ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3249/16 от 29.06.2016 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

адм. дело №2а-3249/16

строка 63

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«29» июня 2016 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Сахаровой Е.А.

при секретаре Мазиной Н. И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Байзакова ФИО7 к ГУ МВД России по <адрес> о признании действий ответчика, выразившихся в отказе от обработки персональных данных при предоставлении государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, незаконном хранении персональных данных и незаконном отказе от уничтожения персональных данных, неправомерными и создающими препятствия к осуществлению прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ и ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.5 Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28.01.1981г., ратифицированной РФ 19.12.2005г. №160-ФЗ, признании действий ответчика, выразившихся в отказе от обработки персональных данных при предоставлении государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, незаконном хранении персональных данных противоречащими ФЗ РФ «О полиции», возложении обязанности уничтожить обрабатываемые персональные данные в отношении Байзакова А.А., взыскании госпошлины в размере 300 руб.,

У С Т А Н О В И Л:

Байзаков А.А. обратился в суд с административным иском, указав, что в ДД.ММ.ГГГГ. обратился с заявлением к административному ответчику, в котором требовал удалить из базы данных Информационного центра ГУ МВД России по <адрес> информацию о его судимости «осужд. ДД.ММ.ГГГГ. Мичуринским г/с <адрес> по п. «а» ч. 3 ст.ст. 158 УК РФ к 6 мес. л/св. услов. с испыт. сроком на 6 мес.». ДД.ММ.ГГГГ г. в адрес административного истца поступил ответ, согласно которого ГУ МВД России по <адрес> указывает о том, что приказами МВД России не предусматривается удаление сведений о судимости, равно как и отражение в справке информации о погашении или снятии судимости. Указывая на нарушение его прав ГУ МВД России по <адрес> сообщением от ДД.ММ.ГГГГ., на противоречие абз. 1 п. 74.3 Административного регламента ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и на нарушение его прав как гражданина РФ, Байзаков А. А. просит суд признать действия ГУ МВД России по <адрес>, выразившиеся в отказе от обработки персональных данных при предоставлении государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, незаконном хранении персональных данных и незаконном отказе от уничтожения персональных данных, неправомерными и создающими препятствия к осуществлению прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ и ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.5 Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28.01.1981г., ратифицированной РФ 19.12.2005г. №160-ФЗ, признать действия ГУ МВД России по <адрес>, выразившиеся в отказе от обработки персональных данных при предоставлении государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, незаконном хранении персональных данных противоречащими ФЗ РФ «О полиции», обязать уничтожить обрабатываемые персональные данные в отношении Байзакова А.А., взыскать госпошлины в размере 300 руб.

Административный истец Байзаков А. А. иск поддержал, просил суд удовлетворить требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика ГУ МВД России по <адрес> по доверенности Пенькова И. Н. против удовлетворения иска возражала, поддержала ранее приобщенные к материалам дела возражения.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

При этом, административный истец является иностранным гражданином, так как не имеет гражданства Российской Федерации.

Согласно ст.4 иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом. Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.

Судом установлено, что Байзаков А.А. был осужден ДД.ММ.ГГГГ Мичуринским городским судом <адрес> по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ к 6 мес. лишения свободы условно с испытательным сроком на 6 мес. Указанные обстоятельства административным истцом не оспариваются.

При обращении в ГУ МВД России по <адрес> Байзакову А.А. ДД.ММ.ГГГГ. была выдана справка о наличии (отсутствие) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, в которой имеются сведения о судимости Байзакова А. А. на территории РФ «осужд. ДД.ММ.ГГГГ Мичуринским г/с <адрес> по п. «а» ч. 3 ст.ст. 158 УК РФ к 6 мес. л/св. услов. с испыт. сроком на 6 мес.».

На обращение в 2016г. Байзакова А.А. к ГУ МВД России по <адрес> с заявлением об удалении из базы данных Информационного центра ГУ МВД России по <адрес> информации о его судимости «осужд. ДД.ММ.ГГГГ. Мичуринским г/с <адрес> по п. «а» ч. 3 ст.ст. 158 УК РФ к 6 мес. л/св. услов. с испыт. сроком на 6 мес.», Информационным центром ГУ МВД России по <адрес> был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого информация о наличии судимости в отношении Байзакова А. А. хранится в базах данных Информационного центра УМВД России по <адрес>. Указанным сообщением Байзакову А. А. было разъяснено, что информация о судимости на предмет ее погашения или снятия, а также отражение этих данных в справке о наличии (отсутствии) судимости Административным регламентом не предусмотрено.

Согласно п.п. 1, 5 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 г. №248, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел является полиция, которая имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах, формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 4, части 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 г. «О полиции» полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, и вносить в банки данных информацию о лицах, осужденных за совершение преступления.

Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных, и выражается в предоставлении информации о судимости по заявлению каждого обратившегося за ней лица.

Так, в соответствии с п.п. 40, 41 Приказа Генпрокуратуры РФ N 39, МВД РФ N 1070, МЧС РФ N 1021, Минюста РФ N 253, ФСБ РФ N 780, Минэкономразвития РФ N 353, ФСКН РФ N 399 от 29.12.2005 г. «О едином учете преступлений» учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом) либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения.

Основаниями учета лица, совершившего преступление являются: обвинительное заключение (акт), обвинительный приговор по делу частного обвинения, вступивший в законную силу; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (по нереабилитирующим основаниям), постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям).

Согласно приведенным нормам учетная запись в базу информационного центра ГУ МВД России по <адрес> о судимости в отношении Байзакова А. А. была внесена на основании вступившего в законную силу приговора суда.

Вопрос о предоставлении такой информации урегулирован действующим законодательством.

Ч.2 ст.4 Федерального закона «О персональных данных» устанавливает, что на основании и во исполнение федеральных законов государственные органы в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты, нормативные акты, правовые акты по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных.

В соответствии со ст.12 Федерального закона «Об организации предоставления государственных услуг и муниципальных услуг» и п. 4 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 г. №373 МВД России, МВД РФ Приказом от 07.11.2011 г. №1121 утвердило Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (далее по тексту Административный регламент).

В соответствии с п.15 Административного регламента непосредственное предоставление государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости на территории Российской Федерации осуществляется ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ.

Результатом предоставления государственной услуги является получение заявителем справки о наличии (отсутствии) судимости (в том числе погашенной и снятой) и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, либо письма об отказе в выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости (п. 17 Административного регламента).

При этом названным Административным регламентом установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги (пункты 24 - 26), и исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги (пункты 27 - 27.4).

В период с 2000 года формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов (далее - централизованные учеты) осуществлялся в соответствии с требованиями приказа МВД России от 12.07.2000г. дсп, от ДД.ММ.ГГГГдсп. В настоящее время ведение централизованных учетов осуществляется на основании приказа МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Министра обороны Российской Федерации, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России, ФТС России, ФМС России, ГФС России, Следственного комитета Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГдсп///1адсп// //////.

Никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривается, что эти требования закона соблюдены как в части внесения информации о судимости, так и в части предоставления указанной информации.

Согласно п.п. 73, 74.3 Административного регламента после проведения проверок и получения сведений в отношении заявителя из оперативно-справочных учетов ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ должностным лицом, уполномоченным на оформление справки о наличии (отсутствии) судимости, на номерном бланке оформляется справка о наличии (отсутствии) судимости (приложение N 6). В графе "имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе имевшейся ранее) на территории Российской Федерации" при наличии сведений об имеющейся и имевшейся ранее судимости указываются: дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которым лицо было осуждено, срок и вид наказания, дата и основание освобождения, основания снятия судимости. При отсутствии сведений об освобождении указывается: "Сведений об освобождении не имеется".

В данном случае сведения о наличии судимости вносились Информационным центром УМВД России по <адрес>. Проанализировав изложенное, суд приходит к выводу, что представленная в материалы дела справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования в отношении Байзакова А.А. предоставлена в соответствии с требованиями Административного регламента, из которого не следует обязанности, в том числе, Информационного центра по внесению сведений о погашении судимости в соответствии с положениями ст.86 УК РФ. Кроме того, на законодательном уровне отсутствует возможность исключения из базы данных Информационного центра сведений о наличии судимости того или иного лица, при наличии приговора суда. Суд полагает, что наличие в вышеупомянутой справке информации об имевшейся судимости само по себе не влечет неблагоприятных последствий для Байзакова А.А., поскольку МВД России осуществляет лишь обработку персональных данных в виде совершения действий по предоставлению имеющейся в банке данных информации о факте судимости и не принимает никаких решений, в том числе и о допуске к выбираемой гражданином деятельности, непосредственно определяющее правовые последствия, связанные с наличием такого факта, в связи с чем, ссылки Байзакова А.А. на отсутствие возможности трудиться по выбранной профессии являются необоснованными.

Применительно к заявленным Байзаковым А.А. требованиям, услуга на основании представленного Байзаковым А.А. заявления, ГУ МВД России по <адрес> была предоставлена надлежащим образом в соответствии с Административным регламентом, в связи с чем, у суда отсутствуют основания в удовлетворении требований Байзакова А.А. в полном объеме, при том, что ссылки Байзакова А.А. на нарушение его прав, регламентированных ч. 1 ст. 23, ст. 37, ст. 18, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 5 Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28.01.1981г., ратифицированной РФ 19.12.2005г. №160-ФЗ, являются необоснованными, права истца, перечисленные в вышеуказанных статьях, действиями ГУ МВД России по <адрес> не затрагиваются применительно к заявленным Байзаковым А.А. требованиям.

Также суд считает необходимым указать, что согласно имеющегося в материалах дела паспорта Байзаков А.А. является гражданином <адрес>, гражданства РФ не имеет.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Из данной статьи в ее взаимосвязи со статьей 17 (часть 2) и другими статьями Конституции Российской Федерации, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Российской Федерации, то есть возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами. Как по буквальному смыслу статей 22 и 46 Конституции Российской Федерации (с учетом употребления в них терминов "каждый" и "лицо"), так и по смыслу, вытекающему из взаимосвязи этих статей с другими положениями главы 2 "Права и свободы человека и гражданина" Конституции Российской Федерации, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права, право на свободу и личную неприкосновенность и право на судебную защиту являются личными неотчуждаемыми правами каждого человека, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства, и, следовательно, должны гарантироваться иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 N 6-П "По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года "О правовом положении иностранных граждан в СССР" в связи с жалобой ФИО2").

Следовательно, Байзакову А.А. как гражданину иностранного государства, Конституцией РФ на территории РФ гарантируется право на судебную защиту. Право на судебную защиту им было реализовано путем подачи настоящего административного иска в соответствии с положениями КАС РФ, в котором содержатся ссылки на противоречие п. 74.3 Административного регламента ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, что предметом рассмотрения настоящего дела не являлось, более того относится к компетенции Конституционного суда РФ согласно ст. 125 Конституции РФ.

Поскольку Байзакову А. А. отказано в удовлетворении административного иска в полном объеме, суд не находит оснований и для взыскания расходов по оплате госпошлины в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. 227, главой 15 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Байзакова ФИО9 к ГУ МВД России по <адрес> о признании действий ответчика, выразившихся в отказе от обработки персональных данных при предоставлении государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, незаконном хранении персональных данных и незаконном отказе от уничтожения персональных данных, неправомерными и создающими препятствия к осуществлению прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ и ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.5 Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28.01.1981г., ратифицированной РФ 19.12.2005г. №160-ФЗ, признании действий ответчика, выразившихся в отказе от обработки персональных данных при предоставлении государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, незаконном хранении персональных данных противоречащими ФЗ РФ «О полиции», возложении обязанности уничтожить обрабатываемые персональные данные в отношении Байзакова А.А., взыскании госпошлины в размере 300 руб. отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: