РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«19» марта 2018 года МО, г. Жуковский
Жуковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Ковалёва Е.А.
при секретаре Новак М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-322/2018 по административному иску Администрации городского округа Жуковский к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконными действий по постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и обязании осуществить определенные действия,
установил:
Администрация городского округа Жуковский Московской области обратилась в Жуковский городской суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с требованиями о признании незаконными действий по постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости – здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Московская область, г. Жуковский, <адрес>, площадью 53,3 кв.м. и обязании снять с государственного кадастрового учета указанный объект недвижимости.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал и пояснил, что муниципальное образование – городской округ Жуковский осуществляет полномочия собственника в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 421+- 7 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г.о. Жуковский, в районе <адрес> (напротив <адрес>). Имущественные права на земельный участок не зарегистрированы. 10 ноября 2017 года объект недвижимости (здание) с кадастровым номером №, площадью 53,3 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Жуковский, <адрес>, поставлен на кадастровый учет. Считает указанные действия административного ответчика незаконными, поскольку договор аренды земельного участка от 02.12.2014 г. № 60-УЗ, заключенный между административным истцом и ООО «Инвест Кап-Строй», зарегистрированный в УФСГРКиК по МО 25.04.2016 г., прекратил свое действие ввиду истечения его срока и предварительного волеизъявления арендодателя о нежелании продлевать данный договор. 24.11.2017 г. в ЕГРН погашена запись об ограничении (обременении) права аренды. Поскольку разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию органом государственной власти, органом местного самоуправления неизвестному застройщику не выдавалось, права на здание не зарегистрированы, у административного ответчика не имелось оснований постановки на государственный кадастровый учет самовольного объекта недвижимости.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание явился, представил суду письменные возражения на административный иск и пояснил, что действия административного ответчика по постановке на государственный кадастровой учет осуществлялись в соответствии с положениями Федерального закона от 13 июля 2015г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". 13 октября 2017 года к административному ответчику поступило заявление ООО «Инвест Кап-Строй» о государственном кадастровом учете объекта недвижимости – здания, площадью 53,3 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Жуковский, <адрес> и государственной регистрации права объекта недвижимости на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 421+- 7 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г.о. Жуковский, в районе <адрес> (напротив <адрес>). 23.10.2017 г. государственным регистратором принято решение о приостановлении государственной регистрации и государственного кадастрового учета объекта недвижимости в соответствии с п.п. 5,7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ. Объект недвижимости – здание является строением вспомогательного использования. Градостроительное законодательство предусматривает возможность строительства объектов вспомогательного назначения на земельных участках без получения разрешения на строительство. Учитывая, что при подаче заявления ООО «Инвест Кап-Строй» и дополнительных документов, подтверждающих устранение причин, послуживших основанием для приостановлении действий, а также наличие в едином государственном реестре недвижимости актуальной записи об ограничении права аренды на указанный земельный участок в отношении ООО «Инвест Кап-Строй» на основании договора от 02.12.2014 г. №60-УЗ, государственным регистратором принято решение 10 ноября 2017 года о проведении государственного кадастрового учета объекта недвижимости – здания. 01.12.2017 г. принято решение о проведении государственной регистрации права собственности ООО «Инвест Кап-Строй» в отношении указанного здания. При этом, представитель дополнительно пояснил, что права административного истца по осуществлении распорядительных действий в отношении земельного участка административным ответчиком не нарушены.
Заинтересованные лица – филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области и ООО «Инвест Кап-Строй» в судебное заседание не явились, извещены судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель ООО «Инвест Кап-Строй» представил суду письменные возражения относительно заявленных требований, из которых следует, что земельный участок в соответствии с договором аренды от 02.12.2014 г. №60-УЗ, зарегистрированный в УФСГРКиК по МО 25.04.2016 года № 50-50/052-50/052/008/2016-1847/2, арендован у администрации г.о. Жуковский для целевого назначения, а именно строительство торгового центра. Арендатор ООО «Инвест Кап-Строй» осуществил строительство здания и в установленные сроки (до окончания действия договора аренды) подал заявление с приложением документов в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области для постановки на государственный кадастровый учет здания и регистрации права собственности.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материал дела, полагает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Установлено, что муниципальное образование – городской округ Жуковский осуществляет полномочия собственника в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 421+- 7 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г.о. Жуковский, в районе <адрес> (напротив <адрес>).
Между администрацией городского округа Жуковский и ООО «Инвест Кап-Строй» заключен договор аренды земельного участка, используемого для ведения предпринимательской и иных видов деятельности от 02.12.2014 года №60-УЗ, зарегистрированный в УФСГРКиК по МО 25.04.2016 года № 50-50/052-50/052/008/2016-1847/2, для целевого назначения, а именно для размещения (строительства) административно-офисного здания с опорным пунктом полиции. Срок действия аренды с учетом дополнительного соглашения от 31.12.2014 г. к договору аренды №60-УЗ от 02.12.2014 г. определен сторонами с 20.11.2014 года по 19.10.2017 года.
13 октября 2017 года в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области поступило заявление ООО «Инвест Кап-Строй» о государственном кадастровом учете объекта недвижимости – здания, площадью 53,3 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Жуковский, <адрес> и государственной регистрации права объекта недвижимости – здания на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 421+- 7 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г.о. Жуковский, в районе <адрес> (напротив <адрес>).
23.10.2017 г. государственным регистратором принято решение о приостановлении государственной регистрации и государственного кадастрового учета объекта недвижимости в соответствии с п.п. 5,7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
10 ноября 2017 года государственным регистратором принято решение о проведении государственного кадастрового учета объекта недвижимости – здания, площадью 53,3 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Жуковский, <адрес>, присвоен кадастровый №.
24 ноября 2017 г. в едином государственном реестре недвижимости погашена запись об ограничении (обременении) права аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 421+- 7 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г.о. Жуковский, в районе <адрес> (напротив <адрес>).
01.12.2017 г. принято решение о проведении государственной регистрации права собственности ООО «Инвест Кап-Строй» в отношении объекта недвижимости – здания, с кадастровым номером №, площадью 53,3 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Жуковский, <адрес>.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В силу статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 40 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение осуществляется также в случае, если на момент государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение истек срок действия договора аренды или безвозмездного пользования земельным участком, предоставленным для цели строительства указанных объектов недвижимости, при этом на момент ввода в эксплуатацию указанных объектов недвижимости срок действия соответствующего договора не истек.
Судом установлено, что возведение спорного объекта недвижимости – здания осуществлено на земельном участке с кадастровым номером №, предоставленном ООО «Инвест Кап-Строй» на правах аренды для размещения (строительства) административно-офисного здания с опорным пунктом полиции, а также в рамках выданного разрешения на строительство от 30.12.2014 NRU50304000-293.
Статьёй 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей 51 Градостроительным кодексом Российской Федерации документы.
То есть, в данном случае возведение спорного объекта производилось ООО «Инвест Кап-Строй» с соблюдением установленных требований при наличии требуемых законодательством документов для осуществления строительства объекта недвижимости.
В пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" дано разъяснение, что согласно пункту 4 статьи 25 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании, помимо прочего, документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком.
Однако, указанное положение не препятствует государственной регистрации права собственности на созданный в период действия договора аренды объект незавершенного строительства, если к моменту подачи заявления о государственной регистрации срок аренды истёк.
В сложившихся отношениях, на момент подачи в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области документов ООО «Инвест Кап-Строй» для постановки на государственный кадастровый учет спорного здания и регистрации права собственности срок действия договора аренды не истёк.
В связи с этим действия административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости – здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Московская область, г. Жуковский, <адрес>, площадью 53,3 кв.м, не противоречат закону.
С учетом изложенного суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку в судебном заседании не были установлены незаконность действий и нарушение прав административного истца.
Руководствуясь статьями 175 - 177, 180, 226 - 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Администрации городского округа Жуковский к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконными действий по постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и обязании осуществить определенные действия – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционном порядке в Московский областной суд через Жуковский городской суд.
Судья Е.А. Ковалёв