ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-323/19 от 26.08.2019 Чурапчинского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-323/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 августа 2019 года село Чурапча

Чурапчинский районный суд Республики Саха (Якутия), в составе председательствующего судьи Мучина Д.М. единолично,

при секретаре Платоновой Л.Г.,

с участием административных истцов Барашковой М.Р., Барашкова И.В. и их представителя – Варламова А.П.,

представителя соответчика – главы Администрации Муниципального образования «Бахсытский наслег» Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) Барашкова И.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Барашковой М.Р., Барашкова И.В. к Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) – Комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по вопросам предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей, и Администрации Муниципального образования «Бахсытский наслег» Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) об оспаривании решения органа государственной власти,

У С Т А Н О В И Л :

Гр-ка Барашкова М.Р. и гр-н Барашков И.В., от своего имени и в интересах своих детей *В*, *И*, *Э*, *Н* и *А*, обратились в суд с административным иском к Министерству труда и социального развития РС (Я) (также далее по тексту – «Минтруд РС (Я)») – Комиссии при Правительстве РС (Я) по вопросам предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей, (также далее по тексту – «Комиссия») и Администрации МО «Бахсытский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС (Я) (также далее по тексту – «Администрация наслега») об оспаривании решения органа государственной власти.

В обоснование административного иска указывается, что гр-ке Барашковой М.Р. и её семье, с 2013 года состоящей в Реестре семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей, решением Комиссии от 26 июня 2019 г. было отказано в предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств государственного бюджета РС (Я) (также далее по тексту – «социальная выплата»). Данное решение было принято, поскольку Администрация наслега предоставила Минтруду РС (Я) ошибочные сведения о размере учетной нормы жилого помещения действующей на территории МО «Бахсытский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС (Я) (также далее по тексту – «муниципальное образование»). В связи с чем, административные истцы Барашковы М.Р. и И.В. считают, что Комиссией в отношении них было принято незаконное решение об отказе в предоставлении социальной выплаты, просят данное решение отменить и обязать Комиссию принять новое решение об удовлетворении предоставления им социальной выплаты.

Административные истцы Барашкова М.Р. и Барашков И.В. в судебном заседании административный иск поддержали полностью, просят его удовлетворить. Барашкова М.Р. пояснила, что в Администрации наслега их семья, как многодетная, имеющая 5 несовершеннолетних детей, встала на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий еще в 2011 году, затем в 2013 году их семья была включена в Республиканский реестр семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей, на получение социальной выплаты. Никакими другими субсидиями семья Барашковых не пользовалась, ждали именно предоставления указанной социальной выплаты, но в июле 2019 года они получили уведомление Комиссии об отказе в её предоставлении. Тогда они обратились в Администрацию наслега и Минтруд РС (Я) за разъяснениями. В Администрации наслега им сказали, что учетная норма площади жилого помещения на одного человека в муниципальном образовании составляет 18 кв. м. Однако в Минтруде РС (Я) им сообщили, что Администрация наслега для расчета обеспеченности жилым помещением их семьи на одного человека предоставила постановление об утверждении учетной нормы площади жилого помещения в размере 15 кв. м. общей площади и 6,5 кв. м. жилой площади на одного человека, при этом Комиссия при принятии решения приняла в расчет именно норму 6,5 кв. м. жилой площади на одного человека. В этой связи, с принятым решением Комиссии административные истцы полностью не согласны, считают, что данное решение ущемляет их права и свободы на улучшение жилищных условий, как многодетной семьи.

Их представитель Варламов А.П., допущенный к участию в судебном заседании на основании письменного заявления административных истцов, в судебном заседании административный иск поддержал полностью и пояснил, что согласно постановлению главы МО «Бахсытский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС (Я) Барашкова И.Ф. от 02 июня 2017 г. на территории муниципального образования установлены учетная нормы площади жилого помещения в размере 15 кв. м. общей площади и 6,5 кв. м. жилой площади на одного человека, между тем Комиссия при рассмотрении заявки Барашковой М.Р. и её семьи неправомерно приняла в расчет норму жилой площади в размере 6,5 кв. м. на одного человека, вместо того, чтобы в соответствии с требованиями статей 50 и 51 ЖК РФ руководствоваться общей площадью в размере 15 кв. м. на одного человека, считает, что оспариваемое решение Комиссии ущемляет права и законные интересы административных истцов и незаконно лишает их возможности улучшить свои жилищные условия, в связи с чем, просит данное решение отменить и признать семью Барашковых М.Р. и И.В. имеющей право получить указанную социальную выплату.

Представители административного ответчика Министерства труда и социального развития РС (Я) – Комиссии при Правительстве РС (Я) по вопросам предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей, в судебное заседание не явились, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

При данных обстоятельствах, на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ, с учетом отсутствия возражений со стороны лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административного ответчика Министерства труда и социального развития РС (Я) – Комиссии при Правительстве РС (Я) по вопросам предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей.

Представитель административного соответчика – глава МО «Бахсытский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС (Я) Барашков И.Ф. в судебном заседании с административным иском согласился полностью, пояснения административного истца Барашковой М.Р. подтвердил, допущенную Администрацией наслега ошибку признал и пояснил, что его постановлением от 02 июня 2017 г. была ошибочно установлена дополнительная норма жилой площади на одного человека в размере 6,5 кв. м., считает, что Комиссии следовало руководствоваться именно учетной нормой площади жилого помещения в размере 15 кв. м. общей площади на одного человека, об этом пытался объяснить представителям Минтруда РС (Я), но его пояснения они не приняли во внимание, в настоящее время данное постановление уже отменено.

Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

Исходя из содержания главы 22 КАС РФ решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) соответствующим нормативным правовым актам и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

Законом РС (Я) от 17 декабря 2008 г. 643-З N 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)» предусмотрена государственная поддержка многодетным семьям посредством предоставления им социальных выплат, льготных кредитов на улучшение жилищных условий.

Постановлением Правительства РС (Я) от 29 марта 2018 г. № 82 «О реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем многодетных семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей» подпрограммы «Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018 – 2022 годы» утверждены Правила реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем многодетных семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей» подпрограммы «Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем» государственной программы РС (Я) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018 – 2022 годы» (также далее по тексту – «Правила») и Положение о Комиссии при Правительстве РС (Я) по вопросам предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей (также далее по тексту – «Положение»).

Указанными Правилами предусмотрено, что единовременная социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств государственного бюджета РС (Я) предоставляется родителям (родителю), усыновителям 5 и более несовершеннолетних детей (также далее по тексту – «Гражданин») (п. 1.1 Правил).

Гражданин – это лицо, проживающее не менее 20 лет на территории РС (Я), состоящее на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилых помещениях, являющееся одним из родителей (усыновителей) 5 и более несовершеннолетних детей на дату подачи заявления о включении в подпрограмму «Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем» (п. 1.2 Правил).

К членам семьи Гражданина, учитываемым при расчете предоставляемой социальной выплаты, относятся проживающие совместно с ним супруг (супруга) и их дети (дети супруга (супруги)): несовершеннолетние дети; нетрудоспособные совершеннолетние дети, которые являются инвалидами с детства; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, а также проходящие срочную военную службу в рядах Вооруженных Сил и воинских формирований РФ (п. 1.3 Правил).

Социальная выплата предоставляется гражданам, состоящим в Реестре семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей, на получение единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения с учетом членов семьи, указанных в п. 1.3 Правил (п. 1.4 Правил).

В судебном заседании установлено, что семья Барашковых М.Р. и И.В. с 2011 года состоит в МО «Бахсытский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС (Я) на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается решением главы МО «Бахсытский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС (Я) *П* от 01 апреля 2011 г. .

Решением Комиссии от 13 июля 2013 г. семья Барашковых М.Р. и И.В. включена в Реестр семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей, на получение единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, что подтверждается выпиской из протокола от 13 июня 2013 г.

На тот момент семья Барашковых М.Р. и И.В. состояла из них и их несовершеннолетних детей: сына *В*, <ДАТА> г.р.; сына *И*, <ДАТА> г.р.; сына *Э*, <ДАТА> г.р.; сына *Н*, <ДАТА> г.р.; сына *А*, <ДАТА> г.р.; что подтверждается свидетельствами о рождении детей от <ДАТА>, от <ДАТА>, от <ДАТА>, от <ДАТА>, от <ДАТА>, свидетельством о заключении брака от <ДАТА> и показаниями самой Барашковой М.Р.

Семья Барашковых проживает в 1-этажном жилом доме, <ДАТА> года постройки, с общей площадью 91,7 кв. м., инвентарным номером , кадастровым номером , лит. <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>; что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <ДАТА>, техническим паспортом на жилой дом от 19 апреля 2011 г., а также предоставленной Минтрудом РС (Я) выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 02 апреля 2019 г. .

Указанные обстоятельства сторонами дела не оспариваются, в том числе в отзыве на административный иск представителя Минтруда РС (Я) по доверенности *А*

Таким образом, суд признает, что семья Барашковых М.Р. и И.В. полностью соответствует требованиям пунктов 1.1-1.4 Правил.

26 июня 2019 г. Комиссией, согласно выписке из протокола от 27 июня 2019 г., принято решение об отказе в предоставлении семье Барашковых М.Р. и И.В. социальной выплаты на основании п.п. «б» п. 2.11 Правил.

Так, данным п.п. «б» п. 2.11 Правил предусмотрено, что Комиссия на основании предварительного списка до 10 апреля текущего года принимает решение об отказе в предоставлении социальной выплаты в случае обеспеченности жилым помещением в размере, равном учетной норме жилой площади, установленной органами местного самоуправления, и выше; при этом в учет не принимаются жилые помещения, признанные в установленном порядке непригодными для проживания в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Комиссия при принятии данного решения, в соответствии с отзывом Минтруда РС (Я) на административный иск, руководствовалась положениями статей 14, 50, п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и постановлением главы МО «Бахсытский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС (Я) Барашкова И.Ф. от 02 июня 2017 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилой площади по договору социального найма на территории МО «Бахсытский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС (Я)». Комиссия посчитала, что обеспеченность жилым помещением семьи Барашковых на одного человека составляет 13,1 кв. м., что выше, чем установлено в муниципальном образовании на одного человека – 6,5 кв. м.

С данными выводами Комиссии суд не может согласиться по следующим основаниям.

Из ст. 50 ЖК РФ усматривается, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан именно общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 ЖК РФ).

Учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч. 5 ст. 50 ЖК РФ).

Исходя из п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся, в том числе, собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные именно общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Пунктом 2 постановления главы МО «Бахсытский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС (Я) Барашкова И.Ф. от 02 июня 2017 г. «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилой площади по договору социального найма на территории МО «Бахсытский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС (Я)» на территории муниципального образования установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв. м. общей площади и 6,5 кв. м. жилой площади на одного человека.

В этой связи, суд согласен с доводами представителя административных истцов Варламова А.П. и мнением представителя административного соответчика Барашкова И.Ф. о том, что Комиссия при принятии решения в отношении семьи Барашковых М.Р. и И.В. должна была принять к расчету именно установленную на территории МО «Бахсытский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС (Я) учетную норму площади жилого помещения в размере 15 кв. м. общей площади на одного человека.

В этом случае, обеспеченность жильем на одного человека семьи Барашковых также составила бы 13,1 кв. м. (из расчета: 91,7 кв. м. общей площади жилого дома семьи Барашковых / 7 членов семьи Барашковых = 13,1 кв. м.), что меньше учетной нормы жилой площади в размере 15 кв. м., установленной на территории муниципального образования, и, следовательно, семье Барашковых полагается, предусмотренная Законом РС (Я) от 17 декабря 2008 г. 643-З N 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)» и Постановлением Правительства РС (Я) от 29 марта 2018 г. № 82 «О реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем многодетных семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей» подпрограммы «Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018 – 2022 годы», социальная выплата.

Кроме того, принимая оспариваемое решение 26 июня 2019 г., самой Комиссией были нарушены требования п. 2.11 Правил, согласно которым данное решение должно было быть принято не позднее 10 апреля текущего года.

Доводы административного ответчика Минтруда РС (Я) о том, что принятые учетные нормы жилой площади на территории МО «Бахсытский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС (Я) являются недействительными, в связи с указанием их таковыми в п. 3 постановления главы МО «Бахсытский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС (Я) Барашкова И.Ф. от 18 июля 2019 г. , суд находит необоснованными, поскольку, в данном случае, оспариваемое решение Комиссии было принято на момент действия п. 2 постановления главы МО «Бахсытский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС (Я) Барашкова И.Ф. от 02 июня 2017 г. .

При подготовке административного дела к судебному разбирательству административный истец Барашкова М.Р. в порядке пожелания заявила об уточнении своих исковых требований о возложении обязанности на Минтруд РС (Я) – Комиссию, в случае удовлетворения административного иска, включить их семью в список получателей социальной выплаты текущего 2019 года в первой очереди. Данные уточнения поддержаны административными истцами и представителем административного соответчика Барашковым И.Ф. при судебном разбирательстве по делу. Представитель административных истцов Варламов А.П. необходимость внесения уточнений не поддержал, считает, что при вынесении решения суда об отмене оспариваемого решения Комиссии у Минтруда РС (Я) – Комиссии автоматически возникает обязанность включить семью Барашковых в список получателей социальной выплаты с момента принятия оспариваемого решения, то есть с 26 июня 2019 г.

Согласно ч. 1 ст. 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 135 КАС РФ административный ответчик или его представитель уточняют требования административного истца и фактические основания этих требований.

Пунктом 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что административный истец вправе увеличить или уменьшить размер требований имущественного характера, поскольку такое увеличение или уменьшение является уточнением заявленных требований (ч. 1 ст. 46, п. 1 ч. 2 ст. 135 КАС РФ).

Из указанного следует, что административный истец Барашкова М.Р. вправе до принятия решения по делу внести уточнения заявленных ими требований имущественного характера. Между тем, суд не может принять данное уточнение по следующим основаниям.

По мнению суда, заявленное уточнение об увеличении размера исковых требований должно было быть заявлено административным истцом в письменной форме в соответствии с требованиями статей 125-126, 220 КАС РФ. С таким уточнением в обязательном порядке должна быть ознакомлена противоположная сторона по делу – административный ответчик, который вправе либо возразить, либо согласиться с ним.

Принятие судом уточнений об увеличении исковых требований заявленных административным истцом Барашковой М.Р. в устной форме привело бы к нарушению установленных статьями 8 и 14 КАС РФ принципа равенства всех перед законом и судом и принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства, а также прав административного ответчика Минтруда РС (Я) – Комиссии на законное и справедливое рассмотрение и разрешение административного дела.

Кроме того, Барашкова М.Р. просит суд об уточнении этих требований только, если суд удовлетворит административный иск, что, по мнению суда, также не соответствует требованиям статей 8, 14, 125-126 и 220 КАС РФ.

Также, п. 1.8 Правил установлено, что предоставление Гражданину социальной выплаты производится в порядке очередности, в соответствии с датой постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления по месту жительства граждан в соответствии с ЖК РФ. Гражданам, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в один день, социальные выплаты предоставляются в алфавитном порядке.

В связи с чем, суд считает, что семья Барашковых М.Р. и И.В. должна быть включена в список получателей социальной выплаты в порядке очередности в соответствии с датой их поставки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в МО «Бахсытский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС (Я), то есть с 01 апреля 2011 г.

При таких обстоятельствах, оценив все представленные по делу доказательства в совокупности, учитывая полное признание административного иска со стороны Администрации МО «Бахсытский наслег» Чурапчинского улуса (района) РС (Я), исходя из приведенных выше норм закона, суд находит оспариваемое решение Комиссии при Правительстве РС (Я) по вопросам предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей, от 26 июня 2019 г. (по протоколу от <ДАТА>) несоответствующим требованиям закона и нарушающим права и свободы многодетной семьи Барашковых М.Р. и И.В. на улучшение жилищных условий.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 и 293 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Барашковой М.Р., Барашкова И.В. к Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) – Комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по вопросам предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей, и Администрации Муниципального образования «Бахсытский наслег» Чурапчинского улуса (района) Республики Саха (Якутия) об оспаривании решения органа государственной власти – удовлетворить полностью.

Решение Комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по вопросам предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей, от 26 июня 2019 г. об отказе в предоставлении Барашковой М.Р. и её семье единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения – признать незаконным и отменить.

Обязать Комиссию при Правительстве Республики Саха (Якутия) по вопросам предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения семьям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей, – принять и выдать Барашковой М.Р., Барашкову И.В. новое решение об удовлетворении предоставления Барашковой М.Р. и её семье единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.

Необходимость опубликования настоящего решения суда в официальном печатном издании отсутствует. Судебные расходы по делу отсутствуют.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Чурапчинский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Д.М. Мучин