ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3247/17 от 05.12.2017 Индустриального районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

№2а-3247/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 декабря 2017 года г.Ижевск

Индустриальный районный суд г. Ижевска

под председательством судьи Суворовой В.Ю.

при секретаре Усмановой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску К.Т.И. к Администрации г.Ижевска, Администрации Индустриального района г.Ижевска, Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска о признании незаконным разрешения на производство земляных работ на территории города Ижевска,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец К.Т.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.Ижевска, Администрации Индустриального района г.Ижевска, Главному управлению архитектуры и градостроительства ФИО4... о признании незаконным разрешения на производство земляных работ на территории .... Требования мотивировала тем, что -Дата- Администрацией г. Ижевска было выдано разрешение на земляные работы по прокладке КЛ-0,4 кВ от ТП -400 до ВРУ объекта «Кафе-пекарня» ... в Индустриальном районе с благоустройством территории (далее - разрешение на земляные работы). На основании данного разрешения на придомовом участке (газоне) многоквартирного ... была вырыта траншея для прокладки кабеля, нарушена целостность прилегающего к многоквартирному дому газона, в итоге под землей был проложен кабель, в отсутствие согласия собственников помещений многоквартирного дома. Полагает, что АО «Ижевские электрические сети» самовольно, без согласия собственников общей долевой собственности, расположенной по адресу ..., произвел земляные работы, связанные с монтажом силового кабеля КЛ-0,4 кВ, произвел прокладку данного кабеля по указанному адресу, в связи с чем разрешение на земляные работы было выдано незаконно. О существовании данного разрешения административному истцу стало известно от ее представителя ФИО9-Дата-, после приобщения к материалам гражданского дела по иску к ООО «Продовольственный магазин № «Заря» и ООО « Пекарня».

В судебное заседание не явились административный истец К.Т.И., представители заинтересованных лиц АО «Ижевские электрические сети», ООО «Продовольственный магазин №8 «Заря», ООО «Пекарня», извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, административный истец К.Т.И, представитель заинтересованного лица АО «Ижевские электрические сети» ФИО1 просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Суд, руководствуясь ст. 226 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

При рассмотрении дела представитель административного истца ФИО9, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении, полагал, что срок для обращения в суд административным истцом не пропущен, о нарушении своего права истцу стало известно -Дата-.

В судебном заседании представитель административных ответчиков Администрации г.Ижевска и Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска ФИО10, действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, настаивала на законности оспариваемого решения, полагала, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с требованиями о признании незаконным разрешения на производство земляных работ на территории города Ижевска от -Дата-. Считала, что с указанными требованиями административный истец вправе была обратиться в суд с -Дата- по -Дата-, то есть в течение трех месяцев с момента, когда истец узнала о наличии данного разрешения, а именно на момент обращения в Индустриальный районный суд г.Ижевска с иском к ООО «Продовольственный магазин №8 «Заря» Индустриального района» о запрете реконструкции нежилого помещения, что следует из указанного иска.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации Индустриального района г.Ижевска ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, настаивала на законности оспариваемого решения, поддержала доводы представителя административных ответчиков ФИО10

Суд, исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, считает, что административное исковое заявление К.Т.И. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Ч. 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В данном случае административный истец просит признать незаконным разрешение на производство земляных работ на территории города Ижевска от -Дата-, выданное без согласия собственников земельного участка.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела:

К.Т.И. является собственником 5/12 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу ....

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от -Дата-, земельный участок с кадастровым номером 18:26:020026:37, расположенный по адресу ..., с разрешенным использованием: эксплуатация и обслуживание многоквартирного жилого дома, площадью 5 701 кв.м., принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного дома с размером доли: доля в праве пропорциональна размеру общей площади помещения.

-Дата- приказом Главы Администрации Индустриального района г. Ижевска №83-ОД «О создании комиссии по выдаче и закрытию разрешений на производство земляных работ» создана постоянно действующая комиссия по выдаче и закрытию разрешений на производство земляных работ, председатель Комиссии - ФИО2...ФИО11, члены ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17

-Дата- приказом Главы Администрации Индустриального района г. Ижевска ФИО11 № 96-ОД «О проведении заседания Комиссии по земляным работам» проведение заседания комиссии по земляным работам, назначенное на -Дата- поручено в качестве председательствующего, члену Комиссии - начальнику отдела благоустройства и ЖКХ Администрации Индустриального района г. Ижевска ФИО18

-Дата- АО «Ижевские электрические сети» выполнена рабочая документация по заявлению ООО «Пекарня» на прокладку КЛ-0,4 кВ от ТП-400 до ВРУ объекта «Кафе-пекарня» ... в Индустриальном районе г.Ижевска. Документация согласована старшей по дому ...-Дата-.

-Дата- АО «Ижевские электрические сети» обратилось с заявлением на получение разрешения на временное занятие земельного участка для выполнения земляных работ, площадью 115 кв.м., для прокладки КЛ-0,4 кВ от ТП-400 до ВРУ объекта «Кафе-пекарня» ... в Индустриальном районе г.Ижевска с благоустройством территории в срок -Дата- - -Дата-.

-Дата- Комиссией Администрации Индустриального района г.Ижевска по выдаче и закрытию разрешений на производство земляных работ выдано разрешение на производство земляных работ на территории города Ижевска от -Дата- АО «Ижевские электрические сети» на временное занятие земельного участка для выполнения земляных работ, площадью 115 кв.м., для прокладки КЛ-0,4 кВ от ТП-400 до ВРУ объекта «Кафе-пекарня» ... в Индустриальном районе г.Ижевска с благоустройством территории, в сроки с -Дата- по -Дата-.

Из акта на исполнение разрешения на производство земляных работ от -Дата- по прокладке КЛ-0,4 кВ от ТП-400 до ВРУ объекта «Кафе-пекарня» ... в Индустриальном районе г.Ижевска с благоустройством территории, справке о выполнении работ по благоустройству, асфальтированию и озеленению территории следует, что работы выполнены, территория благоустроена.

-Дата- собственники квартир ..., в том числе, К.Т.И. обратились в прокуратуру Индустриального района г. Ижевска с заявлением о проведении проверки по проводке электрического кабеля к нежилому помещению в ....

-Дата- письмом №1р-2016 прокуратурой Индустриального района г. Ижевска направлено коллективное обращение жителей многоквартирного ... по подведомственности для рассмотрения по существу.

-Дата- письмом №1р-2016 прокуратурой Индустриального района г. Ижевска на адрес ФИО19 (для уведомления заинтересованных лиц) направлен ответ о направлении коллективного обращения в части выдачи разрешения на проведение земляных работ в Администрацию Индустриального района г. Ижевска для рассмотрения по существу.

-Дата- письмом №К-316/01-24 Администрации Индустриального района г. Ижевска на адрес ФИО19 направлен ответ на коллективное обращение жителей ..., поступившее через прокуратуру Индустриального района г.Ижевска, по вопросу законности проведения земляных работ, в котором указано, что ГУАиГ Администрации г.Ижевска АО «Ижевские электрические сети» выдано разрешение на производство земляных работ от -Дата- для прокладки КЛ-0,4 кВ к водному распределительному устройству магазина «Заря», данное разрешение открыто на комиссии Администрации Индустриального района г. Ижевска от -Дата- со сроком исполнения с -Дата- по -Дата-.

-Дата-К.Т.И. обратилась в Индустриальный районный суд г. Ижевска с иском о запрете реконструкции нежилого помещения, в приложениях к которому содержалось письмо от -Дата- №К-316/01-24 Администрации Индустриального района г. Ижевска на адрес ФИО19

Данные обстоятельства следуют из административного иска, пояснений лиц, участвующих в деле, в целом сторонами не оспариваются, подтверждаются материалами дела.

Согласно п.2.1 Порядка выдачи и закрытия разрешений на производство земляных работ на территории г.Ижевска, утвержденного постановлением Администрации г.Ижевска от 26 июля 2012 года №771 (далее - Порядок №771, в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения), выдачу разрешений на производство земляных работ (далее - земляные работы) осуществляет Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на производство земляных работ», утвержденным постановлением Администрации города Ижевска от 29 июня 2012 года №655, на основании решения о выдаче разрешения, подписанного Заместителем Главы Администрации города Ижевска - Председателем Комиссии Администрации города или главой администрации района - Председателем Комиссии района по результатам рассмотрения заявления Заказчика соответствующей Комиссией:

Комиссия Администрации города рассматривает вопросы выдачи разрешения при производстве земляных работ на автомобильных дорогах местного значения общего пользования муниципального образования «Город Ижевск», по которым осуществляется движение общественного транспорта, а также при проведении земляных работ на территории двух и более районов города (п.2.1.1 Порядка).

Комиссия администрации района города рассматривает вопросы выдачи разрешения при производстве земляных работ на территории соответствующего района, за исключением случаев, когда разрешение на производство земляных работ рассматривается Комиссией Администрации города в соответствии с п. 2.1.1 настоящего Порядка, и случаев производства земляных работ на территориях и объектах улично-дорожной сети, принадлежащих физическим и юридическим лицам на праве собственности, вещном, обязательственном праве или иных законных основаниях (п.2.1.2 Порядка).

Согласно Положению о территориальном органе Администрации г.Ижевска Администрации Индустриального района города Ижевска (далее- Положение об Администрации Индустриального района города Ижевска), последняя является структурным подразделением Администрации города Ижевска, осуществляющим управленческие функции в соответствии с полномочиями, закрепленными положением.

Пунктом 3.6.4 Положения об Администрации Индустриального района города Ижевска Администрация Индустриального района города Ижевска наделена полномочиями на принятие решений о выдаче (отказе в выдаче) разрешений на производство земляных работ, их закрытие на территории района в соответствии с действующими муниципальными правовыми актами.Постановлением Администрации г. Ижевска от 13 марта 2012 года №229 утверждено Положение о комиссии по выдаче, продлению и закрытию разрешений на земляные работы на территории района города Ижевска (далее - Положение №229 от 13 марта 2012 года).

Согласно п.1.1, п.1.2 Положения №229 от 13 марта 2012 года данное Положение определяет условия и порядок работы Комиссии по выдаче, продлению и закрытию разрешений на земляные работы на территории района города Ижевска (далее – Комиссия); персональный состав Комиссии утверждается распоряжением Главы Администрации района города Ижевска.

Пунктом 3.1 Положения №229 от 13 марта 2012 года определено, что для принятия решения о выдаче разрешения на земляные работы Комиссия рассматривает следующие документы:

- проект разрешения на земляные работы, оформленного и зарегистрированного в ГУАиГ;

- проектную документацию, согласованную в установленном порядке, - при строительстве, реконструкции и ремонте инженерных коммуникаций, строительстве объектов, не требующих получения разрешения на строительство, установке рекламных конструкций, требующей заглубления фундамента или иных элементов конструкций, посадке зеленых насаждений и благоустройстве;

- топосъемку М 1:500 с обозначением места разрытия – при шурфовке и ремонте инженерных сетей, установке рекламных конструкций, требующей заглубления фундамента или иных элементов конструкций.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что оспариваемое разрешение выдано Администрацией Индустриального района г.Ижевска в соответствии с Положением №229 от 13 марта 2012 года, в соответствии с положениями п.2.1.2 Порядка от 26 июля 2012 года №771, в рамках полномочий Администрации Индустриального района г.Ижевска.

Оснований для того, чтобы заявление АО «Ижевские электрические сети» на временное занятие земельного участка для выполнения земляных работ по адресу ..., рассматривалось Комиссией Администрации города, исходя из Порядка от 26 июля 2012 года №771, суд не усматривает, поскольку спорный земельный участок не отнесен к территории улично-дорожной сети и не находится на территории двух и более районов города.

При этом, п. 3.3 пунктом 3.3. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на осуществление земляных работ», утвержденного постановлением Администрации города Ижевска от 29 июня 2012 года №655, установлено, что в порядке делопроизводства подготовленный и подписанный бланк разрешения на производство земляных работ и пакет документов направляются на рассмотрение комиссии Администрации города или Администрации района г. Ижевска согласно «Порядку выдачи и закрытия разрешений на земляные работы на территории муниципального образования «Город Ижевск», утвержденному Городской думой города Ижевска №198 от 29 ноября 2006 года.

По результатам рассмотрения комиссии Заместитель Главы Администрации города - председатель комиссии (далее - зам. Главы города) или Глава Администрации района - председатель комиссии (далее Глава района) либо лицо, уполномоченное приказом зам. Главы города или Главы района, принимает решение о выдаче разрешения на производство земляных работ при наличии полномочий. Результатом данной административной процедуры является подписанный зам. Главы города или Главой района либо уполномоченным лицом бланк разрешения на производство земляных работ с указанием сроков проведения земляных работ либо подписанный зам. Главы города или Главой района либо уполномоченным лицом мотивированный отказ в выдаче разрешения на производство земляных работ.

Непосредственная подготовка и выдача документа - разрешения на производство земляных работ ГУАиГ Администрации г. Ижевска, в рамках Административного регламента, не противоречит положениям Порядка от 26 июля 2012 года №771, Положению №229 от 13 марта 2012 года.

Согласно материалами дела АО «Ижевские электрические сети» представило в полном объеме все документы, необходимые для выдачи разрешения на производство земляных работ.

При этом у административного ответчика ГУАиГ Администрации г.Ижевска не имелось оснований для отказа в выдаче АО «Ижевские электрические сети» оспариваемого разрешения.

Из анализа ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Таким образом, при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя.

Из положений ст. 46 Конституции РФ и положений гл. 22 КАС РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

Исходя из указанного, административное исковое заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

Обращаясь в суд с административным иском, истец ссылалась на нарушение ее прав как собственника жилого помещения в многоквартирном доме на владение и распоряжение собственностью в соответствии со ст. 36, 44 ЖК РФ, ст.246, ч.1 ст.247 ГК РФ.

Согласно ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (ч.1).

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч.2).

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч.3).

Согласно ч.1 ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

В соответствии с ч.1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

Согласно ч.2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им.

В ходе рассмотрения дела доказательств того, что при принятии решения о выдаче разрешения на земляные работы Администрацией Индустриального района г. Ижевска исследовался вопрос о наличии либо отсутствии решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, не представлено.

Между тем, суд приходит к выводу, что в данном случае, одновременное наличие обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 227 КАС РФ, не усматривается. Как указывалось выше, нарушений процедуры принятия оспариваемого разрешения не установлено. Срок действия оспариваемого разрешения истек -Дата-, при этом, согласно акту на исполнение разрешения на производство земляных работ от -Дата-, работы по прокладке КЛ-0,4 кВ от ТП-400 до ВРУ объекта «Кафе-пекарня» ... в Индустриальном районе г.Ижевска завершены, благоустройство территории восстановлено, срок действия оспариваемого разрешения в установленном законом порядке не продлевался, какие-либо работы на земельном участке не ведутся, препятствий к осуществлению административным истцом ее прав и свобод не установлено, какая-либо обязанность на нее не возложена, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что права и законных интересы К.Т.И. оспариваемым разрешением не нарушены.

Более того, Административный регламент не предусматривает истребование у заказчика услуги представления решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выполнения земельных работ.

Исходя из изложенного выше, в связи с отсутствием нарушения прав административного истца К.Т.И. оспариваемым разрешением на производство земляных работ на территории г.Ижевска, а также его соответствием закону, административный иск удовлетворению не подлежит в полном объеме.

Доказательств обратного, в нарушении ст. 62 КАС РФ, административным истцом не представлено.

Суд также приходит к выводу, что имеется самостоятельное основание для отказа в удовлетворении административного искового заявления, в связи с пропуском административным истцом срока обращения в суд.

В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, с настоящим административным исковым заявлением К.Т.И. обратилась в суд -Дата-, оспариваемое разрешение на производство земляных работ на территории г.Ижевска вынесено -Дата-.

Из материалов дела следует, что -Дата- представителем истца ФИО9, действующим на основании доверенности, в Индустриальный районный суд г.Ижевска подано исковое заявление К.Т.И. к ООО «Продовольственный магазин №8 «Заря» Индустриального района» о запрещении проведения работ по реконструкции нежилого помещения, из текста которого следует, что на придомовом участке многоквартирного ... вырыта траншея для прокладки кабеля. В подтверждение доводов, изложенных в иске, в качестве приложения к иску указано письмо Администрации Индустриального района г. Ижевска на адрес ФИО38 от 17 июня 2016 года №К-316/01-24, которым заявителю сообщено, что ГУАиГ Администрации г.Ижевска АО «Ижевские электрические сети» выдано разрешение на производство земляных работ от -Дата- для прокладки КЛ-0,4 кВ к водному распределительному устройству магазина «Заря», данное разрешение открыто на комиссии Администрации Индустриального района г. Ижевска от -Дата- со сроком исполнения с -Дата- по -Дата-.

Таким образом, об оспариваемом разрешении административному истцу К.Т.И. на момент подачи обозначенного выше искового заявления к ООО «Продовольственный магазин №8 «Заря» Индустриального ...» -Дата- было достоверно известно.

Факт отсутствия у административного истца на указанную дату самого оспариваемого разрешения правового значения не имеет, поскольку административным истцом оспаривается не его содержание, а сам факт его выдачи без согласия собственников общего имущества, в том числе, и без ее согласия, о чем она не могла не знать при ознакомлении с письмом от -Дата- №К-316/01-24.

Суд приходит к выводу, что срок для обращения в суд с рассматриваемым административным иском пропущен. Уважительных причин, которые могут повлечь восстановление К.Т.И. пропущенного срока подачи административного искового заявления, не установлено, административным истцом ходатайство соответствующего содержания не заявлено.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска К.Т.И. к Администрации г.Ижевска, Администрации Индустриального района г.Ижевска, Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Ижевска о признании незаконным разрешения на производство земляных работ на территории города Ижевска от -Дата- - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено 11 декабря 2017 года.

Судья В.Ю.Суворова