ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-324/2016 от 20.07.2016 Селивановского районного суда (Владимирская область)

Дело № 2а-324/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пос. Красная Горбатка 20 июля 2016 года

Селивановский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Яшиной Л.А.

при секретаре Макаровой А.Ф.

с участием помощника прокурора Селивановского района Зюбиной Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Селивановского района Владимирской области к Совету народных депутатов муниципального образования сельское поселение Волосатовское Селивановского района Владимирской области о признании незаконным бездействия при рассмотрении протеста на решение Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение Волосатовское № 47 от 18.11.2009 года,

у с т а н о в и л:

прокурор Селивановского района Владимирской области обратился в Селивановский районный суд Владимирской области с административным исковым заявлением к Совету народных депутатов администрации Селивановского района Владимирской области, в котором просил признать незаконным бездействие Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение Волосатовское Селивановского района Владимирской области по нерассмотрению на ближайшем заседании протеста прокурора Селивановского района на решение Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение Волосатовское № 47 от 18 ноября 2009 года «Об обеспечении доступа к информации Совета народных депутатов, администрации муниципального образования сельское поселение Волосатовское», а также обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения, приняв исчерпывающие меры к правильному и своевременному рассмотрению протеста прокурора Селивановского района на решение Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение Волосатовское № 47 от 18 ноября 2009 года «Об обеспечении доступа к информации Совета народных депутатов, администрации муниципального образования сельское поселение Волосатовское». В обоснование административного иска указано, что прокуратурой Селивановского района проведена проверка на соответствие законодательству РФ решения Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение Волосатовское № 47 от 18 ноября 2009 года «Об обеспечении доступа к информации Совета народных депутатов, администрации муниципального образования сельское поселение Волосатовское», (далее Решение), в ходе которой установлено, что отдельные положения данного документа противоречат требованиям федерального законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, а также содержат коррупциогенные факторы.

В Решении вопреки требованиям федерального законодательства не регламентированы возможность ограничения доступа к информации и перечень информации ограниченного доступа, что в соответствии с п.п. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, является коррупционным фактором, а именно - предусматривает широту дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения.

Кроме того, пунктом 7.2 Решения установлено, что рассмотрение запросов осуществляется в порядке и сроки, установленные ст. 18 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". В то же время, порядок предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предусмотрен ст. 19 данного Федерального закона, однако данные вопросы Решением не регламентированы. Отсутствие установленного порядка в силу п.п. «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, относится к коррупциогенному фактору, а именно предусматривает отсутствие или неполноту административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.

Прокуратурой Селивановского района на выявленные нарушения ДД.ММ.ГГГГ внесен протест в Совет народных депутатов муниципального образования сельское поселение Волосатовское, который подлежал обязательному рассмотрению на ближайшем заседании.

Из ответа муниципального образования сельское поселение Волосатовское от ДД.ММ.ГГГГ известно, что ближайшее заседание Совет народных депутатов муниципального образования сельское поселение Волосатовское после получение протеста прокурора района состоялось ДД.ММ.ГГГГ. В ближайшее заседание протест рассмотрен не был.

Определением Селивановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ административное дело по данному иску в части возложения на Совет народных депутатов МО СП Волосатовское обязанности устранить допущенные нарушения производством прекращено ввиду отказа прокурора Селивановского района от административного иска в данной части.

В судебном заседании помощник прокурора Селивановского района Зюбина Д.А. поддержала требования, заявленные в административном исковом заявлении, просила признать незаконным бездействие Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение Волосатовское Селивановского района Владимирской области по нерассмотрению на ближайшем заседании протеста прокурора Селивановского района на решение Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение Волосатовское № 47 от 18 ноября 2009 года «Об обеспечении доступа к информации Совета народных депутатов, администрации муниципального образования сельское поселение Волосатовское».

Представитель административного ответчика - Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным, просил рассмотреть дело в его отсутствие, а также представил заявление о признании исковых требований прокурора Селивановского района в соответствии со ст. 46 КАС РФ.

Выслушав помощника прокурора Селивановского района Зюбину Д.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 4 статьи 218 КАС РФ установлено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно п. 3 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона.

Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено право прокурора принести протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании.

В материалах дела имеется протест прокурора Селивановского района на решение Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение Волосатовское № 47 от 18 ноября 2009 года «Об обеспечении доступа к информации Совета народных депутатов, администрации муниципального образования сельское поселение Волосатовское», вынесенный по результатам проверки данного Решения на соответствие законодательству. В протесте указано, что в Решении вопреки требованиям федерального законодательства не регламентированы возможность ограничения доступа к информации и перечень информации ограниченного доступа, что в соответствии с п.п. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, является коррупционным фактором, а именно предусматривает широту дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения. Кроме того, п.7.2 Решения установлено, что рассмотрение запросов осуществляется в порядке и сроки, установленные ст. 18 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". В то же время, порядок предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу предусмотрен ст. 19 данного Федерального закона, однако данные вопросы Решением не регламентированы. Отсутствие установленного порядка в силу п.п. «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, относится к коррупциогенному фактору, а именно предусматривает отсутствие или неполноту административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка. В протесте заявлено требование о приведении решения Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение Волосатовское № 47 от 18 ноября 2009 года «Об обеспечении доступа к информации Совета народных депутатов, администрации муниципального образования сельское поселение Волосатовское» в соответствие с требованиями федерального законодательства.

Данный протест отправлен в орган местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выкопировкой из книги учета документов, отравленных с нарочным.

На момент рассмотрения настоящего административного дела Советом народных депутатов муниципального образования сельское поселение Волосатовское рассмотрен протест прокурора Селивановского района, утверждено Положение о порядке организации доступа к информации о деятельности Совета народных депутатов, администрации муниципального образования сельское поселение Волосатовское», то есть, устранены допущенные нарушения законодательства.

В протесте прокурора Селивановского района указано о необходимости сообщения о результатах рассмотрения протеста, однако до подачи административного искового заявления - ДД.ММ.ГГГГ - в прокуратуре Селивановского района сведения о данных результатах отсутствовали, административным ответчиком представлены документы, подтверждающие рассмотрении протеста, только при проведении подготовки по административному делу ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства дают основания полагать, что со стороны административного ответчика имело место бездействие в виде нерассмотрения протеста прокурора Селивановского района на ближайшем заседании, в связи с чем суд приходит к выводу об обоснованности требования прокурора Селивановского района признать бездействие Совета народных депутатов МОСП Волосатовское незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление прокурора Селивановского района Владимирской области к Совету народных депутатов муниципального образования сельское поселение Волосатовское Селивановского района Владимирской области о признании незаконным бездействия при рассмотрении протеста на решение Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение Волосатовское № 47 от 18 ноября 2009 года «Об обеспечении доступа к информации Совета народных депутатов, администрации муниципального образования сельское поселение Волосатовское» удовлетворить.

Признать бездействие Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение Волосатовское Селивановского района Владимирской области по нерассмотрению протеста прокурора Селивановского района на решение Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение Волосатовское № 47 от 18 ноября 2009 года «Об обеспечении доступа к информации Совета народных депутатов, администрации муниципального образования сельское поселение Волосатовское» на ближайшем заседании незаконным.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Селивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 25 июля 2016 года.

Председательствующий Л.А. Яшина