УИД: 66RS0040-01-2022-000477-38
Дело №2а-321/2022
Мотивированное решение суда изготовлено 16.08.2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИменемРоссийскойФедерации
02 августа 2022 года г.Нижняя Тура
Нижнетуринский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Башковой С.А.,
при секретаре судебного заседания Чернышевой Т.М.,
с участием прокурора – заместителя прокурора г. Нижней Туры Тенищева И.Л., представителя ответчика – Гембель А.А., заинтересованных лиц – Колпаковой Л.И., Сурниной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Нижней Туры в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования Нижнетуринского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
установил:
Прокурор г. Нижней Туры обратился в Нижнетуринский городской суд Свердловской области с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования Нижнетуринского городского округа о признании незаконным бездействие в части неурегулировании конфликта интересов, обязании урегулировать конфликт интересов.
В обоснование заявленных требований пояснил, что Прокуратурой города Нижней Туры проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в сфере образования в МБОУ «СОШ №7», в ходе которой установлен конфликт интересов, сложившийся между директором МБОУ «СОШ №7» Колпаковой Л.И. и заместителем директором МБОУ «СОШ №7» Сурниной О.В., подлежащий разрешению, так как иное противоречит требованиям законодательства о противодействии коррупции.
Прокурор просит признать незаконным бездействие административного ответчика в части неурегулировании конфликта интересов между директором МБОУ «СОШ №7» Колпаковой Л.И. и заместителем директором МБОУ «СОШ №7» Сурниной О.В., обязать административного ответчика принять меры к урегулированию конфликта интересов между директором МБОУ «СОШ №7» Колпаковой Л.И. и заместителем директором МБОУ «СОШ №7» Сурниной О.В.
В ходе судебного заседания, состоявшегося 25 июля 2022 года, протокольным определением судьи Нижнетуринского городского суда принято заявление прокурора г. Нижней Туры об изменении основания требований административного иска, согласно которому прокурор просит признать незаконным бездействие административного ответчика и возложить на него обязанность принять меры по урегулированию конфликта интересов, ссылаясь на постановление администрации Нижнетуринского городского округа № 1432 от 06.12.1432, утвердившее порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) руководителями муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Постановлением администрации Нижнетуринского городского округа от 28.12.2016 № 1128 руководители муниципальных образовательных учреждений Нижнетуринского городского округа включены в перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками, а постановлением того же органа от 29.02.2016 № 142 МАОУ НТГО «СОШ №7 имени М.Г. Мансурова» включено в перечень организаций, обязанных принимать меры по предупреждению коррупции. С момента внесения прокурором представления об устранении нарушений от 30.03.2022 административным ответчиком Управлением образования не представлены сведения и документы, подтверждающие выполнение обязанности как работодателя по принятию мер к предотвращению и урегулированию конфликта интересов в отношении директора МАОУ НТГО «Средняя общеобразовательная школа № 7 имени М.Г. Мансурова» Колпаковой Л.И. и заместителя директора того же образовательного учреждения Сурниной О.В., соответствующий вопрос на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Нижнетуринского городского округа и урегулированию конфликта интересов не рассматривался.
Административный истец прокурор Тенищев И.Л. в судебном заседании административные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика Гембель А.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что у них не имеется полномочий для удовлетворения заявленных исковых требований, так как МАОУ НТГО «СОШ №7 имени М.Г. Мансурова» является отдельным юридическим лицом и работодателем для сотрудников школы, а управление образования администрации Нижнетуринского городского округа является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является для заинтересованных лиц представителем нанимателя по смыслу ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» (т. 1 л.д. 145).
Заинтересованные лица Колпакова Л.И., Сурнина О.В. в судебном заседании поддержали доводы письменных возражений на административный иск, указав что в действующем трудовом законодательстве нет нормы, устанавливающей запрет на совместную работу родственников (в том числе при условии прямого подчинения одного из этих лиц другому). Согласно ст. 3 ТК РФ какие-либо ограничения в трудовых правах в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, квалифицируются как дискриминация, за исключением случаев, когда ограничения прав работника определяется свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом. Для определения случаев, законодательством установлен ряд ограничений, в отношении совместной работы лиц, состоящих в родстве или в свойстве. Такие ограничения установлены п.5 ч.1 ст. 13 Федерального Закона от 02.07.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального Закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Директор МАОУ НТГО «СОШ №7 имени М.Г. Мансурова» и его заместитель не являются муниципальными служащими и государственными служащими, трудовые правоотношения регулируются трудовым законодательством и трудовым договором, а не законодательством о государственной службе. Запрет на совместную работу близких родственников распространяется на организации, подведомственные Минобрнауки России. К ним, в частности, относятся: работники, замещающие в общеобразовательных школах должности: директора; главного бухгалтера.
К МАОУ НТГО «СОШ №7 имени М.Г. Мансурова» применим закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 29.07.2018 г.), в том числе и в части конфликта интересов.
МАОУ НТГО «СОШ №7 имени М.Г.Мансурова», являясь автономной некоммерческой организацией, не имеет собственной бухгалтерии, а сотрудничает с МКУ «ЦБОУ», с которой заключён договор на безвозмездное бухгалтерское обслуживание № 16 от 07.01.2010 года. Во исполнение п. 1.1 раздела 1 учреждение МАОУ НТГО «СОШ №7 имени М.Г.Мансурова» поручает, а исполнитель МКУ «ЦБОУ» принимает обязательства по ведению бухгалтерского учёта финансово - хозяйственной деятельности, исполнению смет доходов и расходов учреждения по бюджетным средствам, в том числе имущества учреждения, его финансовых обязательств и их движения, а также хозяйственных операций, осуществляемых учреждением в процессе организации всех видов деятельности, предусмотренных Уставом учреждения. Таким образом, МКУ «ЦБОУ» осуществляет всю финансово-хозяйственную деятельность учреждения.
Директор МАОУ НТГО «СОШ №7 имени М.Г. Мансурова», согласно п.3.5 Устава утверждает штатное расписание по согласованию с Учредителем, в котором определены должностные оклады всех категорий работников, доплаты и директор не входит в состав комиссии по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда работников школы, поэтому не может в данной ситуации возникнуть конфликт интересов. В учреждении функционирует наблюдательный совет, в полномочия котороговходит контроль за финансово - хозяйственной деятельностью школы. 04.07.2022г. в образовательном учреждении издан приказ №143/01-12 о назначении ответственных лиц за ведение табеля учета рабочего времени, согласно которого Ефремову И.В - специалиста по кадрам, назначили ответственной за ведение учёта рабочего времени на заместителя директора по АХЧ Сурнину О.В., ведения и сдачу табеля в МКУ «ЦБОУ».
В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона в образовательном учреждении разработан и принят пакет документов по противодействию коррупции. Прокурором города Нижняя Тура Ишеевым И.В. в 2019 году была проведена подобная проверка, по результатам которой не установлено наличие конфликта интересов. Само по себе наличие родственных связей при приеме на работу на должность заместителя директора по АХЧ не является коррупционным нарушением. С 2017 года в трудовых отношениях Колпаковой Л.И. и Сурниной О.В. ничего не изменилось, как Уравление образования, так и прокурор располагали сведениями об их родственных связях. В удовлетворении требований просили отказать (т. 1 л.д. 148-150, 151-153, т. 2 л.д. 39-40).
Заслушав стороны, исследовав материалы административного дела № 2а-321/2022, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 01.04.2022) "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Согласно статье 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ противодействии коррупции", лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Как следует из материалов дела, с 20.02.2005 года Колпакова Л.И. занимает должность директора МОУ СОШ №7 (МАОУ Нижнетуринского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 7 имени М.Г. Мансурова»), с 22.02.2017 года Сурнина О.В. принята на работу в МБОУ СОШ №7 на должность заместителя директора по административно-хозяйственной части (т. 1 л.д.34-39, 45-57, 75, 75а, 90, 91).
Приказом № 193/01-12 от 16.11.2017 на Сурнину О.В. дополнительно возложено исполнение обязанностей специалиста по охране труда, с 01.09.2021 – учителя математики, информатики на 0,4 ставки. Дополнительным соглашением от 25.02.2021 к трудовому договору на Сурнину О.В. возложено выполнение дополнительной работы по должности менеджера платных дополнительных образовательных услуг (т. 1 л.д. 73, 92, 97).
Колпакова Л.И. в судебном заседании подтвердила, что является матерью Сурниной О.В. и в силу должностных обязанностей осуществляет общее руководство образовательным учреждением и его работниками, в том числе находящейся в ее прямом подчинении Сурниной О.В.
Согласно Уставу МАОУ Нижнетуринского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 7 имени М.Г. Мансурова» учредителем школы и собственником ее имущества является Нижнетуринский городской округ. Функции и полномочия собственника имущества школы от имени Нижнетуринского городского округа исполняет администрация Нижнетуринского городского округа в лице Управления образования администрации Нижнетуринского городского округа. Директор школы осуществляет текущее руководство школы, действует на основе единоначалия, решает все вопросы деятельности школы, не входящие в компетенцию коллегиальных органов школы и учредителя (т. 1 л.д. 18-30).
Из должностной инструкции заместителя директора по административно-хозяйственной части от 01.03.2022, с которой Сурнина О.В. ознакомлена под роспись, следует, что он находится в непосредственном подчинении у директора общеобразовательной организации, руководит работой учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала (т. 1 л.д.40-44).
08.04.2019 года в МБОУ «СОШ №7» издан приказ №10/01-46 о мерах по предупреждению коррупции (т. 1 л.д. 58).
Согласно Положению о конфликте интересов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «СОШ №7» в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» заинтересованными лицами признаются руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации – МБОУ «СОШ №7», а также входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов ее надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан. В целях урегулирования конфликта интересов заинтересованное лицо обязано сообщить о своей заинтересованности не органу управления некоммерческой организацией, а соответствующему органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя (п. 2.2 Положения) (т. 1 л.д. 59-61).
04.07.2022г. МАОУ НТГО «СОШ №7 имени М.Г. Мансурова» издан приказ №143/01-12 о назначении ответственных лиц за ведение табеля учета рабочего времени, согласно которому во исполнение ст.10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ответственной за ведение учёта рабочего времени на заместителя директора по АХЧ назначена Сурнина О.В., за ведение и сдачу табеля в МКУ «ЦБОУ», а также составление табеля в отношении Сурниной О.В. -ФИО7, специалист по кадрам.
Постановлением администрации Нижнетуринского городского округа от 29.02.2016 № 142 утвержден Перечень муниципальных организаций, обязанных принимать меры по предупреждению коррупции, куда входит МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 имени М.Г. Мансурова».
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях в ходит в Перечень коррупционно опасных функций органов местного самоуправления и муниципальных организаций Нижнетуринского городского округа, утвержденный постановлением администрации Нижнетуринского городского округа № 1128 от 28.12.2016. Тем же постановлением утверждён Перечень должностей муниципальной службы органов местного самоуправления и должностей руководителей муниципальных учреждений Нижнетуринского городского округа, замещение которых связано с коррупционными рисками, в который входят руководители муниципальных образовательных учреждений Нижнетуринского городского округа.
Постановлением Администрации Нижнетуринского городского округа от 06.12.2021 №1432 утвержден порядок уведомления представителями муниципальных учреждений муниципальных унитарных предприятий о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
По результатам проверки, проведенной прокуратурой г. Нижней Туры, установлены нарушения исполнения законодательства о противодействии коррупции в сфере образования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «СОШ №7 имени М.Г. Мансурова», а именно положений ст. 10, 13.3 ФЗ от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в связи с чем 30.03.2022 г. на имя начальника Управления образованием администрации НТГО внесено представление N 02-29-2022.
Указанное представление прокурора рассмотрено 04 апреля 2022 г. с участием прокурора, начальника управления образования и директора МАОУ НТГО «СОШ №7 имени М.Г.Мансурова», д директора доведена информация и требование прокуратуры, предписано принять меры по устранению конфликта интересов.
Обращаясь с настоящим административным исковым заявлением в суд, прокурор указал на неисполнение руководителем Управления образования администрации Нижнетуринского городского округа обязанностей, предусмотренных ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции», а также Постановлением Администрации Нижнетуринского городского округа от 06.12.2021 №1432 об уведомлении в письменной форме представителя нанимателя о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей и принятии мер по урегулированию конфликта интересов между Колпаковой Л.И. и Сурниной О.В.
Согласно ст. 48 Устав Нижнетуринского городского округа муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципального нормативного правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в печатном средстве массовой информации в газете "Время".
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений также используется официальный сайт администрации Нижнетуринского городского округа (http://ntura.midural.ru/). В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта на официальном сайте администрации Нижнетуринского городского округа (http://ntura.midural.ru/) объемные графические и табличные приложения к нему в печатном средстве массовой информации в газете "Время" могут не приводиться.
Постановление Администрации Нижнетуринского городского округа от 06.12.2021 №1432 было опубликовано на официальном сайте администрации Нижнетуринского городского округа в сети «Интернет» http://ntura.midural.ru/ 06.12.2021 и вступило в законную силу с указанной даты.
Поскольку в вышеуказанном постановлении отсутствует указание на распространение его действия до его вступления в законную силу, оснований для возложения на административного ответчика обязанностей по урегулированию конфликта интересов между Колпаковой Л.И. и Сурниной О.В. в связи с изданием данного постановления не имеется, поскольку Сурнина О.В. была трудоустроена в образовательное учреждение 22.02.2017.
Кроме того, из письма и.о. прокурора г. Нижней Туры на имя начальника Управления образования администрации Нижнетуринского городского округа от 23.05.2017 № 7-17в-2017 следует, что при проверке законности трудоустройства Сурниной О.В. в МБОУ «СОШ №7» нарушений не выявлено, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.
Таким образом, о факте нахождения Сурниной О.В. в подчинении своей матери Колпаковой Л.И. органам прокуратуры стало известно еще в мае 2017 года, и, несмотря на имеющуюся обязанность по урегулированию или предотвращению конфликта интересов между указанными лицами в соответствии с положениями Постановления администрации Нижнетуринского городского округа от 29.02.2016 № 142 и № 1128 от 28.12.2016, меры прокурорского реагирования приняты не были.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с ч.ч. 7 и 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Трехмесячный срок для оспаривания бездействия администрации по урегулированию конфликта интересов между Колпаковой Л.И. и Сурниной О.В. истек в августе 2017 года.
При этом доказательств наличия причин, которые могли быть расценены судом в качестве уважительных, объективно препятствующих возможности своевременно обратиться в суд, административным истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, правовые основания для удовлетворения требований административного иска прокурора отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований прокурора г. Нижней Туры в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования Нижнетуринского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нижнетуринский городской суд Свердловской области.
Судья: Башкова С.А.