ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3256/2022 от 11.08.2022 Октябрьского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2а-3256/2022

УИД: 33RS0002-01-2022-004425-54

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Владимир 11 августа 2022 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего Крыжановского К.С.,

при секретаре Шумилиной А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции РФ по Владимирской области к Некоммерческому фонду «Владимирский фонд перспективных проектов» о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

у с т а н о в и л:

Управления Министерства юстиции РФ по Владимирской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Некоммерческому фонду «Владимирский фонд перспективных проектов» о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование административного иска указано, что Некоммерческий фонд «Владимирский фонд перспективных проектов» внесен в ведомственный реестр некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Владимирской области, Управления Минюста России по Владимирской области за регистрационным номером ###, ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц за основным регистрационным номером 1153300000083. Устав организации утвержден решением общего собрания учредителей организации ДД.ММ.ГГГГ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ###). Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ и ведомственном реестре Управления, адрес постоянно действующего исполнительного органа организации, по которому с ней осуществляется связь: , помещение 1; лицо, имеющее право действовать от имени организации без доверенности, исполнительный директор - Морозов Илларион Станиславович. Управлением в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая документальная проверка организации на предмет установления соответствия деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и использовании иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации. По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ###. В ходе проверки установлено, что организацией нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации. Согласно п. 6.1 Устава организации высшим органом управления организации является Правление, что является нарушением требований п. 2 ст. 123.19 ГК РФ. В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ###-Ф3 «Об аудиторской деятельности» бухгалтерская отчетность Организации подлежит ежегодному обязательному аудиту. В нарушение пункта 3 статьи 5 Федерального закона ###-Ф3 в проверяемый период обязательный аудит бухгалтерской отчетности организации не проводился. За указанное нарушение организации были вынесены предупреждения: от ДД.ММ.ГГГГ###, которое было получено нарочно представителем организации по доверенности ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ###, направленное по адресу (месту нахождения) постоянно действующего руководящего органа Организации, содержащемуся в ЕГРЮЛ, которое вернулось в адрес Управления, что свидетельствует о том, что Организацией не обеспечивается связь с органом, принявшим решение о государственной регистрации некоммерческой организации (Управлением). В нарушение пункта 7 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) Организация не проинформировала Управление в установленный законом срок об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в отношении адреса (места нахождения) постоянно действующего органа Организации. До настоящего времени нарушения не устранены. В соответствии с требованиями пунктов 3, 3.1. статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ организация была обязана представить в 2020, 2021, 2022 годах в Управление документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств, использовании иного имущества, в том числе полученных от международных иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, по утвержденным формам ОН0001 и ОН0002, либо в тот же срок - заявление, подтверждающее ее соответствие пункту 3.1 статьи32 Федерального закона № 7-ФЗ. В нарушение указанных требований в установленный срок ни отчеты за 2019, 2020, 2021 гг., ни заявление за 2019, 2020, 2021 гг., подтверждающие ее соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, Организацией в Управление не представлены. За нарушения требований организации были вынесены предупреждения и направлены по адресу (месту нахождения) постоянно действующего руководящего органа организации, содержащемуся в ЕГРЮЛ, а также на адрес места жительства исполнительного директора организации от ДД.ММ.ГГГГ###, ДД.ММ.ГГГГ###, ДД.ММ.ГГГГ###, ДД.ММ.ГГГГ###, ДД.ММ.ГГГГ###, ДД.ММ.ГГГГ###, которые вернулись в адрес Управления в связи с истечением срока хранения. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нарушения не устранены. Организация неоднократно допустила нарушения требований пунктов 3, 3.1,7 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ.

Представитель административного истца Управления Министерства юстиции РФ по Владимирской области, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Некоммерческого фонда «Владимирский фонд перспективных проектов», извещавшийся о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, направлявшееся в его адрес судебно извещение возвращено в адрес суда с отметкой «истек срок хранения».

Представитель заинтересованного лица ИФНС России по Октябрьскому району , извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.

Согласно п. 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ### «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.

При таких обстоятельствах суд полагает извещение административного ответчика Некоммерческого фонда «Владимирский фонд перспективных проектов» о времени и месте судебного заседания надлежащим, принимая во внимание то, что риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.

В соответствии с положениями ч. 4 ст. 263 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.3 ст.1 КАС РФ административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра рассматриваются судами в порядке, предусмотренном КАС РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации.

В соответствии с п. 63 приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации" Управление принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Согласно ст.10 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что Министерство РФ по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с ДД.ММ.ГГГГ государственную регистрацию юридических лиц.

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В силу п. 3 ч. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения.

Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Некоммерческий фонд «Владимирский фонд перспективных проектов» внесен в ведомственный реестр некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Владимирской области, Управления Минюста России по Владимирской области за регистрационным номером ###, ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц за основным регистрационным номером ###.

Адрес постоянно действующего исполнительного органа организации, по которому с ней осуществляется связь: , помещение 1; лицо, имеющее право действовать от имени организации без доверенности, исполнительный директор - Морозов И.С.

По данным выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности Некоммерческого фонда «Владимирский фонд перспективных проектов» является предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включенных в другие группировки.

Устав организации утвержден решением общего собрания учредителей организации ДД.ММ.ГГГГ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ###).

П. 1.1 Устава установлено, что Некоммерческий фонд «Владимирский фонд перспективных проектов» является унитарной некоммерческой организацией, не имеющей членства, утвержденной гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующей общественно полезные цели, указанные в Уставе.

Контроль за деятельностью некоммерческой организации осуществляется в порядке, предусмотренном ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Управлением Министерства юстиции РФ по Владимирской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая документальная проверка организации на предмет установления соответствия деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и использовании иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации.

По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ###. В ходе проверки установлено, что организацией нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 6.1 устава Организации высшим органом управления организации является Правление, что является нарушением требований п. 2 ст. 123.19 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ###-Ф3 «Об аудиторской деятельности» бухгалтерская отчетность Организации подлежит ежегодному обязательному аудиту.

В нарушение пункта 3 статьи 5 Федерального закона ###-Ф3 в проверяемый период обязательный аудит бухгалтерской отчетности Организации не проводился.

За указанное нарушение Организации были вынесены предупреждения: от ДД.ММ.ГГГГ###, которое было получено нарочно представителем Организации по доверенности ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ###, направленное по адресу (месту нахождения) постоянно действующего руководящего органа Организации, содержащемуся в ЕГРЮЛ, которое вернулось в адрес Управления, что свидетельствует о том, что Организацией не обеспечивается связь с органом, принявшим решение о государственной регистрации некоммерческой организации (Управлением).

В нарушение пункта 7 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) Организация не проинформировала Управление в установленный законом срок об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в отношении адреса (места нахождения) постоянно действующего органа Организации.

До настоящего времени нарушения не устранены.

В соответствии с требованиями пунктов 3, 3.1. статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ Организация была обязана представить в 2020, 2021, 2022 годах в Управление документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств, использовании иного имущества, в том числе полученных от международных иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, по утвержденным формам ОН0001 и ОН0002 (приказ Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ### «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций»,приказ Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ### «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций»), либо в тот же срок - заявление, подтверждающее ее соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ.

В нарушение указанных требований Федерального закона № 7-ФЗ в установленный срок ни отчеты за 2019, 2020, 2021 гг., ни заявление за 2019, 2020, 2021 гг., подтверждающие ее соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, Организацией в Управление не представлены.

За нарушения требований пунктов 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ Ннекоммерческому фонду «Владимирский фонд перспективных проектов» были вынесены предупреждения и направлены по адресу (месту нахождения) постоянно действующего руководящего органа организации, содержащемуся в ЕГРЮЛ, а также по адресу места жительства исполнительного директора организации от ДД.ММ.ГГГГ###, от ДД.ММ.ГГГГ###, ДД.ММ.ГГГГ###, ДД.ММ.ГГГГ###, ДД.ММ.ГГГГ###, ДД.ММ.ГГГГ###, ДД.ММ.ГГГГ###, ДД.ММ.ГГГГ###, которые возвращены в адрес Управления Министерства юстиции РФ по Владимирской области в связи с истечением срока хранения.

Как следует из материалов дела на момент рассмотрения спора вышеназванные нарушения не устранены, доказательств обратного административным ответчиком не представлено.

Организация неоднократно допускала нарушения требований пунктов 3, 3.1,7 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Принимая во внимание продолжительный характер допущенного административным ответчиком нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, отсутствие каких-либо мер по устранению указанных нарушений организацией, суд приходит к выводу, что допущенные ответчиком нарушения по своему характеру и их последствиям являются существенными и неустранимыми, что является достаточным основанием для принятия судом решения о ликвидации ответчика.

Исходя из положений ст. 63 ГК РФ, ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. 21 Федерального закона "О некоммерческих организациях", процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений.

При таких данных суд находит заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 264 КАС РФ суд,

р е ш и л:

административные исковые требования Управления Министерства юстиции РФ по Владимирской области к Некоммерческому фонду «Владимирский фонд перспективных проектов» о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать Некоммерческий фонд «Владимирский фонд перспективных проектов» (###).

Исключить сведения о Некоммерческом фонде «Владимирский фонд перспективных проектов» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий К.С. Крыжановский

Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ