ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3255/19 от 01.07.2019 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

к делу

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Сочи 01 июля 2019 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Тайгибова Р.Т.,

с участием:

представителя административного истца Мальсаговой З.З., по доверенности Шикарева Р.В.,

представителя административного ответчика – администрации города Сочи, по доверенности Козаева Э.П.,

при секретаре судебного заседания Роговой В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи административное дело по административному исковому заявлению Мальсаговой З. З. к административному ответчику – администрации города Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Мальсагова З.З. обратилась в Центральный районный суд города Сочи с административным исковым заявлением о признании незаконным отказ администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ в изменении вида помощи с предоставления земельного участка для многодетной семьи в аренду на предоставление жилого помещения в городе Сочи согласно составу семьи 6 человек; обязании администрацию города Сочи предоставить ей жилое помещение в городе Сочи на условиях социального найма на состав семьи 6 человек общей площадью согласно нормативу на каждого члена семьи.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что согласно распоряжению Департамента имущественных отношений администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ-р она с членами своей семьи, как многодетная семья, имеющая право на предоставление бесплатно земельного участка в аренду, была поставлена на соответствующий учет. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации города Сочи на основании ее заявления в своих интересах и интересах ее семьи, они были поставлены на учет составом семьи 6 человек в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения по общему учету Адлерского внутригородского района города Сочи, поскольку являются малоимущими и у них отсутствуют жилые помещения в собственности, а также иное недвижимое имущество.

Согласно справке Управления социальной защиты населения в <адрес> города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, указывает административный истец, она и члены ее семьи имеют право на получение социальной помощи, как многодетная семья, справка действительна до ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку на протяжении трех лет с момента принятия многодетной семьи на учет для предоставления земельного участка под жилищное строительство, он не предоставлен, а также в связи с тем, что в ее семье нет возможности заниматься строительством жилого дома в силу отсутствия денежных средств, она обратилась в администрацию города Сочи с просьбой рассмотреть вопрос о замене права на земельный участок для многодетной семьи на право на предоставление жилого помещения. Такая возможность предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.

Администрация города Сочи, указывает истец, приняв от нее документы, предоставила отказ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, действительно ее семья состоит на учете как многодетная, а также она стоит на учете по предоставлению жилья составом 6 человек и не имеет право на предоставление ей жилого помещения во внеочередном жилом помещении.

Считает, что со стороны администрации города Сочи дано неправильное толкование и ошибочно применены нормы материального права, ответ с отказом в изменении вида помощи является незаконным, нарушает права как совершеннолетних супругов и детей, так и несовершеннолетних детей.

В судебном заседании представитель административного истца, по доверенности Шикарев Р.В., исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным в заявлении основаниям, настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика – администрации города Сочи, по доверенности Козаев Э.П., в судебном заседании заявленные требования не признал, посчитал об обоснованности и законности принятого административным ответчиком отказа, согласно позиции, изложенной в письменных возражениях на исковое заявление, просил в удовлетворении требований отказать.

Суд, выслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы дела, находит в удовлетворении требований отказать, по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда.

Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч.5 ст.218).

Согласно ч.7 ст.218 настоящего Кодекса пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен (ч.1 ст.95 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Суд, с учетом обстоятельств дела, находит признать уважительной причину пропуска срока подачи настоящего административного искового заявления в суд, восстановив его.

Задачами административного судопроизводства, в силу ст.3 Кодекса административного судопроизводства РФ, являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Статьей 4 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.

В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.2 ст.221 Кодекса административного судопроизводства РФ к участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

В соответствии со ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Мальсагова З.З. является многодетной матерью и состоит на учете для получения земельного участка, как меры государственной поддержки семей, имеющих трех и более детей.

Также, административный истец состоит на учете а качестве нуждающееся в улучшении жилищных условий.

Как полагает административный истец, по причине не предоставления ей земельного участка, она имеет право на получение жилого помещения во внеочередном порядке.

Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами административного истца, ввиду следующего.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2 данной статьи).

В соответствии со ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса РФ).

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

При этом, в соответствии с п.2 ст.39.19 Земельного кодекса РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

На территории Краснодарского края принят и действует Закон Краснодарского края от 26.12.2014 года № 3085-K3 «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности»

В соответствии со ст.1 Закона Краснодарского края от 26.12.2014 года № 3085-K3, гражданин (один из родителей), имеющий трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации, без торгов имеет право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном настоящим Законом, с момента возникновения права собственности на построенный на этом земельном участке жилой дом, не предназначенный к разделу на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей.

При этом, статьей 3 Закона Краснодарского края от 26.12.2014 года № 3085-K3 предусмотрен порядок приобретения земельных участков многодетными семьями.

Так, в соответствии с ч.1 ст.3 Закона Краснодарского края от 26.12.2014 года

№ 3085-K3, для приобретения земельного участка в аренду заявитель должен состоять на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление ему в аренду земельного участка, включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок).

Законом Краснодарского края от 22.02.2005 года № 836-K3 «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае» установлены гарантии многодетным семьям, в частности предоставление земельного участка.

Однако, внеочередное предоставление или замена права на земельный участок, правом на жилое помещения, законом не предусмотрено.

В силу ч.8 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление) и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд,

Иных доказательств обоснованности административного искового заявления административным истцом суду не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.95, 175-180, 218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Восстановить процессуальный срок подачи настоящего административного искового заявления.

Административное исковое заявление Мальсаговой З. З. к административному ответчику – администрации города Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Р.Т.Тайгибов

Мотивированное решение составлено и подписано судьей ДД.ММ.ГГГГ года