УИД 10RS0001-01-2022-000515-93
Дело №2а-322/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 сентября 2022 г. г.Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи | Захаровой М.В., |
при помощнике судьи | Романовой Ю.С., |
с участием административного истца | Барболиной О.И. |
представителя административного истца | Александрова О.М. |
представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» | Бебениной В.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело поадминистративному исковому заявлению Барболиной О.И. к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район», межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда на территории муниципального образования «Беломорское городское поселение» о признании незаконными заключения межведомственной комиссии № 79 от 14 июня 2022 г., постановления администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» № 545 от 28 июня 2022 г., возложении обязанности в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу провести обследование жилого помещения на соответствие требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г.№ 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживанияи многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»,
у с т а н о в и л:
Барболина О.И. обратилась в суд с административным иском с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район», межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда на территории муниципального образования «Беломорское городское поселение» о признании незаконными заключения межведомственной комиссии № 79 от 14 июня 2022 г., постановления администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» № 545 от 28 июня 2022 г., возложении обязанности в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу провести обследование жилого помещения на соответствие требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г.№ 47 «Об утверждении Положения опризнании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В обоснование заявленных требований указала, что на основании договора социального найма от 5 августа 2020 г. проживает в квартире по адресу: <адрес>.Полагает, что данная квартира непригодна для проживания в связи с тем, что поражена грибком черной плесени, считает ремонт квартиры нецелесообразным, поскольку заражен весь дом. Для признания квартиры непригодной для проживания она обратилась в администрацию муниципального образования «Беломорский муниципальный район» с заявлением о проведении обследования квартиры на соответствие требованиям к жилому помещению. Заключением межведомственной комиссии от 14 июня 2022 г. принято решение о признании квартиры подлежащей капитальному ремонту. Данное заключение полагает незаконным, поскольку Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г.№ 47 не предполагает возможность принятия решения о капитальном ремонте квартиры, возлагая на межведомственную комиссию обязанность признать жилое помещение либо пригодным либо непригодным для проживания. Постановление администрации от 28 июня 2022 г. о проведении капитального ремонта также является незаконным, поскольку основано на данном заключении.
Поскольку административные ответчики по итогам обследования квартиры приняли решение, которое не предусмотрено п. 47 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г.№ 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», административный истец полагает, что до настоящего момента заключение межведомственной комиссии отсутствует, в связи с чем просит возложить на административных ответчиков обязанность обследовать квартиру и принять решение о её непригодности для проживания.
Административный истец Барболина О.И. и её представитель Александров О.М. в судебном заседании административный иск поддержали, просили его удовлетворить по изложенным в нем основаниям. Дополнительно пояснили, что оспариваемые акты незаконны и нарушают права нанимателя, поскольку не указан срок, когда будет решен вопрос о её отселении.
Представитель административного ответчикаадминистрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» в судебном заседании с административным иском не согласилась по доводам письменных возражений. Указала, что в случае принятия решения о капитальном ремонте жилого помещения не требуется указывать срок отселения нанимателя. Полагает, что такой срок необходимо указать только в случае принятия решения о признании дома аварийным.
Представитель административного ответчика межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда на территории муниципального образования «Беломорское городское поселение» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, возражений на иск не представили.
Представители заинтересованных лиц Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, МУП «Жилфонд» а также заинтересованное лицо Барболин А.В. в суд не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом, отзыва на иск не представили.
По определению суда на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом при данной явке.
Исследовав материалы дела, заслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (п. 1). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (п. 2).
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 8, 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства в полном объеме, в том числе:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам инарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из содержания вышеприведенных норм права следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Такие условия применительно к заключению межведомственной комиссии отсутствуют, однако, применительно к оспариваемому решению органа местного самоуправления, судом установлены.
В силу ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Данные полномочия закреплены в Уставе муниципального образования «Беломорский муниципальный район», принятом решением XIX сессии XXIV созыва Совета муниципального образования «Беломорский муниципальный район» (подпункт 3 пункта 1 статьи 10, подпункт 2 пункта 1.2 статьи 10).
Согласно п. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Жилищного кодекса, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г.№ 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).
Согласнопункту 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений установленным Положением требованиям.Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки муниципального жилищного фонда.Решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан принимается органом местного самоуправления.
Между тем, наличие исключительной компетенции комиссии при решении вопроса о признании жилых помещений пригодными или непригодными для проживания, не исключает право заинтересованных лиц оспаривать решения межведомственной комиссии в случае их незаконности (п. 52 Положения).
Согласно пункту 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (пункт 43 Положения).
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов, определение перечня дополнительных документов (заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее - специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению № 1;
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
В соответствии с пунктом 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Два экземпляра заключения направляются в орган местного самоуправления для последующего принятия решения, предусмотренного абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и направления заявителю.
Согласно пункту 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление, либо впоследствии заключение дополнительной экспертизы жилого помещения в течение 30 календарных дней с даты регистрациии принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Таким образом, Положение предусматривает, что по результатам обследования межведомственная комиссия может принять как одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения, так и решение о проведении дополнительного обследования. Результаты дополнительного обследования приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии. В случае проведения дополнительного обследования специализированной экспертной организацией межведомственная комиссия принимает одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения, в течение 30 дней с даты поступления письменного заключения.
Административный истец Барболина О.И. считает заключение межведомственной комиссии и принятое на основании данного заключения постановление администрации о проведении капитального ремонт квартиры незаконными, поскольку квартира, по её мнению, не подлежит восстановлению и ремонту, имеются основания для признания квартиры непригодной для проживания. Кроме того, административный истец оспаривает решение по нарушению процедуры его принятия, указывая, что межведомственная комиссия компетентна принять только одно из двух решений: о пригодности либо о непригодности квартиры для проживания, в настоящем же случае принято решение о проведении капитального ремонта, которое не предусмотрено пунктом 47 Положения.
При разрешении административных исковых требований в части оспаривания заключения межведомственной комиссии суду с учетом положений ст. 226 КАС РФ необходимо проверять как соблюдение порядка принятия такого заключения, так и соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан.
Проверив заключение межведомственной комиссией в полном объеме, суд не усматривает оснований для признания его незаконным.
Процедура принятия межведомственной комиссией оспариваемого заключения от 14 июня 2022 г. административным ответчиком соблюдена.
Так, как следует из материалов дела, 5 августа 2020 г. между администрацией муниципального образования «Беломорский муниципальный район» и Барболиной О.И. заключен договор социального найма жилого помещения № 37, согласно которому ей предоставлена квартира по адресу:<адрес>.Собственником данной квартиры является администрация муниципального образования «Беломорский муниципальный район».
Материалами дела подтверждается, что административный истец с даты заключения договора социального найма зарегистрирована и проживает в указанном жилом помещении.Вквартире выявились недостатки применительно к температуре, влажности, параметрам микроклимата, на стенах и в оконных проемах образовалась плесень.
10 июня 2021 г. Барболина О.И. обратилась в администрацию муниципального образования «Беломорский муниципальный район» с заявлением о проведении обследования квартиры на предмет её пригодности к проживанию.
18 июня 2021 г. межведомственная комиссия для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда на территории муниципального образования «Беломорское городское поселение» (далее – межведомственная комиссия) провела обследование квартиры истца, составила акт обследования от 18 июня 2021 г., в котором указала на необходимость проведения дополнительного обследования с привлечением аттестованных экспертов на предмет установления причин появления плесневелого налета.
18 июня 2021 г. межведомственная комиссия приняла решение № 7 об оценке соответствия квартиры истца установленным законом требованиям к жилому помещению, к котором на основании п. 45 Постановления Правительства от 28 января 2006 г. № 47 предложила собственнику квартиры предоставить недостающие документы, а именно провести дополнительное обследование оцениваемого жилого помещения экспертной организацией с целью определения причины появления и способа устранения плесневого налёта.
Администрацией муниципального образования «Беломорский муниципальный район» было организовано дополнительное обследование квартиры специализированной экспертной организацией – обществом с ограниченной ответственностью «Нижегородская инженерно-исследовательская лаборатория» (далее - ООО «НИИЛАБ»), которое состоит в реестре СРО «Ассоциация инженеров-изыскателей «СтройИзыскание», квалификация эксперта подтверждена дипломом, дающим право на проведение «строительно-технической экспертизы», «микробилогической» экспертизы.
В рамках экспертизы проведено инструментальное исследование квартиры с использованием специальных технических средств (влагометра, комплекта ВИК, дальнометра, пирометра инфракрасного, биологического микроскопа), которые были поверены и каллиброваны в установленном порядке. Протоколы исследования приложены к составу экспертного исследования. Для классификации биодеструктора (плесени) был осуществлен забор биоматериала вместе с носителем (обои).
По итогам экспертного исследования в заключении ООО «НИИЛАБ» от 26 мая 2022 г. № 29.СТЭ.2022 установлено, что в нынешнем варианте жилое помещение является непригодным для проживания, поскольку не соответствует, требованиям, установленным пунктами 10, 13 и 15 Положения о признании помещения пригодным для проживания, в частности несущие стены и дверные заполнения являются ограниченно работоспособными, оконные заполнения являются аварийными, система электроснабжения находится в ограниченно работоспособном состоянии, теплотехнические свойства ограждающих конструкций не соответствуют нормативным требованиям.
Экспертом дано заключение о том, что данные причины, послужившие основанием для оценки помещения как непригодного для проживания, могут быть устранены при проведении работ по капитальному ремонту, в ходе которых необходимо реализовать следующие мероприятия: заменить входную дверь и оконные блоки (в том числе балконный), произвести демонтаж остекления балкона, привести теплотехнические свойства ограждающих конструкций до нормативного значения посредством внешнего утепления с предварительнойобработкой поверхности гидрофобизирующим раствором, обработать поверхность стен, перегородок, балконной плиты в местах плесневого поражения антисептиком с последующей заменой отделочного покрытия и устройством защитного покрытия балконной плиты из безусадочной защитной смести, осуществить текущий ремонт электроприемных устройств (розеток).
В целях предотвращения повторного возникновения плесневого поражения поверхности стен и перегородок экспертом было рекомендовано: произвести ревизию целостности и герметичности свеса кровли над объектом исследования, установить запрет на сушку белья в жилых помещениях, рекомендовать нанимателям не устанавливать сплошные системы хранения вещей вдоль внешних ограждающих стен.
Руководствуясь указанным заключением, ранее проведенным актом обследования квартиры от 18 июня 2021 г., а также паспортом технической инвентаризации квартиры, межведомственная комиссия 14 июня 2022 г. приняла решение о признании квартиры подлежащей капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с нормативными требованиями, оформив его зала заключением № 7а.При проведении работ по капитальному ремонту предусмотрены следующие мероприятия: замена входной двери, замена оконных блоков (в том числе балконных), демонтаж существующего остекления балкона, приведение теплотехнических свойств ограждающих конструкций до нормативного значения посредством внешнего утепления с предварительной обработкой поверхности гидрофобизирующим составом, обработка поверхности стен, перегородок и балконной плиты в местах плесневого поражения антисептическим раствором с последующей заменой отделочного покрытия и устройством защитного покрытия балконной плиты из безусадочной защитной смеси, ремонт электроприемных устройств (розеток).
Требования пункта 7 Положения о принятии решения по итогам обследования жилого помещения компетентным органом административным ответчиком соблюдено.
Так, в состав межведомственной комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), а также в случае необходимости, представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Собственник жилого помещения привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии (пункт 7 Положения).
Постановлением администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» от 29 мая 2020 г. № 536 образована постоянно действующая межведомственная комиссия для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда на территории муниципального образования «Беломорское городское поселение», утвержден её состав, а также Положение о её полномочиях.
Заседание межведомственной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют более половины её членов (пункт 9 Положения о межведомственной комиссии).
В составмежведомственной комиссии включенывосемь членов. Оспариваемое заключение принято и подписано семью членами комиссии.
Таким образом, решение о проведении капитального ремонта квартиры от 14 июня 2022 г. принято компетентным органом – межведомственной комиссией при наличии требуемого кворума.
Доводы Барболиной О.И. о незаконности заключения межведомственной комиссии по тому основанию, что она не была извещена и приглашена на заседание межведомственной комиссии, суд отклоняет, поскольку Положение о признании жилого помещения пригодным для проживания не предусматривает требования о приглашении нанимателя на заседание комиссии, такое требование предусмотрено применительно к собственнику жилого помещения и по обстоятельствам настоящего дела в части уведомления администрации соблюдено.
Как следует из текста оспариваемого заключения от 14 июня 2022 г., вопреки доводам Барболиной О.И., межведомственная комиссия приняла одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения, а именно о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями.
Административным ответчиком соблюдена установленная пунктами 42-49 Положения процедура работы комиссии.
Так, на основании заявления Барболиной О.И. 18 июня 2021 г. было проведено обследование квартиры, составлен акт обследования от 18 июня 2021 г., на основании которого межведомственной комиссией 18 июня 2021 г. было принято решение о проведении дополнительного обследования квартиры с привлечением квалифицированного эксперта в области строительства для оценки соответствия квартиры установленным требованиям.
Бездействие администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» в части длительного не проведения дополнительного обследования квартиры ранее уже было признано незаконным решением Беломорского районного суда Республики Карелия от 4 мая 2022 г. по делу № 2а-142/2022.
Впоследствии экспертом в области строительства и микробиолгии ООО «НИИЛАБ» проведено дополнительное инструментальное исследование квартиры, дано мотивированное заключение от 26 мая 2022 г. о необходимости проведения капитального ремонта квартиры (утепления несущих стен, замена дверей и оконных проемов). После поступления заключения в межведомственную комиссию в установленный пунктом 46 Положения месячный срок, а именно 14 июня 2022 г. межведомственная комиссия, руководствуясь указанным заключением и ранее проведенным актом обследования от 18 июня 2021 г., приняла решение о проведении капитального ремонта квартиры в части мероприятий, рекомендованных экспертом. Копия заключения межведомственной комиссии, заключение ООО «НИИЛАБ» направлено Барболиной О.И.
Таким образом, каких-либо оснований для признания заключения межведомственной комиссии незаконным по основанию нарушению процедуры его принятия, суд не усматривает.
Что же касается доводов административного истца о несогласии с выводами межведомственной комиссии о возможности проведения капитального ремонта, то при рассмотрении дела Барболиной О.И. разъяснялось бремя доказывания юридически значимых обстоятельств по делу, предлагалось опровергнуть доводы эксперта ООО «НИИЛАБ» допустимыми и достоверными доказательствами, посредством проведения судебной экспертизы на предмет оценки соответствия квартиры установленным требованиям, в том числе и по микроклимату. От проведения судебной экспертизы Барболина О.И. отказалась, о чем дала суду подписку о разъяснении ей процессуальных прав и бремени доказывания.
При таких обстоятельствах каких-либо оснований не согласиться с выводами эксперта ООО «НИИЛАБ», а также решением межведомственной комиссии о необходимости проведения капитального ремонта квартиры, как и оснований прийти к иным выводам о том, что недостатки квартиры имеют неустранимый характер, суд не усматривает. Поскольку не установлено обратное, принятое межведомственной комиссией заключение по своему содержанию не нарушает права заявителя,является законным и отмене не подлежит.
Доводы Барболиной О.И. о том, что грибком поражен весь многоквартирный дом, в связи с чем межведомственная комиссия должна была обследовать весь дом и признать его непригодным для проживания, суд отклоняет. Материалами дела подтверждается, что основанием для работы комиссии являлось заявление Барболиной О.И., поданное касаемо только лишь её квартиры. Предмет и объем обследования определяет сам заявитель, в настоящем случае заявитель просила обследовать только лишь её квартиру и оценить на предмет соответствия установленным требованиям к жилому помещению, в связи с чем межведомственная комиссия не была компетентна сделать выводы в части всего многоквартирного дома.
Вместе с тем, проверив законность постановления администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» от 28 июня 2022 г. № 545 «О признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ», суд приходит к выводу о его несоответствии требованиям Положения и нарушении прав административного истца.
Процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания включает в себя не только принятие соответствующего решения межведомственной комиссией, но и издание распоряжения органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
На основании принятого межведомственной комиссией решения администрация муниципального образования «Беломорский муниципальный район» 28 июня 2022 г. приняла постановление № 545 «О признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ», которым: признана необходимость проведения ремонтно-восстановительных работ в жилом помещении, расположенном по адресу:<адрес>, постановлено предоставить гражданам, зарегистрированным в жилом помещении, временное жилье на время проведения ремонтно-восстановительных работ, организовать выполнение ремонтно-восстановительных работ согласно списку, обозначенному в заключении межведомственной комиссии от 14 июня 2022 г.
Из текста постановления администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» от 28 июня 2022 г. № 545 усматривается, что срок (конкретная дата либо период времени), когда будет произведено отселение жильцов данным постановлением не предусмотрен.
Таким образом, пункт 2 оспариваемого постановления не соответствует требованиям пункта 49 Положения и, безусловно, нарушает права нанимателя, поскольку гражданин продолжает проживать в жилом помещении, не отвечающем установленным законом требованиям, что обуславливает выводы суда о его незаконности в указанной части.
При рассмотрении дела представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» приводил доводы о том, что в случае принятия решения о проведении капитального ремонта квартиры в постановлении органа местного самоуправления не требуется указывать срок отселения нанимателя.
Приведенные доводы опровергаются формулировкой пункта 49 Положения, которая прямо предусматривает необходимость установления такого срока как в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, так и в случае признания необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ капитального характера.
Данная формулировка Положения обусловлена требованиями жилищного законодательства, а именно ч. 2 ст. 88 ЖК РФ, которая допускает в случае принятия решения о проведении капитального ремонта возможность расторгнуть договор социального найма в отношении непригодного для проживания жилого помещения и заключить с гражданином такой договор в отношении иного жилого помещения, отвечающего установленным требованиям. Логика суждений законодателя, предусмотревшего данную норму, состоит в том, что жилое помещение, требующего капитального ремонта, в существующем виде не отвечает установленным требованиям к жилому помещению, в связи с чем право гражданина на жилище не реализуется в требуемом объеме. Вопреки доводам административного ответчика, при установлении необходимости капитального ремонта жилого помещения гражданин должен быть отселен не в момент проведения ремонтно-восстановительных работ, а в максимально короткий срок с даты признания помещения не отвечающим установленным требованиям и требующим работ капитального характера.
Имеющимся в материалах дела экспертным заключением установлено, что квартира Барболиной О.И. не соответствует пунктами 10, 13 и 15 Положения о признании помещения пригодным для проживания, в существующем виде не пригодна для проживания, что обусловило принятия межведомственной комиссией решения о её капитальном ремонте. Таким образом, право гражданина на жилище должно быть восстановлено начиная с даты принятия компетентным органом такого решения.
Для устранения прав административного истца Барболиной О.И. администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» необходимо в 30-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу внести изменения в пункт 2 постановления от 28 июня 2022 г. № 545, указав срок, когда будет произведено отселение Барболиной О.И. из спорной квартиры.
Согласно ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок неустановлен судом.
С учетом изложенного суд полагает необходимым установить администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» срок для сообщения суду об исполнении решения по настоящему административному делу в течение одного месяца и пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Барболиной О.И. удовлетворить частично.
Признать незаконным и нарушающим права административного истца пункт 2 постановления администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» от 28 июня 2022 г. № 545 «О признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>».
Возложить на администрацию муниципального образования «Беломорский муниципальный район» обязанность в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу внести изменения в пункт 2 постановления администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» от 28 июня 2022 г. № 545, указав срок, когда будет произведено отселение граждан, зарегистрированных в квартире по адресу: <адрес>, для целей проведения ремонтно-восстановительных работ.
Об исполнении решения в установленный срок необходимо сообщить в Беломорский районный суд Республики Карелия.
В удовлетворении иных требований к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район», а также в удовлетворении требований к межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда на территории муниципального образования «Беломорское городское поселение» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.В. Захарова
Решение в окончательной форме принято 16 сентября 2022 года.