УИД 32RS0007-01-2020-000240-18
Дело № 2а-321/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 июня 2020 года пос. Дубровка
Дубровский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Шелакова М.М.,
при секретаре Антошиной Л.В.,
с участием
административного истца – помощника прокурора Дубровского района Брянской области Седых М.В.,
представителя административного ответчика администрации Дубровского района Брянской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Дубровского района Брянской области (в порядке ст.39 КАС РФ) в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Дубровского района Брянской области о признании бездействия, выразившегося в неудовлетворении представления прокуратуры № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения, незаконным, и возложении обязанности по нанесению горизонтальной разметки,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Дубровского района Брянской области (в порядке ст. 39 КАС РФ) в защиту прав, свобод и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Дубровского района Брянской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на участках автомобильных дорог местного значения, и возложении обязанности по нанесению на них горизонтальной разметки, мотивировав свое требование тем, что прокуратурой Дубровского района Брянской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
По результатам проверки установлено, что на территории Дубровского городского поселения на дорогах местного значения по <адрес> отсутствуют разметки 1.1 (разделение потоков транспортных средств, движущихся в противоположных направлениях на дорогах, имеющих две и три полосы для движения в обоих направлениях), 1.2 (горизонтальные линии дорожной разметки, обозначающей границы проезжей части на участках дорог без бордюрного камня), 1.14.1 и 1.14.2 (разметка, обозначающая места, выделенные для пересечения проезжей части пешеходами); <адрес> возле <данные изъяты> отсутствует разметка 1.14.1 (пешеходный переход); по <адрес> возле <данные изъяты> (<адрес>), на пересечении <адрес> и <адрес> в районе домов № возле знаков «Пешеходный переход» отсутствует разметка 1.14.1 (пешеходный переход); на протяжении <адрес> отсутствует разметка 1.1 (разделение потоков транспортных средств, движущихся в противоположных направлениях на дорогах, имеющих две и три полосы для движения в обоих направлениях); по <адрес>, а также около дома № возле знака «Пешеходный переход) отсутствует разметка 1.14.1 (пешеходный переход); на примыкании <адрес> к <адрес> отсутствует разметка 1.1 (осевая линия) и 1.2 (обозначающая край проезжей части), в том числе у магазина «<данные изъяты>», обозначающей границы проезжей части и прилегающей к магазину территории.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ. прокурором Дубровского района Брянской области внесено представление № на имя главы администрации Дубровского района Брянской области об устранении нарушений законодательства в области безопасности дорожного движения, которые до настоящего времени не устранены.
В связи с изложенным, прокурор Дубровского района Брянской области просит суд признать бездействие администрации Дубровского района Брянской области по не устранению нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения, изложенных в представлении прокурора района № от ДД.ММ.ГГГГ., незаконным и обязать администрацию Дубровского района Брянской области:
- нанести горизонтальную разметку 1.14.1 (пешеходный переход) по <адрес> возле <данные изъяты> по ул.Ленина возле <данные изъяты> (<адрес>), на пересечении <адрес> и <адрес> в районе домов № по <адрес> возле <данные изъяты>, около дома №;
- нанести горизонтальную разметку 1.1 (разделение потоков транспортных средств, движущихся в противоположных направлениях на дорогах, имеющих две и три полосы для движения в обоих направлениях) по <адрес>;
- нанести горизонтальную разметку 1.1 (разделение потоков транспортных средств, движущихся в противоположных направлениях на дорогах, имеющих две и три полосы для движения в обоих направлениях) и 1.2 (проезжей части) на примыкании <адрес> к <адрес>, в том числе у магазина «<данные изъяты>».
В судебном заседании административный истец - помощник прокурора <адрес>ФИО5 административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика - администрации Дубровского района Брянской области ФИО1, действующая на основании доверенности от 27.06.2019г., административные исковые требования не признала, указав на отсутствие со стороны администрации бездействия. Суду пояснила, что нанести горизонтальную разметку на дорожное покрытие по <адрес> и <адрес> было невозможно, так как на указанных дорогах был запланирован ремонт асфальтобетонного покрытия, о чем было сообщено прокурору. До обращения административного истца в суд, в ДД.ММ.ГГГГ года административным ответчиком был заключен муниципальный контракт на ремонт автомобильной дороги по <адрес> в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт на выполнение работ по ямочному ремонту асфальтобетонного покрытия автодорог в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор подряда с ООО «РДС-Брянск»по проведению разметочных работ по <адрес> и <адрес>. В настоящее время нарушения, связанные с нанесением горизонтальной разметки, на перечисленных в представлении прокурора участках дорожного покрытия устранены и исполнены в полном объеме, о чем свидетельствует соответствующий акт от ДД.ММ.ГГГГ, проведенный совместно с сотрудником ОГИБДД МО МВД России «Жуковский».
Представители заинтересованных лиц - ОГИБДД МО МВД России «Жуковский», КУ «Управление автомобильных дорог Брянской области», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, ходатайств, заявлений не представили.
В соответствии со ст.150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей заинтересованных лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Требованиями ст.2 Конституции РФ предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции РФ, каждому гарантируется право на охрану здоровья.
Согласно ст.1 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу ст.3 названного Федерального закона, одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.10 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, что установлено в п.6 ст.13 указанного выше Федерального закона.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статья 18 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.Согласно ст.5 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения.
В силу ч.1 ст.22 упомянутого Федерального закона деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Часть 1 ст.21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предписывает органам местного самоуправления осуществлять мероприятия по организации дорожного движения как комплекса организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, в целях повышения его безопасности и пропускной способности.
Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 (ред. от 26.03.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»), которыми предусмотрено нанесение дорожной разметки, регулирующей дорожное движение, в том числе разметок 1.1 и 1.2, обозначающих «осевая линия» и «краевая линия».
В соответствии с п.6.2.3 «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст) разметка 1.1 применяется для разделения потоков транспортных средств, движущихся в противоположных направлениях (осевая линия) на дорогах, имеющих две или три полосы для движения в обоих направлениях, на участках дорог, где зоны с видимостью встречного автомобиля менее допустимой перекрывают друг друга; на участке дороги с ограниченной видимостью встречного автомобиля могут быть две зоны, где видимость менее допустимой, одна из которых наблюдается при движении в одном направлении, а другая - при движении в противоположном направлении; перед пешеходными переходами, пересечениями с велосипедными дорожками и т.д.
В соответствии с п.6.2.4 ГОСТ 52289-2019, разметку 1.2 применяют для обозначения края проезжей части (краевая линия); левой границы полосы для движения велосипедов, выделенной по правому краю проезжей части. Разметку наносят на расстоянии 0,1 - 0,2 м от кромки проезжей части без укрепленной полосы как со стороны обочины, так и со стороны разделительной полосы. При наличии укрепленной полосы разметку наносят по границе между проезжей частью и укрепленной полосой.
В силу п.6.2.17 ГОСТ 52289-2019 разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами.
Все предъявленные требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Таким образом, с учетом изложенных правовых норм, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Дубровского муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них осуществляется непосредственно органом местного самоуправления - администрацией Дубровского района Брянской области.
Указанные полномочия органа местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
В силу ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Дубровского района Брянской области с привлечением специалиста ОГИБДД МО МВД России «Жуковский» проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой было установлено, что:
- по <адрес> возле <данные изъяты> по <адрес><данные изъяты><адрес>), на пересечении <адрес> и <адрес> в районе домов №, по <адрес> возле здания <данные изъяты>, около дома № не нанесена горизонтальная разметка 1.14.1 (пешеходный переход);
- по <адрес> не нанесена горизонтальная разметка 1.1 (разделение потоков транспортных средств, движущихся в противоположных направлениях на дорогах, имеющих две и три полосы для движения в обоих направлениях);
- на примыкании <адрес> к <адрес>, в том числе у магазина «Магнит» не нанесена горизонтальная разметка 1.1 (разделение потоков транспортных средств, движущихся в противоположных направлениях на дорогах, имеющих две и три полосы для движения в обоих направлениях) и 1.2 (проезжей части).
По результатам прокурорской проверки на имя главы администрации Дубровского района Брянской области, в соответствии со ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурором Дубровского района Брянской области внесено представление № от ДД.ММ.ГГГГ. об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
Основанием для обращения административного истца в суд с настоящим административным иском послужили нарушения, указанные представлений прокурора № от 03.03.2020г., которые на момент обращения в суд не были устранены, что, по мнению административного истца является незаконным бездействием административного ответчика, нарушающим право неопределенного круга лиц на безопасные условия для передвижения пешеходов и движения транспорта.
Согласно сообщению администрации Дубровского района Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ указанные в представлении прокурора Дубровского района Брянской области нарушения действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения будут устранены в срок до 31.05.2020г. в связи проводимым ремонтом дорожного покрытия по <адрес> и <адрес>, а также по рекомендуемым климатическим условиям для нанесения дорожной разметки.
При этом судом установлено, что действия администрации, направленные на устранение нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения, установленных прокурорской проверкой и указанных в представлении прокурора Дубровского района Брянской области, не свидетельствуют о бездействии административного ответчика, так как им были заключены муниципальные контракты № от 21.01.2020г. и № от 27.03.2020г. на проведение ямочного ремонта по улицам в <адрес>, проведены электронные аукционы, установлен исполнитель ремонтных работ, 14.04.2020г. заключен договор подряда № с ООО «<данные изъяты>» на проведение разметочных работ по <адрес> и <адрес>, что подтверждается представленными в суд доказательствами и вышеуказанным письменным сообщением администрации <адрес> на представление прокурора, в котором, кроме того, имеются сведения о сроке устранения выявленных нарушений -ДД.ММ.ГГГГг.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает бездействия администрации Дубровского района Брянской области, в связи с чем требования прокурора в части признания незаконным бездействия администрации Дубровского района Брянской области не подлежат удовлетворению.
В ходе рассмотрения настоящего дела, административным ответчиком представлен акт проверки дорог по улицам <адрес> на предмет устранения выявленных нарушений в области безопасности дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ, проведенный комиссионным составом в лице представителя администрации Дубровского района Брянской области и инспектора ОГИБДД МО МВД России «Жуковский», с приложением фотографий, согласно которым, по <адрес> и по <адрес> нанесена горизонтальная разметка 1.1 (осевая линия), на примыкании <адрес> к <адрес> нанесения разметка 1.1 (осевая линия) и 1.2 (обозначающая край проезжей части), в том числе у магазина «<данные изъяты>», по <адрес> возле <данные изъяты> по ул.Ленина <данные изъяты> (<адрес>), на пересечении <адрес> и <адрес> в районе домов №, по <адрес> возле <данные изъяты>, около <адрес> нанесена горизонтальная разметка 1.14.1 (пешеходный переход).
Таким образом, администрацией Дубровского района Брянской области представлены в суд доказательства, свидетельствующие о принятии административным ответчиком мер по устранению выявленных нарушений требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
При указанных обстоятельствах, с учетом мнения административного истца – помощника прокурора Дубровского района Брянской области, суд считает возможным не обращать к исполнению настоящее решение.
На основании вышеизложенного, руководствуясь 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Дубровского района Брянской области (в порядке ст.39 КАС РФ) в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Дубровского района Брянской области о признании бездействия, выразившегося в неудовлетворении представления прокуратуры № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения, незаконным, и возложении обязанности по нанесению горизонтальной разметки - удовлетворить частично.
Обязать администрацию Дубровского района Брянской области устранить нарушения, указанные в представлении прокурора № от ДД.ММ.ГГГГ
- нанести горизонтальную разметку 1.14.1 (пешеходный переход) по <адрес> возле <данные изъяты>., по <адрес> возле <данные изъяты>» (<адрес>), на пересечении <адрес> и <адрес> в районе домов № по <адрес> возле здания <данные изъяты>, а также около дома №;
- нанести горизонтальную разметку 1.1 (разделение потоков транспортных средств, движущихся в противоположных направлениях на дорогах, имеющих две и три полосы для движения в обоих направлениях) по <адрес>;
- нанести горизонтальную разметку 1.1 (разделение потоков транспортных средств, движущихся в противоположных направлениях на дорогах, имеющих две и три полосы для движения в обоих направлениях) и 1.2 (проезжей части) на примыкании <адрес> к <адрес>, в том числе у магазина «<данные изъяты>
В связи с добровольным исполнением административных исковых требований решение суда не обращать к исполнению.
В остальной части административных исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца через Дубровский районный суд Брянской области со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11 июня 2020 года
Председательствующий по делу М.М. Шелаков