ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-322/2022 от 19.01.2022 Белорецкого городского суда (Республика Башкортостан)

Дело №2а-322/2022 (2а-3458/2021)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

19 января 2022 года г. Межгорье РБ

Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Нагимовой К.П.,

при секретаре Гибадуллине Р.Р.,

с участием представителя административного истца: старшего помощника прокурора ЗАТО г.Межгорье ФИО1,

представителя Администрации ГО ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан ФИО2, по доверенности от ...,

заинтересованного лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, муниципального образования городского округа закрытое административно - территориальное образование г.Межгорье, неопределенного круга лиц к Совету городского округа закрытое административно - территориальное образование г.Межгорье Республики Башкортостан о признании бездействия Совета городского округа закрытое административно - территориальное образование г.Межгорье Республики Башкортостан незаконным и обязании применить меры ответственности к депутату ФИО3 за допущенные нарушения антикоррупционного законодательства,

установил:

Прокурор ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, муниципального образования городского округа закрытое административно - территориальное образование г.Межгорье, неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету городского округа закрытое административно - территориальное образование г.Межгорье Республики Башкортостан о признании бездействия Совета городского округа закрытое административно - территориальное образование г.Межгорье Республики Башкортостан незаконным и обязании применить меры ответственности к депутату ФИО3 за допущенные нарушения антикоррупционного законодательства. В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан проведена проверка соблюдения муниципальными служащими Совета ЗАТО г. Межгорье ограничений, запретов и исполнения обязанностей, установленных для них законодательством о государственной службе и противодействии коррупции, а также исполнения лицами, замещающими муниципальные должности в Совете ЗАТО г. Межгорье ограничений и обязанностей, установленных для них ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции». Проверкой выявлены и установлены факты предоставления недостоверных и неполных сведений, указанных в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленных депутатами Совета ЗАТО г. Межгорье. Депутатом Совета ЗАТО г. Межгорье 6 созыва по избирательному округу №...ФИО3 при предоставлении справки о своих доходах не указано находящееся в собственности транспортное средство – ..., ГРЗ №..., находящееся на регистрационном учете с ..., вместо этого указаны транспортные средства ... и ..., снятые с регистрационного учета. Таким образом, требования антикоррупционного законодательства, являющиеся для депутата Совета ЗАТО г. Межгорье ФИО3 обязательными, не исполнены. По результатам проведенной проверки прокурором ЗАТО г.Межгорье ... в Совет ЗАТО г. Межгорье внесено представление с требованием проинформировать уполномоченного органа о наличии оснований для проверки достоверности и полноты представленных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также при поступлении соответствующих обращений Главы Республики Башкортостан по результатам проверок достоверности и полноты представленных сведений рассмотреть вопрос о привлечении лиц виновных в нарушении закона к ответственности. Также по результатам проведенной проверки Главой Республики Башкортостан, в адрес председателя Совета ЗАТО г. Межгорье по факту выявленного нарушения антикоррупционного законодательства направлено заявление о привлечении депутата ФИО3 к ответственности, не связанной с досрочным прекращением полномочий. В свою очередь Советом ЗАТО г. Межгорье в отношении депутата ФИО3 внесен проект решения о применении к депутату мер юридической ответственности, которое по результату тайного голосования депутатов Совета ЗАТО г. Межгорье не принято (отклонено), т.е. к ФИО3 не приняты какие-либо меры ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства. Считает незаконными бездействие Совета ЗАТО г. Межгорье, выразившееся в непринятии мер юридической ответственности в отношении депутата ФИО3, а также считает данное бездействие нарушающим интересы Российской Федерации, муниципального образования – ... ЗАТО г. Межгорье, а также права и интересы неопределенного круга лиц ввиду следующего.

В судебном заседании административный истец: старший помощник прокурора ЗАТО г.Межгорье ФИО1 доводы административного иска полностью поддержал и пояснил аналогично вышеизложенному в иске. Просит признать бездействие Совета городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, выразившиеся в неприменении мер юридической ответственности в отношении депутата ФИО3 за нарушения антикоррупционного законодательства незаконным; обязать Совет городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан применить меры ответственности к депутату ФИО3 за допущенные нарушения антикоррупционного законодательства.

Представитель Администрации ГО ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан ФИО2, действующая по доверенности от ..., в судебном заседании доводы иска прокурора ЗАТО г.Межгорье полностью поддержала и пояснила, что не предоставление достоверной информации депутатом Совета ЗАТО г.Межгорье ФИО3 является нарушением законодательства, считает иск подлежащим удовлетворению.

Представитель административного ответчика: Совета городского округа закрытое административно - территориальное образование г.Межгорье Республики Башкортостан, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, причина неявки не известна. Не просил об отложении рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика: Совета городского округа закрытое административно - территориальное образование г.Межгорье Республики Башкортостан, т.к. явка не признана судом обязательной.

Заинтересованное лицо ФИО3, в суде с административным иском прокурора ЗАТО г.Межгорье не согласен, считает, что он не указал в справке о доходах сведения об имеющейся у него автомашине ..., ГРЗ №... не умышлено. Просит в иске отказать.

Изучив доводы административного иска, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Просит признать бездействие Совета городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, выразившиеся в неприменении мер юридической ответственности в отношении депутата ФИО3 за нарушения антикоррупционного законодательства незаконным; обязать Совет городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан применить меры ответственности к депутату ФИО3 за допущенные нарушения антикоррупционного законодательства.

В соответствии с абз. 19 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон №131) депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность.

Согласно ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Согласно ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 7.3-1. ст. 40 Федерального закона № 131 к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности: 1) предупреждение; 2) освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; 3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий; 4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; 5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.

Таким образом, на депутата представительного органа местного самоуправления возложена обязанность соблюдать требования антикоррупционного законодательства, за несущественные нарушения которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд рассматривает дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления.

Судом установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан была проведена проверка соблюдения муниципальными служащими Совета ЗАТО г. Межгорье ограничений, запретов и исполнения обязанностей, установленных для них законодательством о государственной службе и противодействии коррупции, а также исполнения лицами, замещающими муниципальные должности в Совете ЗАТО г. Межгорье ограничений и обязанностей, установленных для них ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции».

Судом установлено, что ФИО3 является депутатом Совета ЗАТО г. Межгорье, на которого возложена обязанность исполнять вышеуказанные требования антикоррупционного законодательства.

Вместе с тем, прокурорской проверкой выявлено, что депутат Совета ЗАТО г. Межгорье 6 созыва по избирательному округу №...ФИО3 в справке о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год предоставил недостоверные и неполные сведения, а именно им не указано, что в его собственности находится транспортное средство – ..., ГРЗ №..., которое зарегистрировано с ..., при этом указаны транспортные средства ... и ..., снятые с регистрационного учета.

Следовательно, требования антикоррупционного законодательства, являющиеся для депутата Совета ЗАТО г. Межгорье ФИО3 обязательными, не исполнены.

По результатам проведенной проверки прокурором ЗАТО г. Межгорье ... в Совет ЗАТО г. Межгорье внесено представление с требованием проинформировать уполномоченного органа о наличии оснований для проверки достоверности и полноты, представленных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также при поступлении соответствующих обращений Главы Республики Башкортостан по результатам проверок достоверности и полноты, представленных сведений рассмотреть вопрос о привлечении лиц виновных в нарушении закона к ответственности.

По результатам проведенной проверки по факту выявленного нарушения антикоррупционного законодательства ... Главой Республики Башкортостан в адрес председателя Совета ЗАТО г. Межгорье ФИО4 направлено заявление о привлечении депутата ФИО3 к ответственности, не связанной с досрочным прекращением полномочий.

Советом ЗАТО г. Межгорье в отношении депутата ФИО3 внесен проект решения о применении к депутату мер юридической ответственности, которое по результату тайного голосования депутатов Совета ЗАТО г. Межгорье не принято (отклонено), т.е. к ФИО3 не приняты какие-либо меры ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Советом ЗАТО г. Межгорье в отношении депутата ФИО3 не принято решения о применении к последнему мер юридической ответственности, за нарушение установленных ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции» требований, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований прокурора ЗАТО г.Межгорье и удовлетворяет их в полном объеме.

Руководствуясь статьями 177, 226, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление прокурора ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации, муниципального образования городского округа закрытое административно - территориальное образование г.Межгорье, неопределенного круга лиц к Совету городского округа закрытое административно - территориальное образование г.Межгорье Республики Башкортостан о признании бездействия Совета городского округа закрытое административно - территориальное образование г.Межгорье Республики Башкортостан незаконным и обязании применить меры ответственности к депутату ФИО3 за допущенные нарушения антикоррупционного законодательства – удовлетворить в полном объеме.

1. Признать бездействие Совета городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан, выразившиеся в неприменении мер юридической ответственности в отношении депутата ФИО3 за нарушения антикоррупционного законодательства незаконным.

2. Обязать Совет городского округа закрытое административно- территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан применить меры ответственности к депутату ФИО3 за допущенные нарушения антикоррупционного законодательства.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия мотивированного решения через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан.

Мотивированное решение изготовлено 26 января 2022 года.

Председательствующий судья: К.П. Нагимова