Дело № 2а-3241/18 Великий Новгород
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июля 2018 года
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Арзумановой Т.А.,
при секретаре Сабуровой Е.О.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новгородского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» к Новгородской областной Думе о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Новгородское региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» (далее – НРОПП «РОДП «ЯБЛОКО») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Новгородской областной Думе (далее - областная Дума) о признании решения незаконным, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ председатель НРОПП «РОДП «ЯБЛОКО» ФИО1 обратилась к председателю областной Думы с просьбой предоставить возможность выступить на очередном заседании областной Думы ДД.ММ.ГГГГ с докладом о социально-экономическом положении Новгородской области. Данное право предусмотрено статьей 26.2 Федерального закона «О политических партиях». В своем ответе областная Дума сообщила о возможности принять участие в заседании ДД.ММ.ГГГГ, но не по заявленной административным истцом теме. При этом в нарушение части 3 статьи 51.2 Регламента материалы по повестке дня заседания областной Думой предоставлены не были. В связи с несоблюдением областной Думой норм Регламента, выразившимся в несвоевременном приглашении на заседание и в непредставлении материалов, НРОПП «РОДП «ЯБЛОКО» обратилось с просьбой перенести свое выступление на следующее заседание областной Думы ДД.ММ.ГГГГ. В своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ областная Дума сообщила, что обращение во вопросу выступления на заседании ДД.ММ.ГГГГ не может быть удовлетворено. ДД.ММ.ГГГГ НРОПП «РОДП «Яблоко» повторно обратилось в областную Думу с просьбой о предоставлении возможности выступить на заседании ДД.ММ.ГГГГ. Данное обращение было рассмотрено на заседании комиссии Новгородской областной Думы по Регламенту и депутатской этике 05 марта 2018 года, где единогласно принято решение об отказе в удовлетворении заявления ввиду того, что неучастие политической партии в заседании областной Думы не является основанием для проведения дополнительного заседания областной Думы с ее участием. НРОПП «РОДП «ЯБЛОКО» считает отказ незаконным, нарушающим права партии. На основании изложенного административный истец просит: признать решение комиссии по Регламенту и депутатской этике Новгородской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; обязать административного ответчика восстановить право административного истца на участие в пленарном заседании Новгородской областной Думы в соответствии с нормами статьи 26.2 Федерального закона от 11.07.2001 года №95-ФЗ «О политических партия» и статей 29 и 51.2 Регламента.
В ходе судебного разбирательства представитель административного истца ФИО1 (председатель НРОПП «РОДП «ЯБЛОКО»), уточнив требования, просила обязать административного ответчика обеспечить право административного истца на участие в пленарном заседании Новгородской областной Думы до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст.26.2 Федерального закона от 11.07.2001 года №95-ФЗ «О политических партия».
В судебном заседании представитель НРОПП «РОДП «ЯБЛОКО» ФИО1 поддержала административный иск по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель областной Думы ФИО2, сославшись на доводы, приведенные в письменных возражениях, административный иск НРОПП «РОДП «ЯБЛОКО» не признала, полагая решение комиссии по Регламенту и депутатской этике Новгородской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ законным.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.16 Устава Новгородской области законодательным (представительным) органом государственной власти Новгородской области является Новгородская областная Дума (далее - областная Дума) - постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти Новгородской области.
Заседания областной Думы являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными и областными законами, а также Регламентом областной Думы (ст.21 Устава Новгородской области).
В указанных заседаниях не менее 1 раза в год вправе участвовать политические партии, не представленные в Новгородской областной Думе. Такое право предусмотрено пунктом 2 статьи 26.2 Федерального закона от 11.07.2001 года №95-ФЗ «О политических партиях».
В судебном заседании из представленных сторонами документов и из объяснений представителей сторон установлено следующее.
Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» не относится к числу партий, представленных в Новгородской областной Думе, под которыми в статье 3 Федерального закона «О политических партиях» понимаются политические партии, список кандидатов которых допущен к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, или политические партии, спискам кандидатов которых передан депутатский мандат в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
ДД.ММ.ГГГГ председатель НРОПП «РОДП «ЯБЛОКО» ФИО1 обратилась к председателю областной Думы с просьбой предоставить ей возможность выступить на заседании областной Думы ДД.ММ.ГГГГ с докладом о социально-экономическом положении Новгородской области.
ДД.ММ.ГГГГ в ответе на данное обращение областная Дума сообщила о том, что председатель НРОПП «РОДП «ЯБЛОКО» ФИО1 вправе принять участие в заседании областной Думы ДД.ММ.ГГГГ и выступить только по тем вопросам, которые включены в повестку заседания.
ДД.ММ.ГГГГ председатель НРОПП «РОДП «ЯБЛОКО» ФИО1 обратилась в областную Думу с письменной просьбой предоставить возможность участвовать в заседании областной Думы ДД.ММ.ГГГГ и выступить по включенному в повестку заседания вопросу о ежегодном отчете Губернатора Новгородской области о результатах деятельности Правительства Новгородской области за ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ областной Думой дан ответ, в котором заявителю сообщено, что на момент рассмотрения заявления решение о проведении заседания ДД.ММ.ГГГГ областной Думой еще не принято.
Как видно из Постановления областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД, решение о проведении внеочередного заседания Новгородской областной Думы принято позже – ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ председатель НРОПП «РОДП «ЯБЛОКО» ФИО1 на заседание областной Думы не явилась, обратившись в тот же день ДД.ММ.ГГГГ к председателю областной Думы с повторной письменной просьбой предоставить ей возможность выступить на заседании ДД.ММ.ГГГГ по вопросу о ежегодном отчете Губернатора Новгородской области о результатах деятельности Правительства Новгородской области за ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что в предыдущем заявлении ФИО1 указывалось на нарушение областной Думой требований Регламента Новгородской областной Думы при рассмотрении ее заявлений, то вышеуказанное обращение было передано для рассмотрения в комиссию Новгородской областной Думы по Регламенту и депутатской этике, образованную для контроля за соблюдением норм Регламента Новгородской областной Думы постановлением Новгородской областной Думы от 23.05.2012 года №190-5 ОД.
ДД.ММ.ГГГГ обращение ФИО1 рассмотрено комиссией по Регламенту и депутатской этике областной Думы. По результатам рассмотрения членами комиссии единогласно принято решение об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 (протокол № заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, решение № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ заместитель председателя комиссии по Регламенту и депутатской этике областной Думы уведомил ФИО1 о принятом решении в письменном ответе, в котором указал на то, что ей было предоставлено право участвовать в заседании областной Думы ДД.ММ.ГГГГ и выступить по вопросу повестки дня. Таким правом она не воспользовалась. В соответствии со статьей 51.2 Регламента Новгородской областной Думы неучастие политической партии в заседании областной Думы не является основанием для проведения дополнительного заседания областной Думы с ее участием.
Как пояснила в судебном заседании представитель областной Думы, в случае неявки в соответствующее заседание областной Думы представитель политической партии утрачивает право участвовать в последующих заседаниях областной Думы в течение текущего календарного года.
Суд находит доводы представителя областной Думы несостоятельными, а решение комиссии по Регламенту и депутатской этике областной Думы незаконным исходя из следующего.
Пунктом 2 статьи 26.2 Федерального закона от 11.07.2001 года №95-ФЗ «О политических партиях» предусмотрено, что политические партии, не представленные в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не менее одного раза в год участвовать в пленарном заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Вопросы, рассматриваемые на таком пленарном заседании, порядок их рассмотрения, а также порядок участия в пленарном заседании указанных политических партий определяются законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 той же статьи 26.2 Федерального закона «О политических партиях» на пленарное заседание, указанное в пункте 2 настоящей статьи, приглашаются представители всех политических партий, не представленных в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, независимо от того, действуют ли на территории субъекта Российской Федерации региональные отделения таких политических партий. Неучастие политической партии в соответствующем пленарном заседании не является основанием для проведения дополнительного пленарного заседания с ее участием.
Вопросы, рассматриваемые на заседании областной Думы, порядок их рассмотрения, а также порядок участия в пленарном заседании политических партий определены в Регламенте Новгородской областной Думы, утвержденном постановлением Новгородской областной Думы от 30.08.2006 №1480-III ОД (далее – Регламент).
Статьей 51.2 Регламента определено, что политические партии, не представленные в областной Думе, независимо от того, действуют ли на территории Новгородской области региональные отделения таких политических партий (далее - политические партии), вправе один раз в год участвовать в заседании областной Думы. Неучастие политической партии в заседании областной Думы не является основанием для проведения дополнительного заседания областной Думы с ее участием (часть 1).
На основании Программы законопроектной работы областной Думы на текущий календарный год коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии (коллегиальный постоянно действующий руководящий орган регионального отделения политической партии, в случае если это предусмотрено уставом политической партии) не позднее 1 июня текущего года представляет в областную Думу решение об участии этой политической партии в соответствующем заседании областной Думы. Этим решением должен быть определен представитель политической партии, уполномоченный выступать от ее имени на данном заседании областной Думы (часть 2).
Содержащаяся в пункте 3 статьи 26.2 Федерального закона «О политических партиях» и в части 1 статьи 51.2 Регламента норма о том, что «неучастие политической партии в соответствующем пленарном заседании не является основанием для проведения дополнительного пленарного заседания с ее участием», истолкована административным ответчиком как ограничивающая право политической партии участвовать в любом из последующих заседаний Думы до конца текущего года.
Вместе с тем, из анализа приведенной нормы во взаимосвязи с другими положениями названных нормативно-правовых актов, а также из буквального смысла данной нормы следует, что она направлена на установление последствий для законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и, соответственно, для Новгородской областной Думы в случае неявки представителя политической партии для участия в соответствующем заседании. В указанном случае законодательный (представительный) орган и областная Дума, в частности, не обязаны провести такое заседание повторно (дополнительно) с целью участия в нем представителя политической партии.
Такого последствия как утрата политической партией права на участие в последующих заседаниях (очередных, внеочередных), проводимых до конца текущего года, данная норма не предусматривает, какие-либо последствия для самой политической партии не устанавливает.
Иное толкование приведенной нормы входит в противоречие с положениями пункта 2 статьи 26.2 Федерального закона «О политических партиях» о праве политической партии участвовать в заседаниях не менее одного раза, то есть более одного раза, и является ошибочным.
В связи с этим решение комиссии по Регламенту и депутатской этике областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления председателя НРОПП «РОДП «ЯБЛОКО» ФИО1 о ее участии во внеочередном заседании областной Думы ДД.ММ.ГГГГ, как основанное на неправильном толковании и применении положений части 2 статьи 51.2 Регламента, является незаконным, повлекшим нарушение права названной политической партии участвовать в заседании областной Думы ДД.ММ.ГГГГ.
В указанной части административный иск НРОПП «РОДП «ЯБЛОКО» суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Доводы представителя административного истца ФИО1 о других нарушениях, допущенных областной Думой (непредставление материалов по повестке дня заседания, приглашение на заседание менее чем за 14 дней и др.) и являющихся причиной ее неявки в заседание областной Думы ДД.ММ.ГГГГ, судом не принимаются во внимание как не относящиеся к предмету спора, учитывая, что причины неучастия политической партии в соответствующем заседании областной Думы правого значения для разрешения заявленных исковых требований не имеют.
В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Рассматривая исковое требование НРОПП «РОДП «ЯБЛОКО» об обязании областной Думы обеспечить право НРОПП «РОДП «ЯБЛОКО» на участие в пленарном заседании областной Думы до ДД.ММ.ГГГГ как способ восстановления нарушенного права, суд находит его не подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
По сути, исковое требование сводится к обязанию областной Думы предоставить НРОПП «РОДП «ЯБЛОКО» право участвовать в одном из предстоящих заседаний текущего года.
Между тем, в соответствии с частью 2 статьи 51.2 Регламента, устанавливающей порядок участия политических партий в заседании областной Думы, решение об участии политической партии в соответствующем заседании должно быть представлено в областную Думу не позднее 01 июня.
По смыслу приведенного положения, участие политической партии в соответствующем заседании областной Думы носит заявительный (уведомительный) характер. При этом об участии в конкретном заседании и о своем представителе политическая партия вправе заявить (уведомить) в областную Думу только до 01 июня текущего года.
Как указано выше, в срок до ДД.ММ.ГГГГ НРОПП «РОДП «ЯБЛОКО» заявила о своем участии только в заседаниях ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Заявление (уведомление) об участии в каком-либо из последующих заседаний, предусмотренных Программой законопроектной работы областной Думы на текущий календарный год, и в частности, в запланированных к проведению после ДД.ММ.ГГГГ (день рассмотрения дела), НРОПП «РОДП «ЯБЛОКО» в областную Думу не подавало.
При таком положении избранный административным истцом способ восстановления нарушенного права путем обязания областной Думы предоставить НРОПП «РОДП «ЯБЛОКО» право участвовать в одном из заседаний текущего года при отсутствии заявления (уведомления) НРОПП «РОДП «ЯБЛОКО» об участии в конкретном заседании будущего периода противоречит установленному Регламентом порядку реализации политической партией права на участие в заседании областной Думы.
По изложенным мотивам в удовлетворении этого требования НРОПП «РОДП «ЯБЛОКО» надлежит отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В связи с удовлетворением искового требования НРОПП «РОДП «ЯБЛОКО» об оспаривании решения, учитывая, что органы государственной власти – ответчики в случае удовлетворения административного иска не освобождены от обязанности по возмещению истцу судебных расходов, то суд присуждает областную Думу возместить НРОПП «РОДП «ЯБЛОКО» расходы по уплате госпошлины в сумме 2 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Новгородского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» удовлетворить частично.
Признать незаконным решение комиссии по регламенту и депутатской этике Новгородской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления председателя Новгородского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» от ДД.ММ.ГГГГ об участия в заседании Новгородской областной Думы ДД.ММ.ГГГГ
В удовлетворении административного иска в части требования об обязании обеспечить право на участие в заседании Новгородской областной Думы отказать.
Взыскать с Новгородской областной Думы в пользу Новгородского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.А.Арзуманова
Решение в окончательной форме принято 12 июля 2018 года.