ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3239/2016 от 03.11.2016 Октябрьского районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2а-3239/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Барнаул 03 ноября 2016 года

Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Г.Н.Штайнепрайс,

при секретаре А.С.Романовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ГУ МВД Российской Федерации по Алтайскому краю, Ликвидационной комиссии УФМС России по Алтайскому краю и Республике Алтай об оспаривании решения комиссии по признанию иностранного гражданина и лица без гражданства носителем русского языка,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился с суд с административным исковым заявлением к УФМС России по Алтайскому краю и Республике Алтай об оспаривании решения комиссии по признанию иностранного гражданина и лица без гражданства носителем русского языка.

В обоснование административного иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ им была получена выписка из решения комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка УФМС России по Алтайскому краю и Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ об от­казе в признании его носителем русского языка в связи с тем, что уровень владения русским языком не соответствует требованиям владения русским языком как иностранным, утвержденным приказом Министерства образо­вания и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, т.к. истец в ходе собеседования не подтвердил знания русского языка, а также плохо владеет письмом.

Считает, что данное решение незаконно, нарушает его право обратиться с заявлени­ем о приобретении гражданства Российской Федерации в упрощенном по­рядке, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Административный истец русским языком владеет свободно и по­вседневно использует его в различных сферах, в т.ч. в семейно-бытовой и культурной сферах, говорит и пишет, увлекается чтением классической русской литературы, историей России. До развала СССР в конце 1991 года, обучался в русскоязычной средней школе по утвержденной типовой про­грамме, навыки чтения и письма на русском языке привиты еще в началь­ной школе. Обучение велось на русском языке.

Бабушка административно истца, Г. Н. Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженка <адрес><адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживала на территории Башкирии, т.е. на территории, относившейся к СССР, в пределах Государственной грани­цы Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проходил комплексный экзамен по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ (уро­вень ВЖ) в Центре языкового тестирования филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета и показал следую­щие результаты по результатам теста: говорение - 96% правильных отве­тов теста, аудирование - 100%, чтение - 100%, грамматика - 96%, письмо 95%.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец проходил тестирование в объеме уровня «Базовый (ТБУ/А2)» в Государственной системе тестирова­ния граждан зарубежных стран по русскому языку «МГУ имени М.В. Ло­моносова», где получил следующие баллы: понимание содержания текстов при чтении - 94%, владение письменной речью - 87%, владение лексикой и грамматикой - 95,3%, понимание содержания звучащей речи - 80,0%, устное общение - 98,5%. Общий бал - 90,8%».

Результаты проведенных тестирований подтверждают, что админи­стративный истец может быть признан носителем русского языка, то есть лицом, владеющими русским языком и повседневно использующим его в семейно-бытовой и культурной сферах.

Просил признать незаконным и отменить решение комиссии по призна­нию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем рус­ского языка УФМС России по Алтайскому краю и Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании в соответствии со статьей 33.1 Фе­дерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» носителем русского языка гражданина Таджикистана ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес><адрес>

Впоследствии определением Центрального районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика УФМС Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай на ГУ МВД Российской Федерации по Алтайскому краю.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивал по основаниям, указанным в административном иске.

Представитель административного истца ФИО1 ФИО2 административные исковые требования поддержал. Дополнительно пояснил, что в состав комиссии ФМС России (комиссии территориального органа ФМС России) включаются: руководитель (начальник), либо заместитель руководителя (начальника); специалисты структурного подразделения ФМС России (территориального органа ФМС России), к компетенции, которых отнесены вопросы гражданства; представители научных, образовательных организаций. Исходя из представленных документов в материалах дела в составе комиссии участвовал всего один специалист из подразделения по вопросам гражданства, остальные специалисты были из других подразделений. Тестирование должно проходить в устной и письменной форме, но административному истцу не дали возможности продемонстрировать владение русским языком в письменной форме. Задавались только устные вопросы.

Представитель административного ответчика ГУ МВД Российской Федерации по Алтайскому краю ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Представитель административного ответчика Ликвидационной комиссии УФМС Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай ФИО4 возражала против заявленных требований по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.

Так, в соответствии со ст.218 КАС РФ,гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспариваниирешений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включаярешения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационнойкомиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пп. 3 и пп. 4 п. 9. ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Таким образом, для признания решения, а также действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение решением либо действием (бездействием) прав и законных интересов гражданина или организации. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В судебном заседании установлено, что административный истец ФИО1 являетсягражданином Республики Таджикистан, что подтверждается копией его паспорта.

В соответствии со ст.33.1 Федерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», иностранныйгражданинили лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с нимикомиссиейпопризнанию иностранного гражданина или лица без гражданстваносителемрусскогоязыка(далее -комиссия), могут быть признаны носителями русскогоязыка, то есть лицами, владеющимирусскимязыкоми повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

По результатам собеседования синостраннымгражданиномили лицом без гражданствакомиссияпринимаетрешениео признаниилибо непризнании этого иностранного гражданина или лица без гражданстваносителемрусскогоязыка.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в УФМС по Алтайскому краю и Республике Алтай с заявлением опризнанииегоносителем русскогоязыкана основании ч.1 ст.33-1 Федерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

РешениемкомиссииУФМС России по Алтайскому краю и Республике Алтай попризнаниюиностранногогражданинаили лица без гражданстваносителемрусскогоязыкаот ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано впризнанииносителемрусскогоязыка, в связи с тем, что уровень владениярусскимязыком административного истца не соответствует требованиям владения русским языком как иностранным, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из п.п.1-4, ст.33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ (в редакции от 31 декабря 2014 года) «О гражданстве Российской Федерации», иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с нимикомиссиейпопризнаниюиностранногогражданинаили лица без гражданства носителем русского языка(далее -комиссия), могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющимирусскимязыкоми повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

Комиссииформируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами.

Порядок формирования и работыкомиссий, требования к специалистам, входящим в составкомиссии, правила проведения комиссиейуказанного в части первой настоящей статьи собеседования синостраннымгражданиномили лицом без гражданства, требования к форме заявления опризнаниииностранногогражданинаили лица без гражданства носителем русского языка и форме решениякомиссииопризнаниииностранногогражданинаили лица без гражданства носителемрусскогоязыкаопределяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Во исполнение вышеназванной нормы Федеральной миграционной службой России 26 мая 2014 года издан приказ №380 «О порядке формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданинаили лица без гражданстваносителемрусского языка».

В соответствии с п.4 указанного Приказа, в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросовпризнания иностранногогражданинаносителемрусскогоязыкав системе ФМС России создаются следующиекомиссии:комиссияФМС России по признанию иностранного гражданинаили лица без гражданства носителем русского языка; комиссия территориального органа ФМС России по признанию иностранного гражданинаили лица без гражданстваносителемрусскогоязыка.

Согласно п.п.5.1, 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3 Приказа,Комиссия, в числе прочих функций, осуществляет: прием заявлений опризнании иностранногогражданинаили лица без гражданстваносителемрусскогоязыка; проверку соответствия заявления требованиям к форме заявления опризнаниииностранногогражданинаили лица без гражданства носителем русского языка, утвержденным приказом ФМС России от 26 мая 2014 года №379; проводит собеседование синостраннымгражданиномдляпринятиярешенияопризнаниииностранногогражданинаносителемрусскогоязыкалиборешенияо непризнаниииностранногогражданина носителем русского языка.

Согласно Приказу Управления Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю от 3 июля 2014 года №179 УФМС России по Алтайскому краю создана и утвержденакомиссияпопризнаниюиностранногогражданинаили лица без гражданства носителем русскогоязыка.

Приказом УФМС России по АК №52от 10.03.2016 г. в Приказ Управления Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю от 3 июля 2014 года №179 внесены изменения в части состава комисии, который отражен в Приложении №2 к данному Приказу.

Из протокола заседания комиссии УФМС России по Алтайскому краю и Республике Алтай по признанию иностранного гражданина и лица без гражданства носителем русского языка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на заседании комиссии присутствовали: заместитель председателя комиссии – помощник руководителя УФМС России по Алтайскому краю и Республике Алтай ВС. С., заведующая кафедрой общего и исторического языкознания, доктор филологических наук ФГБУ ВПО «Алтайский государственный университет» Д. Л. М., врио начальника ОВГР и У УФМС России по Алтайскому краю и Республике Алтай майор внутренней службы С. Е. В., начальник отделения ППНМ №2 ОИК УФМС России по Алтайскому краю и Республике Алтай майор внутренней службы Т. О. А., ведущий специалист отдела по работе с соотечественниками, беженцами вынужденными переселенцами УФМС России по Алтайскому краю и Республике Алтай Е. В. С., инспектор отдела по вопросам гражданства, реадмиссии и убежища УФМС России по Алтайскому краю и Республике Алтай ст.лейтенант внутренней службы Б. Ю. С..

В соответствии с приказом ФМС России от 26 мая 2014 г. N 379 «Об утверждении Требований к специалистам, входящим в состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, Правил проведения собеседования комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка с иностранным гражданином или лицом без гражданства, Требований к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и Требований к форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка» в состав комиссии ФМС России (комиссии территориального органа ФМС России) включаются:

- руководитель (начальник) структурного подразделения ФМС России (структурного подразделения территориального органа ФМС России) либо заместитель руководителя (начальника) структурного подразделения ФМС России (структурного подразделения территориального органа ФМС России), к компетенции которых отнесены вопросы гражданства Российской Федерации;

- специалисты структурного подразделения ФМС России (территориального органа ФМС России), к компетенции которых отнесены вопросы гражданства;

- представители научных, образовательных организаций из числа профессорско-преподавательского состава, осуществляющие подготовку по образовательным программам высшего образования по направлениям подготовки "Филология" и (или) "Лингвистика" или дополнительным образовательным программам в сфере обучения русскому языку как иностранному и имеющие опыт работы по проведению собеседований и тестирования.

Учитывая состав комиссии, указанный в Приложении к приказу УФМС по АК от ДД.ММ.ГГГГ, суд не находит нарушений, поскольку в составе комиссии были и присутствовали непосредственно на заседании комиссии заместитель председателя комиссии – помощник руководителя С. В. С., заведующая кафедрой общего и исторического языкознания, доктор филологических наук ФГБУ ВПО «Алтайский государственный университет» Д. Л. М., страший инспектор отдела по вопросам гражданства, реадмиссии и убежища майор внутренней службы С. Е. В..

Довод административного истца о том, что тестирование в письменном виде не проводилось судом не принимается во внимание, поскольку опровергается представленным в материалы дела заявлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, написанного им собственноручно, в котором имеются исправленные ошибки в написании слов.

Частью 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Сертификатом о владении русским языком и сертификатом о прохождении государственного тестирования по русскому языку не может подтверждаться уровень владениярусскимязыкомкакиностраннымдля признанияиностранногогражданинаили лица без гражданстваносителемрусскогоязыка.

Кроме того, суд учитывает, что административный истец не лишен возможности вновь обратиться с заявлением о признании его носителем русского языка, в соответствии с ч.9 ст.33.1 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к ГУ МВД Российской Федерации по Алтайскому краю, Ликвидационной комиссии УФМС Российской Федерации по Алтайскому краю об оспаривании решения комиссии по признанию иностранного гражданина и лица без гражданства носителем русского языка оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Октябрьский районный суд г.Барнаула путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 07.11.2016 г.

Председательствующий Г.Н.Штайнепрайс