ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3248/17 от 17.10.2017 Новочеркасского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2а-3248/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 октября 2017 года г. Новочеркасск

Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Власовой О.А.,

при секретаре Макаровой Т.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Новочеркасского городского суда Ростовской области административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, действующих также в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Муниципальному образованию г. Новочеркасск, в лице Администрации г. Новочеркасска, заинтересованное лицо Муниципальное казенное учреждение «Департамент строительства и городского развития города Новочеркасска» о признании незаконным бездействия Администрации Муниципального образования г. Новочеркасск,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2, действующие также в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились в суд с административным исковым заявлением к МО г. Новочеркасск, в лице Администрации г. Новочеркасска о признании незаконным бездействия Администрации МО <адрес>. В обоснование исковых требований указали, что на основании постановления Администрации <адрес> от <дата>, административным истцам, как многодетной семье, в равных долях бесплатно был предоставлен в собственность земельный участок из земель населенных пунктов под земли для размещения индивидуального (одноквартирного) жилого дома без права содержания скота и птицы, площадью 600,00 кв.м., с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес> (Восточный жилой район, Х микрорайон). Основанием для принятия вышеназванного постановления явилось то, что ранее ФИО2, на основании постановления Администрации <адрес> от <дата>, была поставлена на учет граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории МО «Город Новочеркасск», а также согласие ФИО2 на предоставление соответствующего земельного участка.

Права на земельный участок зарегистрированы собственниками в установленном законодательством порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от <дата>.

До настоящего времени предоставленный земельный участок не обеспечен административным ответчиком инженерной инфраструктурой (газоснабжением, водоснабжением, водоотведением), что препятствует использованию земельного участка по назначению – для индивидуального жилищного строительства.

При этом, административный ответчик, при предоставлении земельного участка принял на себя обязательства обеспечить участок требуемой инфраструктурой в конкретные сроки: 2015-2016 годы, о чем прямо указано в письме заместителя Главы Администрации г. Новочеркасска по градостроительной деятельности со ссылкой на постановление Администрации г. Новочеркасска 2411 от <дата> об утверждении «дорожной карты».

Именно такое заверение с указанием сроков исполнения, обусловило согласие ФИО2 на принятие земельного участка.

Приводя собственный анализ норм права, со ссылкой на ЗК РФ, Указ Президента РФ от <дата> «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденные Приказом Минрегиона России от <дата> N 372, Федеральный закон от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», административные истцы указывают, что обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков, предоставляемых на безвозмездной основе для индивидуальною жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.

Административные ответчики предпринимали попытки разрешить настоящий спор во внесудебном порядке, однако результатов не достигли.

<дата> ФИО2 на имя Главы Администрации г. Новочеркасска была направлена письменная претензия с требованием предоставить земельный участок в соответствии с требованиями ч. 6.2 ст. 8.3 Областного закона <адрес> от <дата> N 19-ЗС «О регулировании земельных отношений в <адрес>».

ФИО6 обращался с заявлениями в ресурсоснабжающие организации.

Согласно письма МУП «Горводоканал» <адрес> от <дата>, Администрацией <адрес><дата> заключен договор на технологическое присоединение к сетям водоснабжения с ООО «УК «НИП». Приложением к такому договору являются условия подключения, после получения которых, должен быть разработан проект развития сетей водоснабжения и водоотведения Восточного жилого района. Информация о сроках реализации данных работ, в том числе строительстве сетей X микрорайона ВЖР отсутствует.

Филиал ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» в <адрес> предоставил ФИО6 сведения об отсутствии газификации земельного участка.

Административные истцы указывают, что, в силу положений действующего законодательства, административный ответчик обязан еще на стадии предоставления земельных участков принимать меры по организации инженерной инфраструктуры земельных участков, а следовательно, на него должна быть возложена обязанность по организации обеспечения строительства объектов инженерной инфраструктуры земельного участка семьи Г-вых, а именно: создание условий для возможности подключения указанного земельного участка к сетям газоснабжения водоснабжения, водоотведения.

Фактически, осуществляя меры социальной поддержки и выделяя семье Г-вых в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства, административный ответчик не выполнил возложенной на него обязанности по обеспечению земельного участка необходимой инженерной инфраструктурой, чем также нарушил права административных истцов, лишив их возможности в полной мере использовать предоставленный земельный участок по назначению.

Тот факт, что, при получении земельного участка, административным истцам было известно об отсутствии инженерной инфраструктуры на данном земельном участке, не лишает их права оспаривать бездействие Администрации <адрес>, поскольку целью социальной поддержки указанной категории граждан, является не само по себе выделение земельных участков, а улучшение жилищных условий многодетных семей путем создания условий для беспрепятственного жилищного строительства.

С учетом уточненных исковых требований, административные истцы просили суд признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в необеспечении инженерной инфраструктурой (газоснабжением, водоснабжением, водоотведением) земельного участка, с кадастровым номером 61:55:0021905:116, расположенного по адресу: <адрес>; обязать административного ответчика обеспечить инженерной инфраструктурой (газоснабжением, водоснабжением, водоотведением) земельный участок, с кадастровым номером 61:55:0021905:116, расположенный по адресу: <адрес>, а именно создать условия для возможности подключения указанного земельного участка к сетям газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, путем организации выполнения проектных работ и работ по подключению сетей инженерной инфраструктуры (газоснабжение, водоснабжение, водоотведение) к указанному земельному участку в соответствии с проектами, в установленный судом срок, включив в расходную часть местного бюджета на 2018 год соответствующие расходные обязательства.

В письменных возражениях на административное исковое заявление и дополнениях к ним, представитель административного ответчика Администрации <адрес>, действующий на основании доверенности, ФИО7 считал исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Указал, что в 2016 году, в целях обеспечения возможности подключения предоставляемых земельных участков к системе централизованного водоснабжения, бюджетом <адрес> были предусмотрены денежные средства на разработку проектной документации на строительство сетей водоснабжения. При этом, МКУ «ДСиГР» был проведен конкурс по выбору подрядной организации, в результате которого победителем был признан ООО НПП «ВНИКО», с которым <дата> был заключен муниципальный контракт . Планируемый срок получения государственной экспертизы был намечен на декабрь 2016 года. Однако, в связи с тем, что ООО НПП «ВНИКО» находится на стадии банкротства, обязательства данной подрядной организации не выполнены. Поэтому МКУ «ДСиГР» обратилось в Арбитражный суд <адрес> с иском к ООО НПП «ВНИКО» о взыскании неустойки и штрафа, что подтверждается определением Арбитражного суда <адрес> от <дата> по делу № А53-14154/17. В части обеспечения газоснабжения предоставляемых земельных участков, МКУ «ДСиГР» проведен конкурс по выбору проектной организации на разработку проектной документации на строительство газопроводов высокого давления. Победителем данного конкурса стало ООО «Проектно-сметное бюро» <адрес>. В настоящее проектная документация разработана в полном объеме, имеется положительное заключение государственной экспертизы от <дата>. В целях реализации проектной документации, Администрацией <адрес> направлена заявка на включение в Программу газификации <адрес> по выполнению строительно-монтажных работ на 2018 год. При этом срок утверждения данной программы газификации намечен на <дата>. В целях проектирования автомобильной дороги в данном жилом районе, в 2016 году определена сметная стоимость выполнения проектной документации и получено положительное заключение ГАУ РО «Ростовоблстройзаказчик» об оценке достоверности сметной стоимости проектных работ. По заказу МКУ «ДСиГР» подрядной организацией МУП «АПБ» <адрес> выполнен проект планировки и межевания территории для разработки проектной документации. Однако, при разработке проекта возникли непредвиденные обстоятельства в виде незаконного размещения нежилых объектов на муниципальной земле по трассе предполагаемого размещения автомобильной дороги. При этом техническая возможность изменения трассы автомобильной дороги невозможна. В связи с чем, КУМИ Администрации <адрес><дата> обратилось в с исковыми заявлениями об освобождении земельных участков в Арбитражный суд <адрес> и Новочеркасский городской суд <адрес>. Решением Новочеркасского городского суда <адрес> от <дата> по гражданскому делу удовлетворены встречные требования КУМИ Администрации <адрес> к ФИО8 об обязании освободить земли общего пользования запланированных к размещению линейного объекта (автодорога местного значения). Полагал, что вышеприведенные обстоятельства опровергают доводы административных истцов о бездействии Администрации <адрес>. При этом несоблюдение сроков обеспечения инженерной инфраструктурой предоставленных земельных участков связано с непредвиденными, объективными обстоятельствами, возникшими не по вине Администрации <адрес>. Обратил внимание суд на то, что сама по себе «дорожная карта», вопреки доводам административных истцов, является планом реализации программы, носит ориентировочный, предположительный характер и не может являться доказательством бездействия Администрации <адрес>. Указывая на бездействие Администрации <адрес> в 2014-2016 годах, административными истцами не учтено, что постановлением Администрации <адрес> от <дата> и постановлением Администрации <адрес> от <дата> были внесены изменения в постановление Администрации города от <дата> «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Инфраструктурное обустройство в городе Новочеркасске земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей» в части планирование срока строительства инженерной инфраструктуры. Согласно внесенным изменениям, строительство объектов водоснабжения планируется осуществить за счет средств местного бюджета на условиях софинансирования из областного бюджета в 2017-2018 годах, строительство объектов внешнего газоснабжения запланировано на 2017-2018 годы. Согласно Постановлению Администрации <адрес> от <дата> «О внесении изменений в постановление Администрации города от <дата> «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Инфраструктурное обустройство в городе Новочеркасске земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей», срок строительства объектов внешнего газоснабжения определен на 2018 год, а срок проектирования и строительства объектов внешнего водоснабжения определен на 2019-2021 годы. Вышеназванные изменения административными истцами не оспаривались, в настоящем административном исковом заявлении не учитывались. При этом, данные нормативно-правовые акты были опубликованы в газете «Новочеркасские ведомости» и на официальном сайте Администрации <адрес>, следовательно, административные истцы имели возможность обжаловать данные решения в установленный законом срок. Просил суд в удовлетворении исковых требованиях отказать в полном объеме.

Определением Новочеркасского городского суда <адрес> от <дата>, к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено МКУ «ДСиГР».

В судебном заседании административный истец ФИО1 уточненные исковые требования поддержал в полном объеме. Просил суд удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности, ФИО9 доводы, изложенные в административном исковом заявлении поддержала полностью. Обратила внимание суда на то, что земельный участок был предоставлен административным истцам на основании письма заместителя главы Администрации г. Новочеркасска ФИО10 о предоставлении земельного участка без коммуникаций, но с указанием сроков, в течение которых данный земельный участок будет обеспечен объектами инженерной инфраструктуры, а именно: 2015-2017 годы. В данном письме имеется согласие ФИО2 на приобретение земельного участка в собственность именно на этих условиях. То есть, Администрация г. Новочеркасска приняла на себя обязательство обеспечить конкретный земельный участок объектами инженерной инфраструктуры в определенные сроки. Но административным ответчиком это не было выполнено. Представленный муниципальный контракт был заключен в 2016 году, то есть в 2015 году никаких мероприятий не проводилось. Указала, что еще при предоставлении земельного участка для строительства жилого дома, он должен был быть обеспечен инженерной инфраструктурой. Считала, что административный ответчик снимает с себя ответственность. Полагала, что представленные административным ответчиком доказательства не подтверждают того, что Администрация г. Новочеркасска предприняла все возможные меры для обустройства земельного участка семьи Г-вых. Поэтому, административный ответчик бездействует с 2015 года по настоящее время. Пояснила, что создание условий для возможности подключения земельного участка, принадлежащего административным истцам к сетям газоснабжения, водоснабжения, водоотведения означает, что Администрация г. Новочеркасска должна определить подрядчика в соответствии с законом, заключить с ним муниципальный контракт, проконтролировать выполнение работ, подписать акты приема выполненных работ на условиях договора, организовать строительство. Просила суд удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации г. Новочеркасска, действующий на основании доверенности, ФИО7 исковые требования не признал. Повторяя доводы, изложенные в письменных дополнениях к возражениям на административное исковое заявление, указал, что административные истцы не были лишены возможности обжаловать постановление Администрации <адрес> от <дата> и постановление Администрации <адрес> от <дата>, которыми были внесены изменения в постановление Администрации города от <дата> «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Инфраструктурное обустройство в городе Новочеркасске земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей» в части планирования сроков строительства инженерной инфраструктуры. Согласно постановлению Администрации <адрес> от <дата> в «дорожную карту» внесены изменения, и срок строительства объектов внешнего газоснабжения определен на 2018 год, а срок проектирования и строительства объектов внешнего водоснабжения определен на 2019-2021 годы. Указанные документы общедоступны, размещены на официальном сайте Администрации <адрес> в сети «Интернет». Однако административными истцами эти постановления, а также сроки строительства объектов инженерной инфраструктуры не оспаривались. Обратил внимание суда на то, что в указанных нормативно-правовых актах указаны причины, по которым изменены сроки строительства объектов инженерной инфраструктуры, в связи с чем, непонятно о каком бездействии административного ответчика идет речь. Администрацией <адрес> предприняты все меры к тому, чтобы отразить в названных постановлениях реальные сроки строительства объектов инженерной инфраструктуры. Считал, что уточненные исковые требования в части обязания включить в расходную часть местного бюджета на 2018 год соответствующие расходные обязательства не относятся и не могут относиться к рассматриваемому делу, поскольку распределение бюджетных денежных средств относится исключительно к полномочиям органа местного самоуправления, суд не может решать этот вопрос. Указал, что, в случае обращения административных истцов в Администрацию <адрес> по вопросу сроков строительства, им был бы дан ответ, со ссылкой на нормативно-правовые акты. Но, административные истцы в досудебном порядке к административному ответчику не обращались. Считал, что административными истцами не приведено доводов и доказательств бездействия Администрации <адрес>. Обратил внимание суда на то, что письмо заместителя главы Администрации <адрес>К., на которое ссылаются административные истцы, не является ни гарантийным письмом, ни договором, не порождает каких-либо обязательств. Просил суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В судебное заседание административный истец ФИО2, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась. До начала судебного заседания представила в суд заявление, в котором просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица МКУ «ДСиГР», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился.

В соответствии с требованиями ст. 150 КАС РФ, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, заслушав выступления лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Cогласно п.24 ст.1 ГрК РФ, система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

Исполнение обязанности граждан по подключению своих домов к сетям инженерно-технического обеспечения зависит от наличия таких сетей и точек подключения (технологического присоединения) к ним.

В силу ст.16 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.28 ЗК РФ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В <адрес> таким законом является Областной закон <адрес> от <дата>С «О регулировании земельных отношений в <адрес>» (далее - Областной закон), который устанавливает случаи и порядок бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории <адрес>, а также полномочия органов местного самоуправления городских округов по приобретению указанными гражданами соответствующих земельных участков.

Согласно ч.ч. 1,3 ст. 8.2. Областного закона, право на однократное бесплатное приобретение в собственность находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов строительства имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории <адрес> в течение не менее чем 5 лет, предшествующих дате подачи заявления о постановке на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность, имеющие трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающие с ними.

Указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи гражданам земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или создания крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки муниципальных образований в <адрес> в порядке, установленном статьей 8.3 настоящего Областного закона.

В соответствии с п.3 ч. 6.2. ст. 8.3. Областного закона, уполномоченный орган муниципального района, городского округа, поселения не позднее чем через шесть месяцев после получения согласия гражданина на получение в собственность земельного участка в указанном в пункте 6.1 настоящей статьи месте осуществляет проведение следующих работ по формированию земельного участка, а именно: определяет технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плату за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев предоставления земельных участков для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.

Приказом Минрегиона России от <дата> N 372 утверждены Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (далее - Методические рекомендации).

Cогласно п.2 Методических рекомендаций, их целью является оказание методической помощи субъектам Российской Федерации в целях единообразного нормативного правового регулирования случаев и порядка бесплатного предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков (далее - земельные участки), и практики предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления указанной категории граждан земельных участков, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

В соответствии с п.39 Методических рекомендаций, предполагается синхронизированное строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов с предоставлением многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства; до предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Системный анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что, при включении в рассматриваемый перечень земельных участков, правовым образом не установлена обязанность органов местного самоуправления по обеспечению соответствующих земельных участков объектами инфраструктуры, в том числе инженерной.

Вместе с тем, это обстоятельство не исключает действия органов местного самоуправления по принятию мер социальной поддержки льготной категории граждан, по достижению целей, предусмотренных Федеральным законом от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ЗК РФ и Областным законом.

При этом следует иметь ввиду, что Конституция Российской Федерации не гарантирует бесплатное предоставление земельных участков и определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли, что относится к компетенции федерального законодателя и законодателя субъекта Российской Федерации, которые располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении указанного вопроса.

Судом установлено и следует из материалов дела, что, ФИО2, как состоящей на учете граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории МО «<адрес>», порядковый номер очереди – 96, письмом заместителя главы Администрации <адрес>К. было предложено рассмотреть возможность приобретения в общую долевую собственность бесплатно земельного участка, общей площадью 600,00 кв.м., с кадастровым номером 61:55:0021905:116, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.14-15).

В качестве условий предоставления вышеназванного земельного участка, было указано, что постановлением Администрации города от <дата> утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Инфраструктурное обустройство в городе Новочеркасске земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей» (л.д.156-158), в соответствии с которым планируется осуществить проектирование и строительство объектов внешней инженерной инфраструктуры в 2015-2017 годах, в том числе: проектирование объектов внешнего водоснабжения – 2015 год; строительство объектов внешнего водоснабжения – 2015 год; подключение к сетям электроснабжения осуществляется в рамках договоров на технологическое подключение по мере поступления заявок от граждан, имеющих правоустанавливающие документы на земельный участок; проектирование объектов внешнего газоснабжения – 2015 год; строительство объектов внешнего газоснабжения – 2016 год; проектно-изыскательские работы на строительство подъездных автомобильных дорог - 2015 год; строительство подъездных автомобильных дорог – 2016-2017 годы.

ФИО2 выразила согласие на приобретение в 2014 году в общую долевую собственность бесплатно земельного участка, общей площадью 600,00 кв.м., кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, с учетом указанных в информационном сообщении условий обеспечения объектами инженерной инфраструктуры (л.д.14-15).

Право собственности на вышеназванный земельный участок зарегистрированы административными истцами, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от <дата>, выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (л.д.24-28, 95-102).

На основании постановления Администрации <адрес> от <дата>, административным истцам, как многодетной семье, в равных долях (по 1/5 доли) бесплатно был предоставлен в собственность земельный участок из земель населенных пунктов под земли для размещения индивидуального (одноквартирного) жилого дома без права содержания скота и птицы, площадью 600,00 кв.м., с кадастровым номером 61:55:0021905:1160, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается Актом приема-передачи земельного участка от <дата>, и сторонами по делу не оспаривалось (л.д.16-18, 21-23).

Постановлением Администрации <адрес> от <дата> «О внесении изменений в постановление Администрации города от <дата> «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Инфраструктурное обустройство в городе Новочеркасске земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей», в «дорожную карту» были внесены изменения в части обеспечения объектами инженерной инфраструктуры (л.д.159-162).

Постановлением Администрации <адрес> от <дата> «О внесении изменений в постановление Администрации города от <дата> «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Инфраструктурное обустройство в городе Новочеркасске земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей» внесены изменения в «дорожную карту», в соответствии с которыми планируется осуществить: проектирование и строительство объектов внешнего водоснабжения - 2016-2018 годы; проектирование и строительство объектов внешнего электроснабжения - 2016-2018 годы; проектирование объектов внешнего газоснабжения - 2016 год; строительство объектов внешнего газоснабжения – 2017 год; проектно-изыскательские работы на строительство подъездных автомобильных дорог - 2016 год; строительство подъездных автомобильных дорог – 2016-2017 годы (л.д.163-165).

Согласно постановлению Администрации <адрес> от <дата> «О внесении изменений в постановление Администрации города от <дата> «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Инфраструктурное обустройство в городе Новочеркасске земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей», срок проектирования и строительства объектов внешнего водоснабжения - 2019-2021 годы; проектирование и строительство объектов внешнего электроснабжения - 2018-2021 годы; строительство объектов внешнего газоснабжения – 2018 год; проектно-изыскательские работы на строительство подъездных автомобильных дорог - 2019 год; строительство подъездных автомобильных дорог – 2020-2021 годы (л.д.166-167).

В рамках выполнения мероприятий «дорожной карты» по обустройству объектами инженерной инфраструктуры земельных участков, в том числе земельного участка, принадлежащего административным истцам, МКУ «ДСиГР» был заключен муниципальный контракт от <дата> с ООО НПП «ВНИКО» о выполнении работ: «Проектной документации по объекту: «Строительство сетей водоснабжения к VIII и Х мкр. Восточного жилого района». Срок окончания работ установлен сторонами до <дата> (л.д.171-182).

Однако, в установленный договором срок, работы выполнены не были, так как подрядная организация находится в стадии банкротства, в связи с чем, МКУ «ДСиГР» обратилось в Арбитражный суд <адрес> с иском о взыскании с ООО НПП «ВНИКО» неустойки и штрафа (л.д.71-74, 183-189).

<дата> МКУ «ДСиГР» был заключен муниципальный контракт с ООО «Проектно-сметное бюро» о выполнении работ: «Проектной документации по объекту: «Строительство сетей газоснабжения к VIII и Х мкр. Восточного жилого района». Срок окончания работ установлен сторонами до <дата> (л.д.190-202).

Работы по муниципальному контракту ООО «Проектно-сметное бюро» были выполнены с нарушением срока, в связи с чем, МКУ «ДСиГР» обратилось в Арбитражный суд <адрес> с иском о взыскании с ООО «Проектно-сметное бюро» неустойки и штрафа (л.д.203-208).

Как следует из письма директора МКУ «ДСиГР» З..1.2.1 на от <дата>, начальнику юридического отдела Администрации <адрес>, вопрос выделения денежных средств на разработку проектной документации на строительство сетей водоснабжения в Восточном жилом районе будет рассмотрен после вынесения Арбитражным судом <адрес> решения по иску МКУ «ДСиГР» к ООО НПП «ВНИКО». Проектная документация ООО «Проектно-сметное бюро» разработана в полном объеме, имеется положительное заключение государственной экспертизы от <дата>. В целях реализации разработанной проектной документации, Администрацией <адрес> направлена заявка на включение в Программу газификации <адрес> на 2018 год (л.д.69-70, 85, 168-170).

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 9 ст. ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (п. 11 ст. 226 КАС РФ).

Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым бездействием и указать способ их восстановления.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Следовательно, для удовлетворения требования о признании решений, действий (бездействия), незаконными необходимо наличие двух условий: установление противоправности этих действий (бездействия), постановлений и установление факта нарушения прав заявителя или незаконного привлечения его к ответственности в результате таких действий (бездействия), постановлений.

Юридически значимым обстоятельством является не только установление нарушения закона, допущенное административным ответчиком, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав административного истца. Поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

В процессе рассмотрения дела установлено, что Администрацией <адрес> принимаются меры социальной поддержки льготной категории граждан.

Как указано представителем административного ответчика в судебном заседании, данный вопрос находится на особом контроле у Главы Администрации <адрес>.

В связи с чем, ведется постоянный контроль мероприятий, проводимых в рамках исполнения постановления Администрации города от <дата> «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Инфраструктурное обустройство в городе Новочеркасске земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей», при необходимости вносятся изменения.

Согласно последним изменениям, внесенным в «дорожную карту» постановлением Администрации <адрес> от <дата> «О внесении изменений в постановление Администрации города от <дата> «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Инфраструктурное обустройство в городе Новочеркасске земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей», срок проектирования и строительства объектов внешнего водоснабжения - 2019-2021 годы; срок проектирования и строительства объектов внешнего электроснабжения - 2018-2021 годы; срок строительства объектов внешнего газоснабжения – 2018 год; срок проектно-изыскательских работ на строительство подъездных автомобильных дорог - 2019 год; срок строительства подъездных автомобильных дорог – 2020-2021 годы.

Указанное постановление незаконным не признано и не отменено.

Таким образом, работы по обустройству объектами инженерной инфраструктуры земельных участков, проводятся административным ответчиком в установленные нормативно-правовыми актами сроки. В связи с чем, незаконного бездействия Администрации <адрес> по обстоятельствам, изложенным в административном исковом заявлении, не усматривается.

Само по себе необеспечение земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, при проведении определенной работы по достижению целей, указанных в ЗК РФ, Федеральном законе от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и Областном законе, не свидетельствует о наличии оснований для возложения на Администрацию города соответствующих обязанностей в судебном порядке.

Суд отклоняет доводы стороны истцов о том, что на основании письма заместителя главы Администрации <адрес>К. о предоставлении земельного участка ФИО2, Администрация <адрес> приняла на себя обязательство в 2015-2017 годах обеспечить спорный земельный коммуникациями, поскольку данное письмо носит характер информационного сообщения, на что прямо указано в тексте самого письма, не является гарантийным письмом, либо договором (л.д.14-15).

При этом, доказательств нарушения прав и законных интересов административных истцов, либо создание препятствий к их осуществлению, вопреки требованиям ст. 226 КАС РФ, административными истцами суду не представлено, в материалах настоящего административного дела не имеется.

Однако, административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления права, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом.

Решение об удовлетворении требований о признании незаконным бездействия административного ответчика в условиях невозможности фактического восстановления прав, лишено юридического смысла.

Исковые требования об обязании включить в расходную часть местного бюджета на 2018 год соответствующие расходные обязательства, не подлежат удовлетворению, поскольку, в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района относятся исключительно к вопросам местного значения муниципального района, которые суд не вправе предопределять.

При таком положении, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что в данном случае необходимая совокупность условий, при которых могут быть удовлетворены требования административных истцов, отсутствует, соответственно правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, действующих также в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Муниципальному образованию г. Новочеркасск, в лице Администрации г. Новочеркасска, заинтересованное лицо Муниципальное казенное учреждение «Департамент строительства и городского развития города Новочеркасска» о признании незаконным бездействия Администрации Муниципального образования г. Новочеркасск - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 23 октября 2017 года.

Судья О.А. Власова