ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-322/2022 от 14.04.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2021-012927-64 дело № 2а-322/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,

при секретаре Баранове Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 14 апреля 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Валявкина Валерия Сергеевича к ФКУ ИК – 25 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия) и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

установил:

Валявкин В.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий (бездействия) административного ответчика, выразившегося в необеспечении условий его содержания при отбытии наказания в ФКУ ИК – 25 УФСИН России по Республике Коми в период с августа 2013 года по август 2020 года в общежитиях исправительного учреждения, а также при производстве работ на промзоне, присуждении в связи с необеспечением надлежащих условий его содержания за заявленный период денежной компенсации в размере 7000000 руб.

В обоснование заявленных требований указал, что ненадлежащее обеспечение условий его содержания в общежитиях исправительного учреждения выразилось в том, что за периоды нахождения в отрядах он не был обеспечен необходимой санитарной площадью, приходящейся на каждого, горячим водоснабжением, указал, что приточная вентиляция в отрядах отсутствовала. В период выполнения работ при его привлечении к работе на промзоне туалет находился на улице, кабинки не имели ограждений, в связи с чем, условия приватности не соблюдались, при посещении туалета возможность помыть руки отсутствовала.

Определением суда к участию в деле привлечено ФКУ ИК – 25 УФСИН по Республике Коми.

Дело слушанием назначалось на 07.04.2022. В судебном заседании истец на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в иске. Представитель административных ответчиков Шомысова Л.Н. исковые требования не признала, настаивая на том, что нарушений условий содержания истца в период его нахождения в исправительном учреждении не допускалось.

В связи с необходимостью предоставления дополнительных доказательств по делу с учетом пояснений истца, в судебном заседании судом объявлен перерыв до 14.04.2022. После перерыва судебное заседание объявлено продолженным, стороны участия в судебном заседании не принимали.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства и установленные по результатам их оценки в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ обстоятельства, суд приходит к следующему.

Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статья 17, 21 и 22 Конституции РФ).

Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией РФ цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.

Статья 55 Конституции РФ допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которой состоит в том, что на осужденного оказывается специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении принадлежащих ему прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей (статья 43 Уголовного кодекса РФ).

Уголовно-исполнительное законодательство РФ основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ и изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний. Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством РФ, имеет право на присуждение за счет казны РФ компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (статья 8, 10, 12, 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, является одной из приоритетных задач ФСИН России.

ФСИН России обеспечивается создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов.

Государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.

Согласно положениям статей 73, 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы, достигшие совершеннолетия, отбывают наказание в исправительных учреждениях с различными видами режимов.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим) является одним из основных средств исправления осужденных.

В соответствии со статьей 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ режим в исправительных учреждениях – установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий, питание (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны РФ компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).

При разрешении заявленных требований установлено, что с ** ** ** по ** ** ** Валявкин В.С. отбывал меру уголовного наказания в ФКУ ИК – 25 УФСИН России по Республике Коми.

В период с 26.08.2013 по 15.04.2014 размещался в отряде № 6 исправительного учреждения, в период с 15.04.2014 по 28.05.2014 – в отряде № 7, с 28.05.2014 по 17.02.2015 – в отряде № 6, с 17.02.2015 по 06.05.2016 - в отряде № 2, с 06.05.2016 по 19.08.2020 – в отряде № 7.

В период с 05.09.2013 по 04.03.2014, с 23.04.2014 по 15.12.2014, с 04.06.2016 по 10.03.2017, с 20.03.2017 по 29.07.2020, с 01.09.2020 по 16.07.2021 был привлечен к оплачиваемым работам в ФКУ ИК – 25 УФСИН России по Республике Коми.

Общие положения и принципы исполнения наказаний устанавливаются Уголовно-исполнительным кодексом РФ, задачами которого являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, их прав, свобод и законных интересов (часть 2 статьи 1, часть 2 статьи 2 названного Кодекса).

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 10 поименованного кодекса).

На основании части 10 статьи 12 Уголовно – исполнительного кодекса РФ порядок осуществления прав осужденных устанавливается настоящим Кодексом, а также иными правовыми актами.

При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (часть 11 статьи 12 Уголовно – исполнительного кодекса РФ).

Аналогично указанным требования отражены в пункте 15 утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 № 295 Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Согласно положениям пункта 14.4.1 Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно – исполнительной системы. Правила проектирования», утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр, предусмотрена возможность размещения в ИК общего, строгого режима ПКТ и ШИЗО, их следует размещать сблокировано в одном здании.

В соответствии с пунктом 9.4 Свода Правил режимная, жилая, изолированная жилая, производственные зоны исправительного учреждения (кроме производственной зоны КП) разделяются на локальные изолированные участки и территорию вне локальных изолированных участков. По границе локального изолированного участка устанавливаются ограждения.

В жилой зоне, в том числе, выделяются локальные участки с общежитиями для проживания осужденных на обычных, облегченных, строгих условиях отбывания наказания, по каждому в отдельности, со зданием карантина для временного содержания вновь прибывших осужденных, со зданием ПКТ с ШИЗО (пункт 9.5 Свода Правил).

Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ от 02.06.2003 № 130-ДСП, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).

Аналогичные указанным требования отражены в пунктах 19.2.1, 19.2.5 Свода правил, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно – техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

Обеспечение горячим водоснабжением предусматривалось также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста РФ от 02.06.2003 № 130-ДСП.

На основании требований пункта 19.3.5 Свода правил в помещениях зданий исправительного учреждения в зависимости от их назначения следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию с механическим и естественным побуждением.

Во всех спальных комнатах и спальных помещениях следует предусматривать приточную вентиляцию с механическим или естественным побуждением, при этом естественный приток воздуха обеспечивается через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны и другие устройства, в том числе автономные стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием; вытяжную вентиляцию с механическим или естественным побуждением.

Согласно требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010, действовавшего до 01.03.2021, системы вентиляции должны обеспечивать допустимые условия микроклимата и воздушной среды помещений. Естественная вентиляция жилых помещений должна осуществляться путем притока воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы. Вытяжные отверстия каналов должны предусматриваться на кухнях, в ванных комнатах, туалетах и сушильных шкафах. Устройство вентиляционной системы должно исключать поступление воздуха из одного помещение в другое. Вентиляция объектов, размещенных в жилых зданиях, должна быть автономной.

В силу положений части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.

При разрешении заявленных требований судом установлено, что на территории ФКУ ИК – 25 УФСИН России по Республике Коми расположены 3 общежития осужденных с локальными участками, столовая и ПТУ (отряд СУОН) с локальным ограждением, медчасть с локальным ограждением, ШИЗО и ПКТ с прогулочным двором, нежилые помещения, баня.

Площадь помещения отряда № 2 составляет 413,7 кв.м., в отряде три спальных помещения, общей площадью 203,6 кв.м., также в отряде имеется комната воспитательной работы с осужденными (помещения воспитательной работы), площадью 55 кв.м., комната хранения продуктов питания с местом для приема пищи, площадью 27, 8 кв.м., комната быта, площадью 11 кв.м., санитарный узел 15,2 кв.м., умывальная комната, площадью 14,1 кв.м., помещение для сушки одежды 6, 5 кв.м. Вентиляция в отряде осуществляется естественным путем через форточки и вентиляционные каналы в здании. Запах и грибок на стенах в отряде № 2 отсутствует.

Площадь помещения отряда № 6 составляет 353,3 кв.м., площадь спальных секций 185,60 кв.м., в общежитии отряда имеется комната воспитательной работы с осужденными (ПВР), площадью 29,8 кв.м, комната хранения продуктов питания с местом для приема пищи, комната быта, площадью 6,7 кв.м., помещение для сушки одежды и обуви, площадью 7,5 кв.м., помещение хранения личных вещей повседневного пользования, площадью 9,20 кв.м., санитарный узел, площадью 15,8 кв.м., умывальная комната, площадью 15,8 кв.м. При проектировании и строительстве здания вентиляция обустроена и осуществляется естественным путем через форточки и вентиляционные каналы в здании.

Площадь помещения отряда № 7 составляет 416,8 кв.м., в отряде три спальных помещения, общей площадью 220 кв.м., также в отряде имеется комната воспитательной работы с осужденными (помещения воспитательной работы), площадью 52,4 кв.м., комната хранения продуктов питания с местом для приема пищи, комната быта, площадью 15,0 кв.м., комната хранения продуктов питания с местом для приема пищи, комната быта, площадью 6,2 кв.м., помещение для сушки одежды и обуви, площадью 9,20 кв.м., санитарный узел, площадью 16,9 кв.м., умывальная комната. Вентиляция в отряде осуществляется естественным путем через форточки и вентиляционные каналы в здании. Горячее водоснабжение в отряде имеется.

Каждый осужденный обеспечен индивидуальным спальным местом. Во всех отрядах существующая вентиляция обеспечивает постоянную вентиляцию и достаточный уровень воздухообмена. Все помещения отрядов оборудованы мебелью и инвентарем. Горячее водоснабжение обеспечено в отрядах в апреле 2020 года.

По сведениям ФКУ ИК – 25 УФСИН России по Республике Коми в период содержания Валявкина В.С. в отряде №7 ФКУ ИК – 25 УФСИН России по Республике Коми лимит наполнения составлял всего 114 осужденных, фактически в указанный период численность осужденных не превышала 90 человек. В отряде № 6 лимит наполнения составлял 92 человека, фактически содержалось до 90 человек, в отряде № 2 лимит – 127 осужденных, фактически содержалось от 102 до 120 человек.

С учетом представленных сведений при расчете площади помещений, приходящейся на каждого осужденного, суд приходит к выводу, что нарушений требований статьи 99 Уголовно – исполнительного кодекса РФ по норме площади в периоды содержания истца в отряде № 6 с 26.08.2013 по 15.04.2014, с 28.05.2014 до 17.02.2015 не допускалось. При расчете суд с учетом представленных сведений относительно площади занимаемых помещений учитывает площадь спальных помещений, комнаты ПВР (215,4 кв.м), и исходит из того, что на каждого осужденного с учетом сведений ответчика (не более 92 члк), приходилось 2,3 кв.м.

При расчете площади помещений, приходящейся на каждого в отряде № 7 в периоды с 15.04.2014 по 28.05.2014, с 06.05.2016 по 19.08.2020, учитывая площадь спальных помещений, комнаты воспитательной работы, что составляет 272,4 кв.м, суд приходит к выводу, что при максимальном количестве осужденных в отряде в спорный период не более 114 человек, с учетом сведений о фактическом нахождении 90 человек, норма площади также не нарушалась (272,4кв.м./114члк=2,38 кв.м., 272,4 кв.м/90члк=3,02 кв.м.).

Нарушений в части площади при нахождении административного истца в отряде № 2 в периоды его содержания с 17.02.2015 по 06.05.2016 также не допущено. Как установлено, площадь спальных помещений и помещений ПВР, комнаты приема пищи, составляет 286,4 кв.м., фактическое нахождение осужденных до 120 человек, что при расчет свидетельствует о том, что на каждого площадь составила 2,3 кв.м. (286,4/120=2,38 кв.м.), исходя из лимита (127 члк)- 2,25 кв.м. (286,4кв.м./127члк).

Согласно информации ответчика на производственной зоне ФКУ ИК – 25 УФСИН России объекты цеха, где трудоустроены осужденные, оборудованы туалетами.

В силу части 3 статьи 101 Уголовно – исполнительного кодекса РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно – гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Конституция РФ презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность и осуществление своих функций и полномочий (статья 10).

Оценивая приведенные в обоснование иска основания нарушений условий содержания осужденных как условие взыскания денежной компенсации, суд исходит из того, что к «бесчеловечному обращению» на основании приведенных в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный вред либо глубокие физические или психические страдания; унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности; при этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания; оценка уровня страданий осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности, от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения; в некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подвергалось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 14.11.2017 № 84-КГ17-6, содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них следствие реализации механизма государственного принуждения.

Оценивая ранее озвученные и установленные по результатам проверки представленных в материалы дела доказательств нарушения с учетом доводов административного иска, на основании представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу, что установленные нарушения отчасти порождают право истца на денежную компенсацию в результате их установления.

Судом не могут быть оставлены без внимания доводы административного истца в части необеспечения в заявленный период помещений исправительного учреждения горячим водоснабжением. Иные доводы с учетом установленных при рассмотрении дела нарушений при расчете компенсации не могут быть учтены.

Отсутствие обеспечения указанных помещений горячим водоснабжением установлено по результатам проверки органом прокуратуры, на основании решения суда на административного ответчика ФКУ ИК – 25 УФСИН России по Республике Коми возложена обязанность в соблюдение вышеназванных требований пунктов 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр, и в соответствии с требованиями СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также требованиями действующих нормативных документов, в том числе пункта 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2545-10, утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 обеспечить горячее водоснабжение в помещениях исправительного учреждения.

Наличие горячего водоснабжения в камерах непосредственным образом касается обеспечения гуманных условий для содержания лиц, в отношении которых применена мера пресечения заключения под стражу, подозреваемых и осужденных и охраны здоровья людей с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, создания благоприятных безопасных условий среды обитания, в связи с чем, эксплуатация объекта с нарушением указанных требований ведет к недопустимому риску для здоровья лиц, находящихся в зданиях ответчика.

Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие в актуальными требованиями обусловлено уровнем современных рисков, потребностей, правил, а равно обеспечением санитарного благополучия и безопасных условий для обитания человека.

На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Применительно к установленным требованиям закона суд приходит к выводу, что в результате неоснащения помещений горячим водоснабжением нарушаются права административного истца.

При разрешении требований суд исходит из того, что необеспечение административного истца горячим водоснабжением (около 6 лет 7 месяцев), повлекло нарушение прав Валявкина В.С., гарантированных законом, и само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, что в соответствии с приведенными выше правовыми нормами является основанием для удовлетворения заявленных требований путем признании действий (бездействия) незаконными и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Учитывая конкретные обстоятельства по делу, при которых были допущены нарушения, характер, объем и продолжительность нарушений (6 лет 7 месяцев), суд с учетом принципов разумности и справедливости, приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации в размере 90000 руб., находя определенный размер отвечающим объему, длительности и степени нарушений с учетом разумности, соразмерности и необходимости.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Валявкина Валерия Сергеевича к ФКУ ИК – 25 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия) и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, удовлетворить частично.

Признать незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в ненадлежащем обеспечении условий содержания Валявкина Валерия Сергеевича в период с августа 2013 года по август 2020 года в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми.

Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Валявкина Валерия Сергеевича компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 90000 (девяносто тысяч) рублей путем перечисления взысканной суммы на банковский счет на имя Валявкина В.С. по представленным реквизитам.

В удовлетворении административных исковых требований Валявкина Валерия Сергеевича к ФКУ ИК – 25 УФСИН России по Республике Коми о присуждении денежной компенсации в результате необеспечения надлежащих условий его содержания в исправительном учреждении, к ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия) - отказать.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Л.А. Печинина