К делу № 2а-397/2022 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Крымск 24 января 2022 года
Крымский районный суд Краснодарского края в составепредседательствующего судьи Корныльева В.В.,
при секретареТума Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску ФИО1 к администрации муниципального образования Крымский район об оспаривании действий/решений органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлениемкадминистрации муниципального образования Крымский районоб оспаривании действий/решений органа местного самоуправления.
Свои требования ФИО1 мотивирует тем, что он является собственником земельного участка площадью 10568кв.м. с кадастровым номером №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости № от 09.06.2017.
На основании распоряжения администрации муниципального образования Крымский район на 29 апреля 2021 года №261-р «О проведении плановой документарной и выездной проверки физического лица» 9 июня проведена выездная проверка и по её результатам 21 июня 2021 года органом муниципального контроля составлен акт проверки № 30П/Ф в отношении земельного участка с кадастровым номером №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>. По результатам проведенного обследования выполнена схема расположения объектов в границах земельного участка с кадастровым номером № и выявлено следующее: на земельном участке находятся строения площадью 49кв.м, 106 кв.м. Земельный участок площадью 10 568кв.м. категории «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» расположенного по адресу: <адрес>. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок принадлежит на праве собственности ФИО1, поставлен на государственный кадастровый учет с уточненными границами, сведения о которых внесены в ГКН. Согласно сведений из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства о виде права, вышеуказанный земельный участок расположен в границах бывшего колхоза «Кубань» (секция 20, контур 1), что является сельскохозяйственными угодьями – пашня. Из изложенного следует, что в действиях собственника земельного участка усматриваются признаки нарушения требований земельного законодательства, установленные ст.42 и ст.79 Земельного кодекса РФ,ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст.8.8 КоАП РФ (использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель или разрешенным использованием).
Кроме того, 21 июня 2021 года главным специалистом отдела неналоговых доходов управления имущественных отношений администрации муниципального образования Крымский район в адрес административного истца вынесено предписание №22 об устранении нарушений земельного законодательства о принятии мер: прекратить нецелевое использование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, привести земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, в соответствие с установленной категорией земель и видом разрешенного использования в срок до 1 сентября 2021 года.
22 июня 2021 года материалы муниципального земельного контроля в отношении соблюдения ФИО1 требований земельного законодательства направлены администрацией района в Межмуниципальный отдел по Абинскому и Крымскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю для рассмотрения и принятия решения в порядке, установленном действующим законодательством.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора вАбинском и Крымском районах по использованию и охране земель от 06 октября 2021 года производство по делу № 38 об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекращено за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Считает, что действия сотрудников администрации муниципального образования Крымский район по составлению Акта проверки органом муниципального контроля физического лица № 30П/Ф от 21.06.2021 г. и выдаче предписания об устранении выявленных нарушений земельного законодательства от 21.06.2021 г. являются необоснованными и не соответствующими действующему законодательству, а также нарушающими права и законные интересы собственника земельного участка.
Под муниципальным земельным контролем согласно п.1 ст.72 Земельного кодекса РФ понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением, в том числе гражданами, в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная и иная ответственность.
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения.
Должностные лица органов местного самоуправления направляют копии указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее 5-ти рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии указанного акта проверки обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или принять решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (п.п.5,6 ст.72 Земельного кодекса РФ).
Этой же статьей Земельного кодекса РФ установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений данной статьи (пункт 2).
В соответствии с Законом Краснодарского края от 4 марта 2015 года N3126-КЗ «О порядке осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля на территории Краснодарского края» основными целями муниципального земельного контроля являются контроль за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации и законодательства Краснодарского края в отношении объектов земельных отношений, за нарушениекоторых предусмотрена административная или иная ответственность (ч.1 ст.1).
Частью 1 ст.4Закона Краснодарского края от 4 марта 2015 года N3126-КЗ «О порядке осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля на территории Краснодарского края» предусмотрено право должностных лиц органов муниципального контроля в том числе осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации (пункт1), выдавать в пределах полномочий обязательные для исполнения предписания, об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (пункт 4).
Действия (бездействие) должностных лиц органов муниципального земельного контроля, органов государственной власти и органов местного самоуправления, приведшие к нарушению прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть5).
Согласно ч.4 ст.10 Закона Краснодарского края от 4 марта 2015 года N3126-КЗ «О порядке осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля на территории Краснодарского края» при выявлении фактов нарушений земельного законодательства должностным лицом органа муниципального земельного контроля выдается предписание об устранении земельного правонарушения.
Таким образом, ст.72 Земельного кодекса РФ и корреспондирующими нормами вышеуказанного закона Краснодарского края предусмотрена возможность проведения муниципального земельного контроля в отношении физических лиц с выдачей обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений земельного законодательства.
Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет привлечение к административной ответственности (ч.1 ст.19.5 КоАП РФ),
Исходя из буквального толкования п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Специалист управления имущественных отношений администрации муниципального образования Крымский район при составлении оспариваемого акта проверки и выдаче предписания ссылается на ч.1 ст.8.8. КАС РФ: Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или)и разрешенным использованием.
При этом в акте проверки не указаны признаки неиспользования земельного участка по целевому назначению или использование не в соответствии с разрешенным использованием. Земельный участок площадью 10 568кв.м. с кадастровым номером №, категории «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» используется для сельскохозяйственного производства. Назначение строений и сооружений на земельном участке для обеспечения сельскохозяйственной деятельности соответствует виду разрешенного использования. Указанный вид разрешенного использования содержится в сведениях государственного кадастра недвижимости, что отражено в выписке ЕГРН.
Сведения о виде разрешенного использования администрацией муниципального образования или иными лицами не были оспорены, не признаны недействительными, административный истец за изменением вида разрешенного использования земельного участка не обращался. Оснований считать вид использования земельного участка как «сельскохозяйственные угодья» не имеется.
Также специалист управления имущественных отношений администрации муниципального образования Крымский район ссылается на ч.6 ст.79 Земельного кодекса РФ, которая не подлежит применению, поскольку земельный участок не является ни сельскохозяйственным угодьем, ни садовым земельным участком.
Выданное предписание носит властно-распорядительный характер, влечет для административного истца обязательные для него юридические последствия, порождает негативные правовые последствия в виде абстрактных обязательств, а в случае неисполнения предписания в виде привлечения к административной ответственности.
Оспариваемое предписание является не исполнимым, поскольку не содержит данных о том, какие именно действия должен совершить административный истец для устранения якобы выявленных нарушений, в связи с чем, невозможно установить,исполнено ли предписание в установленный срок.
Считает, что поскольку факт нарушения достоверно не установлен, носит предположительный характер, является субъективным мнением должностного лица, проводившего проверку, признаки, образующие состав административного правонарушения, отсутствуют, а на административного истца возложена ответственность за нарушения которые он не совершал, Акт проверки органом муниципального контроля физического лица № 30П/Ф от 21 июня 2021 года и предписание об устранении выявленных нарушений земельного законодательства №22 от 21 июня 2021 года являются незаконными и подлежат отмене.
На основании изложенного, просит суд: признать незаконными Акт проверки органом муниципального контроля физического лица № 30П/Ф от 21 июня 2021 года, составленный в отношении ФИО1, предписание об устранении выявленных нарушений земельного законодательства №22 от 21 июня 2021 года.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела был надлежащим образом извещен.
Представитель административного истца ФИО2, действующая по доверенности№-н/82-2021-3-2 от ДД.ММ.ГГГГ,в судебное заседание не явилась. О времени, дате и месте рассмотренияделасвоевременно надлежащим образомуведомлена. От нее поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором она указала, что с учетом представленных административным ответчиком возражений на административное исковое заявление, административный истец ФИО1 уточнил заявленные исковые требования и просил признать незаконным и отменить предписание администрации муниципального образования Крымский район, вынесенное в отношении ФИО1, об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства РФ №22 от 21 июня 2021 года.Кроме того, от нее поступил отзыв на возражения административного ответчика, в котором она просит признать действия сотрудников администрации муниципального образования Крымский район по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений земельного законодательства РФ №22 от 21 июня 2021 года не обоснованными и не соответствующими действующему законодательству и отменить его, так как представленные административным ответчиком сведения об отнесении земельного участка с кадастровым номером №,к сельскохозяйственным угодьям (пашня) из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, являются архивными и не соответствуют сведениям ЕГРН о виде разрешенного использования вышеуказанного земельного участка.
Суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствиеадминистративного истца ФИО1 и его представителя.
Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования Крымский районв судебное заседание не явился. О времени, дате и месте рассмотренияделасвоевременно надлежащим образомуведомлен. От представителя административного ответчика ФИО3, действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Кроме того, от нее поступило возражение на административное исковое заявление, в котором она указала, что с исковыми требованиями не согласна, считает, что размещение строений на земельном участке с кадастровым номером №,расположенного по адресу: <адрес>, Варениковское сельское поселение, в границах бывшего СПК (колхоз) «Кубань», является незаконным. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.1 ст.72 Земельного кодекса РФ, под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением, в том числе гражданами, в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная и иная ответственность. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка площадью 10568кв.м. с кадастровым номером №,категории «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>; что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании распоряжения администрации муниципального образования Крымский район 9 июня проведена выездная проверка и 21 июня 2021 года органом муниципального контроля составлен акт проверки № 30П/Ф в отношении земельного участка с кадастровым номером №, согласно которого, на земельном участке находятся строения площадью 49кв.м, 106кв.м., земельный участок расположен в границах бывшего СХПК (колхоза) «Кубань» (секции 20,контур 1), что является сельскохозяйственными угодьями – пашня, то есть в действиях собственника земельного участка усматриваются признаки нарушения требований земельного законодательства, установленные ст.42 и ст.79 Земельного кодекса РФ,ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст.8.8 КоАП РФ (использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель или разрешенным использованием).
21.06.2021 года главным специалистом отдела неналоговых доходов управления имущественных отношений администрации муниципального образования Крымский район в адрес административного истца вынесено предписание №22 об устранении нарушений земельного законодательства о принятии мер: прекратить нецелевое использование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, привести земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, в соответствие с установленной категорией земель и видом разрешенного использования в срок до 1 сентября 2021 года.
22.06.2021 года материалы администрации муниципального образования Крымский район в отношении соблюдения ФИО1 требований земельного законодательства направлены администрацией района в Межмуниципальный отдел по Абинскому и Крымскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю для рассмотрения и принятия решения в порядке, установленном действующим законодательством.
Как установлено в судебном заседании, 06.10.2021 года постановлением заместителя главного государственного инспектора в Абинском и Крымском районах по использованию и охране земель Управления Росреестра по Краснодарскому краю ФИО7 было вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 38 в отношении ФИО1, предусмотренном ч.1ст.8.8 КоАП РФ, в связи с отсутствием в егодействиях состава административного правонарушения.
Согласно п.2 ст.72 Земельного кодекса РФустановлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений данной статьи.
В соответствии с ч.1 ст.1 Закона Краснодарского края от 4 марта 2015 года N3126-КЗ «О порядке осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля на территории Краснодарского края» основными целями муниципального земельного контроля являются контроль за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации и законодательства Краснодарского края в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых предусмотрена административная или иная ответственность.
Согласно ч.5 ст.4 Закона Краснодарского края от 4 марта 2015 года N3126-КЗ «О порядке осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля на территории Краснодарского края», действия (бездействие) должностных лиц органов муниципального земельного контроля, органов государственной власти и органов местного самоуправления, приведшие к нарушению прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке.
Статьей 11 ГК РФзакреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в ст. 12 ГК РФ. При этом избранный истцом способ защиты должен приводить к восстановлению нарушенного права.
Администрация муниципального образования Крымский район предоставила сведения об отнесении земельного участка с кадастровым номером №,расположенного в границах бывшего СХПК (колхоза) «Кубань» (секции 20,контур 1) к сельскохозяйственным угодьям (пашня) из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, являются архивными и не соответствуют сведениям ЕГРН о виде разрешенного использования вышеуказанного земельного участка.
Как установлено в судебном заседании, земельный участок с кадастровым номером №, не включен в перечень земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории <адрес>, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, утвержденный Распоряжением Главы Администрации Краснодарского края от 16.11.2005 г. N1042-р. Кроме того, размещение некапитальных объектов на земельном участке с кадастровым номером №, осуществлено в целях, непосредственно связанных с сельскохозяйственным производством, иных доказательств Администрация муниципального образования Крымский район не предоставила.
Из вышеизложенного следует, что действия сотрудников администрации муниципального образования Крымский район по составлению Акта проверки органом муниципального контроля физического лица № 30П/Ф от 21.06.2021 г. и выдаче предписания об устранении выявленных нарушений земельного законодательства №22 от 21.06.2021 г. являются необоснованными и не соответствующими действующему законодательству, а также нарушающими права и законные интересы собственника земельного участка.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объёме, поскольку они основаны на законе и подтверждаются письменными материалами дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования по административному иску ФИО1 к администрации муниципального образования Крымский районоб оспаривании действий/решений органа местного самоуправления, удовлетворить.
Признать предписание администрации муниципального образования Крымский район, вынесенное в отношении ФИО1, об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства РФ №22 от 21 июня 2021 годанезаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано вКраснодарском краевом суде через Крымский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья В.В. Корныльев