РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 января 2017 года г. Иркутск
Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Латыпова Р.Р., при секретаре Янышевой С.Н.,
с участием лиц, участвующих в деле: представителя административного истца Л.В.В., представителя административного ответчика М.О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-324/2017 по административному исковому заявлению А.А.А. к Управлению Росреестра по Иркутской области о признании решения незаконным, устранении нарушений прав,
УСТАНОВИЛ:
В Свердловский районный суд г. Иркутска обратился А.А.А. с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Иркутской области о признании решения незаконным, устранении нарушений прав.
В основание административного иска административный истец указал, что <Дата обезличена>А.А.А. обратился в Управление Росреестра по Иркутской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, в порядке ст. 25.3 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту – Федеральный закон «О государственной регистрации прав»).
<Дата обезличена> в адрес А.А.А. направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав до <Дата обезличена> в связи с направлением запроса в отдел выдачи разрешительной документации Департамента реализации градостроительной политики Администрации г. Иркутска, поскольку у государственного регистратора возникли сомнения, что объект, на который подлежит регистрации право, может быть зарегистрирован в упрощенном порядке как объект вспомогательного назначения.
Решение о приостановлении регистрации А.А.А. полагает необоснованным, поскольку объект расположен на земельном участке с разрешенным видом использования под индивидуальное строительство жилого дома, в связи с чем основным строением является жилой дом, все иные объекты являются вспомогательными (гаражи, бани, теплицы, сараи и т.д.).
Кроме того, сотрудники отдела выдачи разрешительной документации Департамента реализации градостроительной политики Администрации г. Иркутска, которому направлен запрос о необходимости установления вопроса является ли строение вспомогательным, не обладают специальными познаниями для предоставления указанных сведений.
Незаконным приостановлением регистрации права собственности на вспомогательный объект, расположенный на земельной участке, принадлежащем А.А.А., нарушены права и законные интересы административного истца как собственника недвижимого имущества.
В связи с чем административный истец просит суд признать незаконным решение Управления Росреестра по Иркутской области от <Дата обезличена><Номер обезличен>; возложить на Управление Росреестра по Иркутской области обязанность устранить нарушение прав и законных интересов А.А.А. или препятствий к их осуществлению.
Административный истец А.А.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом в соответствии со ст.150 КАС РФ, просит о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие административного истца в соответствии со ст.150 КАС РФ, поскольку его явка в судебное заседание не признана судом обязательной.
В судебном заседании представитель административного истца Л.В.В., действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал в полном объеме, повторив доводы, указанные в административном иске.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Иркутской области М.О.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просит в их удовлетворении отказать полностью, представив возражения на иск, в которых указала, что право на приостановление регистрации в связи с сомнениями предоставлено государственному регистратору п.1 ст.19 Федерального закона «О государственной регистрации прав». В связи с возникшими сомнениями регистратором приняты меры по получению дополнительных сведений относительно объекта, на которое просил зарегистрировать право административный истец.
Кроме того, приостановление государственной регистрации было до <Дата обезличена>, само по себе решение о приостановлении регистрации не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку является промежуточным этапом в процедуре регистрации.
Решением от <Дата обезличена>А.А.А. отказано в государственной регистрации права собственности, в связи с чем в настоящее время отсутствует предмет обжалования.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.17 Конституции Российский Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
На основании ст.18 Конституции Российский Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу ст. 35 Конституции Российский Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица (лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд, рассмотрев административные исковые требования, проверив в соответствии с ч.ч. 8, 9 ст.226 КАС РФ доводы и возражения лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к следующему выводу.
Административный истец обратился в суд с настоящим административным иском <Дата обезличена>, что подтверждается штампом личного приема граждан, после получения уведомления о приостановлении государственной регистрации права от <Дата обезличена> и оспаривании решения в порядке подчиненности, то есть в пределах срока, установленного ч.1 ст.219 КАС РФ.
Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу требований п. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю (пункт 1 статьи 302) на праве собственности с момента такой регистрации, за исключением предусмотренных статьей 302 настоящего Кодекса случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав» (здесь и далее по тексту - в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В ходе судебного разбирательства установлено, что <Дата обезличена>А.А.А. обратился в Управление Росреестра по Иркутской области с заявлением о регистрации права собственности в порядке, предусмотренном ст.25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав», на объект недвижимости - нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, площадью .... кв.м., предоставив для регистрации декларацию об объекте недвижимости – нежилом бетонном двухэтажном здании, общей площадью .... кв.м., <Дата обезличена> года постройки, расположенном на земельном участке, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью .... кв.м., принадлежащем ему на праве собственности.
В соответствии с пп.3 п.17 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Согласно п.10 ст.4 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
<Дата обезличена> в связи с возникшими сомнениями у государственного регистратора при проведении правовой экспертизы относительно статуса данного объекта, а именно: является ли объект объектом недвижимости, является ли данный объект основным или объектом вспомогательного использования, требуется ли разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в рамках предоставленных полномочий им направлены запросы в отдел выдачи разрешительной документации Департамента реализации градостроительной политики Комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска и в Службу государственного строительного надзора Иркутской области.
В связи с не получением ответов на направленные запросы <Дата обезличена> Управлением Росреестра по Иркутской области принято решение о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество <Номер обезличен>, о чем сообщено А.А.А. путем направления уведомления.
Суд, рассмотрев административные исковые требования о признании решения незаконным, полагает их не подлежащими удовлетворению, поскольку данное решение является законным, принятым уполномоченным лицом в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с п. 1, 2, 3 ст.25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав» основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Согласно п.п. 1, 2, 2.1 ст. 19 Федерального закона «О государственной регистрации прав» государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.
В указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц.
Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.1 и 3 настоящей статьи.
В случае непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, государственная регистрация прав приостанавливается на срок до устранения причин, ей препятствующих, но не более чем на один месяц.
В силу пп. 12 п. 110, п. 111 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 09.12.2014 №789, заявитель вправе по собственной инициативе представить следующие документы: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в том числе на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома или иного объекта недвижимости, в состав которого входит объект долевого строительства, выданное федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство (оригинал и копия).
В случае если заявителем по собственной инициативе не представлены документы, указанные в пункте 110 Административного регламента, такие документы или необходимые сведения, содержащиеся в таких документах, запрашиваются органом, осуществляющим регистрацию прав, в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ (в распоряжении которых находится такой документ).
Таким образом, анализ указанных требований закона показывает, что решение о приостановлении регистрации права вынесено в рамках предоставленных государственному регистратору полномочий на основании ст. 19 Федерального закона «О государственной регистрации прав», в связи с чем нарушение закона в данной части не установлено, довод административного истца не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, поскольку приостановление государственной регистрации является правом государственного регистратора при наличии оснований и в пределах срока, установленных законом.
Суд, проверив доводы административного истца о нарушении оспариваемым решением его прав, свобод и законных интересов, полагает их необоснованными, не нашедшими своего подтверждения, поскольку решение о приостановлении регистрации права не является итоговым при рассмотрении заявления о регистрации права собственности на объект недвижимости, оспариваемым решением государственная регистрация права приостановлена на один месяц (с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>) в соответствии с требованиями закона, при этом, на момент рассмотрения дела срок для приостановления регистрации истек, решением Управления Росреестра по Иркутской области от <Дата обезличена><Номер обезличен>А.А.А. отказано в регистрации права собственности на объект недвижимости по адресу: <адрес обезличен>, которое он вправе оспорить в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.
Таким образом, учитывая требования ст.ст. 17, 18, 35 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 4, 62, 218, 219, 226, 227 КАС РФ, ст. 2, 19, 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав», пп.12 п.110, п.111 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 09.12.2014 № 789, оценивая представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства не нашел своего подтверждения факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, поскольку решение о приостановлении государственной регистрация права собственности принято Управлением Росреестра по Иркутской области в соответствии с требованиями ст.ст.19, 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав», доводы о нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца в ходе судебного разбирательства не нашли своего подтверждения, в связи с чем административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований А.А.А. к Управлению Росреестра по Иркутской области о признании решения незаконным, устранении нарушений прав отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, которое будет изготовлено 18 января 2017 года.
Председательствующий: Латыпов Р.Р.