УИД: 29RS0004-01-2022-000478-55
Дело № 2а-323/2022 | 12 июля 2022 года |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Якивчука С.В.,
при секретаре судебного заседания Мухряковой И.С., с участием заместителя прокурора Шенкурского района Архангельской области Писарева С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шенкурске административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Верхопаденьгское» Шенкурского района Архангельской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к опубликованию списка невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещению на официальном сайте администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области в сети «Интернет», выявлению наследников данных земельных долей, проведению общего собрания участников долевой собственности, а также обращению в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли и возложении обязанности совершить указанные действия,
установил:
прокурор Шенкурского района Архангельской области обратился в интересах неопределенного круга лиц с указанным административным иском к администрации муниципального образования «Верхопаденьгское» Шенкурского района Архангельской области (далее - МО «Верхопаденьгское», Администрация) с указанным иском.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения в части реализации Администрацией полномочий по выявлению невостребованных земельных долей и изъятия их в муниципальную собственность. В результате проведенной прокуратурой района в ноябре 2021 года проверки установлено, что на территории МО «Верхопаденьгское» имеются земли сельскохозяйственного назначения. Вопреки требованиям закона работа по определению востребованности указанных земельных долей не проводится, список невостребованных земельных долей не составлен, полномочия по обращению в суд требованиями о признании права муниципальной собственности на данные доли не реализованы, что указывает на неэффективное использование муниципалитетом земель. С целью устранения выявленных нарушений в адрес главы администрации МО «Верхопаденьгское» 19.11.2021 года внесено представление №, которое рассмотрено 17.12.2021 года. Согласно ответу органа местного самоуправления Администрацией ведется работа по выявлению невостребованных земельных долей. В марте 2022 года в ходе проверки было установлено, что администрацией МО «Верхопаденьгское» выявленные нарушения в сфере исполнения законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения не устранены. Несмотря на то, что администрация владеет информацией о невостребованных земельных долях в земельных массивах сельского поселения, обладает информацией о земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, не используемых по своему целевому назначению, меры к опубликованию списка указанных земельных долей в СМИ, актуализации данных списка и реализации иных, предусмотренных законом полномочий не приняты. Прокурор полагал, что бездействие ответчика негативно отражается на состоянии сельскохозяйственных угодий, а неиспользование земельных долей по их целевому назначению причиняет вред земле, препятствует передаче земельных участков в аренду, в результате чего бюджет МО «Верхопаденьгское», а также бюджет Шенкурского муниципального района недополучает доходы в виде арендных платежей.
Заместитель прокурора Шенкурского района Писарев С.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном иске.
Административный ответчик администрация МО «Верхопаденьгское» и заинтересованное лицо администрация Шенкурского муниципального района Архангельской области в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте разбирательства дела извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повестки и списком курьерской доставки судебной корреспонденции № от 22.06.2022.
В представленном отзыве на административный иск глава Шенкурского муниципального района Архангельской области К.О.И. полагала исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Представитель административного ответчика врио главы МО «Верхопаденьгское» С.И.С. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации. По существу заявленных административных исковых требований позицию не указала.
Суд, заслушав заместителя прокурора Шенкурского района Писарева С.В., исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Поскольку возникший спор затрагивает интересы неопределенного круга лиц, прокурор вправе обратиться с данным иском в суд в защиту нарушенного права.
Частью 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктами 1, 2 части 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
- об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
- об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, принципиальное значение имеет установление совокупности двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов административного истца (неопределенного круга лиц).
Согласно пункту 1 статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (пункт 2).
В соответствии со статьей 23 Закона Архангельской области от 23.09.2004 № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» в состав Шенкурского муниципального района входят городское и сельские поселения. Статусом сельского поселения наделено, в том числе «Верхопаденьгское» (административный центр - село Ивановское) с наименованием: сельское поселение «Верхопаденьгское» Шенкурского муниципального района Архангельской области.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (пункт 3).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования (пункт 4).
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности (пункт 5).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными (пункт 8).
Из вышеуказанного следует, что Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения предусмотрен порядок и процедура обнаружения, утверждения списка и последующего вовлечения в сельскохозяйственный оборот невостребованных земельных долей.
Органу местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, в императивном порядке предписаны конкретные действия, совершение которых является необходимым условием надлежащего использования невостребованных долей из земель сельскохозяйственного назначения - составление списка земельных долей; его опубликование в средствах массовой информации и размещение на официальном сайте в сети «Интернет»; представление на утверждение общему собранию участников долевой собственности; обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли.
Судом установлено, что в целях устранения выявленных прокурором Шенкурского района Архангельской области нарушений со стороны администрации МО «Верхопаденьгское» в сфере реализации полномочий по выявлению невостребованных долей из земель сельскохозяйственного назначения главе администрации МО «Верхопаденьгское» 19.11.2021 внесено представление № с целью принятия мер, направленных на выявление невостребованных земельных долей.
17.12.2021 в ответ на представление прокурора Шенкурского района врио главы МО «Верхопаденьгское» С.И.С. сообщила, что администрация поселения начала работу по выявлению невостребованных земельных долей путем расклеивания уличных объявлений с просьбой сообщить о намерении гражданина прекратить право собственности на земельные участки. На момент ответа на представление прокурора информация от граждан в администрацию МО «Верхопаденьгское» не поступала (л.д. 14).
На дополнительный запрос прокурора о предоставлении информации врио главы МО «Верхопаденьгское» С.И.С. сообщила, что на основании перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастровых кварталов составлен список, имеющихся земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, на территории Верхопаденьгского сельского поселения. Проводится работа по выявлению невостребованных земельных долей из данного списка. Список невостребованных земельных долей, утвержденный общим собранием участников долевой собственности, не составлен, ввиду продолжения выявления таких участков на территории поселения. До внесения представления общее собрание участников долевой собственности не проводилось; список невостребованных земельных долей не составлялся и не утверждался (л.д. 16).
В ответ на запрос суда врио главы МО «Верхопаденьгское» С.И.С. сообщила, что инвентаризация невостребованных земельных долей земель сельскохозяйственного назначения на территории МО «Верхопаденьгское» не проведена в полном объеме. На сегодняшний день с помощью администрации Шенкурского муниципального района получен список участников долевой собственности, который подлежит обработке. Список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации и на официальном сайте администрации Шенкурского муниципального района не публиковался, общее собрание участников долевой собственности не проводилось, в связи с тем, что информацией о таких участниках администрация не обладает в полной мере. Работы по выявлению наследников на земельные доли не проводились (л.д. 27).
При таких обстоятельствах, учитывая, что имеют место быть нарушения требований законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения, выразившиеся в отступлениях административного ответчика от реализации полномочий, направленных на выявление невостребованных земельных долей и последующего совершения установленных законом действий, суд находит административные исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Определяя срок, в течение которого административным ответчиком должны быть устранены допущенные нарушения Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, суд полагает, что годичный срок является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений. Ходатайств об определении иного срока исполнения решения суда или о необоснованности заявленного прокурором в иске срока исполнения, административный ответчик суду не представил.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Верхопаденьгское» Шенкурского района Архангельской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к опубликованию списка невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещению на официальном сайте администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области в сети «Интернет», выявлению наследников данных земельных долей, проведению общего собрания участников долевой собственности, а также обращению в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Верхопаденьгское» Шенкурского района Архангельской области, выразившееся в непринятии мер к опубликованию списка невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещению на официальном сайте администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области в сети «Интернет», выявлению наследников данных земельных долей, проведению общего собрания участников долевой собственности, а также обращению в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли.
Обязать администрацию муниципального образования «Верхопаденьгское» Шенкурского района Архангельской области принять меры к опубликованию списка невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещению на официальном сайте администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области в сети «Интернет», выявлению наследников данных земельных долей, проведению общего собрания участников долевой собственности, а также обращению в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца с момента изготовления судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд Архангельской области.
Судья С.В. Якивчук
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.