Дело №2а-3257/19 24 июня 2019 года
(УИД- 78RS0022-01-2019-003112-14)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Смольнинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Чистяковой Т.С.
при секретаре Владимировой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рубцовой Н.Ф. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №15 по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения об исключении ООО «Контакт Центр» из Единого государственного реестра юридических лиц, признании недействительной регистрационной записи от 02 апреля 2019 года об исключении юридического лица,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №15 по Санкт-Петербургу (далее МИФНС России №15 по Санкт-Петербургу) о признании незаконным решения об исключении ООО «Контакт Центр» из Единого государственного реестра юридических лиц, признании недействительной регистрационной записи от 02 апреля 2019 года об исключении юридического лица.
В обоснование административных исковых требований, административный истец указала, что решением Красногвардейского районного суда города Санкт-Петербурга от 30.08.2018 по делу № 2-3625/2018 рассмотрено гражданское дело по иску Рубцовой Н.Ф. к «Контакт Центр» о расторжении договора, взыскании денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, которым постановлено признать договор поручения № 21/11-3/16К на оказание юридической помощи, заключенный 21.11.2017 между ООО «Контакт Центр» и Рубцовой Н.Ф., расторгнутым; взыскать с ООО «Контакт Центр» в пользу Рубцовой Н.Ф. уплаченные по договору денежные средства в размере 48 300 рублей, неустойку в размере 11 592 рубля, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, штраф в размере 34 946 рублей.
14.12.2018 судебным приставом-исполнителем Адмиралтейского РОСП УФССП по Санкт-Петербургу Грициенко Н.С. возбуждено исполнительное производство № 126045/18/78011-ИП в отношении ООО «Контакт Центр».
Постановлением от 04.04.2019 судебным приставом-исполнителем Адмиралтейского РОСП УФССП по Санкт-Петербургу Грициенко Н.С. принято решение о прекращении исполнительного производства № 126045/18/78011-ИП в отношении ООО «Контакт Центр», в связи с тем, что в ходе исполнения требований исполнительного документа установлено внесение записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ.
В соответствии с ч. 1 ст. 61 ГК РФ решение регистрирующего органа об исключении из реестра юридических лиц ООО «Контакт Центр» привело к невозможности исполнения решения Красногвардейского районного суда города Санкт-Петербурга от 30.08.2018 по делу №2-3625/2018.
Согласно Выписке из ЕГРЮЛ, ООО «Контакт Центр» было зарегистрировано в качестве юридического лица 24.08.2015.
10.12.2018 принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО «Контакт Центр» из ЕГРЮЛ.
Просит признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №15 по Санкт-Петербургу об исключении ООО «Контакт Центр» из Единого государственного реестра юридических лиц, а также признать недействительной регистрационную запись № 6197847473114 от 02.04.2019 об исключении ООО «Контакт Центр» из Единого государственного реестра юридических лиц, а также признать недействительной регистрационную запись № 6197847473114 от 02.04.2019 об исключении ООО «Контакт Центр» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Административный истец Рубцова Н.Ф. в судебное заседание явилась, административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить исковые требования.
Представитель административного ответчика МИФНС России №15 по Санкт-Петербургу по доверенности Иванова Н.Ю. в судебное заседание явилась, административные исковые требования не признала, полагала, что действия административного ответчика являются законными, права и законные интересы административного истца не нарушают, представила письменный отзыв, доводы которого поддержала.
Суд, выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что ООО «Контакт Центр» зарегистрировано в качестве юридического лица 24 августа 2015 года, поставлено на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №15 по Санкт-Петербургу.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 30 августа 2018 года по делу №2-3625/18 удовлетворены исковые требования в части признания договора поручения № 21/11-3/16К на оказание юридической помощи, заключенный 21 ноября 2017 года между ООО «Контакт Центр» и Рубцовой Н.Ф., расторгнутым; взыскано с ООО «Контакт Центр» в пользу Рубцовой Н.Ф. уплаченные по договору денежные средства в размере 48 300 рублей, неустойку в размере 11 592 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, штраф в размере 34 946 рублей, взыскана государственная пошлина в размере 2 297 рублей, в удовлетворений остальных исковых требований Рубцовой Н.Ф. отказано.
На основании указанного решения суда Рубцовой Н.Ф. был выдан 24 октября 2018 года исполнительный лист.
10 декабря 2018 года МИФНС N 15 по Санкт-Петербургу вынесено решение N 52187 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
12 декабря 2018 года МИФНС N 15 по Санкт-Петербургу в ЕГРЮЛ была внесена запись ГРН 6187848042740 об исключении из него юридического лица - ООО «Контакт Центр» в связи с фактическим прекращением деятельности.
Полагая названное решение налогового органа незаконным, административный истец в обоснование рассматриваемых требований ссылался на нарушение налоговым органом процедуры исключения должника из ЕГРЮЛ.
Также истец указал, что решение административного ответчика об исключении должника из ЕГРЮЛ нарушает права и законные интересы административного истца, как взыскателя, лишает его права на обращение за принудительным взысканием в службу судебных приставов.
Таким образом, по мнению истца, оспариваемое решение административного ответчика об исключении ООО «Контакт Центр» из ЕГРЮЛ существенно затрагивает интересы Рубцовой Н.Ф., так как должником не погашена имеющаяся и установленная судом задолженность.
Суд полагает, что к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 11, пунктов 1, 2, 4 статьи 21.1, пункта 7 статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Приказа Федеральной налоговой службы России от 16 июня 2006 года N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации", Письма Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 7 августа 2006 года N ШТ-6-09/770@ "Об исключении из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц, в отношении которых установлен специальный порядок государственной регистрации".
Так, стороной административного ответчика в материалы дела была представлена справка N 500551-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов, выданная Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России №15 по Санкт-Петербургу.
Также была представлена справка N 500551-О о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, из которой следует, что последняя дата предоставления документов отчетности ООО «Контакт Центр» - 27 октября 2017 года.
Сообщение о принятом 10 декабря 2018 года на основании приведенных справок решении регистрирующего органа N 52187 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ было опубликовано 12 декабря 2018 в Вестнике государственной регистрации N 49 (714) 2018 часть 2, при этом выпуск подписан в печать 07 декабря 2018 года.
Таким образом, суд полагает обоснованными доводы стороны административного ответчика о соблюдении ими процедуры направления и принятого ими решения о намерении исключить из ЕГРЮЛ запись о юридическом лице.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц предусматривает механизм признания юридического лица недействующим и исключения его из ЕГРЮЛ в административном порядке, по решению наделенного соответствующими полномочиями регистрирующего органа, при наличии совокупности признаков, позволяющих установить, что данное лицо фактически прекратило свою деятельность (пункт 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
При этом исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в порядке статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ влечет правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами, к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо) и может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Действующее законодательство, регулируя указанный порядок исключения из ЕГРЮЛ, для признания юридического лица прекратившим свою деятельность, помимо вышеуказанной совокупности критериев, не устанавливает условия о необходимости для налогового органа удостовериться в наличии не погашенной кредиторской или дебиторской задолженности.
При этом, исключение недействующих юридических лиц из государственного реестра представляет собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица, фактически прекратившего деятельность, по решению регистрирующего (налогового) органа, предусматривающую предоставление необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц, а также возможность последующего проведения судебного контроля, обеспечивающего законность принимаемых решений.
Пунктом 3 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Согласно Приказу Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 года N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" сведения о принятых решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц подлежат опубликованию в журнале "Вестник государственной регистрации". В состав публикуемых сведений входят и сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. При этом форма размещения в журнале "Вестник государственной регистрации" этих сведений определяется редакцией журнала.
Порядок и сроки направления возражений заинтересованными лицами установлены Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и одинаковы для всех, в связи с чем указанные сведения публикуются в каждом номере журнала один раз во вводной части специального раздела журнала "Сведения о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ", а не по каждому из юридических лиц, по которым приняты решения о предстоящем исключении их из ЕГРЮЛ. Сообщения о принятии регистрирующими органами решений о предстоящем исключении недействующих юридических лиц сгруппированы по субъектам Российской Федерации и регистрирующим органам и предваряются сведениями о наименовании и адресе регистрирующего органа.
Сообщение о принятом решении от 10 декабря 2018 года N 52187 о предстоящем исключении ООО «Контакт Центр» из ЕГРЮЛ было опубликовано в органах печати в установленном действующим законодательством Российской Федерации о государственной регистрации порядке (журнал "Вестник государственной регистрации" N 49 (714) 2018 часть 2 от 12 декабря 2018 года).
Публикация в журнале "Вестник государственной регистрации" содержала сведения о едином порядке и сроках, установленных Законом N 129-ФЗ, направления заинтересованными лицами соответствующих заявлений по всем юридическим лицам, в отношении которых было принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ как прекративших свою деятельность, включая ООО «Контакт Центр».
Таким образом, регистрирующим органом не нарушены права и законные интересы административного истца, он имел возможность путем направления заявления в регистрирующий орган приостановить или предотвратить исключение юридического лица из ЕГРЮЛ.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17 января 2012 года N 143-0-0 указал, что законоположения статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, к которым относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте ФНС России, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из Реестра.
Так, согласно пункту 4 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" заявления кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
В установленном порядке и определенные сроки заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в Инспекцию (административному ответчику) не поступало.
В силу пункта 7 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 того же Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
В МИФНС России №15 по Санкт-Петербургу со дня опубликования решения о предстоящем исключении не поступали возражения взыскателей и иных заинтересованных лиц, сведения о принятии арбитражным судом к производству исковых заявлений о признании ООО «Контакт Центр» несостоятельным (банкротом) и открытии в отношении его конкурсного производства отсутствовали.
По истечении установленного пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" трехмесячного срока регистрирующим органом 12 декабря 2018 года в ЕГРЮЛ в отношении ООО «Контакт Центр» были внесены сведения об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ.
При этом сам по себе факт наличия судебного акта о взыскании денежных средств с юридического лица, имеющего признаки, установленные статьей 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", не препятствует исключению юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц, что также согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 9 октября 2015 года N 305-КГ15-13122 по делу N А40-143194/2014, Определении от 30 июня 2015 года N 309-ЭС15-6999 по делу N А07-23176/2013.
Анализ изложенных правовых норм позволяет суду прийти к выводу, что административным ответчиком полностью соблюден установленный порядок исключения сведений о недействующем юридическом лице из ЕГРЮЛ. Каких-либо доказательств тому, что ООО «Контакт Центр» фактически осуществляет хозяйственную деятельность в материалы дела не представлено.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах (Определение от 26 апреля 2016 года N 808-О, Определение от 26 апреля 2016 года N 807-О, Определение от 25 февраля 2016 года N 356-0, Определение от 24 сентября 2013 года N 1346-0, Определение от 17 июня 2013 года N 994-О, Определение от 17 января 2012 года N 143-О-О, Постановление от 6 декабря 2011 года N 26-П), правовое регулирование, установленное статьей 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в государственном реестре (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Данное законоположение применяется с учетом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра.
К таким гарантиям, в частности, относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru, в рубрике "Электронные услуги" в разделе "Проверь себя и контрагента"), а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из реестра.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными. Учитывая открытость данной информации и публикацию в журнале "Вестник государственной регистрации", истец не был лишен возможности своевременно обратиться с соответствующим заявлением в регистрирующий орган.
Таким образом, суд полагает, что административным ответчиком были соблюдены требования действующего законодательства Российской Федерации при проведении процедуры исключения из ЕГРЮЛ ООО «Контакт Центр» как недействующего юридического лица, в связи, с чем отсутствуют основания для признания оспариваемого решения незаконным и записи в ЕГРЮЛ недействительной.
Суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что оспариваемое решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок их принятия соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения, соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, Рубцова Н.Ф. не доказала факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Учитывая изложенное, административные исковые требования Рубцовой Н.Ф. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №15 по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения об исключении ООО «Контакт Центр» из Единого государственного реестра юридических лиц, признании недействительной регистрационной записи от 02 апреля 2019 года об исключении юридического лица, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Рубцовой Н.Ф. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №15 по Санкт-Петербургу о признании незаконным решения об исключении ООО «Контакт Центр» из Единого государственного реестра юридических лиц, признании недействительной регистрационной записи от 02 апреля 2019 года об исключении юридического лица отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Смольнинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.С. Чистякова