ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3240/13-2018Г от 29.06.2018 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

№ 2а-3240/13-2018 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июня 2018 года г. Курск

Ленинский районный суд г. Курска в составе:

председательствующего - судьи: Авериновой А.Д.,

при секретаре: Коршунове А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к прокурору Курской области Цуканову А.Н., прокуратуре Курской области об оспаривании действий,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в Ленинский районный суд г. Курска с вышеназванным административным исковым заявлением (поименованным исковым заявлением) к прокурору Курской области Цуканову А.Н. При этом указав, что, несмотря на наличие оснований, предусмотренных п. 33 Приказа Генерального прокурора, прокурор Курской области Цуканов А.Н. не принял его на личном приеме. Просит признать незаконным действия прокурора области Цуканова А.Н. по непринятию его на личном приеме ДД.ММ.ГГГГ и обязать устранить допущенные нарушения, а именно записать его на личный прием.

Определением от 13.06.2018 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена прокуратура Курской области.

В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным основаниям и просил их удовлетворить. При этом указав, что ДД.ММ.ГГГГ он сообщил ФИО7 о допущенных в отношении него грубых нарушениях, а именно то, что в течение 5 лет он не может добиться исполнения решения суда и в течение 6 лет не может добиться возбуждения уголовного дела по факту дачи ложных показаний. Какие-либо документы им ФИО7 предоставлены не были. Считает, что прокурором Курской области Цукановым А.Н. допущено незаконное действия (бездействие), выраженное в неосуществлении им его личного приема ДД.ММ.ГГГГ, а потому нарушены его права, гарантированные Конституцией РФ, а именно равенство всех перед законом. Также указал, что в течение длительного времени не может возбудить дело по факту дачи ложных показаний ФИО5, которая сообщала, что задержек по заработной плате не имеется. А также указал о наличии ответа ФИО2, данный ему ранее, в последствие был опровергнут заключением.

Административный ответчик – прокурор Курской области Цуканов А.Н. в судебное заседание не явился. О слушании дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела им заявлено не было.

В судебном заседании его представитель и представитель прокуратуры Курской области по доверенностям ФИО3 просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку требования административного истца являются необоснованными, в нарушении ст. 220 КАС РФ административным истцом не указано в чем выражается бездействие прокурора области, какие права административного истца нарушены. ФИО1 никаких документов за подписью должностных лиц прокуратуры Курской области, с которыми он не был бы согласен, дежурному прокурору предоставлено не было. Фактически ФИО1 обратился к дежурному прокурору с просьбой о необходимости его записи на личный прием без указания на то каких-либо оснований. Дежурным прокурором заявителю был разъяснен порядок осуществления приема граждан лично прокурором области, о чем в книге приема посетителей сделана соответствующая запись, что соответствует положениям п.п. 7.8 и 7.11 Инструкции № 45, п. 26 Приказа № 37. Указала, что дежурным прокурором был соблюден в полном объеме предусмотренный ведомственными актами порядок приема граждан. Считает, что требования ФИО1 являются безосновательными. Пояснила, что несогласие заявителя с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное должностными лицами УМВД, не может быть признано основанием для личного приема прокурором области. О грубых нарушениях прав ФИО1 при личном приеме дежурному прокурору не заявлялось.

Выслушав объяснения участников процесса, показания свидетеля, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 129 Конституции РФ полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

В силу ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Приказом Генпрокуратуры РФ от 30.01.2013 г. № 45 утверждена «Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», которая разработана в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иным федеральным законодательством.

Инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

Так, согласно п. 7.4 Инструкции в прокуратурах субъектов Российской Федерации и нижестоящих прокуратурах прием граждан проводится в течение всего рабочего дня сотрудником, отвечающим за организацию работы с обращениями граждан, а также руководителями органов прокуратуры и по их поручению другими работниками согласно графику, который должен быть вывешен в доступном для граждан месте.

Пунктом 7.8 Инструкции регламентировано, что ответ на обращение, принятое на личном приеме, дается в соответствии с требованиями раздела 6 настоящей Инструкции. Содержание устного обращения заносится в компьютерную базу данных либо в книгу регистрации приема посетителей согласно приложению. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается соответствующая запись. В необходимых случаях гражданам даются устные разъяснения действующего законодательства, а также разъяснение, куда и в каком порядке им следует обращаться. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В соответствии с п. 7.11 Инструкции учет обращений и граждан, обратившихся на прием, ведется в компьютерной базе данных либо в книге регистрации приема посетителей согласно приложению.

Организация приема граждан в прокуратуре Курской области регламентирована приказом прокурора Курской области № 37 от 10.05.2017 года «О порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Курской области.

В соответствии с п. 24 указанного Приказа в аппарате прокуратуры области прием граждан, должностных и иных лиц организуется организационно-контрольным отделом, который составляет график приема, утвержденного прокурором области.

График приема граждан дежурного прокурора установлен пунктом 25 Приказа.

Согласно п. 26 Приказа дежурный прокурор в случае обращения гражданина на личный прием к прокурору области информирует об этом прокурора организационно-контрольного отдела, который определяет наличие или отсутствие оснований для приема граждан прокурором области, при отсутствии оснований для личного приема прокурором области, прокурор организационно-контрольного отдела дает заявителю соответствующее устное разъяснение.

В соответствии п. 27 указанного Приказа прокурор области ведет прием граждан каждую среду с 09 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. и с 13 час. 45 мин. до 18 час. 00 мин.

В силу положений п. 33 Приказа прием прокурором области осуществляется по жалобам, ответы на которые ранее давались заместителями прокурора области, руководителями подразделений аппарата прокуратуры области, старшими помощниками прокурора области, а также по обращениям, содержащим сведения о наиболее грубых нарушениях закона, права и свобод человека и гражданина. Прием может быть организован и по иным вопросам, требующим непосредственного вмешательства прокурора области в порядке, предусмотренном Инструкцией, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013г. № 45.

Судом установлено и не отрицалось сторонами в судебном заседании, что ДД.ММ.ГГГГ прием в прокуратуре Курской области осуществлял дежурный прокурор области - старший прокурор отдела по надзору за следствием управления по надзору уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Курской области ФИО7, а также личный прием осуществлял и прокурор области Цуканов А.Н.

ФИО1 обратился на прием к дежурному прокурору прокуратуры Курской области по вопросу записи его на прием к прокурору Курской области о чем была сделана запись в книге регистрации приема посетителей прокуратуры Курской области за , что подтверждено книгой регистрации приема посетителей прокуратуры Курской области.

Довод ФИО1 о том, что имелись все основания для принятия его на личном приеме прокурором области является несостоятельным, поскольку не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Так, опрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО7 показа, что осуществляя прием граждан ДД.ММ.ГГГГ Ему на прием пришел ФИО1, который пояснил о том, что он хочет на личный прием к прокурору области. Ему им был разъяснен порядок личного приема граждан прокурором области. Какие-либо документы при приеме ФИО1 не предоставлял, о чем им была сделана соответствующая запись в книге регистрации. Оснований для личного приема, предусмотренного п. 33 Инструкции № 37 от 10.05.2017 года, ФИО1 не заявлял.

Данные показания свидетеля последовательны, непротиворечивы и подтверждены соответствующими письменными доказательствами, а именно книгой регистрации приема посетителей.

Ссылки ФИО1 о том, что им при приеме ФИО7 было сообщено о том, что в отношении него допущены грубые нарушения, в том числе в течение 5 лет он не может добиться исполнения решения суда, а в течение 6 лет не может добиться возбуждения уголовного дела по даче ложных показаний, ничем достоверно не подтверждены административным истцом в силу ст. 62 КАС РФ в ходе рассмотрения дела.

Как усматривается же из предоставленной книги регистрации приема посетителей, ФИО1 никаких документов, в которых обжалуется решение должностных лиц прокуратуры области не предоставлено, в связи с чем, довод ФИО1 о том, что он указывал на незаконный ответ ФИО4 при приеме ДД.ММ.ГГГГ является голословным. Данный ответ ФИО2 и заключение, на которое ссылался административный истец в ходе рассмотрения дела, также как и доказательства отказа в возбуждении уголовных дел за дачу ложных показаний в отношении ФИО6 не были предоставлены последним в судебное заседание.

Таким образом, судом в ходе рассмотрения дела не установлено, что у ФИО1 имелись ДД.ММ.ГГГГ основания, предусмотренные ст. 33 Инструкции № 37 от 10.05.2017 года, для личного приема прокурором Курской области Цукановым А.Н.

В соответствии с частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;2) соблюдены ли сроки обращения в суд;3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя. То есть закон устанавливает императивность наличия совокупности одновременно двух условий.

Административным истцом не предоставлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав (при наличии предусмотренных законом оснований ФИО1 не лишен права и возможности вновь обратиться в прокуратуру Курской области по вопросу записи его на личный прием к прокурору области), оснований для записи ФИО1 на личный прием к прокурору Курской области ДД.ММ.ГГГГ не имелось, в связи с чем, суд приходит к выводу, что оснований так для удовлетворения требований как о признании незаконными действий прокурора области Цуканова А.Н. по непринятию его на личном приеме ДД.ММ.ГГГГ, так и обязании устранить допущенные нарушения, а именно записать его на личный прием, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к прокурору Курской области Цуканову А.Н., прокуратуре Курской области о признании незаконными действий прокурора области Цуканова А.Н. по непринятию его на личном приеме ДД.ММ.ГГГГ и обязании устранить допущенные нарушения, а именно записать его на личный прием, отказать.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г.Курска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: