрачности как самой деятельности, так и источников ее финансирования.
По этим же основаниям суд признает несостоятельными доводы представителя истца ФИО4 о нарушении прав Центра принятием оспариваемых решений.
Таким образом, судом установлено, что проверка проведена Управлением в пределах предоставленных ему полномочий, выводы акта проверки соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, требования Административного регламента, регулирующие порядок проведения проверок, Управлением соблюдены, решение о включении Фонда в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента, принято соответствующим органом и в порядке, предусмотренном законодательством, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований административного истца не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь 227 КАС РФ, суд
Решил:
Пермской городской общественной организации «Центр гражданского образования и прав человека» в удовлетворении административного иска к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю, Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконными выводов акта проверки Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, Предупреждения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ; к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий (Е.Г.Курнаева)