ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3244/2016 от 06.05.2016 Дзержинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-3244/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 мая 2016 года Дзержинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Новоселовой Д.В.

при секретаре Пьянковой Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Муктасимовой И. С. о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя ОФССП по Дзержинскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю ...

УСТАНОВИЛ:

Муктасимова И.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми ... о признании незаконным бездействия судебного пристава исполнителя ОСП по Дзержинскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю по не направлению в адрес взыскателя мотивированного постановления на заявление ... Свои требования мотивирует тем, что является взыскателем по исполнительному производству ... должником является Курчитов А.И., исполнительное производство возбуждено Дата СПИ ... вынесено постановление ... о частичном удовлетворении ее заявления, в котором указано, что заявитель просит осуществить выход в адрес должника с целью составления акта описи и ареста имущества, а так же ограничить выезд должника за пределы РФ. Однако в своем заявлении от Дата она просила не только о выходе в адрес должника и ограничении на выезд за пределы Российской Федерации, а об объединении исполнительных производств в сводное, просила сделать запрос ... о наличии у должника недвижимости на их территории, так ... не говоря уже о других исполнительных мероприятиях, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве». В связи с изложенным считает вынесенное постановление незаконным и необоснованным, т.е. ответчик не обосновал и не указал причину по которой не удовлетворил ее требования в полном объеме. В данном случае усматривается бездействие ответчика по несоблюдению ФЗ «Об исполнительном производстве», что привело к нарушению ее прав. Просит обязать ... устранить нарушение ее прав путем направления ей надлежащего, законного и обоснованного ответа на ее обращение ...

В судебное заседание административный истец не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми ... с исковыми требованиями не согласна, пояснила, что Дата ей вынесено постановление о внесении изменений в ранее вынесенное постановление ... требования заявителя удовлетворены.

ОФССП по Дзержинскому району г.Перми, УФССП России по Пермскому краю, извещены надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направили.

Курчитов А.И. в судебное заседание не явился, извещался судом по известному месту жительства.

Исследовав материалы дела, материалы исполнительных производств суд приходит к следующему.

На основании ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст. 64.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.

Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.

Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Системное толкование приведенных положений закона позволяет сделать вывод о том, что действующим законодательством об исполнительном производстве предусмотрено безусловное рассмотрение поступивших ходатайств от лиц, участвующих в исполнительном производстве вне зависимости от предполагаемого по ним решения.

В судебном заседании установлено, что Отделом судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми возбуждено исполнительное производство ... в отношении должника Курчитова А.И. о взыскании в пользу Муктасимовой И.С. денежных средств.

Дата Муктасимова И.С. направила в Отдел судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми заявление с просьбой об объединении исполнительных производств в отношении должника Курчитова А.И. в сводное исполнительное производства, сделать запрос в регистрирующие органы ... иные регистрирующие органы, допросить ... ограничить выезд должника за пределы РФ.

Указанное заявление получено ОСП по Дзержинскому району ...

СПИ ... вынесено постановление об удовлетворении ходатайства: осуществить выход по месту жительства должника, ограничить выезд за пределы Российской Федерации, в отношении оставшейся части ходатайства решение не принято.

СПИ ... представлены материалы исполнительного производства ... в отношении должника Курчитова А.И. из которого следует, что Дата ей вынесено постановление от Дата о внесении изменений в ранее вынесенное постановление ... согласно которому удовлетворены требования Муктасимовой ... И.С. о направлении запросов в регистрирующие органы согласно списку, указанному в заявлении Муктасимовой И.С. и направлено в адрес заявителя. Так же вынесено постановление ... об объединении исполнительных производств в отношении должника Курчитова А.И. ...

В соответствии в положениями ст. 65 ч. 10 ФЗ «Об исполнительном производстве» при производстве розыска судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, а также проводить следующие исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам. Порядок организации проведения исполнительно-разыскных действий определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции. Тактика проведения исполнительно-разыскных действий определяется главным судебным приставом Российской Федерации.

В случаях, установленных ст. 65 указанного ФЗ, судебный пристав-исполнитель в ходе исполнительного производства объявляет исполнительный розыск должника, его имущества или исполнительный розыск ребенка при условии, что совершенные им иные исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не позволили установить местонахождение должника, его имущества или местонахождение ребенка.

В соответствии с п.2 ч.5 ст. 65 по исполнительным документам, содержащим другие требования, судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя вправе объявить розыск:

должника по исполнительным документам имущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника и сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает ...

Исходя из толкования указанных норм права, опрос граждан возможен только в рамках разыскных мероприятий, является правом, а не обязанностью судебного пристава исполнителя, осуществляющего розыск должника, объявление должника в розыск так же является правом судебного пристава исполнителя и осуществляется только на основании заявления взыскателя.

Учитывая, что в материалах исполнительного производства отсутствуют сведения об обращении взыскателя с заявлением о розыске должника, постановление об объявлении должника в розыск - у судебного пристава-исполнителя отсутствует обязанность опроса ... принимая так же во внимание отсутствие сведений о том, что она является сожительницей должника и матерью его дочери.

В соответствии со ст. 2 ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно положениям указанного закона судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. При этом из смысла того же закона следует, что судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет какие исполнительные действия и меры принудительного исполнения и в каком объеме необходимо применить в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела.

Бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение каких-либо действий, прямо предусмотренных законом.

В соответствии с ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с положениями ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Системное толкование процессуального закона с учетом использованных в нем оборотов и юридической техники, позволяет сделать вывод, что основанием для признания бездействия незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.

При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

Приведенные выводы соотносятся с положением статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Системное толкование приведенных положений закона позволяет сделать вывод, что в случае, когда на момент рассмотрения административного иска права административного истца восстановлены в полном объеме, с учетом разумного и фактически возможного их восстановления в сфере административных и иных публичных правоотношений, не имеется оснований для удовлетворения требований административного иска.

Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом.

При этом суд принимает во внимание, что решение об удовлетворении требований в условиях фактического восстановления прав лишено юридического смысла и последствий.

Поскольку на момент рассмотрения исковых требований права нарушение прав истца отсутствует, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. 175-177 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Отказать Муктасимовой И. С. в удовлетворении исковых требований о признании незаконным постановления судебного пристава исполнителя ...... о частичном удовлетворении ходатайства, обязании направить надлежащий, законный ответ на обращение ...

Решение в окончательной форме в срок 1 месяц может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

...

...

Судья Д.В. Новоселова