ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3245/20 от 01.06.2020 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

01 июня 2020 года г.Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Месяца О.К.,

при секретаре Карамакановой Е.Ю.,

с участием представителя административного истца Даминова Д.Д., представителя административного ответчика Урясовой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Оренбургской областной общественной организации «Комитет по защите прав потребителей» к Администрации г.Оренбурга о признании действий незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

Оренбургская областная общественная организация «Комитет по защите прав потребителей»обратилась в суд с вышеуказанным административным иском указав, что 30.08.2018 г. организация обратилась в орган местного самоуправления - Администрацию г.Оренбурга с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование нежилого помещения на территории г. Оренбурга площадью до 70 кв.м. На указанное заявление был дан ответ об отсутствии в собственности муниципального образования недвижимого имущества на территории г.Оренбурга.

01.07.2019 года от Администрации города был получен запрос о наличии потребности в предоставлении помещения.

05.07.2019 г. в адрес Администрации был направлен ответ о наличии такой потребности и 01.08.2019 г. по просьбе административного ответчика направлено повторное заявление о предоставлении помещения.

В период с августа по ноябрь 2019 года было осмотрено три предложенных варианта помещений и согласовано нежилое помещение по адресу: ...

По требованию Комитета по управлению имуществом Администрации г. Оренбурга были представлены все необходимые учредительные документы.

27.12.2019 г. организацией получен ответ, из которого следует, что проект решения Оренбургского городского Совета «О передаче в безвозмездное пользование муниципального нежилого помещения по адресу: ... был отозван Администрацией г. Оренбурга и Комитет по управлению имуществом г.Оренбурга не может предоставить указанное помещение Организации в безвозмездное пользование.

Учитывая, что Администрация г. Оренбурга располагает несколькими свободными нежилыми помещениями на территории муниципального образования Комитет по управлению имуществом г.Оренбурга согласовал предоставление помещения организации, направил соответствующий проект решения в представительный орган, препятствия к предоставлению такого помещения отсутствовали, действия административного ответчика по отзыву проекта решения Оренбургского городского Совета являются незаконными.

Просит суд признать незаконными действия Администрации г.Оренбурга по отзыву проекта решения Оренбургского городского Совета «О передаче в безвозмездное пользование муниципального нежилого помещения по адресу: .../71».

Возложить обязанность на Администрацию г. Оренбурга направить для рассмотрения в Оренбургский городской Совет проект решения о передаче в безвозмездное пользование Оренбургской областной общественной организации «Комитет по защите прав потребителей» муниципального нежилого помещения по адресу: ...

В судебном заседании представитель административного истца, действующий на основании доверенности Даминов Д.Д. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика, действующая на основании доверенности Урясова Т.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Заслушав доводы представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положений п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с требованиями ч.9 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что 30.08.2018 года Оренбургская областная общественная организация «Комитет по защите прав потребителей обратилась в орган местного самоуправления Администрацию г. Оренбурга с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование нежилого помещения на территории г. Оренбурга площадью до 70 кв.м.

01.07.2019 года от Администрации города был получен запрос о наличии потребности в предоставлении помещения.

05.07.2019 г. в адрес Администрации был направлен ответ о наличии такой потребности и 01.08.2019 г. по просьбе административного ответчика направлено повторное заявление о предоставлении помещения.

Уведомлением Комитета по управлению имуществом города Оренбурга от 13.12.2019 года № ... сообщено, что в соответствии с п.6 выписки из протокола заседания постоянного депутатского комитета по муниципальному хозяйству от 11.12.2019 года № ... Администрацией города Оренбурга отозван проект решения Оренбургского городского совета «О передаче в безвозмездное пользование муниципального нежилого помещения по адресу: Оренбургская область, ... В связи с данным фактом Комитет по управлению имуществом города Оренбурга не может предоставить в безвозмездное пользование муниципальное нежилое помещение ...

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Вопросы местного значения это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Частью 1 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления определено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Статья 17 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" устанавливает перечень видов государственной поддержки общественных объединений. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках выполнения различных государственных программ у неограниченного круга общественных объединений в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Между тем, меры государственной поддержки не означают обязанность органов государственной власти и (или) местного самоуправления предоставлять общественным объединениям нежилые помещения в безвозмездное пользование.

Законом Оренбургской области от 06.05.2014 г. № 2263/649-V-03 «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Оренбургской области» предусмотрено формирование и ведение Министерством социального развития Оренбургской области государственных реестров социально ориентированных некоммерческих организаций.

Включение в реестр поставщиков социальных услуг Оренбургской области осуществляется на добровольной основе. Порядок формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг утвержден Приказом министерства социального развития Оренбургской области от 10.02.2020 № 70.

Оренбургская областная общественная организация «Комитет по защите прав потребителей» в данный реестр не включена.

В соответствии с пунктом 12.3 решения Оренбургского городского Совета от 12.03.2013 № 599 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «город Оренбург» объекты муниципальной собственности, включенные в состав казны муниципального образования «город Оренбург», могут быть переданы в безвозмездное пользование:

1. по решению администрации города государственным органам, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям;

2. в иных случаях по решению Оренбургского городского Совета.

Пункт 12.4. - не допускается передача объектов муниципальной собственности в безвозмездное пользование коммерческим организациям, а также некоммерческим организациям для осуществления коммерческой деятельности, за исключением случаев, установленных действующим законодательством.

В соответствии с Постановлением администрации города Оренбурга от 31.10.2012 № 2803-п «Об утверждении Административных регламентов предоставления муниципальных услуг Комитетом по управлению имуществом города Оренбурга» органом, предоставляющим муниципальную услугу по «Заключению договоров аренды, договоров безвозмездного пользования муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения торгов» является Комитет по управлению имуществом города Оренбурга.

Действия Комитета по предоставлению муниципальной услуги регламентированы указанным Административным регламентом.

В целях реализации права заявителя на получение в безвозмездное пользование муниципального имущества Комитет подготовил проект решения Оренбургского городского Совета «О передаче в безвозмездное пользование муниципального нежилого помещения по адресу: ... и передал на рассмотрение в Оренбургский городской Совет.

Данный проект был рассмотрен на заседании постоянного депутатского комитета по муниципальному хозяйству 11.12.2019 года. Так как в соответствии со ст. 6 Положения о постоянных депутатских комитетах Оренбургского городского Совета, утвержденного решением Оренбургского городского Совета № 17 от 20.10.2010 решения Совета принимаются после предварительного обсуждения их проектов на комитете, к ведению которого относятся вопросы, составляющие основу предлагаемого проекта решения. По результатам рассмотрения подготовлена Выписка из протокола заседания постоянного депутатского комитета по муниципальному хозяйству от 11.12.2019 № 56 «Вопрос 6. По вопросу «О передаче в безвозмездное пользование муниципального нежилого помещения по адресу: ... решили рекомендовать Администрации города Оренбурга отозвать проект решения Совета «О передаче в безвозмездное пользование муниципального нежилого помещения по адресу: ...

Во исполнение данной резолюции письмом № ... от 16.12.2019 года первый заместитель Главы города Оренбурга отозвал указанный проект.

В связи с тем, что с момента подачи заявления на передачу в безвозмездное пользование органами местного самоуправления осуществлялись все необходимые действия, связанные с рассмотрением заявления истца, что обеспечение государственной поддержки общественных объединений не означает, безусловную обязанность органов государственной власти и (или) местного самоуправления предоставлять таким организациям нежилые помещения в безвозмездное пользование, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Оренбургской областной общественной организации «Комитет по защите прав потребителей» в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления Оренбургской областной общественной организации «Комитет по защите прав потребителей» к Администрации г.Оренбурга о признании действий незаконным, возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: подпись ФИО1

Мотивированное решение по делу составлено 08 июля 2020 года

Судья: подпись ФИО1