***а-38/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Навашино 29 января 2018 года
Навашинский районный суд Нижегородской области
в составе председательствующего судьи Захаровой Л.А.,
при секретаре Козлове И.С., рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению Нижегородской области «Управление социальной защиты населения городского округа Навашинский» об оспаривании решения Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения городского округа Навашинский» об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка, обязании повторно рассмотреть заявление истца о назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребёнка, оспаривании решения комиссии по решению спорных вопросов по предоставлению мер социальной поддержки Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения городского округа Навашинский» о признании недействительным удостоверения многодетной семьи,
при участии: административного истца ФИО1, ее представителя – адвоката Данилин Н.С., представившего удостоверение *** и ордер ***,
директора Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения городского округа Навашинский» П.М.Л.,
заинтересованного лица ФИО3,
У С Т А Н О В И Л:
в Навашинский районный суд Нижегородской области обратиласьФИО1 с административным иском к Государственному казенному учреждению Нижегородской области «Управление социальной защиты населения городского округа Навашинский», которым просит:
признать незаконным решение Государственного казённого учреждения Нижегородской области Управление социальной защиты населения городского округа Навашинский от 17.08.2017г. об отказе в назначении Истцу ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребёнка;
обязать Государственное казённое учреждение Нижегородской области Управление социальной защиты населения городского округа Навашинский повторно рассмотреть заявление истца о назначении ей ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребёнка;
признать незаконным решение комиссии по решению спорных вопросов по предоставлению мер социальной поддержки Государственного казённого учреждения Нижегородской области Управление социальной защиты населения городского округа Навашинский от 17.08.2017г о признании недействительным удостоверения многодетной семьи №514 от 16.11.2015г.
В обоснование своих требований административным истцом указано следующее:
В обоснование решения об отказе в осуществлении вышеуказанной выплаты Ответчиком указывается решение Навашинского районного суда от 30.01.2017г., вступившее в законную силу 18.04.2017г., которым определено местопроживание несовершеннолетних старших детей: С.А.С. и С.Э.С. с другим родителем (отцом детей) и на Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты, утверждённое постановлением Правительства Нижегородской области от 27.06.2012г. №374, в частности на п. 2, которым определено, что право на ежемесячную денежную выплату имеют матери либо отцы, фактически осуществляющие уход за третьим или последующим ребёнком, родившимся после 31.12.2012 года.
Далее указано, что в соответствии с пунктом 9.1 Положения, ежемесячная денежная выплата не назначается, если родители лишены родительских прав в отношении ребёнка (детей), учитываемого (учитываемых) при определении права на ежемесячную денежную выплату, либо место жительства ребёнка (детей), учитываемого (учитываемых) при определении права на ежемесячную денежную выплату, определено с другим родителем (усыновителем) судом (соглашением родителей).
По мнению Истца, Ответчик неверно трактует Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты утверждённом постановлением Правительства Нижегородской области от 27.06.2012г. №374, в связи с тем, что на содержание старших дочерей Истцом выплачиваются денежные средства на их содержание (алименты), что позволяет говорить об их содержании и воспитании Истцом, младший же ребёнок Истца, именно в связи с рождением которого и производится назначение выплаты - проживает, воспитывается и материально содержится непосредственно Истцом.
Основанием для признания недействительным удостоверения многодетной семьи № 514 от 16.11.2015г., явилось решение комиссии по спорным вопросам Государственного казённого учреждения Нижегородской области Управление социальной защиты населения городского округа Навашинский № 1 от 17.08.2017г.
В качестве основания решения комиссии о признания недействительным удостоверения многодетной семьи № 514 от 16.11.2015 г. Ответчиком делаются ссылки на п. 1.2; п.2.3.2.5 Порядка выдачи удостоверений многодетной семьи Нижегородской области, утверждённого приказом Министерства Социальной Политики Нижегородской области от 13.07.2010г. № 316; Положение о комиссии по решению спорных вопросов по предоставлению мер социальной поддержки, утверждённое приказом директора ГКУ НО «УСЗН Навашинского района» от 29.12.2016г. №41-ОД.
По мнению Ответчика, обстоятельством, послужившим основанием для признания удостоверения многодетной семьи № 514 от 16.11.2015 г. недействительным является то, что решением Навашинского районного суда от 30.01.2017г. определено проживание старших детей: С.А.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и С.Э.С. 2003г.р.с её бывшим мужем ФИО3.
Перечень оснований для отказа в выдаче либо признании недействительным удостоверения многодетной семьи является исчерпывающим и установлен п. 2.3.2.1. Порядка выдачи удостоверений многодетной семьи Нижегородской области, утверждённого приказом Министерства Социальной Политики Нижегородской области от 13.07.2010г. № 316, (на него и ссылается Ответчик) к таковым относятся исключительно лишь отсутствие оснований, необходимых для отнесения заявителя к категории получателя удостоверения, в соответствии со статьёй 1 Закона Нижегородской области от 28 декабря 2004 года № 158-3 "О мерах социальной поддержки многодетных семей".
В судебное заседание административный истец ФИО1 и ее представитель – адвокат Данилин Н.С. поддержали административный иск, просили его удовлетворить.
Представитель административного ответчика, директор Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения городского округа Навашинский» П.М.Л. административный иск не признал, просит в его удовлетворении отказать.
Заинтересованное лицо ФИО3 не согласился с административным иском.
Заинтересованное лицо Министерство социальной политики Нижегородской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд своего представителя не направили, представив суду отзыв на административный иск, где содержится позиция о несогласии с доводами и требованиями административного истца, считая оспариваемые решения административного ответчика законными.
Заинтересованное лицо ФИО4, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился и не просил об отложении разбирательства дела.
При указанных обстоятельствах, суд рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, доводы участвующих лиц, суд приходит к следующему.
Статьями 7, 38 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 7 и 38).
В Нижегородской области принят Закон Нижегородской области от 28.12.2004 N 158-З "О мерах социальной поддержки многодетных семей", который устанавливает адресную систему мер социальной поддержки многодетных семей в Нижегородской области в целях улучшения их положения и обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 27 июня 2012 г. № 3741 утверждено прилагаемое Положение о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, установлена ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет на 2017 год в размере 8503 рубля.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Граждане могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица.
Из материалов дела следует, органами социальной защиты населения семья ФИО1 и ФИО4 признана многодетной, поскольку имеет троих несовершеннолетних детей: С.А.С., ../../....г. года рождения, С.Э.С., ../../....г. года рождения, Р.М.Д., ../../....г. года рождения, о чем им ../../....г. выдано удостоверение *** сроком действия с ../../....г. по ../../....г..
17 августа 2017 года письмом от 17.08.2017 г. № 1271 директор Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения городского округа Навашинский» П.М.Л. сообщил ФИО1 о том, что по ее заявлению на меры социальной поддержки ей отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка до достижения ребенком возраста трех лет, поскольку решением Навашинского районного суда от 30.01.2017г., вступившим в законную силу 18.04.2017г., определено место проживание несовершеннолетних старших детей, С.А.С. и С.Э.С., с другим родителем (отцом детей)
Критерием правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, оспаривающих решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иных государственных органов, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, является характер правоотношений, который предопределяется не только участием в них в качестве одного из субъектов таких органов, но и тем, что участники таких правоотношений не обладают равенством и один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом избранная лицом форма обращения в суд (подача административного искового заявления или искового заявления) не является определяющей для возбуждения гражданского или административного судопроизводства.
В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу ч. 1 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Например, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав.
Таким образом, спор о признании незаконным решения Государственного казённого учреждения Нижегородской области Управление социальной защиты населения городского округа Навашинский от 17.08.2017г. об отказе в назначении Истцу ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребёнка, обязании Государственного казённого учреждения Нижегородской области Управление социальной защиты населения городского округа Навашинский повторно рассмотреть заявление истца о назначении ей ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребёнка подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что в данном случае имеет место спор о праве, который не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку рассматривается и разрешается в порядке гражданского судопроизводства.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского судопроизводства.
Исходя из положений п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ.
Поскольку по настоящему делу административный истец обратился в суд с административным иском в порядке, предусмотренном КАС РФ, дело было принято к производству суда, административный иск в указанной части подлежит прекращению производством по основаниям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ.
Рассматривая административный иск в части оспаривания решения комиссии по решению спорных вопросов по предоставлению мер ФИО2 поддержки Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения городского округа Навашинский» о признании недействительным удостоверения многодетной семьи, суд приходит к следующему.
В целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен Указом Президента РФ № 431 от 5 мая 1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» постановлено Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.
В соответствии с данным указом органы исполнительной власти субъектов России самостоятельно устанавливают, какие семьи являются многодетными. При этом понятие «многодетная семья» определяется ими с учетом национальных и культурных особенностей социально-экономического и демографического развития того или иного региона.
Согласно ч. 1 статьи 1 Закона Нижегородской области от 28 декабря 2004 года № 158-3 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» многодетной семьей признается семья, имеющая на содержании и воспитании троих и более детей в возрасте до 18 лет.
При этом на основании ч. 3 той же статьи Закона его действие не распространяется на многодетные семьи, если в семье остается на содержании менее трех детей в силу того, что:
1) ребенок (дети) находится на полном государственном обеспечении в образовательной организации, либо в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо в организации, осуществляющей стационарное социальное обслуживание в Нижегородской области, за исключением случаев временного выбытия ребенка (детей) на период оздоровления (реабилитации);
2) родители ограничены в правах (лишены родительских прав) в отношении одного ребенка или нескольких детей;
3) ребенок (дети) является или признан в установленном порядке дееспособным (эмансипированным);
4) ребенок (дети) отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Указанный перечень оснований, в силу которых действие Закона не распространяется, исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2004 года № 303 «О порядке реализации Закона Нижегородской области от 28 декабря 2004 года № 158-З «О мерах социальной поддержки многодетных семей», а также в целях оптимизации деятельности министерства социальной политики Нижегородской области и государственных казенных учреждений Нижегородской области Управление социальной защиты населения Приказом Министерства социальной политики Нижегородской области от 13 июля 2010 года № 316 утвержден порядок выдачи удостоверений многодетной семьи Нижегородской области.
Согласно п. 1.2. утвержденного Порядка, удостоверение многодетной семьи Нижегородской области (далее - удостоверение) выдается семьям граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе и беженцев, при наличии регистрации по месту жительства на территории Нижегородской области либо регистрации по месту пребывания на территории Нижегородской области при отсутствии регистрации по месту жительства (далее - по месту жительства (пребывания)):
- на обоих супругов (выдается одно удостоверение), имеющим на содержании и воспитании троих и более детей в возрасте до 18 лет,
- на одного из родителей, у которого на содержании и воспитании находятся трое и более детей в возрасте до 18 лет (при отсутствии государственной регистрации заключения брака; если брак родителей расторгнут; в случае смерти второго родителя).
Как указано выше семья ФИО1 и ФИО4 признана многодетной, поскольку имеет троих несовершеннолетних детей: С.А.С., С.Э.С., Р.М.Д., о чем им ../../....г. выдано удостоверение *** сроком действия с ../../....г. по ../../....г..
Решением Навашинского районного суда Нижегородской области от 30 января 2017 года, вступившим в законную силу 18 апреля 2017 года, постановлено определить место жительства несовершеннолетних детей С.А.С., ../../....г. г.р., и С.Э.С., ../../....г., с отцом ФИО3, ../../....г. г.р., по адресу: **************А.
До настоящего времени местом регистрации несовершеннолетних детей С.А.С. и С.Э.С. является место регистрации матери по адресу: *******.
Решением комиссии по решению спорных вопросов по предоставлению мер социальной поддержки Государственного казённого учреждения Нижегородской области Управление социальной защиты населения городского округа Навашинский от 17.08.2017г удостоверение многодетной семьи №514 от 16.11.2015г. признано недействительным, соответствующая информация направлена в отдел приема, назначения и выплат социальных пособий и компенсаций для приостановки социальных выплат как многодетной семье.
Этим же решением комиссии по решению спорных вопросов по предоставлению мер социальной поддержки постановлено вписать в уже выданное удостоверение многодетной семьи С. детей от первого брака мужа ФИО3: С.А.С. и С.Э.С.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 80 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, при этом порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке (пункт 2 статьи 80 СК РФ).
Основные положения по осуществлению родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, закреплены в ст. 66 СК РФ. Согласно п. 1 ст. 66 СК РФ такой родитель имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решение вопроса получения ребенком образования.
Проживание ребенка с одним из родителей не лишает другого родителя права и обязанности участвовать в его воспитании. Проживающий отдельно от ребенка родитель вправе общаться с ним и обязан принимать участие в его воспитании, а родитель, с которым ребенок проживает, не вправе препятствовать в этом другому родителю.
Таким образом, решением суда об определении места жительства детей ФИО1, последняя не лишена и не ограничена в своих правах и обязанностях по воспитанию и содержанию детей.
Согласно п. 2.12. Порядка выдачи удостоверений многодетной семьи Нижегородской области, действие удостоверения прекращается в случаях, когда семья теряет статус многодетной семьи, устанавливаемый в соответствии со статьей 1 Закона Нижегородской области от 28 декабря 2004 года № 158-З «О мерах социальной поддержки многодетных семей», то есть, если семья не имеет на содержании и воспитании троих и более детей в возрасте до 18 лет.
Таким образом, оснований для прекращения действия уже выданного удостоверения многодетной семьи в соответствии с буквальным толкованием норм закона у административного ответчика не имеется.
Полномочиями на прекращение действия уже выданного удостоверения многодетной семьи в связи с изменением места жительства детей административный ответчик не обладает.
Кроме того, согласно Порядку выдачи удостоверений многодетной семьи Нижегородской области, к полномочиям комиссии по разрешению спорных вопросов при УСЗН относится:
-решение вопроса о выдаче удостоверения для уточнения или подтверждения личных данных заявителя (подпункт 2.3.2.2 пункта 2.3 раздела 2 Порядка);
-принятие решения об уничтожении удостоверения, подлежащего замене пункт 2.8 раздела 2 Порядка);
-решение вопроса об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи (подпункту 2.3.2.5 пункта 2.3 раздела 2 Порядка).
При этом, выданное семье ФИО1 и ФИО4 удостоверение многодетной семьи, не лишает право ФИО3 на действие выданного удостоверения многодетной семьи, поскольку помимо его детей (С.А.С. и С.Э.С.) на его содержании и воспитании имеется еще трое детей в возрасте до 18 лет от второго брака.
Из изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении полностью заявленных требований о признании решения комиссии по решению спорных вопросов по предоставлению мер социальной поддержки Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения городского округа Навашинский» о признании недействительным удостоверения многодетной семьи незаконным и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца принятием мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав ФИО1 на действие удостоверения многодетной семьи №514 от 16.11.2015г.
Руководствуясь ст. ст. 175- 180, п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административный иск ФИО1 к Государственному казенному учреждению Нижегородской области «Управление социальной защиты населения городского округа Навашинский» об оспаривании решения комиссии по решению спорных вопросов по предоставлению мер социальной поддержки Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения городского округа Навашинский» о признании недействительным удостоверения многодетной семьи удовлетворить полностью.
Признать незаконным решение комиссии по решению спорных вопросов по предоставлению мер социальной поддержки Государственному казенному учреждению Нижегородской области «Управление социальной защиты населения городского округа Навашинский» от 17.08.2017 г. о признании недействительным удостоверения многодетной семьи №514 от 16.11.2015г. и обязать Государственное казенное учреждение Нижегородской области «Управление социальной защиты населения городского округа Навашинский» принять меры для восстановления в полном объеме нарушенных прав ФИО1 на действие удостоверения многодетной семьи *** от 16.11.2015г.
Производство по административному делу по административному иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению Нижегородской области «Управление социальной защиты населения городского округа Навашинский» об оспаривании решения Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения городского округа Навашинский» об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка, обязании повторно рассмотреть заявление истца о назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребёнка - прекратить.
Настоящее решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Навашинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А. Захарова