ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-321/19 от 04.10.2019 Мариинско-посадского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2а-321/2019

Решение

Именем Российской Федерации

4 октября 2019 года г. Мариинский Посад

Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Мальчугина А.Н.,

при секретаре Красильниковой Е.Ю.,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики о признании незаконным отказа,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики о признании незаконным отказа от 12.08.2019г. в предварительном согласовании предоставления земельного участка и об обязании устранить в полном объеме нарушение его прав и свобод. Административное исковое заявление мотивировано тем, что 27 января 2015 года истцом по договору купли-продажи приобретено в собственность недвижимое имущество - цех, кадастровый номер , назначение нежилое, общей площадью 306 кв.м., о чем 24 марта 2015 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись. 18 июня 2019 г. истец обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка со схемой расположения земельного участка, находящегося в государственной собственности в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики. 19 августа 2019 года им по электронной почте получена копия письма от 12.08.2019 года Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, которым ему отказано в согласовании схемы. Ответчиком нарушен срок рассмотрения заявления. В письме ответчика указано, что при определении площади земельного участка, необходимой для обслуживания объекта недвижимого имущества, расположенного на данном участке, нормативы и правила, перечисленные в заключении специалиста №1/19-с на землях лесного фонда не применяются. Согласно статье 4.7 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Если лесной участок, указанный в части 1 настоящей статьи, подлежит образованию из состава земель лесного фонда, в решении о предварительном согласовании его предоставления категория земель указывается исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании объекта недвижимого имущества, который расположен на таком лесном участке, а также с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории. При этом принятие решения о переводе лесного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не требуется. Пункт 7 статьи 3.5. Федерального закона №137-Ф3 гласит, что отказ в согласовании схемы по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, не допускается в случае согласования схемы, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества, лесопарка или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, лесопарка, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. В указанных случаях отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с частью 20 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. Ранее ФИО1 обращался к специалисту (кадастровому инженеру) М., который выдал заключение специалиста -с, в котором рассчитал размер земельного участка, необходимого для использования цеха с учетом действующих нормативов, которые он привел в своем заключении. Образование земельного участка, на который претендует истец, осуществляется в результате раздела исходного земельного участка. При этом в решении о предварительном согласовании предоставления застроенного лесного участка указываются категория земель, к которой предполагается отнести застроенный лесной участок, отличная от категории земель лесного фонда, кадастровый номер исходного лесного участка.

В судебном заседании ФИО1 иск поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ФИО2 административный иск не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов. Он включает себя: подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которого предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении: принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование. Таким образом, предварительное согласование предоставления земельного участка представляет из себя один из этапов предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; имеет место быть в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной кадастре недвижимости». Пунктами 1 и 2 статьи 95.15. Земельного кодекса Российской Федерации регламентированы вопросы содержания заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и документов, которые к нему прилагаются. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам их рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 -13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса. Согласно пункту 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка. Согласно статье 3.5. Федерального закона от 25.10.2011 № 137-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отказ в согласовании схемы по основаниям, указанным в пункте 6 Федерального закона от 25.10.2011 № 137-ФЗ (ред. от 31.12.2017), не допускается в случае согласования схемы, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества, лесопарка или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, лесопарка, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. В указанных случаях отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с частью 20 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. В уведомлении об отказе в согласовании схемы должны быть указаны основания для такого отказа. Площадь испрашиваемого земельного участка значительно превышает площадь земельного участка, занятого объектом недвижимости (цех корзиноплетения площадью 306 кв.м. инв. кадастровый номер ). Таким образом, площадь образуемого земельного участка значительно превышает площадь эксплуатируемого объекта. Истцом не приведено доказательств, что указанный земельный участок по градостроительному зонированию и правилам землепользования Сутчевского сельского поседения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики относится к производственным зонам. В заключении специалиста от -с, представленном в качестве основного доказательства о необходимости предоставления земельного участка в собственность, применены нормы законодательства, не подлежащие применению по данному делу. Согласно сведениям государственного лесного реестра, указанный земельный участок относится к землям лесного фонда. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В силу пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте. Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Предоставление гражданам и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном главой 6 Лесного кодекса Российской Федерации. В силу пункта 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в аренду, безвозмездное срочное пользование. Согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов. Исходя из смысла приведенных правовых норм, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов. Законодатель установил возможность изменения категории земель лесного фонда при изменении границ населенных пунктов, исключительно по согласовании с собственником - Российской Федерацией в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Представитель заинтересованного лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области П1 в суд не явилась, представив письменный отзыв. В соответствии со схемой расположения земельный участок площадью 2129 кв.м. под зданием с кадастровым номером , принадлежащим на праве собственности ФИО1, образуется в том числе из лесного участка с кадастровым номером площадью 1361 кв.м., расположенного по адресу: Чувашская Республика - Чувашия, <адрес>, который является собственностью Российской Федерации, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись от 29.02.2016). В соответствии с п. 2 п. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в том числе организация и проведение соответствующих торгов), безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих торгов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким органом на территории Чувашской Республики является Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики. В соответствии со статьей 4.7 Федерального закона от 04.12.2006 № 201 - ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в ЕГРН и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Если лесной участок, указанный в части 1 настоящей статьи, подлежит образованию из состава земель лесного фонда, в решении о предварительном согласовании его предоставления категория земель указывается исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании объекта недвижимого имущества, который расположен на таком лесном участке, а также с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории. При этом принятие решения о переводе лесного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не требуется. Согласно письму Минэкономразвития России от 08.11.2017 № 31677- ВА/Д23и, а также с учетом положений, введенных Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» установлены особенности предварительного согласования предоставления земельного участка, который образуется в границах лесного фонда, с целью обеспечения использования объекта недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в ЕГРН и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов (далее - застроенный лесной участок). Порядок предварительного согласования предоставления земельных участков установлен статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 12.08.2019 в предварительном согласовании предоставления земельного участка ФИО1 было отказано в связи с тем, что площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации здания цеха была определена заявителем некорректно. Как указывает ФИО1 в своем заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, использование здания цеха не связано с использованием лесов, поскольку планируется использовать данное здание для механической обработки металла. Согласно приложению В «Показатели минимальной плотности застройки земельных участков производственных объектов» СП 18.13330.2011 «Генеральные планы промышленных предприятий» (актуализированная редакция СНиП Н-89-80*) минимальная плотность застройки предприятий по обжигу огнеупорного сырья и производству порошков и мертелей составляет 28%, по разделке лома и отхода черных металлов - 25%, по обработке цветных металлов - 45%. Принимая во внимание общую площадь объекта заявителя, плотность застройки на испрашиваемом участке в процентном соотношении будет составлять 306 кв.м/2129 кв.м х 100% = 14%. Таким образом, площадь образуемого земельного участка значительно превышает площадь эксплуатируемого объекта.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст.ст. 218, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из материалов дела следует, что 27 января 2015 года истцом приобретено в собственность недвижимое имущество - цех, кадастровый номер , назначение нежилое, общей площадью 306 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, о чем 24 марта 2015 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана соответствующая запись (л.д. 12).

6 августа 2015г. поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 1361 +/- 646 кв.м., на котором расположено принадлежащее ФИО1 здание, имеющий кадастровый номер , категория земель «земли лесного фонда», вид разрешенного использования «Осуществление рекреационной деятельности» (л.д. 100,101).

Из объяснений истца в судебном заседании следует, что целью его обращения в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики являлось приобретение им в собственность без проведения аукциона земельного участка, необходимого для использования цеха металлообработки, находящегося в его собственности (л.д. 8). Для достижения указанной цели, по мнению административного истца, необходимо сформировать земельный участок для отчуждения земельного участка из собственности Российской Федерации в собственность ФИО1 по договору купли-продажи.

В силу ст. 39.3., 39.14., 39.15. Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Первым этапом процедуры предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются: 1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; 4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом; 5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; 7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав; 8) цель использования земельного участка; 9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом; 11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: 1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; 2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка.

В течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», срок, предусмотренный пунктом 7 настоящей статьи, может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. О продлении срока рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса. Основанием для отказа в утверждении схемы наряду с основаниями для отказа в утверждении схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, является поступившее в срок, указанный в пункте 4 настоящей статьи, уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, об отказе в согласовании схемы.

Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

Административный истец ФИО1 полагает, что поскольку он обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка со схемой расположения земельного участка, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, на данные правоотношения распространяется действие ст. 3.5 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (введена Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ), согласно которой при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее в настоящей статье - схема) подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.

В соответствии со ст. 4.7 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Если лесной участок, указанный в части 1 настоящей статьи, подлежит образованию из состава земель лесного фонда, в решении о предварительном согласовании его предоставления категория земель указывается исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании объекта недвижимого имущества, который расположен на таком лесном участке, а также с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории. При этом принятие решения о переводе лесного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не требуется.

В силу ст.ст. 7, 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Земельный участок с кадастровым номером , на котором расположено принадлежащее ФИО1 здание цеха, является лесным участком.

Из представленных документов следует, что земельный участок, на котором расположено принадлежащее административному истцу здание цеха, сформирован и поставлен на кадастровый учет 6 августа 2015г. имеет площадь 1361 +/- 646 кв.м., кадастровый номер , категория земель «земли лесного фонда», вид разрешенного использования «Осуществление рекреационной деятельности».

Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 29.02.2016г.

В рассматриваемом случае земельный участок, занятый зданием и необходимый для его использования, сформирован, поставлен на кадастровый учет. Следовательно, предварительное согласование предоставления земельного участка в силу ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации не требуется.

В соответствии со ст.ст. 7, 88 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов.

Согласно ст.ст. 11.2., 11.9., 11.10. Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.

Разрешенный вид использования принадлежащего ФИО1 здания с кадастровым номером не определен (л.д. 12). Из пояснений истца следует, что данное здание он собирается использовать как цех металлообработки. В техническом паспорте здания от ДД.ММ.ГГГГг. (л.д. 51-60) указано, что назначение здания производственное, цех корзиноплетения.

Подпунктом 2 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено такое основание отказа в утверждении схемы как полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.

В силу ст.ст. 128, 130, 235 Гражданского кодекса Российской Федерации к объектам гражданских прав относятся вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права); результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно ст.ст. 6, 11.2., 11.4. Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются: земельные участки; части земельных участков. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки. При разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах.

Из схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, приложенной ФИО1 к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка (л.д. 11), схемы планировочной организации земельного участка до реконструкции (л.д. 49), технического паспорта на объект недвижимости одноэтажного кирпичного пристроя «цех корзиноплетения» (л.д. 51), выписки из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером (л.д. 100) следует, что принадлежащее на праве собственности ФИО1 здание полностью находится на земельном участке с кадастровым номером . При этом данный участок полностью находится в пределах границ земельного участка, который должен быть сформирован, по мнению административного истца.

При таких обстоятельствах доводы истца о том, что образование земельного участка осуществляется в результате раздела исходного земельного участка, не основаны на материалах дела. Следует также учитывать, что в административном исковом заявлении не указано, какой участок (кадастровый номер и иные уникальные характеристики) подлежит разделу.

Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером может быть прекращено только в результате его отчуждения, раздела, объединения, перераспределения. Такого способа прекращения права на участок как формирование другого земельного участка «поверх» существующего, законом не предусмотрено.

Суд соглашается также с доводом административного ответчика и заинтересованного лица о том, что площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования, что в силу положений пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» является основанием для отказа в предоставлении участка с заявленной площадью. Как правильно указано в отзыве на административное исковое заявление, поскольку в Едином государственном реестре недвижимости нет сведений о виде разрешенного использования здания цеха корзиноплетения, изначально предназначенного для ведения деятельности, связанной с использованием лесов, следует ориентироваться на содержание административного искового заявления, в котором ФИО1 указывает на намерение использовать цех для обработки металлов. Следовательно, участок предполагается использовать как земли промышленности, и при отсутствии законодательно установленных предельных (максимальные) размеров для обслуживания цехов металлообработки следует руководствоваться строительными нормами и правилами в области строительства и проектирования производственных объектов. Нормы Правил землепользования и застройки Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики - Чувашии и СП 113.133302016 «Стоянки автомобилей» в данном случае неприменимы, так как объект недвижимости не находится в населенном пункте, стоянка автомобилей ФИО1 не приобреталась.

В заключении -с, представленным суду административным истцом, специалист М. при обосновании необходимости увеличения размера участка ссылается на проект реконструкции объекта недвижимости (л.д. 16, 29-50). То есть специалистом определена не площадь, занятая объектом недвижимого имущества и необходимая для его использования, как того требует ст. 3.5. Федерального закона №137-Ф3, а предполагаемая площадь объекта недвижимого имущества и необходимая для его использования, после реконструкции этого объекта, которая возможно произойдет в будущем.

В связи с чем суд находит заключение специалиста М.-с недопустимым доказательством.

В соответствии с разделом В «Показатели минимальной плотности застройки земельных участков производственных объектов» СП 18.13330.2011 «Генеральные планы промышленных предприятий» (актуализированная редакция СНиП Н-89-80*) минимальная плотность застройки предприятий, занятых металлообработкой, составляет 50%. Площадь застройки определяется как сумма площадей, занятых зданиями и сооружениями всех видов, включая навесы, открытые технологические, санитарно-технические, энергетические и другие установки, эстакады и галереи, площадки погрузоразгрузочных устройств, подземные сооружения (резервуары, погреба, убежища, тоннели, над которыми не могут быть размещены здания и сооружения), а также открытые стоянки автомобилей, машин, механизмов и открытые склады различного назначения при условии, что размеры и оборудование стоянок и складов принимаются по нормам технологического проектирования предприятий.

В случае утверждения схемы земельного участка на кадастровом плане территории в предлагаемом истцом варианте существующая площадь застройки участка составляет всего 306 кв.м/2129 кв.м х 100% = 14%. То есть площадь испрашиваемого ФИО1 земельного участка существенно превышает площадь, необходимую для использования здания цеха корзиноплетения.

Согласно ст.ст. 3, 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. Принципами административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.

Требования ФИО1 мотивированы по сути тем, что, по его мнению, размер образованного для обслуживания принадлежащего ему здания цеха земельного участка недостаточен для использования указанного здания по назначению. То есть между ФИО1 и Российской Федерацией как собственником смежных земельных участков может иметь спор о границах, который может быть разрешен в судебном порядке. Следует также учитывать, что ФИО1 не лишен права самостоятельно определить для принадлежащего ему здания вид его разрешенного использования и требовать передачи ему участка соответствующей категории.

Довод искового заявления о том, что административным ответчиком нарушен срок рассмотрения заявления не может являться самостоятельным основанием для удовлетворения иска в соответствии с п.1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики о признании незаконным отказа от 12.08.2019г. в предварительном согласовании предоставления земельного участка и об обязании устранить в полном объеме нарушение его прав и свобод отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий: А.Н. Мальчугин

мотивированное решение изготовлено 09.10.2019г.