ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3227/2022 от 03.08.2022 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2а-3227/2022

УИД 76RS0014-01-2022-002239-51

Изготовлено 03 августа 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль

20 июля 2022 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Логвиновой Е.С.,

при секретаре Конаевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Юсуба Фарида Рагим оглы <данные изъяты> к УМВД России по Ярославской области об оспаривании решения об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу,

у с т а н о в и л:

Юсуб Ф.Р.о. обратился в Кировский районный суд г.Ярославля с административным исковым заявлением к УМВД России по Ярославской области о признании незаконным решения об отказе в рассмотрении по существу ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации.

В обоснование заявленных административных исковых требований указал, что 23 марта 2022 года УМВД Росси по Ярославской области приняло решение об отказе в рассмотрении по существу ходатайства Юсуба Р.Ф.о. о признании его беженцем на территории Российской Федерации. Считает данное решение незаконным и необоснованным, так как оно было вынесено без учета обстоятельств, имеющих ключевое значение для рассмотрения дела. В решении УМВД России по ЯО указаны следующие обстоятельства: Юсуб Ф.Р.о. ранее обращался с аналогичным ходатайством, обстановка в государстве гражданской принадлежности административного истца со дня получения отказа до дня подачи нового ходатайства не изменилась. Между тем, Юсуб Ф.Р.о. при повторном обращении с ходатайством о признании беженцем подробно изложил свои опасения стать жертвой преследования и запрещенного обращения в случае его принудительного возвращения в <данные изъяты>, представил документы подтверждающие данные доводы. Полагает, что при прохождении анкетирования административным ответчиком были допущены нарушения: при анкетировании не присутствовал адвокат, анкетирование проводилось в спешке, без разъяснения вопросов. 13.11.2020 года Юсуб Ф.Р.о. обращался с жалобой на отказ в анкетировании по статусу беженца на территории Российской Федерации. Юсубу Ф.Р.о. было заранее сообщено, что в случае его обращения за статусом беженца на территории Российской Федерации ему будет отказано в рассмотрении данного ходатайства на статус беженца по существу. Решение УВМ УМВД России по Ярославской области было обжаловано административным истцом в ГУВМ МВД России, решением от 05.05.2022 года №1992 в удовлетворении жалобы отказано. Ранее Юсуб Ф.Р.о. был незаконно взят под стражу на основании постановления прокуратуры Фрунзенского района г.Ярославля – 08.08.2018 года, а затем его поездом отправили в г.Москву, где он находился под стражей еще несколько дней, после чего был экстрадирован в <данные изъяты>, где был подвергнут бесчеловечному отношению и пыткам. Ситуация с правами человека в <данные изъяты>, несмотря на все предпринятые властями меры, не изменилась в лучшую сторону, даже более того, значительно ухудшилась, практика применения пыток по-прежнему остается повсеместной. Наличие для Юсуба Ф.Р.о. опасности подвергнуться жестокому негуманному обращению в стране гражданской принадлежности подтверждается новейшими докладами международных неправительственных организаций и учреждений. Кроме того, 18.03.2021 года УМВД России по Ярославской области в лице Отдела по вопросам миграции отдела полиции Фрунзенскими вынесено извещение о том, что в соответствии с решением УМВД России Ярославской области от 12.03.2021 года заявление о приеме в гражданство РФ Юсуба Ф.Р.о. отклонено на основании п.а ч.1 ст.16 ФЗ от 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве РФ».

В судебном заседании административный истец Юсуб Ф.Р.о. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика УМВД России по Ярославской области по доверенности Зайцева Ю.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала, представила письменный отзыв на административный иск, дала аналогичные пояснения <данные изъяты>

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, считает заявленные Юсубом Ф.Р.о. требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению ввиду следующего.

Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с пп.1 п.1 ст. 1 Федерального закона «О беженцах» от 19.02.1993 № 4528-1 (далее - ФЗ «О беженцах») беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Согласно пунктов 1-3 ст.3 ФЗ «О беженцах» признание лица беженцем осуществляется в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом.

Признание лица беженцем предусматривает: 1) обращение с ходатайством о признании беженцем (далее - ходатайство); 2) предварительное рассмотрение ходатайства; 3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее - свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; 4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу; 5) рассмотрение ходатайства по существу; 6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем; 7) выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований.

В соответствии с пп.4 п.1 ст.4 ФЗ «О беженцах» лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту своего пребывания на законном основании на территории Российской Федерации.

В силу пп.2 п.5 ст.4 ФЗ «О беженцах» предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в следующем порядке: ходатайство лица, находящегося на территории Российской Федерации, предварительно рассматривается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение пяти рабочих дней со дня поступления ходатайства.

Согласно п.1 ст.5 ФЗ «О беженцах» основаниями для отказа лицу в рассмотрении ходатайства по существу являются следующие обстоятельства: 1) если в отношении лица возбуждено уголовное дело за совершение преступления на территории Российской Федерации; 2) если лицу ранее было отказано в признании беженцем в связи с отсутствием обстоятельств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при условии, что обстановка в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства) со дня получения отказа и до дня подачи нового ходатайства не изменилась; 3) если лицо получило обоснованный отказ в признании беженцем в любом из государств, присоединившихся к Конвенции Организации Объединенных Наций 1951 года о статусе беженцев и (или) к Протоколу 1967 года, касающемуся статуса беженцев, при условии, что правовые нормы признания беженцем в данном государстве не противоречат законодательству Российской Федерации; 4) наличие у лица гражданства третьего государства, защитой которого лицо может воспользоваться, или права на пребывание на законном основании на территории третьего государства при отсутствии обоснованных опасений стать жертвой преследований в третьем государстве по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона; 5) если лицо прибыло из иностранного государства, на территории которого имело возможность быть признанным беженцем; 6) если лицо покинуло государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) не по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, и не желает возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) из опасения понести в соответствии с законодательством данного государства наказание за незаконный выезд за пределы его территории либо за совершенное в нем иное правонарушение; 7) если лицо было вынуждено незаконно пересечь Государственную границу Российской Федерации с намерением ходатайствовать о признании беженцем и не обратилось с ходатайством в порядке, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона; 8) если лицо отказывается сообщить сведения о себе и (или) об обстоятельствах прибытия на территорию Российской Федерации.

Судом из представленных в материалы дела документов установлено, что Юсуб Ф.Р.о. <данные изъяты> обратился в УМВД России по Ярославской области с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации <данные изъяты>

18.03.2022 года сотрудником УМВД России по Ярославской области с Юсубом Ф.Р.о проведено индивидуальное анкетирование, оформлены анкета и опросный лист.

В анкете лица, ходатайствующего о признании беженцем, Юсуб Ф.Р.о. сообщил, что он покинул территорию <данные изъяты>, так как опасается преследования со стороны представителей МВД и органов безопасности <данные изъяты>. Указал, что незаконно подвергался преследованию правоохранительных органов <данные изъяты>, был объявлен в международный розыск, в 2018 году был экстрадирован в <данные изъяты>. Постановлением Бакинского суда по тяжким преступлениям от 14.07.2019 года Юсуб Ф.Р.о. был оправдан. В июле 2019 года Юсуб Ф.Р.о. приехал в Российскую Федерацию.

Нарушений требований действующего законодательства со стороны УМВД России по Ярославской области при проведении анкетирования Юсуба Ф.Р.о., оформления опросного листа судом не установлено. Действующим законодательством обязательное участие адвоката/представителя анкетируемого лица не предусмотрено.

Решением УМВД России по Ярославской области от 23.03.2022 года Юсубу Ф.Р.о. отказано в рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу на основании подпункта 2 пункта 1 ст.5 ФЗ «О беженцах».

Данное решение Юсуб Ф.Р.о. обжаловал в ГУВМ МВД России.

Решением №1992 от 05.05.2022 года решение УМВД России по Ярославской области от 23.ю03.2022 года об отказе <данные изъяты> Юсубу Ф.Р.о. в рассмотрении его ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу признано правомерным, в удовлетворении жалобы Юсубу Ф.Р. о. отказано.

С административным иском об оспаривании решения УМВД России по Ярославской области от 23 марта 2022 года Юсуб Ф.Р.о. обратился в Кировский районный суд г.Ярославля 20.06.2022 года, то есть в установленный законом срок.

Согласно пп.2 п.1 ст.5 ФЗ «О беженцах» основаниями для отказа лицу в рассмотрении ходатайства по существу являются следующие обстоятельства: если лицу ранее было отказано в признании беженцем в связи с отсутствием обстоятельств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при условии, что обстановка в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства) со дня получения отказа и до дня подачи нового ходатайства не изменилась.

Судом установлено, что Юсуб Ф.Р.о. 21.05.2015 года обращался в УФМС России по г.Москве с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации.

Решением УФМС России по г.Москве от 28.09.2015 года Юсубу Ф.Р.о. было отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации как лицу, не отвечающему критериям, определяющим понятие «беженец», согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 1 ФЗ «О беженцах».

Решением ФМС России от 10 декабря 2015 года №1988 решение УФМС России по г.Москве об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации признано правомерным.

13.04.2016 года Юсуб Ф.Р.о. обратился в УФМС России по г.Москве с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Решением УФМС России по г.Москве от 20.04.2016 года заявителю отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в связи с отсутствием гуманных оснований, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 ст.12 ФЗ «О беженцах».

Решением ГУВМ МВД России от 27 июня 2016 года №5 решение УФМС России по г.Москве об отказе Юсубу Ф.Р.о. в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации признано правомерным.

Учитывая вышеизложенное, Юсубу Ф.Р.о. ранее было отказано в признании беженцем в связи с отсутствием обстоятельств, предусмотренных ФЗ «О беженцах».

Суду не представлено убедительных аргументов и доказательств в пользу того, что обстановка в государстве гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) административного истца со дня получения отказа и до дня подачи нового ходатайства изменилась и имеются обоснованные опасения административного истца стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений в стране своей гражданской принадлежности.

Напротив, постановлением Бакинского суда по тяжким преступлениям от 14 июля 2019 года Юсуб Ф.Р.о. был оправдан, его вина во вменяемых ему преступлениях не была доказана, состав преступления не был установлен. Мера пресечения в виде запрета на выезд из страны в отношении заявителя снята. В июле 2019 года Юсуб Ф.Р.о. беспрепятственно покинул территорию <данные изъяты>.

Представленное в материалы административного дела письмо председателя Комитета «Гражданское содействие» <данные изъяты> о сохранении в настоящее время опасности возвращения в <данные изъяты> Юсубу Ф.Р.о. не мотивировано, основано на обстоятельствах, изложенных в заключении от 31.12.2016 года, данным обстоятельствам административным ответчиком при принятии решения дана надлежащая оценка.

Необоснованными являются доводы административного истца о том, что при принятии решения УМВД России по Ярославской области формально подошли к рассмотрению вопроса, поскольку данное опровергается материалами дела. Так, с Юсубом Ф.Р.о. проведено индивидуальное собеседование, на основании которого оформлена анкета и опросный лист, приняты к рассмотрению дополнительные документы.

Установленные УМВД России по ЯО обстоятельства подробно изложены в оспариваемом решении.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что решение УМВД России по Ярославской области принято в соответствии с требованиями ФЗ «О беженцах» с учетом всех изложенных Юсубом Ф.Р.о. обстоятельств.

Правовой статус административного истца на территории Российской Федерации урегулирован, Юсуб Ф.Р.о. на территории Российской Федерации проживает на основании вида на жительство.

При таких обстоятельствах, суд считает, что заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Юсуба Фарида Рагим оглы оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.

Судья

Е.С.Логвинова