ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3253/17 от 13.12.2017 Советского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Рязань 13 декабря 2017 года

Советский районный суд г.Рязани в составе:

председательствующего - судьи Прокофьевой Т.Н.,

при секретарях Богачевой Е.А. и Колесниковой Л.А.,

с участием административного истца - ФИО2,

представителя административного ответчика администрации г. Рязани - ФИО3, действующего на основании доверенности и представившего диплом о высшем юридическом образовании,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску ФИО2 к администрации города Рязани о признании незаконным отказа в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО2 обратился в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование заявленных требований указав, что 20 ноября 2017 года он обратился в администрацию г. Рязани с уведомлением о проведении 02 декабря 2017 года с 16 часов 00 минут до 20 часов 00 минут митинга на площади <данные изъяты>, на которое 23 ноября 2017 года получил ответ №. от 22 ноября 2017 года, в котором сообщалось о том, что в этот день во всех специально отведенных местах для проведения публичных мероприятий, определенных постановлением Правительства Рязанской области, были запланированы публичные мероприятия, в связи с чем у администрации г.Рязани отсутствуют правовые основания для согласования проведения запланированного им митинга. Решением Советского районного суда г. Рязани от 29 ноября 2017 г. отказ администрации г. Рязани был признан незаконным, суд обязал администрацию г. Рязани рассмотреть его уведомление о проведении 02 декабря 2017 года с 16 часов 00 минут до 20 часов 00 минут публичного мероприятия в форме митинга на площади <данные изъяты> (площадка перед памятником <данные изъяты>) г. Рязани с целью «Встреча граждан с <данные изъяты> с целью информирования о его деятельности». 29 ноября 2017 года, после повторного рассмотрения административным ответчиком уведомления от 20 ноября 2017 года, ему был вручен новый ответ №. от 29 ноября 2017 года, в котором ему было предложено подать новое уведомление, изменив время и место проведения публичного мероприятия, в связи с тем, что во всех специально отведенных местах для проведения публичных мероприятий на 02 декабря 2017 года запланированы публичные мероприятия. Таким образом, административный ответчик фактически повторно отказал ему в согласовании проведения публичного мероприятия, не предложив альтернативных времени и места его проведения и не приведя доказательства отсутствия свободных специально отведенных или иных мест для проведения митинга. ФИО2, полагая, что своим отказом администрация г.Рязани создала препятствия для надлежащей реализации им права, установленного ст.31 Конституции РФ, просит суд признать незаконным изложенный в письме от 29 ноября 2017 года исх. № отказ администрации г.Рязани в согласовании проведения 02 декабря 2017 г. с 16 часов 00 минут до 20 часов 00 минут публичного мероприятия в форме митинга на площади <данные изъяты> (площадка перед памятником <данные изъяты>) г. Рязани с целью «Встреча граждан с <данные изъяты> с целью информирования о его деятельности»; взыскать с администрации города Рязани в его пользу расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям и просил их удовлетворить. После объявления в деле перерыва в судебное заседание не явился.

Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования не признал по обстоятельствам, изложенным в его письменном отзыве на исковое заявление, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных требований, по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст.218, 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Такое административное исковое заявление может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов (ч.4 ст.219 КАС РФ).

Согласно ст.62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо; в свою очередь, административный истец обязан подтвердить факт соблюдения срока на обращение в суд, а также представить сведения о том, что оспариваемым актом нарушены или могут быть нарушены его права, свободы, законные интересы либо возникла реальная угроза их нарушения.

По смыслу ст. 227 КАС РФ в случае установления факт пропуска административным истцом срока на обращение в суд и (или) соответствия оспариваемого акта требованиям закона и (или) отсутствия факта нарушения прав, свобод или законных интересов административного истца, по результатам рассмотрения административного дела выносится решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 20 ноября 2017 года в 09 час. 30 мин. в администрацию г.Рязани ФИО2 было подано уведомление о проведении 02 декабря 2017 года с 16 часов 00 минут до 20 часов 00 минут публичного мероприятия в форме митинга на площади <данные изъяты> (площадь перед памятником <данные изъяты>) г. Рязани с целью «Встреча граждан с <данные изъяты> с целью информирования о его деятельности», с предполагаемым количеством участников до <данные изъяты> человек.

22 ноября 2017 года администрация г. Рязани письмом №. проинформировала организатора публичного мероприятия - ФИО2 о том, что по состоянию на 09 часов 30 минут 20 ноября 2017 года во всех местах, специально отведенных для проведения публичных мероприятий, на 02 декабря 2017 года уже запланированы публичные мероприятия, и сослалась в этом письме на отсутствие правовых оснований для согласования проведения запланированного им митинга 02 декабря 2017 г. на площади <данные изъяты> (на площадке перед памятником <данные изъяты>).

Советский районный суд г. Рязани решением от 29 ноября 2017 года признал отказ администрации г.Рязани в проведении публичного мероприятия, изложенный в письме заместителя Главы администрации г.Рязани от 22.11.2017 г. №, незаконным и обязал администрацию г.Рязани рассмотреть уведомление ФИО2 о проведении 02 декабря 2017 года с 16 часов 00 минут до 20 часов 00 минут публичного мероприятия в форме митинга на площади <данные изъяты> (площадка перед памятником <данные изъяты>) г.Рязани с целью «Встреча граждан с <данные изъяты> с целью информирования о его деятельности», обратив решение суда в этой части к немедленному исполнению.

Во исполнение вышеуказанного решения суда, администрация г.Рязани повторно рассмотрела уведомление ФИО2 от 20 ноября 2017 года и письмом №. от 29 ноября 2017 года проинформировала организатора публичного мероприятия о том, что по состоянию на 09 часов 30 минут 20 ноября 2017 года во всех специально отведенных местах для проведения публичных мероприятий на 02 декабря 2017 года таковые уже запланированы. Одновременно администрация г.Рязани довела до сведения ФИО2 информацию о том, что на территории г.Рязани в указанное в уведомлении время отсутствуют свободные специально отведенные места для проведения публичных мероприятий, и ему было предложено подать новое уведомление, изменив время (дату) и место проведения публичного мероприятия.

Давая оценку законности принятого решения, оспоренного административным истцом в пределах установленного ст.219 КАС РФ срока, суд исходит из следующего.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации каждому гражданину Российской Федерации гарантировано право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В соответствии со ст.3 Федерального закона РФ №54-ФЗ от 19.06.2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее по тексту Федеральный Закон №54-ФЗ) проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, а также добровольности участия в публичном мероприятии.

Уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ст.7 Федерального Закона №54-ФЗ).

Согласно положениям ст. 8 Федерального закона №54-ФЗ, публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные места для публичных мероприятий.

Постановлением Правительства Рязанской области от 8 февраля 2013 года № «Об определении единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера на территории Рязанской области» сквер имени <данные изъяты> по улице <данные изъяты>, площадка перед памятником <данные изъяты> по улице <данные изъяты>, площадка перед входом в Центральный парк культуры и отдыха по улице <данные изъяты>, площадь <данные изъяты> определены в качестве специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий.

В пункте 1.2 части 1 статьи 8 Федерального закона №54-ФЗ указано, что в случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона №54-ФЗ, орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

В судебном заседании установлено, что 17 ноября 2017 года в 12 час. 25 мин. в администрацию г.Рязани ФИО1. и ФИО7 было подано уведомление о проведении публичных мероприятий в форме пикетов 02 декабря 2017 года с 16 час. 00 мин. до 21 час. 00 мин. на площади <данные изъяты> (около памятника), в сквере <данные изъяты>, на площадке перед входом в <данные изъяты> и на площадке перед памятником <данные изъяты> по <данные изъяты>, с целью проведения опроса, посвященного информационной безопасности молодежи, с предполагаемым количеством участников до <данные изъяты> человек в каждом месте проведения, которые распоряжением администрации города Рязани от 20 ноября 2017 года № «О назначении уполномоченного представителя органа местного самоуправления при проведении публичного мероприятия и о разъяснении прав, обязанностей и ответственности организатора публичного мероприятия» были согласованы.

Согласно ч.6 ст.5 Закона Рязанской области от 28 декабря 2012 года № «О регулировании отдельных отношений, связанных с проведением публичных мероприятий на территории Рязанской области», в специально отведенном месте не допускается одновременное проведение более одного публичного мероприятия.

При таких обстоятельствах возможность проведения ФИО2 публичного мероприятия в форме митинга одновременно в одном месте с пикетом, запланированным ранее ФИО1 и ФИО7, в том числе с учетом различия и не связанности между собой целей их проведения, действительно отсутствовала, в связи с чем предложение администрации г.Рязани об изменении времени (даты) и места публичного мероприятия являлось обоснованным, соответствующим положениям, предусмотренным статьей 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ.

Суд также полагает, что в рассматриваемом случае администрация г.Рязани не имела фактической возможности предложить истцу в запланированные им дату и время иные места проведения публичного мероприятия, в связи с их отсутствием.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, орган публичной власти не может произвольно воспрепятствовать проведению публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным (Постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 №4-П, Определения КС РФ от 18.07.2017 №1730-О, от 01.06.2010 № 705-О-О, от 02.04.2009 № 484-О-П и другие).

Обоснованное предложение административного ответчика изменить время и место проведения публичного мероприятия в оспариваемом решении имеется, и оно не лишало административного истца возможности провести запланированный митинг. В определении Конституционного Суда РФ от 18.07.2017 №1730-О также указано, что организаторы публичного мероприятия, в свою очередь, должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать свое конституционное право на свободу мирных собраний.

Доводы административного истца о том, что администрация г.Рязани не предложила истцу провести митинг в иное время или в ином месте, помимо специально отведенного, являются необоснованными и подлежат отклонению, поскольку положения статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не указывают на данные обязанности органа публичной власти в ходе процедуры согласования.

Таким образом, неправомерных действий со стороны административного ответчика, нарушающих права административного истца, судом не установлено.

При таких обстоятельствах, учитывая, что оспариваемое решение не являлось произвольным, не было обусловлено дискриминационными и (или) иными непредусмотренными законом мотивами, а было основано на законодательных запретах и ограничениях и само по себе прав административного истца не нарушало, препятствий к их реализации не создавало, суд приходит к выводу о том, что законных оснований для удовлетворения требований административного истца о признании данного решения незаконным не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к администрации города Рязани о признании незаконным отказа в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г.Рязани в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированной форме.

В связи с объявлением в судебном заседании по административному делу об оспаривании решения, связанному с проведением публичного мероприятия, только его резолютивной части, мотивированное решение суда будет составлено судом в день принятия данного решения 13 декабря 2017 года в 17 час. 45 мин. и копии решения незамедлительно после его изготовления будут вручены или направлены лицам, участвующим в деле, с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку.

Судья – подпись.