Производство №2а-3251/2020
УИД 67RS0003-01-2020-005218-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 10 декабря 2020 года
Промышленный районный суд г. Смоленска
В составе
Председательствующего судьи Самошенковой Е.А.,
При секретаре Артамоновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Турова ФИО1 о признании недействительным отказа об изменении наименования объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Туров Ю.В. обратился в суд к Управлению Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее – Управление Росреестра) с вышеуказанными требованиями, в обоснование административного иска указав, что ему на праве собственности принадлежит здание торгово-бытового комплекса с кадастровым номером №, общей площадью 934,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> на земельном участке, предоставленном ему на основании договора аренды земельного участка от 13.09.2020, для размещения объекта капитального строительства – торгово-бытового комплекса. 19.06.2020 он обратился в Управление Росреестра с заявлением об изменении наименования объекта недвижимости со «здание торгово-бытового комплекса» на «здание гостиницы», однако 09.07.2020 был уведомлен административным ответчиком об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица со ссылкой на отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного здания торгово-бытового комплекса в здание гостиницы. Будучи несогласным с таким решением уполномоченного органа, просит суд:
- признать недействительным отказ № от 09.07.2020 во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодейсвия по заявлению заинтересованного лица на изменение наименования здания, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № с «торгово-бытового комплекса» на «гостиницу»;
- обязать Управление Росреестра изменить наименование здания, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером № с «торгово-бытового комплекса» на «гостиницу».
В судебном заседании представитель административного истца Зайцев М.М. требования поддержал по вышеизложенным обстоятельствам. Дополнительно пояснил, что статьей 38 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрена возможность изменения наименования объекта по решению собственника без изменения его назначения. Здание, находящееся по адресу: <адрес>, строилось как торгово-бытовой комплекс, но уже в период строительства предполагалась его использование в качестве гостиницы, поэтому в настоящее время проведение его реконструкции не требуется. Ответ Администрации г. Смоленска от 09.07.2020 о необходимости разработки проектной документации и получения разрешения на реконструкцию и ввод в эксплуатацию, на который ссылается административный ответчик, дан специалистом, не обладающим специальными знаниями в области архитектуры и градостроительства. Между тем, согласно техническому отчету об определении функционального назначения объекта, подготовленному <данные изъяты>, данное здание может быть использовано в качестве гостиницы без проведения реконструкции. Просил об удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика Мамоненкова И.Г., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в письменных возражениях. Дополнительно пояснила, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № учтен в ЕГРН как здание торгово-бытового комплекса. При подаче заявления о его переименовании, административным истцом не приложены документы о необходимости реконструкции либо отсутствии таковой. Из ответа Администрации г. Смоленска от 09.07.2020 следует, что с заявлением о проведении реконструкции собственник здания не обращался, при этом дополнительно отмечено, что гостиница должна отвечать технологическим, пожарным, санитарно-гигиеническим требованиям для данного вида использования здания. В этой связи указано на необходимость разработки проектной документации и получение разрешения на реконструкцию и разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства. В связи с изложенными обстоятельствами просила в удовлетворении заявления отказать.
Административный ответчик - государственный регистратор Управления Росреестра Глудина И.А. в судебное заседание не явилась, представив письменный отзыв, в соответствии с которым надлежащим ответчиком по делу не является, поскольку функции по ведению ЕГРН и предоставлению содержащихся в нем сведений, осуществляются Управлением Росреестра. По основаниям, аналогичным изложенным представителем Управления Росреестра, просила в удовлетворении требований отказать, рассмотрев дело в свое отсутствие.
Заинтересованное лицо Администрация г. Смоленска, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, сведений о причинах неявки суду не представило.
В силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 1, ч. 2, ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
К дополнительным сведениям относится, в том числе, наименование здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования (п. 11 ч. 5 ст. 8 Федерального закона).
В силу ч. 2, ч. 3 ст. 13 Федерального закона № 218-ФЗ внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) дополнительных сведений об объекте недвижимости осуществляется органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке в случаях, установленных Федеральным законом N 218-ФЗ.
Судом установлено, что Турову Ю.В. на праве собственности принадлежит здание торгово-бытового комплекса с кадастровым номером №, общей площадью 934,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>
19.06.2020 Туров Ю.В. обратился в Управление Росреестра с заявлением о внесении сведений в ЕГРН в части изменения наименования принадлежащего ему объекта недвижимости с «торгово-бытовой комплекс» на «гостиница» с приложением технического отчета по результатам технического обследования строительных конструкций, с целью определения функционального назначения объекта капитального строительства: расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка № подготовленного <данные изъяты> от 19.02.2019, а также градостроительного плана от 31.10.2020.
Уведомлением Управления Росреестра от 09.07.2020 административному истцу отказано во внесении изменений в наименование объекта недвижимости ввиду отсутствия акта уполномоченного органа о необходимости (либо отсутствии необходимости) проведения реконструкции и изготовления проектной документации в связи с изменением функционального назначения здания.
Из ответа Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска от 09.07.2020 усматривается, что с марта 2017 года до настоящего времени Туров Ю.В. в Администрацию г. Смоленска за разрешением на реконструкцию здания торгово-бытового комплекса под гостиницу, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Аптечная, д. 1А, не обращался.
Не согласившись с таким отказом, истец инициировал настоящее судебное разбирательство, ссылаясь на положения ст. 38 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости», которой предусмотрена возможность изменения наименования объекта по решению собственника.
При оценке законности отказа в государственном кадастровом учете изменений в отношении принадлежащего истцу объекта недвижимости, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 33 Федерального закона № 218 - ФЗ орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения указанного уведомления направляет заявителю соответствующий отказ в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.
Согласно разъяснениям, данным в Письме Росреестра от 08.06.2015 N 14-06249/15 «О рассмотрении обращения», изменение наименования здания или сооружения может быть связано с изменением его функционального использования (без проведения реконструкции такого здания или сооружения), а также в связи с изменением назначения такого здания или сооружения.
Документами, на основании которых возможно изменение наименования здания или сооружения, являются:
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (в случае изменения наименования здания или сооружения в связи с их реконструкцией, а также изменения назначения здания или сооружения в связи с их реконструкцией либо когда требуется проведение реконструкции);
- акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления (в случае изменения наименования здания или сооружения либо наименования и назначения здания или сооружения, не связанного с их реконструкцией);
- решение собственника (в случае изменения наименования здания или сооружения, когда не требуется их реконструкция и оно не связано с изменением назначения здания или сооружения).
В соответствии с ч. 4 ст. 51 Гр РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5-6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Таким образом, уполномоченным органом обладающим правом на предоставление сведений об отсутствии конструктивных изменений объекта и отсутствии в этой связи необходимости выдачи разрешения на строительство и реконструкцию, является Администрация г. Смоленска.
Административным истцом не представлены доказательства, свидетельствующие об обращении в орган местного самоуправления с целью получения документов, на основании которых возможно изменение наименования здания с «торгово-бытового комплекса» на «гостиницу», между тем такое изменение наименования объекта связано с изменением его функционального назначения, следовательно, в соответствии с вышеприведенными разъяснениями, данными в Письме Росреестра от 08.06.2015 N 14-06249/15, в качестве документов, на основании которых возможно изменение наименования здания, не может использоваться решение собственника. Документом, на основании которого возможно изменение наименования здания, если это не связано с реконструкцией, является акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, отказ регистрирующего органа в государственном кадастровом учете изменений наименования объекта недвижимости, является законным и обоснованным, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Турова ФИО1 о признании недействительным отказа об изменении наименования объекта недвижимости - отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Е.А. Самошенкова