ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3246/2021 от 06.05.2022 Куйбышевского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

УИД <номер>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 мая 2022 года г. Иркутск

Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Шопик М.С.,

при секретаре Хахановой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <номер> по административному исковому заявлению <ФИО>2 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Иркутской области о признании действий и бездействие незаконными,

установил:

<ФИО>2 обратилась в суд с административным иском, уточненным в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Иркутской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 16 по Иркутской области), указав в его обоснование, что имеет в собственности комплекс недвижимого нежилого имущества, состоящего из земельного участка и шести нежилых зданий по адресу: <адрес>. Все четыре принадлежащих ей здания на момент приобретения находились и находятся в аварийном полуразрушенном состоянии непригодном для эксплуатации. Все здания она приобрела по рыночной стоимости, установленной в ходе конкурсного производства на основании отчета независимого оценщика по цене: административное здание с кадастровым номером <номер> за 752 057 руб., здание с кадастровым номером <номер> за 12 751 799 руб., склад с кадастровым номером <номер> за 4 834 125 руб., склад с кадастровым номером <номер> за 4 772 230 руб. В конце 2020 года от Межрайонной ИФНС России № 16 по Иркутской области ею было получено налоговое уведомление <номер> от <дата>, в котором на указанные выше четыре объекта недвижимости исчислен налог исходя из их инвентаризационной стоимости, размер которой почти в 10 раз больше, чем рыночная стоимость этих объектов, по которой они были приобретены. Полагает размер исчисленного налога незаконным, а также считает, что при расчете инвентарной стоимости не были применены (или были применены неверно) понижающие коэффициенты, отражающие реальный процент износа зданий, а также то, что они продавались в ходе конкурсного производства – брошенными, что привело к полному разграблению зданий и разрушению всех коммуникаций, а далее к невозможности их использования по целевому назначению и аварийному состоянию, требующему сноса этих зданий. Как следует из сведений БТИ г. Иркутска, указана налоговая база на объекты: здание, кадастровый <номер> – 41 272 978 руб., склад, кадастровый <номер> – 10 541 019 руб. Ответчик, признавая, что размер налоговой базы в налоговых уведомлениях установлен неправильно, не осуществил перерасчет и не предъявил ко взысканию налоговые уведомления по указанным объектам, содержащие действительную налоговую базу.

В связи с чем <ФИО>2 просит суд признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 16 по Иркутской области по исчислению налога на недвижимость исходя из недостоверной и существенно завышенной налоговой базы за 2019 год на недвижимость, расположенную по адресу: <адрес>, в размере: здание, кадастровый <номер> – 67 209 305 руб., склад, кадастровый <номер> – 17 165 093 руб.; признать незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России № 16 по Иркутской области по перерасчету налога на недвижимость исходя из действующей в 2019 году налоговой базы на недвижимость, расположенную по адресу: <адрес>, в размере: здание, кадастровый <номер> – 41 272 978 руб., склад, кадастровый <номер> – 10 541 019 руб.

Административный истец <ФИО>2 в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания не явилась, просила суд о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Административный ответчик Межрайонная ИФНС России № 16 по Иркутской области в судебное заседание своего представителя не направила, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, причины неявки суду неизвестны. Представителем Межрайонной ИФНС России № 16 по Иркутской области представлены возражения, в которых указано, что <ФИО>2 в адрес налогового органа направлено заявление о перерасчете суммы налога на имущество физических лиц, подлежащей уплате за 2020 год, поскольку при расчете инвентарной стоимости не были применены (или применены неверно) понижающие коэффициенты, отражающие реальный процент износа зданий. На указанное обращение дан ответ, в котором подробно расписан порядок расчета налога на имущество. В адрес <ФИО>2 инспекцией направлено налоговое уведомление <номер> от <дата>, в котором налоговым органом произведен перерасчет суммы налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Так, сумма налога, подлежащая уплате исходя из кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером <номер>, составляет 277 206 руб. Расчет налога на имущество физических лиц: кадастровая стоимость (60 481 204) в руб. * доля в праве (1) * налоговая ставка (0,50%) * число полных месяцев нахождения имущества во владении в году (11) /12. Уведомление направлено по месту регистрации налогоплательщика, возвращено в адрес отправителя в связи с истечением срока хранения в почтовом отделении. В случае расчета налога на имущество физических лиц объекта недвижимости с кадастровым номером <номер> исходя из инвентаризационной стоимости сумма налога, подлежащая уплате за 2019 год, будет равна 574 313,49 руб. (41 272 978*1,518*1%/12*11).

Суд, руководствуясь положениями статьи 150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных судом надлежащим образом, поскольку их явка в суд не является и не признана судом обязательной.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 1 статьи 23, пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.

Как указано в пункте 2 статьи 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

Согласно части 1 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам. Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Налогоплательщик (его законный или уполномоченный представитель) вправе получить налоговое уведомление на бумажном носителе под расписку в любом налоговом органе либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на основании заявления о выдаче налогового уведомления. Налоговое уведомление передается налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) в срок не позднее пяти дней со дня получения налоговым органом заявления о выдаче налогового уведомления. Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

В соответствии со статьями 15, 399 НК РФ налог на имущество физических лиц является местным налогом, который устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно пункту 1 решения Думы г. Иркутска от 31.08.2005 №004-20-160175/5 «Об установлении и введении в действие некоторых налогов на территории города Иркутска» Дума г. Иркутска решила: установить на территории города Иркутска налог на имущество физических лиц и определить ставки налога на имущество (Приложение №1).

В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество, в том числе, жилое помещение (квартира, комната) (статья 401 НК РФ).

Согласно статье 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 НК РФ.

В силу статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (статья 404 НК РФ, действующая на момент возникновения спорных правоотношений).

В соответствии с положениями статьи 11 НК РФ под коэффициентом-дефлятором понимается коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав настоящего Кодекса в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году. Коэффициенты-дефляторы устанавливаются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности и, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, подлежат официальному опубликованию не позднее 20 ноября года, в котором устанавливаются коэффициенты-дефляторы.

Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2018 № 595 коэффициент-дефлятор утвержден в размере 1,518.

В силу пункта 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с приложением № 1 решения Думы г. Иркутска от 31.08.2005 №004-20-160175/5 «Об установлении и введении в действие некоторых налогов на территории города Иркутска» - «Налог на имущество физических лиц» ставки налога на имущество физических лиц, расположенное на территории города Иркутска, устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), и вида объектов налогообложения.

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов - это сумма инвентаризационных стоимостей объектов налогообложения, расположенных на территории города Иркутска, относящихся к одному виду объектов налогообложения.

Статьей 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. В случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Судом установлено, что <ФИО>2 на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес>: административное здание с кадастровым номером <номер>, площадью 536,90 кв.м., склад с кадастровым номером <номер>, площадью 947,60 кв.м., склад с кадастровым номером <номер>, площадью 935,6 кв.м., проходная с кадастровым номером <номер>, площадью 18,00 кв.м., проходная с кадастровым номером <номер>, площадью 16,80 кв.м., здание с кадастровым номером <номер>, площадью 2456,3 кв.м., земельный участок с кадастровым номером <номер>, площадью 18 883 кв.м. на основании договора купли-продажи здания и земельного участка <номер> от <дата>.

Налоговым органом Межрайонной ИФНС России № 16 по Иркутской области <ФИО>2 было направлено налоговое уведомление <номер> от <дата> об уплате налога на имущество физических лиц за 2019 год, в том числе за строение с кадастровым номером <номер> в размере 616 085 руб., за строение с кадастровым номером <номер> в размере 157 347 руб.

<дата><ФИО>2 обратилась в Межрайонную ИФНС России № 16 по Иркутской области с заявлением о перерасчете суммы налога на имущество физических лиц.

<дата> инспекцией на заявление <ФИО>2 дан ответ, в соответствии с которым расчет налога произведен согласно инвентаризационной стоимости, представленной органами БТИ.

<дата><ФИО>2 обратилась с заявлением в Управление ФНС России по Иркутской области, в котором просила осуществить проверку верности исчисления налога на недвижимость, расположенную по адресу: <адрес>, и возложить обязанность на Межрайонную ИФНС России № 16 по Иркутской области осуществить перерасчет налога на комплекс недвижимости имущества до размере налога соответствующего его рыночной цене.

Письмом от <дата><номер>@ УФНС России по Иркутской области <ФИО>2 дан ответ, согласно которому до налогоплательщика доведена информация о возможности обратиться в инспекцию с заявлением для рассмотрения возможности перерасчета налога в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.02.2019 №10-П.

Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

В соответствии со статьей 7 указанного Федерального закона орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Порядок взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии урегулирован Соглашением о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы взаимодействие между налоговыми органами и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного ФНС России, Росреестром 03.09.2010 № ММВ-27-11/9/37.

Статьей 5 соглашения установлено, что обмен информацией осуществляется в электронной форме при представлении сведений в соответствии со статьями 85, 391, 396, 408 НК РФ и приказом ФНС России от 10.04.2017 № ММВ-7-21/302@ «Об утверждении формы, формата представления сведении о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества, а также порядка заполнения формы и признании утратившими силу отдельных положений приказа Федеральной налоговой службы от 13.01.2011 № ММВ-7-11/11@».

Из объяснений представителя административного ответчика следует, что налог на имущество физических лиц <ФИО>2 был исчислен на основании сведений, предоставленных в налоговый орган органом, осуществляющим государственную регистрацию.

По данным МУП «БТИ г. Иркутска» от <дата> по состоянию на <дата>, предоставленных стороной административного истца, стоимость объектов, расположенных по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <номер> составляет 10 541 019 руб., с кадастровым номером <номер> – 41 272 978 руб. В примечании указано, что ранее переданные сведения об инвентаризационной стоимости не верны в результате технической ошибки.

Заявлением от <дата><ФИО>2 просит инспекцию осуществить перерасчет налога на объекты недвижимости с кадастровыми номерами <номер>, <номер> исходя из кадастровой стоимости этих зданий.

<дата> Межрайонной ИФНС России № 16 по Иркутской области в ответ на заявление дан ответ <номер>, в котором указано, что инспекцией произведен налог на имущество физических лиц в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.02.2019 №10-П по кадастровой стоимости за 2019 год.

В адрес <ФИО>2 инспекцией направлено налоговое уведомление <номер> от <дата>, в котором налоговым органом произведен перерасчет суммы налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Так, сумма налога, подлежащая уплате исходя из кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером <номер> (инвентаризационная стоимость 60 481 204 руб.) составляет 277 206 руб., с кадастровым номером <номер> (инвентаризационная стоимость 7 707 678 руб.) составляет 35 3274 руб.

Оценивая собранные по делу доказательства, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемые действия и бездействие административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 16 по Иркутской области не противоречат нормам действующего законодательства, являются законными, перерасчет налога на имущество физических лиц истцу произведен, что указывает на отсутствие каких-либо нарушений прав истца со стороны Межрайонной ИФНС России № 16 по Иркутской области.

Заявителем в порядке статьи 62 КАС РФ не представлено доказательств неполноты, незаконности и недостаточности действий (бездействий) административного ответчика, фактически административным истцом оспаривается отсутствие желаемого для него результата как следствия принятого административным ответчиком решения.

В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ предъявление иска (заявления) должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.

При этом лицо, обращающееся за судебной защитой, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты.

Порядок взыскания налога на имущество физических лиц за 2019 год налоговым органом соблюден. Факт направления налоговых уведомлений документально подтвержден, налоговые уведомления не оспариваются. Права и законные интересы административного истца <ФИО>2 не нарушены.

С учетом установленных по делу обстоятельств, в ходе рассмотрения дела не установлена совокупность обстоятельств, необходимых для удовлетворения административного иска, в связи с чем суд не находит законных оснований для удовлетворения требований <ФИО>2 о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России № 16 по Иркутской области по исчислению налога на недвижимость исходя из недостоверной и существенно завышенной налоговой базы за 2019 год на недвижимость, расположенную по адресу: <адрес>, в размере: здание, кадастровый <номер> – 67 209 305 руб., склад, кадастровый <номер> – 17 165 093 руб.; о признании незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России № 16 по Иркутской области по перерасчету налога на недвижимость исходя из действующей в 2019 году налоговой базы на недвижимость, расположенную по адресу: <адрес>, в размере: здание, кадастровый <номер> – 41 272 978 руб., склад, кадастровый <номер> – 10 541 019 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-178 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления <ФИО>2 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Иркутской области о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Иркутской области по исчислению налога на недвижимость исходя из недостоверной и существенно завышенной налоговой базы за 2019 год на недвижимость, расположенную по адресу: <адрес>, в размере: здание, кадастровый <номер> – 67 209 305 руб., склад, кадастровый <номер> – 17 165 093 руб.; незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Иркутской области по перерасчету налога на недвижимость исходя из действующей в 2019 году налоговой базы на недвижимость, расположенную по адресу: <адрес>, в размере: здание, кадастровый <номер> – 41 272 978 руб., склад, кадастровый <номер> – 10 541 019 руб. - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, <дата>.

Судья М.С. Шопик