Дело № 2а-3223/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
« 20 » августа 2018 года г. Старый Оскол
Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Сулим С.Ф.
при секретаре Басовой Е.Н.,
с участием представителя истца ФИО1 (доверенность в деле от 02.07.2018 г.), представителя ответчика администрации Старооскольского городского округа – ФИО2 (доверенность № 1-1-20/149 от 22.01.2018 г.),
в отсутствие истца ФИО3, ответчика заместителя начальника УАиГ ФИО4, извещенных о времени и месте слушания дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО3 к администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, заместителю начальника Управления архитектуры и градостроительства департамента по строительству, транспорту и жилищно-коммунальному хозяйству ФИО4 о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,
установил:
ФИО3 обратился в суд с административным иском к администрации Старооскольского городского округа, в котором просил признать незаконным и отменить решение об отказе в выдаче разрешения на строительство (обращение № 201819639 от 04 апреля 2018 г.); обязать ответчика выдать разрешение на строительство автомобильного сервиса на основании указанного заявления.
В обоснование требований истец указал, что основанием для принятия оспариваемого решения послужило отсутствие свидетельства о согласовании архитектурно-градостроительного облика, выдаваемого УАиГ Белгородской области, что противоречит ч. 10 ст. 51 ГрК РФ.
В судебном заседании представитель истца поддержал требования.
Представитель ответчика иск не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск. Указывает на законность оспариваемого решения.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующему.
04.04.2018 года ФИО3 обратился через Региональный портал государственных и муниципальных услуг Белгородской области в Управление архитектуры и градостроительства администрации Старооскольского городского округа Белгородской области с заявлением (номер обращения 201819639) о выдаче разрешения на строительство автомобильного сервиса на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу: <адрес>
Указанный земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, предоставлен в долгосрочную аренду ФИО3 сроком по 27.02.2022 г., что подтверждается договором долгосрочной аренды земельного участка № 6-2/15 от 12.03.2015 г., договором о передаче прав и обязанностей арендатора от 15.06.2016 г.
Из градостроительного плана от 03.03.2017 года следует, что земельный участок расположен в территориальной зоне – П-4 – зона для размещения производственно-коммунальных объектов IV-V классов санитарной классификации предприятий.
Согласно Уведомлению от 17 апреля 2018 г., Драгун отказано в выдаче разрешения на строительство на основании ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, - отсутствие документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, в частности выдаваемого УАиГ Белгородской области свидетельства о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства на территории Белгородской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Частью 1 ст. 51 ГрК РФ, в редакции, действующей на момент спорных правоотношений, определено, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 7 ст. 51 этого же Кодекса в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются документы, перечень которых приведен в ч. 7 ст. 51 ГрК РФ (п.п. 1-8).
Согласно ч. 10 ст. 51 ГрК РФ, не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме. Правительством Российской Федерации или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (применительно к случаям выдачи разрешения на строительство органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления) могут быть установлены случаи, в которых направление указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов осуществляется исключительно в электронной форме.
В соответствии с ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 403 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства", от 28 марта 2017 года N 346 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения и о Правилах ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения", Правительством Белгородской области принято Постановление № 513-пп от 28.12.2017 года «Об утверждении Положения о рассмотрении архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства и выдаче свидетельства о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства на территории Белгородской области».
Из содержания указанного Положения следует, что на территории Белгородской области, для осуществления строительства объекта придорожного сервиса (площадью менее 1500 кв. м), расположенного на территории, прилегающей к территории, на которой расположены или запланированы градостроительной документацией объекты жилищного назначения или элементы благоустройства указанных территорий (включая объекты индивидуального жилищного строительства, дачные и садовые дома, приусадебные участки личного подсобного хозяйства, блокированные дома), участки улично-дорожной сети местного назначения, необходимо получение свидетельства о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства на территории Белгородской области (подп. 3 п. 15 Положения).
Уполномоченным органом по рассмотрению архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства и выдаче свидетельства о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства на территории Белгородской области является УАиГ по Белгородской области.
В качестве заявителей при обращении о согласовании АГО и выдаче Свидетельства АГО могут выступать физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся правообладателями земельных участков и объектов (в случае реконструкции), в том числе собственниками, арендаторами, пользователями земельных участков, в отношении которых проведен государственный кадастровый учет и оформлен градостроительный план земельного участка, обеспечивающие на указанных участках подготовку архитектурных решений создаваемых (реконструируемых) объектов на территории Белгородской области (п. 23 Положения).
Заявителем, при подаче заявления о выдаче разрешения на строительства, не было представлено свидетельство АГО.
Постановлением Правительства РФ № 346 от 28.03.2017 года определен исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения, предшествующей процедуре по выдаче разрешения на строительство является процедура предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта (п. 123 приведенного Постановления).
Суд считает, что оспариваемое решение соответствует приведенным требованиям закона.
Суд, с учетом требований частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что порядок рассмотрения обращения соблюден, содержание оспариваемого решения основано на нормативных правовых актах, регулирующих спорные отношения.
Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
В соответствии со ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, в редакции, действовавшей на момент утверждения градостроительного плана земельного участка от 03.03.2017 № RU31303000-12549, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Из содержания статьи 44 ГрК РФ следует, что градостроительный план земельного участка относится к градостроительной документации и является документом, который не устанавливает каких-либо прав и ограничений, а содержит сведения, позволяющие идентифицировать земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам.
В сущности, основным значением градостроительного плана земельного участка по действующему регулированию (часть 13 статьи 51 ГрК РФ) является фиксация даты, на которую должны быть актуальны требования из градостроительного регламента (дата выдачи градостроительного плана земельного участка).
Согласно приведенным положениям при получении разрешения на строительство проверяется соответствие проектной документации не требованиям градостроительного плана земельного участка, а требованиям к строительству, которые установлены на момент обращения для получения разрешения на строительство.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска ФИО3 к администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, заместителю начальника Управления архитектуры и градостроительства департамента по строительству, транспорту и жилищно-коммунальному хозяйству ФИО4 о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Старооскольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.Ф. Сулим
Решение принято в окончательной форме 27 августа 2018 года.