ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3236/20 от 26.11.2020 Наро-фоминского городского суда (Московская область)

УИД

Дело № 2а-3236/2020

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

26.11.2020 года г. Наро-Фоминск

Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Кутиченко ФИО8 при секретаре Грибановой ФИО9 рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3236/2020 по административному исковому заявлению ФИО2 ФИО10, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Управлению опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Наро-Фоминскому городскому округу, Министерству образования Московской области о признании незаконным решения органа опеки и попечительства об отказе в выдаче предварительного разрешения на заключение образовательного кредита несовершеннолетнему, обязании выдать разрешение

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 ФИО11 действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к ответчику, в котором просит: признать решение Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Наро-Фоминскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче предварительного разрешения на заключение ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, кредитного договора на образование с государственной поддержкой - незаконным. Обязать Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Наро-Фоминскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ выдать предварительное разрешение на заключение Заемщиком - ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, кредитного договора, договора об открытии невозобновляемой кредитной линии и совершение действий, связанных с исполнением возникающих у него в связи с этим обстоятельств (в т.ч. перечисление полученных в счёт предоставленного кредита денежных средств
по целевому назначению, оформление поручения Банку на перечисление со счёта данных денежных средств в счёт погашения кредита).

Исковое заявление обосновано тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключен Договор об образовании . При заключении договора об образовании ФИО1 уведомил университет, что оплата за обучение будет произведена за счет образовательного кредита с господдержкой, в связи с чем, университетом дана отсрочка платежа за образование до ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1, обратился в Наро-Фоминское отделение ПАО Сбербанк для заключения кредитного договора на обучение с поддержкой государства. На сайте ПАО Сбербанк имеется информация, что данный кредит предоставляется заемщикам с 14 лет. Все документы предоставлены, за исключением разрешения (именно разрешения) органов опеки и попечительства на заключение кредитного договора на образование. Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Наро-Фоминскому городскому округу на обращение сообщило, что в настоящее время правовых оснований для выдачи предварительного разрешения на получение образовательного кредита не имеется. Данный ответ принят <данные изъяты> как отказ органов опеки и попечительства в выдаче предварительного разрешения на заключение ФИО1 потребительского кредита «Образовательный кредит с государственной поддержкой». Далее административный истец обратилась по телефону в Управление по координации деятельности территориальных структурных подразделений по опеке и попечительству и образовательных организаций для детей, оставшихся без попечения родителей Министерства образования Московской области с данной проблемой. На ее обращение Заместитель начальника управления ФИО5 подтвердила, что разрешения органов опеки и попечительства на заключения несовершеннолетними студентами кредитных договоров на обучение не выдаются, ссылаясь на разъяснения вышестоящей инстанции - разъяснения Министерства просвещения Российской Федерации. Далее административный истец обратилась по телефону горячей линии по обеспечению правовой и социальной поддержки обучающихся профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации для решения данного вопроса. В ответ на ее обращение, получила рекомендацию обратиться в Министерство труда и социальной защиты населения Московской области. На дальнейшие обращения по данному вопросу в Правительство Московской области, Администрацию Губернатора МО, Министерство социального развития МО, Министерство просвещения РФ, аппарат Правительства РФ, Администрацию Президента РФ получала ответы о перенаправлении моего обращения в Министерство образования Московской области и в <данные изъяты>. На обращения <данные изъяты> сообщает, что в настоящее время Банк предоставляет потребительский кредит «Образовательный кредит с государственной поддержкой». Кредит доступен при подаче кредитной заявки в офисе Банка для граждан РФ в рамках предоставления государственной поддержки образовательного кредитования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2018 года № 197 «Об утверждении Правил предоставления государственной поддержки образовательного кредитования». Кредит предоставляется с целью оплаты стоимости или части стоимости получаемых образовательных услуг в текущем учебном году или последующих периодах обучения по программам высшего образования. Считает, что решение Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Наро-Фоминскому городскому округу от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче предварительного разрешения на заключение ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, кредитного договора на образование с государственной поддержкой, незаконным, что нарушает права и законные интересы, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ

Административный истец, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении в полном объеме, просила удовлетворить административное исковое заявление.

Представитель административных ответчиков начальник Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Наро-Фоминскому городскому округу Московской области ФИО6 в судебном заседании пояснила, что данное обращение административного истца не может быть рассмотрено. В перечень Государственных услуг Министерства образования Московской области предоставление которых организуется в МФЦ и привлекаемых организациях не входит рассмотрение данного заявления. Следовательно Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области не может дать разрешение или отказ в заключении кредитного договора.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил отзыв на административное исковое заявление. Из отзыва на административное исковое заявление следует, что В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - Статья 104. Образовательные кредиты предоставляются банками и иными кредитными организациями гражданам, поступившим в организации, осуществляющие образовательную деятельность, для обучения по соответствующим образовательным программам, и являются целевыми. Образовательные кредиты могут быть направлены на оплату обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в размере стоимости обучения или части стоимости обучения (основной образовательный кредит) и (или) на оплату проживания, питания, приобретения учебной и научной литературы и других бытовых нужд в период обучения (сопутствующий образовательный кредит). В Российской Федерации предоставляется государственная поддержка образовательного кредитования граждан, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2018 N 197 (ред. от 19.08.2020) утверждены Правила предоставления государственной поддержки образовательного кредитования устанавливают порядок предоставления государственной поддержки в Российской Федерации образовательного кредитования граждан, поступивших в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования, для обучения по соответствующим образовательным программам. В связи с чем в соответствии с действующим законодательством в <данные изъяты> утвержден Альбом продуктов по потребительскому кредитованию, предоставляемых <данные изъяты> физическим лицам от ДД.ММ.ГГГГ. Настоящий документ содержит перечень, условия и параметры кредитных продуктов по потребительскому кредитованию, предоставляемых <данные изъяты> и его филиалами физическим лицам. В рамках кредитного продукта могут выделяться базовые и особые условия. Под базовыми условиями определенного продукта понимается совокупность содержания полного набора неценовых параметров продукта. Особые условия продукта применяются в дополнение к базовым условиям кредитного продукта и содержат набор отдельных параметров, которые по своему содержанию либо отличаются от аналогичных параметров базовых условий определенного кредитного продукта, либо дополняют параметр(ы) базовых условий определенного кредитного продукта. Параметры кредитного продукта, предоставляемого в рамках активных продаж, могут быть ограничены внутренними нормативными/распорядительными документами ПАО Сбербанк, регламентирующими порядок проведения активных продаж. Таким образом в рамках Альбома продуктов одними из условий предоставления образовательного кредита с господдержкой являются: Целевое назначение кредита - На оплату образовательных услуг при любой форме обучения по основным профессиональным образовательным программам; образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы интернатуры, программы ассистентуры-стажировки. в Образовательном учреждении, осуществляющем обучение на коммерческой (платной)основе. Требования к Заемщику - Возраст От 14 лет при условии, что срок возврата кредита по договору наступает до исполнения Заемщику 75 лет. Регистрация по месту жительства/пребывания - Наличие постоянной (временной) регистрации по месту жительства/пребывания на территории Российской Федерации. Трудовой стаж - Не требуется. Иное - Заемщик должен являться Учащимся - физическим лицом, поступившим в Образовательное учреждение на коммерческой (платной) основе либо являющимся учащимся (студентом, аспирантом и т.д.) Образовательного учреждения. Одним из документов, необходимых для принятия решения о возможности выдачи кредита является разрешение органов опеки и попечительства на заключение Заемщиком кредитного договора/договора об открытии невозобновляемой кредитной линии и совершение действий, связанных с исполнением возникающих у него в связи с этим обязательств (в т.ч. перечисление полученных в счет предоставленного кредита денежных средств по целевому назначению, оформление поручения Банку на перечисление со счета денежных средств в счет погашения кредита) (предоставляется в оригинале в случае если Заемщик не достиг 18-летнего возраста).

Заслушав объяснения, административного лица, административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.ст. 218, 219 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как установлено судом и подтверждается материалами административного дела, ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний ФИО1 и <данные изъяты> заключили договор об образовании Предметом договора является предоставление платных образовательных услуг. Стоимость образовательных услуг составляет <данные изъяты> руб.

При заключении договора об образовании ФИО1 уведомил университет, что оплата за обучение будет произведена за счет образовательного кредита с господдержкой, в связи с чем, университетом дана отсрочка платежа за образование до ДД.ММ.ГГГГ.

С целью заключения кредитного договора ФИО1 обратился в <данные изъяты>, предоставив пакте документов, в том числе и нотариальное согласие ФИО2 ФИО13 на заключение кредитного договора.

По результатам рассмотрения заявления о предоставлении образовательного кредита с господдержкой, ФИО1 было отказано в выдаче данного кредита, так как, одним из документов, необходимых для принятия решения о возможности выдачи кредита является разрешение органов опеки и попечительства на заключение Заемщиком кредитного договора/договора об открытии не возобновляемой кредитной линии и совершение действий, связанных с исполнением возникающих у него в связи с этим обязательств.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 ФИО14 через портал Госуслуги обратилась с заявлением о выдачи предварительного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего имущественные права несовершеннолетнего.

ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ Министерства образования Московской области, из которого следует, что в настоящее время правовых оснований для выдачи предварительного разрешения на получение образовательного кредита не имеется. Из буквального понимания данного ответа следует, ФИО1 отказано в выдаче предварительного разрешения на получение кредита.

Согласно ст. 104 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об образовании в Российской Федерации" Образовательные кредиты предоставляются банками и иными кредитными организациями гражданам, поступившим в организации, осуществляющие образовательную деятельность, для обучения по соответствующим образовательным программам, и являются целевыми. Образовательные кредиты могут быть направлены на оплату обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в размере стоимости обучения или части стоимости обучения (основной образовательный кредит) и (или) на оплату проживания, питания, приобретения учебной и научной литературы и других бытовых нужд в период обучения (сопутствующий образовательный кредит). В Российской Федерации предоставляется государственная поддержка образовательного кредитования граждан, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам. Условия, размеры и порядок предоставления государственной поддержки образовательного кредитования определяются Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 26.02.2018 N 197 (ред. от 19.08.2020) "Об утверждении Правил предоставления государственной поддержки образовательного кредитования" устанавливают порядок предоставления государственной поддержки в Российской Федерации образовательного кредитования граждан, поступивших в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования, для обучения по соответствующим образовательным программам. Прямого указания на требование кредитной организации от заемщика предварительного разрешения органов опеки и попечительства на получение несовершеннолетними образовательных кредитов в вышеуказанном Постановлении Правительства РФ не имеется.

Согласно ст. 26 ГК РФ Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя: распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ); совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 60 СК РФ При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации)

Согласно Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о взаимодействии между Министерством образования Московской области и Государственным казенным учреждением Московской области «Московский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, определен перечень государственных услуг Министерства, предоставляемых в МФЦ и привлекаемых организациях.

Предоставление государственной услуги выдача предварительного разрешения органов опеки и попечительства на получение несовершеннолетними образовательных кредитов не предусмотрено данным соглашением.

Согласно Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об опеке и попечительстве" Опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется также во всех иных случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, в том числе при: отказе от иска, поданного в интересах подопечного; заключении в судебном разбирательстве мирового соглашения от имени подопечного; заключении мирового соглашения с должником по исполнительному производству, в котором подопечный является взыскателем. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется в случаях выдачи доверенности от имени подопечного.

В связи с тем, что решение Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Наро-Фоминскому району Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по своей сути является отказом в выдаче предварительного заключения на получение несовершеннолетним образовательного кредита, его нельзя признать законным и обоснованным, так как решение данного вопроса не входит в перечень государственных услуг, оказываемых Министерством образования населению.

Таким образом, требования административного истца о признании решения Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Наро-Фоминскому району Московской области от ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

С целью восстановления прав административного истца, суд обязывает административных ответчиков выдать законный, обоснованный и мотивированный ответ административному истцу.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 ФИО16, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Управлению опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Наро-Фоминскому городскому округу, Министерству образования Московской области о признании незаконным решения органа опеки и попечительства об отказе в выдаче предварительного разрешения на заключение образовательного кредита несовершеннолетнему, обязании выдать разрешение удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Министерства образования Московской области от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче предварительного разрешения на получение образовательного кредита ФИО1.

Обязать Министерство образование <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО2 ФИО17 от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче предварительного разрешения органа опеки и попечительства, на получение образовательного кредита ФИО1 с учетом с учетом указанных в решении суда обстоятельств.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья ФИО18 Кутиченко

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ