ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3246/2022 от 03.06.2022 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

УИД: 56RS0018-01-2022-003403-48

Дело № 2а-3246/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 июня 2022 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Линьковой В.В.,

при секретаре Пашевкиной Е.И.,

с участием представителя административных ответчиков Котовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Оренбург», Управлению строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

прокурор города Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «город Оренбург», указав, что прокуратурой города Оренбурга совместно с ОГИБДД МУ МВД России «Оренбургское» проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения при реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги».

В ходе обследования улично-дорожной сети, расположенных на территории муниципального образования «город Оренбург» выявлены следующие нарушения при организации дорожного движения и содержания улично-дорожной сети:

- в районе строения № 204 по ул. Орлова дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» применены не на щитах сосветовозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета, что противоречит требованиям п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения»;

- по ул. Ст. Разина в районе строение № 181 отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога», что противоречит требованиям п.5.3.2 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»;

- по ул. Ст. Разина в районе строения № 169 отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога», что противоречит требованиям п.5.3.2 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»;

- по ул. Ст. Разина в районе строения № 165 отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступите дорогу», что противоречит требованиям п.5.3.2 и п. 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»;

- пр. Северный, в районе строения № 3 не работают все сигналы светофорного объекта;

- ул. Театральная, в районе строения 5 не работают все сигналы светофорного объекта;

- ул. Терешковой, в районе строения № 263/3 не работают все сигналы светофорного объекта;

- ул. Терешковой, в районе строения № 263 не работают все сигналы светофорного объекта;

- пр. Промысловый-ул.Газовиков не работают все сигналы светофорного объекта;

- ул. Лесозащитная-ул. 37 Линия не работают все сигналы светофорного объекта;

- ул. Беляевская, в районе строения № 2 не работают все сигналы светофорного объекта;

- ул. Цвиллинга, в районе строения № 65 не работают все сигналы светофорного объекта;

- пр. Бр. Коростелевых, в районе остановки общественного транспорта «Ткачева» не работают все сигналы светофорного объекта;

- пр. Бр. Коростелевых, в районе строения № 153 не работают все сигналы светофорного объекта;

- пр. Бр. Коростелевых в районе строения № 62 не работают все сигналы светофорного объекта;

- пр. Бр. Коростелевых в районе строения №70 не работают все сигналы светофорного объекта;

- на ул. Донгузской 1-й проезд в районе строений № 64,60 «А», 56 «В» г. Оренбурга выявлено наличие местного разрушения дорожного покрытия (в виде выбоин, просадок), размеры которых превысили предельные значения;

- на ул. Широтной на участке от ул Донгузской 1-й проезд до ул. Амурской выявлено сплошное разрушение дорожного полотна (в виде выбоин, просадок, проломов), размеры которых превысили предельные значения;

- на всем протяжении ул. Донгузской 1 проезд, ул. Широтной г. Оренбурга отсутствует стационарное электрическое освещение;

- по ул. Есимова на участке от ул. Транспортная до ул. Диагностики отсутствует стационарное электрическое освещение;

- по ул. Есимова на участке от ул. Трансопртная до ул. Диагностики (вблизи строений 7, 7а, 12к.1 по ул. Транспортной) отсутствуют тротуары;

- по ул. Есимова на участке от ул. Транспортная до ул. Диагностики имеется наличие местного разрушения дорожного покрытия (в виде выбоин, просадок) размеры которых превысили предельные значения;

- на всем протяжении ул. Полевой пос. Нижнесакмарский выявлено наличие местного разрушения дорожного покрытия (разрушение профиля проезжей части в виде выбоин, просадок), размеры которых превысили предельные значения и составили: 1)длина-1.5 м. и более, ширина-0,8 м. и более, глубина – 7 см. и более, площадь разрушения составила более 1.2 м?, отсутствуют тротуары;

- по ул. Луговой в районе строения № 19 пос. Нижнесакмарский имеется наличие местного разрушения дорожного покрытия (разрушение профилия проезжей части в виде выбоин, просадок) размеры которых превысили предельные значения и составили: 1)длина-1.5 м. и более, ширина-0,8 м. и более, глубина – 7 см. и более, площадь разрушения составила более 1.2 м?;

- на всем протяжении ул. Молодежной пос. Нижнесакмарский имеется наличие местного разрушения дорожного покрытия (разрушение профиля проезжей части в виде выбоин, просадок), размеры которых превысили предельные значения и составили: 1)длина-1.5 м. и более, ширина-0,8 м. и более, глубина – 7 см. и более, площадь разрушения составила более 1.2 м?, отсутствуют тротуары;

- на всем протяжении ул. Дачной пос. Нижнесакмарский отсутствуют тротуары;

- на всем протяжении ул. Яицкой пос. Нижнесакмарский имеется наличие местного разрушения дорожного покрытия (разрушение профиля проезжей части в виде выбоин, просадок), размеры которых превысили предельные значения и составили: 1)длина-1.5 м. и более, ширина-0,8 м. и более, глубина – 7 см. и более, площадь разрушения составила более 1.2 м?, отсутствуют тротуары, отсутствует стационарное электрическое освещение;

- на всем протяжении ул. Центральная пос. Нижнесакмарский имеется наличие местного разрушения дорожного покрытия (разрушение профиля проезжей части в виде выбоин, просадок), размеры которых превысили предельные значения и составили: 1)длина-1.5 м. и более, ширина-0,8 м. и более, глубина – 7 см. и более, площадь разрушения составила более 1.2 м?, отсутствуют тротуары, отсутствует стационарное электрическое освещение;

- на всем протяжении ул. Урожайной пос. Нижнесакмарский отсутствуют тротуары, отсутствует стационарное электрическое освещение;

- на всем протяжении ул. Атаманской пос. Нижнесакмарский отсутствуют тротуары, отсутствует стационарное электрическое освещение.

Указанные нарушения федерального законодательства при содержании автомобильных дорог местного значения влекут нарушение прав и законных интересов детей в сфере безопасности дорожного движения.

Просит признать незаконным бездействие администрации города Оренбург по не устранению выявленных нарушений; обязать в срок до 31 декабря 2022 года устранить выявленные нарушения путем приведения дорожного полотна в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», по адресам:

- на ул. Донгузской 1-й проезд в районе строений № 64,60 «А», 56 «В» г. Оренбурга;

- на ул. Широтной на участке от ул Донгузской 1-й проезд до ул. Амурской

- по ул. Есимова на участке от ул. Транспортная до ул. Диагностики;

- на всем протяжении ул. Полевой пос. Нижнесакмарский;

- по ул. Луговой в районе строения № 19 пос. Нижнесакмарский;

- на всем протяжении ул. Молодежной пос. Нижнесакмарский;

- на всем протяжении ул. Яицкой пос. Нижнесакмарский;

- на всем протяжении ул. Дачной пос. Нижнесакмарский;

- на всем протяжении ул. Центральная пос. Нижнесакмарский;

Обязать администрацию г. Оренбурга в срок до 31.12.2022 выполнить работы по обустройству стационарного электрического освещения по адресам:

- на всем протяжении ул. Донгузской 1 проезд, ул. Широтной г. Оренбурга

- по ул. Есимова на участке от ул. Транспортная до ул. Диагностики;

- на всем протяжении ул. Яицкой пос. Нижнесакмарский;

- на всем протяжении ул. Центральная пос. Нижнесакмарский;

- на всем протяжении ул. Урожайной пос. Нижнесакмарский;

- на всем протяжении ул. Атаманской пос. Нижнесакмарский.

Обязать администрацию г. Оренбурга в срок до 31.12.2022 года выполнить работы по обустройству тротуаров по адресам:

- по ул. Есимова на участке от ул. Трансопртная до ул. Диагностики (вблизи строений 7, 7а, 12к.1 по ул. Транспортной);

- на всем протяжении ул. Полевой пос. Нижнесакмарский;

- на всем протяжении ул. Яицкой пос. Нижнесакмарский

- на всем протяжении ул. Молодежной пос. Нижнесакмарский;

- на всем протяжении ул. Дачной пос. Нижнесакмарский;

- на всем протяжении ул. Центральная пос. Нижнесакмарский;

- на всем протяжении ул. Урожайной пос. Нижнесакмарский;

- на всем протяжении ул. Атаманской пос. Нижнесакмарский.

Обязать администрацию г. Оренбурга в срок до 31.12.2022 года устранить выявленные нарушения, а именно:

- в районе строения № 204 по ул. Орлова установить дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета;

- по ул. Ст. Разина в районе строение № 181 установить дорожный знак 2.1 «Главная дорога»;

- по ул. Ст. Разина в районе строения № 169 установить дорожный знак 2.1 «Главная дорога»;

- по ул. Ст. Разина в районе строения № 165 установить дорожный знак 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступите дорогу».

Обязать администрацию г. Оренбурга в срок до 31.12.2022 выполнить работы по подключению сигналов светофорных объектов, установленных по адресам:

- пр. Северный, в районе строения № 3

- ул. Театральная, в районе строения 5

- ул. Терешковой, в районе строения № 263/3

- ул. Терешковой, в районе строения № 263

- пр. Промысловый-ул.Газовиков

- ул. Лесозащитная-ул. 37 Линия

- ул. Беляевская, в районе строения № 2

- ул. Цвиллинга, в районе строения № 65

- пр. Бр. Коростелевых, в районе остановки общественного транспорта «Ткачева»

- пр. Бр. Коростелевых, в районе строения № 153

- пр. Бр. Коростелевых в районе строения № 62

- пр. Бр. Коростелевых в районе строения №70.

В порядке подготовки к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено – Управление строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга (далее УСДХ администрации г.Оренбурга).

В судебном заседании представитель административных ответчиков – администрации г.Оренбурга, УСДХ администрации г.Оренбурга Котова Н.А., действующая на основании доверенности, не оспаривала наличие выявленных нарушений при организации дорожного движения и содержания улично-дорожной сети, расположенных на территории муниципального образования «город Оренбург», вместе с тем указала на отсутствие бездействия со стороны административных ответчиков, поскольку часть нарушений была устранена, часть запланирована на текущий и следующий годы. Указанные в иске нарушения не были устранены ввиду отсутствия достаточного финансирования. Пояснила, что при условии выделения денежных средств, выполнение данных работ запланировано в 2022 году. Просила в удовлетворении иска в части оспаривания незаконного бездействия отказать, относительно срока устранения недостатков принять во внимание, что УСДХ администрации г.Оренбурга действует в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств, в связи с чем необходим разумный срок для их устранения.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу положений статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Статьей 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Согласно части 9 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу статей 17, 18 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденным Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов, в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см и более, глубиной - 5 см и более (таблица 5.3 ГОСТ Р 50597-2017).

Частью 3 статьи 15 Закона о безопасности дорожного движения установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 8 Устава муниципального образования «город Оренбург» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2.2., пунктом 2.35, пунктом 2.12 Положения об управлении строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга, утвержденного решение Оренбургского городского Совета от 28.06.2011 № 186, на Управление уполномочено проводить оценку технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения и сооружений на них.

Осуществляет мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования "город Оренбург", в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах муниципального образования "город Оренбург" при осуществлении дорожной деятельности, за исключением полномочий (функций), закрепленных за отраслевыми (функциональными) и территориальными органами Администрации города Оренбурга.

Осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "город Оренбург" в пределах своей компетенции в соответствии с Правилами содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "город Оренбург", утвержденными постановлением Администрации города Оренбурга

Согласно пунктам 3, 9.1 Правил содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения города Оренбурга, утвержденных Постановлением администрации города Оренбурга от 3 июля 2015 года №1740-п органом администрации города Оренбурга, уполномоченными в соответствии с компетенцией, установленной муниципальными правовыми актами, на организацию работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения города Оренбурга (далее - уполномоченные органы) является в том числе управление строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга.

К работам, выполняемым управлением строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга, в том числе относятся работы по ремонту автомобильных дорог: по земляному полотну и системе водоотвода: ремонт размытых и разрушенных участков автомобильных дорог, в том числе вследствие пучинообразования и оползневых явлений; укрепление обочин; по дорожным одеждам: восстановление дорожных одежд в местах ремонта земляного полотна и водоотвода; восстановление изношенных покрытий, в том числе методами термопрофилирования или холодной регенерации с добавлением органических и неорганических материалов, обеспечивающими повторное использование материала старого покрытия; использование армирующих и трещинопрерывающих материалов при восстановлении изношенных покрытий; ликвидация колей глубиной до 50 мм и других неровностей методами фрезерования, термопрофилирования или холодной регенерации старых конструктивных слоев с добавлением органических и неорганических материалов и укладкой нового слоя покрытия или поверхностной обработки защитного слоя; ремонт бордюров по краям усовершенствованных покрытий, восстановление покрытий на укрепительных полосах и обочинах; восстановление профиля щебеночных, гравийных и грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов в количестве до 900 куб. м на один километр дороги.

В соответствии с частью 3 статьи 20 Закона Оренбургской области «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Оренбургской области» от 10 ноября 2006 года N 685/125-IV-ОЗ установка и содержание элементов обустройства автомобильных дорог на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения осуществляются владельцем автомобильных дорог, на дорогах местного значения - органами местного самоуправления.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

В силу пункта 1.1 Положения об управлении строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга, утвержденного Решением Оренбургского городского совета 28.06.2011 г. N 186 управление строительства и дорожного хозяйства администрации города Оренбурга (далее - управление) является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Оренбурга, обладает правами юридического лица и находится в непосредственном подчинении заместителя Главы города Оренбурга по градостроительству, земельным вопросам и дорожному хозяйству.

Согласно пункту 2.12 Положения об управлении строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга, утвержденного Решением Оренбургского городского совета 28.06.2011 г. N 186П управление осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "город Оренбург" в пределах своей компетенции в соответствии с Правилами содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "город Оренбург", утвержденными постановлением Администрации города Оренбурга.

Согласно пункту 13 Правил содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения города Оренбурга, утвержденных Постановлением администрации города Оренбурга от 3 июля 2015 года №1740-п Управлением по организации дорожного движения администрации города Оренбурга организуется осуществление работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования город Оренбург в составе: устройство (монтаж) недостающих средств организации и регулирования дорожного движения.

В соответствии с п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства, общие требования» стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

Из совокупности вышеприведенных положений следует, что обязанность осуществления ремонта дорог местного значения возлагается на администрацию г. Оренбурга в части восстановления дорожного полотна, подключения светофорных объектов, установки дорожных знаков, организации тротуаров, обустройства освещения.

Светофоры, дорожные знаки, дорожная разметка, направляющие и ограждающие устройства и другие элементы обустройства автомобильных дорог должны соответствовать требованиям стандартов, технических норм и правил и располагаться с учетом наилучшей видимости указанных средств, удобства их эксплуатации и обслуживания, исключения возможности их непреднамеренного повреждения (часть 1 статьи 20 Закона Оренбургской области от 10 ноября 2006 года № 685/125-IV-ОЗ).

Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года №1245-ст утверждён ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля.

Дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения (пункт 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017).

В населенных пунктах на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами, и вне населенных пунктов на всех дорогах знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью. Знак 5.19.1 над проезжей частью размещают не ближе оси крайней правой полосы движения относительно края проезжей части (пункт 5.1.6)

Знаки, изготовленные с использованием световозвращающей пленки типа В, следует применять: на дорогах (участках дорог) в населенных пунктах с числом полос шесть и более; автомагистралях; участках дорог с искусственным освещением вне населенных пунктов.

При установке над проезжей частью или сбоку от нее на высоте более 3 м предпочтительно применять знаки с использованием световозвращающей пленки типа В (ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, утв. Приказом Росстандарта от 20 декабря 2019 года №1425-ст).

На участках одной дороги с одинаковым числом полос движения следует применять знаки, изготовленные с использованием световозвращающей пленки одного типа.

Перечень дорог местного значения установлен Решением Оренбургского городского совета от 01.03.2016 № 95 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «город Оренбург». Согласно пунктам 386,1117,405,771,627,677,1079,369,965,736,889,214,907,913,958,225, 1078,935 Перечня улицы Донгузская 1-й проезд, Широтная, Есимова, Полевая пос. Нижнесакмарский, Луговая, пос. Нижнесакмарский, Молодёжная пос. Нижнесакмарский; Яицкая пос. Нижнесакмарский, Дачная пос. Нижнесакмарский, Центральная пос. Нижнесакмарский, Орлова, С. Разина, пр. Северный, Театральная, Терешковой, Цвиллинга, бр. Коростелевых,Атаманская пос. Нижнесакмарский, Урожайная пос. Нижнесакмарский является дорогами местного значения и расположены в границах МО « г. Оренбург».

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что прокуратурой города Оренбурга совместно с ОГИБДД МУ МВД России «Оренбургское» проведена проверка исполнения требований действующего законодательства, направленного на обеспечение безопасности дорожного движения, о дорогах и дорожной деятельности.

В ходе проверки выявлены вышеуказанные нарушения при организации дорожного движения и содержания улично-дорожной сети, а именно: в районе строения № 204 по ул. Орлова дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» применены не на щитах сосветовозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета, что противоречит требованиям п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения.Правила применения»; по ул. Ст. Разина в районе строение № 181 отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога», что противоречит требованиям п.5.3.2 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»; по ул. Ст. Разина в районе строения № 169 отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога», что противоречит требованиям п.5.3.2 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»; по ул. Ст. Разина в районе строения № 165 отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступите дорогу», что противоречит требованиям п.5.3.2 и п. 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»; пр. Северный, в районе строения № 3 не работают все сигналы светофорного объекта; ул. Театральная, в районе строения 5 не работают все сигналы светофорного объекта; ул. Терешковой, в районе строения № 263/3 не работают все сигналы светофорного объекта; ул. Терешковой, в районе строения № 263 не работают все сигналы светофорного объекта; пр. Промысловый-ул.Газовиков не работают все сигналы светофорного объекта; ул. Лесозащитная-ул. 37 Линия не работают все сигналы светофорного объекта; ул. Беляевская, в районе строения № 2 не работают все сигналы светофорного объекта; ул. Цвиллинга, в районе строения № 65 не работают все сигналы светофорного объекта; пр. Бр. Коростелевых, в районе остановки общественного транспорта «Ткачева» не работают все сигналы светофорного объекта; пр. Бр. Коростелевых, в районе строения № 153 не работают все сигналы светофорного объекта; пр. Бр. Коростелевых в районе строения № 62 не работают все сигналы светофорного объекта; пр. Бр. Коростелевых в районе строения №70 не работают все сигналы светофорного объекта; на ул. Донгузской 1-й проезд в районе строений № 64,60 «А», 56 «В» г. Оренбурга выявлено наличие местного разрушения дорожного покрытия (в виде выбоин, просадок), размеры которых превысили предельные значения; на ул. Широтной на участке от ул Донгузской 1-й проезд до ул. Амурской выявлено сплошное разрушение дорожного полотна (в виде выбоин, просадок, проломов), размеры которых превысили предельные значения; на всем протяжении ул. Донгузской 1 проезд, ул. Широтной г. Оренбурга отсутствует стационарное электрическое освещение; по ул. Есимова на участке от ул. Транспортная до ул. Диагностики отсутствует стационарное электрическое освещение; по ул. Есимова на участке от ул. Трансопртная до ул. Диагностики (вблизи строений 7, 7а, 12к.1 по ул. Транспортной) отсутствуют тротуары; по ул. Есимова на участке от ул. Транспортная до ул. Диагностики имеется наличие местного разрушения дорожного покрытия (в виде выбоин, просадок) размеры которых превысили предельные значения; на всем протяжении ул. Полевой пос. Нижнесакмарский выявлено наличие местного разрушения дорожного покрытия (разрушение профиля проезжей части в виде выбоин, просадок), размеры которых превысили предельные значения и составили: 1)длина-1.5 м. и более, ширина-0,8 м. и более, глубина – 7 см. и более, площадь разрушения составила более 1.2 м?, отсутствуют тротуары; по ул. Луговой в районе строения № 19 пос. Нижнесакмарский имеется наличие местного разрушения дорожного покрытия (разрушение профилия проезжей части в виде выбоин, просадок) размеры которых превысили предельные значения и составили: 1)длина-1.5 м. и более, ширина-0,8 м. и более, глубина – 7 см. и более, площадь разрушения составила более 1.2 м?; на всем протяжении ул. Молодежной пос. Нижнесакмарский имеется наличие местного разрушения дорожного покрытия (разрушение профиля проезжей части в виде выбоин, просадок), размеры которых превысили предельные значения и составили: 1)длина-1.5 м. и более, ширина-0,8 м. и более, глубина – 7 см. и более, площадь разрушения составила более 1.2 м?, отсутствуют тротуары; на всем протяжении ул. Дачной пос. Нижнесакмарский отсутствуют тротуары; на всем протяжении ул. Яицкой пос. Нижнесакмарский имеется наличие местного разрушения дорожного покрытия (разрушение профиля проезжей части в виде выбоин, просадок), размеры которых превысили предельные значения и составили: 1)длина-1.5 м. и более, ширина-0,8 м. и более, глубина – 7 см. и более, площадь разрушения составила более 1.2 м?, отсутствуют тротуары, отсутствует стационарное электрическое освещение; на всем протяжении ул. Центральная пос. Нижнесакмарский имеется наличие местного разрушения дорожного покрытия (разрушение профиля проезжей части в виде выбоин, просадок), размеры которых превысили предельные значения и составили: 1)длина-1.5 м. и более, ширина-0,8 м. и более, глубина – 7 см. и более, площадь разрушения составила более 1.2 м?, отсутствуют тротуары, отсутствует стационарное электрическое освещение; на всем протяжении ул. Урожайной пос. Нижнесакмарский отсутствуют тротуары, отсутствует стационарное электрическое освещение; на всем протяжении ул. Атаманской пос. Нижнесакмарский отсутствуют тротуары, отсутствует стационарное электрическое освещение.

Указанные нарушения нашли свое отражение в актах о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), составленных в период с 24 сентября 2021 года по 20 января 2022 года начальником отдела дорожного надзора ОГИБДД МУ МВД России, а также старшим государственным инспектором отдела дорожного надзора ОГИБДД МУ МВД России «Оренбургское».

До настоящего времени вышеуказанные нарушения содержания и обеспечения улично-дорожной сети, расположенных на территории муниципального образования «город Оренбург» не устранены, указанные обстоятельства послужили основанием для обращения административного истца в суд с настоящим административным иском.

В части удовлетворения требований прокурора выполнить работы по подключению сигналов светофорных объектов, установленных по адресам: пр. Бр. Коростелевых, в районе строения № 153; пр. Промысловый-ул.Газовиков; ул. Лесозащитная-ул. 37 Линия; ул. Беляевская, в районе строения № 2, суд полагает необходимым отказать, поскольку из материалов дела и фотоматериалов, актов выполненных работ от 3 февраля 2022 года, 8 апреля 2022 года следует, что светофорные объекты введены в эксплуатацию. В этой части бездействия не допущено.

В остальной части ответчиками не осуществлена надлежащим образом организация знаков, освещения и безопасности дорожного движения в части состояния дорожного полотна, обустройства тротуаров, подключения светофоровчто нарушает права неопределённого круга участников дорожного движения.

Считая необоснованными доводы прокурора города Оренбурга о бездействии административных ответчиков по устранению выявленных нарушений, представитель административного ответчика указала, что деятельность УСДХ администрации г. Оренбурга осуществляется в основном посредством заключения муниципальных контрактов, работа по установлению искусственного освещения на участках дорог муниципального образования г. Оренбурга ведется в соответствии с наказами избирателей на 2023 год и улицы указанные в исковом заявлении не включены в работу на 2023 год, управление в пределах выделенных бюджетных средств принимает меры по исполнению обязанности по осуществлению дорожной деятельности, включающую строительство освещения.

Оценивая представленные стороной ответчика доказательства о принимаемых мерах по устранению выявленных недостатков улично-дорожной сети, расположенных на территории муниципального образования «город Оренбург», суд приходит к выводу, что данные доказательства не свидетельствуют о принятии исчерпывающих мер, направленных на обеспечение организации дорожного движения и содержания улично-дорожной сети.

Ссылка административного ответчика на соблюдение бюджетных процедур, связанных с планированием и выделением денежных средств на устранение недостатков улично-дорожной сети вблизи образовательных учреждений, расположенных на территории муниципального образования «город Оренбург», не может служить бесспорным основанием для освобождения ответчиков от обязанности своевременно исполнять требования действующего законодательства. Отсутствие либо недостаточность финансирования само по себе не является основанием для неисполнения законодательства в области дорожной деятельности. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

В соответствии с положениями пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Учитывая необходимость предоставления ответчикам разумных сроков фактического выполнения работ по устранению недостатков в улично-дорожной сети, расположенных на территории муниципального образования «город Оренбург», бюджетного процесса, суд полагает необходимым установить администрации г. Оренбурга срок для их окончания не позднее 31 декабря 2022 года для приведения в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007 дорожного полотна, подключения светофорных объектов, установки дорожных знаков, а работ по обустройству тротуаров не позднее 1 июля 2023 года.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора г. Оренбурга удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации г. Оренбурга, Управления строительства и дорожного хозяйства администрации г. Оренбурга, выразившееся в неисполнении обязанности по организации безопасности дорожного движения.

Возложить на администрацию г. Оренбурга обязанность в срок до 31 декабря 2022 года: привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007 дорожное полотно по адресам:

г. Оренбург, ул. Донгузская 1-й проезд в районе стр. 64,60А,58В;

г. Оренбург, ул. Широтная на участке от ул. Донгузской 1-й проезд до ул. Амурской;

г. Оренбург, ул. Есимова на участке от ул. Транспортная до ул. Диагностики;

ул. Полевая пос. Нижнесакмарский г. Оренбург;

ул. Луговая, пос. Нижнесакмарский г. Оренбург в районе стр. 19;

ул. Молодёжная пос. Нижнесакмарский;

ул. Яицкая пос. Нижнесакмарский г. Оренбург;

ул. Дачная пос. Нижнесакмарский г. Оренбург;

ул. Центральная пос. Нижнесакмарский г. Оренбург;

в районе строения №204 по ул. Орлова г. Оренбург установить дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» на щитах со световозвращающей флоуресцентной пленкой желтого цвета;

по ул. С. Разина г. Оренбург в районе строений №181, 169 установить дорожный знак 2.1 «Главная дорога», в районе строения №165 установить дорожный знак «Главная дорога» и 2.4 «Уступите дорогу».

Подключить сигналы светофорных объектов по адресам: г. Оренбург:

пр. Северный, в районе строения 3,

ул. Театральная, в районе строения 5,

ул. Терешковой в районе строений 263, 263/3,

ул. Цвиллинга, в районе строения №65,

ул. бр. Коростелевых в районе остановки общественного транспорта «Ткачева», в районе строений 62 и 70.

Возложить на администрацию г. Оренбурга обязанность в срок до 1 июля 2023 года: выполнить работы по обустройству тротуаров по адресам:

г. Оренбург, ул. Есимова от пересечения с ул. Транспортная по четной стороне до строения 12/2 и по нечетной стороне до строения 7а;

ул. Полева пос. Нижнесакмарский г. Оренбург;

ул. Молодёжная пос. Нижнесакмарский;

ул. Яицкая пос. Нижнесакмарский г. Оренбург;

ул. Дачная пос. Нижнесакмарский г. Оренбург;

ул. Центральная пос. Нижнесакмарский г. Оренбург;

ул. Атаманская пос. Нижнесакмарский г. Оренбург;

ул. Урожайная пос. Нижнесакмарский г. Оренбург.

Выполнить работы по обустройству стационарного электроосвещения по адресам: г. Оренбург:

ул. Донгузская 1 проезд, ул. Широтная,

ул. Есимова на участке от ул. Транспортная до ул. Диагностики

ул. Яицкая пос. Нижнесакмарский г. Оренбург;

ул. Центральная пос. Нижнесакмарский г. Оренбург;

ул. Атаманская пос. Нижнесакмарский г. Оренбург;

ул. Урожайная пос. Нижнесакмарский г. Оренбург.

Обязать администрацию г. Оренбурга сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня истечения срока его исполнения.

В остальной части требования прокурора г. Оренбурга отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись В.В. Линькова

Решение в окончательной форме принято 24 июня 2022 года.

Судья: подпись В.В. Линькова


Оригинал подшит в дело №2а-3246/2022

находящегося в производстве

Ленинского районного суда г. Оренбурга