ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-321/2022 от 08.04.2022 Слободской районного суда (Кировская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 апреля 2022 года дело № 2а-321/2022

УИД 43RS0034-01-2021-003023-67

Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Черных О.В.,

при секретаре Вычегжаниной А.С.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного истца – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Слободском Кировской области административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Слободского муниципального района Кировской области о признании незаконным постановления в части изъятия земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации Слободского муниципального района Кировской области, указав в обоснование, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1450 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - обеспечение сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>. Постановлением администрации Слободского муниципального района Кировской области от 24 августа 2021 года № 1101 «Об изъятии у собственников путем выкупа для государственных или муниципальных нужд по рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , » в целях строительства линейного объекта - автомобильной дороги <адрес> были изъяты для муниципальных нужд путем выкупа по рыночной стоимости земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий ФИО1 Данное постановление административный истец считает незаконным, поскольку в установленный решением Слободской районной Думы Кировской области от 24 июня 2016 года № 84/788 период 2016-2021 годы администрация Слободского муниципального района Кировской области вышеназванную автодорогу не обустроила, работы по ее обустройству не ведутся, при этом срок такого мероприятия не изменялся, а потому оснований для изъятия земельного участка не имеется. Дополнительно ФИО1 указала, что оспариваемое постановление вынесено в отсутствие действующей первичной документации, оно не опубликовано в установленном законом порядке, то есть нарушен порядок принятия данного акта. Кроме того, административный истец полагает, что нарушена процедура межевания земельного участка с кадастровым номером ; для строительства автомобильной дороги требуется перевод земли из одной категории в другую. На основании изложенного ФИО1 с учетом уточнений просит суд признать незаконным постановление администрации Слободского муниципального района Кировской области от 24 августа 2021 года № 1101 «Об изъятии у собственников путем выкупа для государственных или муниципальных нужд земельных участков с кадастровыми номерами , » в части изъятия принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером .

Административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивали по доводам, изложенным в административном иске и дополнениях к нему, также пояснили, что оспариваемое постановление нарушает право частной собственности административного истца на земельный участок с кадастровым номером .

Представитель административного ответчика администрации Слободского муниципального района Кировской области, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился. Главой района ФИО3 представлен ранее письменный отзыв (л.д.41), согласно которому просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, в удовлетворении заявленного ФИО1 административного иска отказать, поскольку оспариваемое постановление является законным. Автодорога «<адрес>» предусмотрена документами территориального планирования - Генеральным планом Шиховского сельского поселения Слободского района Кировской области. При этом сроки реализации такого мероприятия определены в названном документе условно и не свидетельствуют о несоответствии пункту 1 статьи 56.3 ЗК РФ. Об изъятии земельного участка с кадастровым номером административный истец была извещена еще в 2016 году.

Представитель заинтересованного лица администрации Шиховского сельского поселения Слободского района Кировской области, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, отзыв на административный иск не представил.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ), частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как: несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 1450 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Как следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 26 января 2022 года, 03 марта 2022 года (л.д.34-37, 74-80), данный земельный участок относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования - обеспечение сельскохозяйственного производства; образован из земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего административному истцу.

Постановлением администрации Слободского муниципального района Кировской области от 24 августа 2021 года № 1101 «Об изъятии у собственников путем выкупа для государственных или муниципальных нужд земельных участков с кадастровыми номерами , » в целях строительства линейного объекта - автомобильной дороги <адрес> на земельных участках с кадастровыми номерами , было постановлено изъять для государственных или муниципальных нужд у собственников земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий административному истцу (л.д.116).

Данное решение административного ответчика ФИО1 считает незаконным, в связи с чем обратилась в суд с настоящим административным иском.

В частности, административный истец полагает, что администрацией Слободского муниципального района Кировской области был нарушен порядок принятия оспариваемого постановления. Между тем, приведенные ФИО1 доводы суд находит несостоятельными в силу следующего.

Согласно положениям статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (пункт 1).

В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: 1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; 2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; 3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком (пункт 2).

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (пункт 3). Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством (пункт 5).

Согласно подпункту 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожной транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

В соответствии с подпунктом 3 статьи 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

Пунктом 1 статьи 56.3 ЗК РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: 1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); 2) утвержденными проектами планировки территории.

Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов (пункт 3 статьи 56.3 ЗК РФ).

Требования к порядку принятия и содержанию решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 56.6 ЗК РФ.

Как следует из материалов дела, Генеральным планом муниципального образования Шиховское сельское поселение Слободского района Кировской области, утвержденным решением Шиховской сельской Думы Слободского района Кировской области от 13 июля 2010 года № 40/115, предусмотрена автомобильная дорога «<адрес>» (л.д.87).

Постановлением администрации Шиховского сельского поселения Слободского района Кировской области от 24 декабря 2015 года № 378 утвержден проект планировки территории, совмещенный с проектом межевания территории линейного объекта «<адрес>» Шиховского сельского поселения Слободского района Кировской области (л.д.88).

Данный проект разработан ООО «Азимут» на основании постановления администрации Шиховского сельского поселения Слободского района Кировской области от 05 октября 2015 года № 312 и в соответствии с заданием, утвержденным главой администрации Слободского района Кировской области (л.д.89-100).

Оспариваемое постановление принято на основании утвержденного администрацией Шиховского сельского поселения Слободского района проекта планировки территории линейного объекта «<адрес>», что соответствует требованиям пункта 1 статьи 56.3 ЗК РФ. При этом, на момент издания данного постановления срок исполнения мероприятия по строительству этого объекта не истек.

Согласно части 3 статьи 7 Устава муниципального образования «Слободской муниципальный район Кировской области», утвержденного решением Слободской районной Думы Кировской области от 27 мая 2005 года № 39/440 (далее – Устав), муниципальные правовые акты района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в районной газете, определяемой решением районной Думы, или в официальном издании района, утвержденном районной Думой.

Все муниципальные правовые акты Слободского муниципального района в соответствии с решением Слободской районной Думы Кировской области от 15 декабря 2006 года № 15/169 подлежат опубликованию в печатном средстве массовой информации - Информационном бюллетене органов местного самоуправления Слободского муниципального района Кировской области.

Суду представлен Информационный бюллетень органов местного самоуправления Слободского муниципального района Кировской области выпуск № 21 (193) от 27 августа 2021 года (л.д.104), в котором размещено постановление администрации Слободского муниципального района Кировской области от 24 августа 2021 года № 1101 «Об изъятии у собственников путем выкупа для государственных или муниципальных нужд земельных участков с кадастровыми номерами , ». Следовательно, в силу приведенных выше положений Устава данный муниципальный правовой акт опубликован в установленном порядке.

Довод административного истца о нарушении процедуры межевания земельного участка с кадастровым номером суд находит не имеющим правового значения, поскольку эти обстоятельства не входят в предмет доказывания по административному иску об оспаривании решения органа местного самоуправления, при этом, иных требований ФИО1 в ходе судебного разбирательства не заявлено.

В то же время, суд учитывает, что согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В частности, в силу части 9 статьи 226 КАС РФ суд выясняет, в том числе: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как указано выше, изымаемый оспариваемым постановлением земельный участок с кадастровым номером относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования - обеспечение сельскохозяйственного производства. При этом, представленная выписка из ЕГРН (л.д.34-37) не содержит сведений о переводе указанного земельного участка в другую категорию.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» планирование использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, вид разрешенного использования принадлежащего ФИО1 земельного участка с кадастровым номером не предполагает строительства объектов капитального строительства, в частности, линейного объекта капитального строительства - автомобильной дороги, а планирование использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а не органов местного самоуправления. Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, административным ответчиком в соответствии с требованиями части 11 статьи 226 КАС РФ суду не представлено.

Статьей 35 Конституции РФ гарантированы охрана законом права частной собственности и возможность принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно пункту 2 статьи 235 ГК РФ, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, оно производится, в частности, для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, оценив приведенные выше обстоятельства и доказательства, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление администрации Слободского муниципального района Кировской области принято с нарушением требований действующего законодательства, при этом оно нарушает права и законные интересы ФИО1 как собственника вышеуказанного земельного участка, лишает ее права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.

С учетом изложенного и на основании пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд находит обоснованным требование административного истца о признании незаконным постановления администрации Слободского муниципального района Кировской области от 24 августа 2021 года № 1101 в части изъятия для государственных или муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером .

Как следует из объяснений ФИО1 и подтверждается материалами дела (л.д.5-6), копия оспариваемого постановления получена ею 04 сентября 2021 года. Следовательно, срок для подачи в суд рассматриваемого административного иска, предусмотренный пунктом 14 статьи 56.6 ЗК РФ, частью 1 статьи 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен.

Таким образом, административный иск ФИО1 подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск ФИО1 к администрации Слободского муниципального района Кировской области удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации Слободского муниципального района Кировской области от 24 августа 2021 года № 1101 «Об изъятии у собственников путем выкупа для государственных или муниципальных нужд земельных участков с кадастровыми номерами , » в части изъятия для государственных или муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – обеспечение сельскохозяйственного производства, общая площадь 1450 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Слободской районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья О.В. Черных

Мотивированное решение суда составлено 22 апреля 2022 года.

Решение29.04.2022