ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3230/22 от 10.02.2022 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу №2а-3230/22

23RS0041-01-2021-018858-27

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2022 года г. Краснодар

Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Бровцевой И.И.,

секретаря судебного заседания Калмазовой И.А.,

с участием помощника судьи Трофимовой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Григорян А.А, к департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар, администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,

УСТАНОВИЛ:

Григорян А.А, обратилась в суд с административным иском к департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на строительство магазина по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0119006:180, обязании выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства – магазина.

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар было подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства: строительство магазина по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером: . К заявлению были приложены следующие документы: заявление о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, градостроительный план земельного участка, доверенность, паспорт РФ, справка об отсутствии сетей, технические условия, уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, соглашение о переуступке от ДД.ММ.ГГГГ, соглашение о переуступке от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, задание на проектирование, письмо Роспотребнадзора, Гидрогеологическое заключение, договор от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление о согласовании строительства от ДД.ММ.ГГГГ, договор возмездного оказания услуг, дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды земельного участка, отчет о выполнении геодезических работ, проектная документация, пояснительная записка к проектной документации. ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было отказано вы выдаче разрешения на строительство исх. с указанием следующих оснований: результаты инженерных изысканий в части инженерно-геологических изысканий. Кроме того, в разделе проектной документации «Пояснительная записка» указано о том, что инженерно-геологические изыскания не проводились. Также в ходе рассмотрения представленных материалов установлено, что проектная документация не соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», а именно: в текстовой части раздела проектной документации «Пояснительная записка» не указаны реквизиты технических условий, отчетной документации по результатам инженерных изысканий, а также отсутствует заверение проектной организации о том, что проектная документация разработана в соответствии с градостроительным планом земельного участка, техническими регламентами, и с соблюдением технических условий. Также согласно разделу проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка» предусмотрено 10 машиномест, тогда как требуемое расчетное количество машиномест на общую торговую площадь 130,96 кв.м., составляет 13 машиномест. Однако административным истцом требования градостроительного регламента для получения разрешения на строительство соблюдены, проектная документация разработана в полном объеме и в соответствии с требованиями действующего законодательства. При таких обстоятельствах, отказ в выдаче разрешения на строительство является неправомерным.

Представитель административного истца по доверенности Коцоева Э.Ю. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель администрации муниципального образования г. Краснодар, департамента архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Краснодар по доверенности Пешкова Е.А. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала.

Выслушав мнение представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч.ч. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 данной статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч.9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет требование об оспаривании действий (решений) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями при наличии совокупности двух условий: нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемым бездействием и не соответствие оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения (пункт 1).

Как установлено, ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар было подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства: строительство магазина по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером:

К заявлению были приложены следующие документы: заявление о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, градостроительный план земельного участка, доверенность, паспорт РФ, справка об отсутствии сетей, технические условия, уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, соглашение о переуступке от ДД.ММ.ГГГГ, соглашение о переуступке от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, задание на проектирование, письмо Роспотребнадзора, Гидрогеологическое заключение, договор от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление о согласовании строительства от ДД.ММ.ГГГГ, договор возмездного оказания услуг, дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды земельного участка, отчет о выполнении геодезических работ, проектная документация, пояснительная записка к проектной документации.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было отказано в выдаче разрешения на строительство.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса, подпунктом 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выдача разрешений на строительство, расположенных на территориях поселений, относятся к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

Часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса определяет, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом.

В целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу такого разрешения орган (организацию). Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр, к которому прилагаются документы, приведенные в пункте 7 статьи 51 Градостроительного кодекса.

Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, а также красным линиям, выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству объекта, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения градостроительного плана земельного участка (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса).

В силу пункта 3.7 решения Городской Думы Краснодара от 21.12.2006 г. № 17 п. 26 «Об утверждении положения о департаменте архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар» (далее - Положение о департаменте) департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар в пределах своих полномочий осуществляет подготовку и выдает по установленным формам разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства и разрешения на ввод их в эксплуатацию на территории муниципального образования город Краснодар.

Таким образом, выдача разрешений на строительство относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления в лице Департамента.

При рассмотрении требований застройщика о признании незаконным отказа уполномоченного органа в выдаче разрешения на строительство капитального объекта и об обязании такого органа выдать разрешение на строительство суд по правилам статьи 71 Кодекса должен проверить, допустимо ли размещение объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, и дать оценку не только основаниям, приведенным уполномоченным органом в оспариваемом отказе, но и иным приводимым сторонами в процессе рассмотрения спора доводам относительно возможности размещения объекта на земельном участке.

В ходе рассмотрения предоставленной Григорян А.А, документации Департаментом было установлено, что заявителем не предоставлены результаты инженерных изысканий в части инженерно-геологических изысканий.

Так же, в разделе проектной документации «Пояснительная записка» указано о том, что инженерно-геологические изыскания не проводились.

Судом по ходатайству стороны административного истца была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, по результатам которой экспертом сделаны следующие выводы, изложенные в заключении от ДД.ММ.ГГГГ: выполненный комплекс камеральных исследований позволил заключить, что представленная проектная документация, разработанная ООО «Стройпроектгеодезия», г. Краснодар, 2018 г., стадия «П», шифр по строительству спорного объекта - магазина, расположенного на з/у с к/н , по адресу: <адрес>, соответствует градостроительному плану земельного участка, генеральному плану и основным требованиям СНиП и ГОСТ, требованиям правил землепользования и застройки утверждённые решением городской думы Краснодара от 30 января 2007 г. № 19 п.6 «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории МО г. Краснодар» действовавших в городе Краснодаре по состоянию на 2018 год.

Выполненный комплекс камеральных исследований позволил заключить, что представленная проектная документация находящаяся в материалах гражданского дела, разработанная ООО «Стройпроектгеодезия», г. Краснодар, 2018, шифр по строительству спорного объекта - магазина, расположенного на з/у с к/н , по адресу: <адрес>, в целом соответствует составу и содержанию представленной проектной документации и результатов инженерных изысканий строительства спорного объекта требованиям постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ «О составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию».

В то же время, в соответствии с п. 3 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются результаты инженерных изысканий и материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации, данные обстоятельства явились основанием для выдачи оспариваемого отказа.

В силу ч. 11 ст. 48 ГрК РФ подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика.

Согласно ч. 13 ст. 48 ГрК РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства.

В соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», пояснительная записка должна содержать: реквизиты технических условий, отчетной документации по результатам инженерных изысканий (пп. «Б»), а также отсутствует заверение проектной организации о том, что проектная документация разработана в соответствии с градостроительным планом земельного участка, техническими регламентами, и с соблюдением технических условий (пп. «Т»).

Однако, в нарушении норм действующего законодательства пояснительная записка не содержала вышеуказанных сведений.

Помимо этого, проектная документация нарушает ч. 15 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой проектная документация, а также изменения, внесенные в нее в соответствии с ч. 3.8 и 3.9. ст. 49 настоящего Кодекса, утверждаются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором.

Кроме того, проектной документацией не предусмотрено требуемое расчетное количество машиномест для парковки легковых автомобилей в количестве, согласно местным нормативам градостроительного проектирования муниципального образования город Краснодар, утверждёнными решением городской Думы Краснодара от 19.07.2012 № 32 п. 13 «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город Краснодар».

Согласно разделу проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка» предусмотренного 10 машиномест, тогда как требуемое количество машиномест на общую торговую площадь 130,96 кв. м. составляет 13 машиномест.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ основан на нормах действующего законодательства, поскольку административным истцом действительно не соблюдены, указанные в решении административного ответчика положения закона, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных административных требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Григорян А.А, к департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар, администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд г. Краснодара в месячный срок.

Судья: