ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3244/20 от 13.08.2020 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 августа 2020 года г. Краснодар

Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Устинова О.О.,

при секретаре Свиридовой Д.А.

с участием представителя административного истца по доверенности ФИО4, представителя административного ответчика по доверенности ФИО5, представителя заинтересованного лица по доверенности ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к администрации Западного внутригородского округа г. Краснодара об обжаловании решений и действий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Западного внутригородского округа г. Краснодара об обжаловании решений и действий.

В обоснование требований административного иска указано, что ФИО2 является собственником 1/2 доли земельного участка с кадастровым номером 23:43:0202007:43 площадью 590 кв.м., расположенного по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, <адрес>.

Согласно выписке ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ сособственником отмеченного земельного участка является ФИО7

На указанном земельном участке расположено принадлежащее ФИО2 жилое помещение с кадастровым номером 23:43:0202007 площадью 29,7 кв.м., пом. лит. «А», пом. , лит. «а»).

В связи с планируемой реконструкции обозначенного помещения ФИО2ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Западного внутригородского округа г. Краснодара с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

По результатам рассмотрения заявления ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком отказано ФИО2 в предоставлении муниципальной услуги по надлежащему рассмотрению уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

Основанием для отказа явилось не предоставление согласия на реконструкцию от иных участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0202007:43.

Аналогичные отказы со стороны администрации Западного внутригородского округа г. Краснодара имели место по результатам рассмотрения уведомлений административного истца ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО2 полагает, что предоставленные административному ответчику документы соответствуют нормам действующего законодательства РФ и имеются все основания для предоставления запрашиваемой муниципальной услуги по надлежащему рассмотрению уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, исходя из чего, решения администрации Западного внутригородского округа г. Краснодара о возврате уведомлений о планируемом строительстве считает незаконными, ущемляющими ее права и законные интересы, что послужило поводом для обращения в суд с данным административным исковым заявлением.

С учетом изложенного, ФИО2 просит суд признать незаконным отказ администрации Западного внутригородского округа г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении муниципальной услуги по рассмотрению уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. Обязать администрацию Западного внутригородского округа г. Краснодара рассмотреть уведомление ФИО2 о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. Обязать администрацию Западного внутригородского округа г. Краснодара выдать разрешение на реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства согласно уведомлению административного истца от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения административного дела уведомлена надлежащим образом.

Представитель административного истца по доверенности ФИО4 требования административного иска поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО5 против удовлетворения административного иска возражал, просил отказать.

Представитель заинтересованного лица ФИО7 по доверенности ФИО6 в административном иске просила отказать.

Выслушав мнения явившихся участников, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);

2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;

4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);

5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);

6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;

7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;

8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;

9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.

К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;

3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;

4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пункте 1 части 3 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 1 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления о планируемом строительстве, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно. По межведомственным запросам органов, указанных в абзаце первом части 1 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пункте 1 части 3 настоящей статьи, предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.

Застройщик вправе осуществить строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения в соответствии с типовым архитектурным решением объекта капитального строительства, утвержденным в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" для данного исторического поселения. В этом случае в уведомлении о планируемом строительстве указывается на такое типовое архитектурное решение. Приложение описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома к уведомлению о планируемом строительстве не требуется.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Из материалов административного дела следует, что ФИО2 является собственником 1/2 доли земельного участка с кадастровым номером 23:43:0202007:43 площадью 590 кв.м., расположенного по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, <адрес>.

Согласно выписке ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ сособственником отмеченного земельного участка является также ФИО7

На указанном земельном участке расположено принадлежащее ФИО2 жилое помещение с кадастровым номером 23:43:0202007 площадью 29,7 кв.м., пом. лит. «А», пом. , лит. «а»).

В связи с планируемой реконструкции обозначенного жилого помещения ФИО2ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Западного внутригородского округа г. Краснодара с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с ч.1 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), должно содержать, в том числе сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома) и планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка.

В представленном ФИО2 уведомлении отсутствовал вид разрешенного использования земельного участка в п.3.3.3 и в п.4 – 2.5, схематичное изображение планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке указаны неверно.

Согласно ч.6 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ в случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, или документов, предусмотренных пунктами 2 - 4 части 3 настоящей статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве возвращает застройщику данное уведомление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление о планируемом строительстве считается ненаправленным.

С учетом выявленных недостатков административный ответчик ДД.ММ.ГГГГ возвратил ФИО2 уведомление о планируемом строительстве с приложенными к нему документами.

При этом административному истцу разъяснено, что отказ в предоставлении муниципальной услуги не препятствует повторному обращению после устранения причин, послуживших основанием для отказа.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 повторно обратилась в администрацию Западного внутригородского округа г. Краснодара с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

Между тем, в ходе рассмотрения повторно представленного ФИО2 уведомления, установлено, что сведения об отступах от границ земельного участка в п.3.3.3 и в п.4 – схематичное изображение планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке указаны неверно (отсутствует расстояние от реконструируемого жилого дома до границ земельного участка по <адрес>), в п.2.4. отсутствует сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок.

В соответствии с ч.1 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), должно содержать, в том числе сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);

С учетом указанных недостатков административный ответчик ДД.ММ.ГГГГ возвратил ФИО2 уведомление о планируемом строительстве с приложенными к нему документами.

При этом административному истцу разъяснено, что отказ в предоставлении муниципальной услуги не препятствует повторному обращению после устранения причин, послуживших основанием для отказа.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 вновь обратилась в администрацию Западного внутригородского округа г. Краснодара с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

Однако, в ходе проверки представленного уведомления установлено, что в п.3.3.3 и в п.4 отсутствуют сведения от границ земельного участка по <адрес> и <адрес> до границ реконструируемого жилого дома.

В соответствии с ч.1 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), должно содержать, в том числе сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;

Исходя из выявленных недостатков, административный ответчик ДД.ММ.ГГГГ возвратил ФИО2 уведомление о планируемом строительстве с приложенными к нему документами.

При этом административному истцу разъяснено, что отказ в предоставлении муниципальной услуги не препятствует повторному обращению после устранения причин, послуживших основанием для отказа.

Аналогичный отказ со стороны администрации Западного внутригородского округа г. Краснодара имел место по результатам рассмотрения уведомления административного истца от ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку в представленном уведомлении не было обозначено согласие иных участников долевой собственности земельного участка с кадастровым номером 23:43:0202007:43, то есть ФИО7, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик возвратил ФИО2 уведомление о планируемом строительстве с приложенными к нему документами.

При данных обстоятельствах с учетом выявленных недостатков у административного ответчика, по мнению суда не имелось законных оснований для выдачи разрешения на строительство ФИО2

Исходя из чего, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые административным истцом действия совершены в рамках действующего градостроительного законодательства и не нарушают его прав и законных интересов.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том, числе, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Оценив собранные по делу доказательства и проанализировав доводы административного иска с учетом вышеприведенных требований градостроительного законодательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 к администрации Западного внутригородского округа г. Краснодар об обжаловании решений и действий – оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца.

Решение в окончательной форме изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: