ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-323/2016 от 19.07.2016 Старицкого районного суда (Тверская область)

Дело № 2а-323/2016

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Старицкий районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Беляевой И.Б.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Старицкого района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «город Старица Старицкого района Тверской области» о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении условий доступности для инвалидов по зрению официального сайта администрации Старицкого района Тверской области,

установил:

Прокурор Старицкого района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации МО «город Старица Старицкого района Тверской области» о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении условий доступности официального сайта в сети «Интернет» для инвалидов по зрению; возложении обязанности обеспечить условия доступности официального сайта органа в сети «Интернет» по адресу: http://старицкаяадм.рф/ для инвалидов по зрению путем создания альтернативной текстовой версии сайта, переход к которой осуществляется с главной страницы официального сайта, в соответствии с требованиями пункта 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет», утв. Приказом Минкомсвязи России от 30.11.2015 № 483.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о противодействии коррупции и социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в ходе которой выявлено, что условия доступности инвалидов по зрению официального сайта администрации города Старица Старицкого района Тверской области не обеспечены, альтернативная текстовая версия, переход к которой осуществляется с главной страницы официального сайта, не предусмотрена.

Необеспечение доступа граждан с ограниченными возможностями по зрению к информации о деятельности органов местного самоуправления противоречит принципу публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

В обоснование доводов искового заявления прокурор ссылается ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 10 ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" от 09.02.2009 года N 8-ФЗ, ст. 7,8 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет», утв. Приказом Минкомсвязи России от 30.11.2015 № 483.

В судебное заседание стороны не явились, о месте и времени его проведения извещены, что подтверждается расписками.

Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их неявку обязательной.

Поскольку в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, в соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Согласно п.7 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является: обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Из положений ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что социальная защита инвалидов определена как система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер по социальной поддержке, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание ими равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

На основании частей 1 и 6 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет» устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минкомсвязи России от 30.11.2015 № 483 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет» вступивший в силу с 14.02.2016г.

Данным Порядком установлено, что органы государственной власти и местного самоуправления в технических заданиях на проектирование и разработку интерфейсов своих официальных сайтов должны предусматривать наличие альтернативных текстовых версий таких сайтов (далее - версия для инвалидов по зрению), переход к которым осуществляется с главной страницы официального сайта в случае, если сам официальный сайт исходно не соответствует требованиям пункта 4 настоящего Порядка.

Органы государственной власти и местного самоуправления самостоятельно определяют визуальное оформление вкладки перехода на версию для инвалидов по зрению, учитывая при этом необходимость дублирования такого визуального оформления контрастным, легко читаемым текстом.

Пунктом 4 Порядка определено, что версия для инвалидов по зрению должна соответствовать следующим параметрам:

- нетекстовая информация и нетекстовые материалы, представленные на официальных сайтах органов государственной власти и местного самоуправления, должны присутствовать также в версии для инвалидов по зрению в виде краткого описания такой нетекстовой информации, за исключением нетекстовой информации и нетекстовых материалов, используемых только с целью украшения и визуального оформления официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления;

- графические файлы формата PDF, содержащие документы в графическом виде, представленные в разделах официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления, должны присутствовать также в версиях для инвалидов по зрению в текстовом формате;

- наличие возможности изменения размеров текстовой информации до 200%, шрифта, интервала между буквами (кернинг), а также цветовой схемы.

Судом установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» создан официальный сайт администрации города Старица Старицкого района Тверской области, содержащий информацию о деятельности органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат муниципальному образованию «Старицкий район Тверской области» - http://старицкаяадм.рф/.

Однако условия доступности для инвалидов по зрению официального сайта администрации Старицкого района Тверской области не обеспечены, альтернативная текстовая версия сайта, переход к которым осуществляется с главной страницы официального сайта не предусмотрена, что ответчиком не оспаривалось.

Оспариваемое бездействие ответчика не соответствует нормативно-правовым актам о противодействии коррупции и социальной защите инвалидов, нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, поэтому заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Иск прокурора Старицкого района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «город Старица Старицкого района Тверской области» о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении условий доступности для инвалидов по зрению официального сайта администрации Старицкого района Тверской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования МО «город Старица Старицкого района Тверской области», выразившееся в необеспечении условий доступности для инвалидов по зрению официального сайта администрации Старицкого района Тверской области не соответствующим нормативным правовым актам о противодействии коррупции и социальной защите инвалидов и нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

Возложить на МО «город Старица Старицкого района Тверской области» обязанность обеспечить условия доступности официального сайта органа в сети «Интернет» по адресу: http://старицкаяадм.рф/ для инвалидов по зрению путем создания альтернативной текстовой версии сайта, переход к которой осуществляется с главной страницы официального сайта, в соответствии с требованиями пункта 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет», утв. Приказом Минкомсвязи России от 30.11.2015 № 483 в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Указать административному ответчику на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и прокурору Старицкого района Тверской области, до 01 сентября 2016 года.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий