Дело № 2а-3258/2019
61RS0001-01-2019-002434-94
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«30» сентября 2019 года г.Ростов-на-Дону
Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Сидоренковой И.Н.,
при секретаре Степичевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу» к Департаменту ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации, советнику отдела (документарных проверок) Департамента ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ ФИО1 о признании незаконными отдельных положений акта внеплановой документальной проверки,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу» обратилось в суд административным иском к Департаменту ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации, советнику отдела (документарных проверок) Департамента ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ ФИО1 о признании незаконными отдельных положений акта внеплановой документальной проверки.
В обоснование своих требований указало, что в период с 1 по 15 марта 2019 года Департаментом ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ на основании приказа директора Департамента ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ проведена документарная проверка соблюдения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу» в период с ... по ....
Результаты проверки оформлены актом внеплановой документарной проверки, проведенной в отношении федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу» от ...№-ДП. Акт проверки обжалован Управлением в установленном законом административном порядке посредством направления возражений.
По результатам рассмотрения указанных возражений контрольным органом принято решение, согласно которому оснований для исключения указанных в акте проверки нарушений не имеется.
Истец считает, что нарушения, указанные контрольным органом в акте проверки п.п.2.3, 2.4 раздела 2, 4.1.1.1, 4.1.1.2, 4.2.1, 4.2.2, 4.3.1, 4.4.1, 4.4.2, 4.4.3, 4.4.4, 4.4.5 раздела 4, 7.1-7.5 раздела 7 являются необоснованными и подлежат исключению из акта проверки.
На основании изложенного просил признать необоснованными и исключить из акта внеплановой документарной проверки Департамента ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ нарушения, указанные в пунктах 2.3, 2.4 раздела 2, 3.1 раздела 3, 4.1.1.1, 4.1.1.2, 4.2.1, 4.2.2, 4.3.1, 4.4.1, 4.4.2, 4.4.3, 4.4.4, 4.4.5 раздела 4, 7.1-7.5 раздела 7 акта проверки.
Представитель административного истца ФИО2 в судебное заседание явилась, требования поддержала в части, просила признать необоснованными и исключить из акта внеплановой документарной проверки Департамента ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ нарушения, указанные в пунктах 2.3, 2.4 раздела 2, 3.1 раздела 3, 4.1.1.1,, 4.3.1, 4.4.2, 4.4.3, 4.4.4, 4.4.5 раздела 4, 7.1-7.5 раздела 7 акта проверки.
Требования в части признания необоснованными и исключении из акта внеплановой документарной проверки Департамента ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ нарушений, указанных в пунктах 4.1.1.2, 4.2.1, 4.2.2, 4.4.1 раздела 4 акта проверки не поддержала.
Представитель административного ответчика ФИО3 в судебное заседание явился, в удовлетворении административного иска просил отказать в полном объеме.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом.
Суд, выслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В судебном заедании установлено, что в период ... Департаментом ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ на основании приказа директора Департамента ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ проведена документарная проверка соблюдения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу» в период с ... по ....
По результатам проверки составлен акт внеплановой документарной проверки от ...№-ДП.
Несогласие истца с нарушениями, указанными в пунктах 2.3, 2.4 раздела 2, 3.1 раздела 3, 4.1.1.1,, 4.3.1, 4.4.2, 4.4.3, 4.4.4, 4.4.5 раздела 4, 7.1-7.5 раздела 7 акта проверки, и явились поводом для обращения административного истца в суд с настоящим административным иском.
Между тем суд не может согласиться с доводами административного истца о незаконности указания в акте проверки нарушений, предусмотренных в оспариваемых им пунктах акта, по следующим основаниям.
Согласно пунктам 2.3 и 2.4 раздела 2 акта проверки административному истцу вменяется неверное указание в плане-графике закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2018 год единицы измерения объектов закупки, а именно в плане-графике указано «условная единица» вместо конкретных единиц измерения товара: штука, упаковка, набор, блок, бобина и т.д.
В соответствии с ч.10 ст.21 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, план-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.6 ст.21 вышеназванного закона Требования к форме планов-графиков и порядок их размещения в единой информационной системе устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 года №553 утверждены Правила формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также Требования к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд.
Согласно п.п. «ж» п.1 Требований план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (далее - закупки) представляет собой единый документ, который оформляется по форме согласно приложению. Указанная форма включает следующие сведения: единица измерения объекта закупки и ее код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (в случае, если объект закупки может быть количественно измерен).
При этом Общероссийский классификатор единиц измерения не содержит такой единицы измерения как «Условная единица».
Поскольку в плане-графике по объектам закупки, количество которых может быть измерено: канцелярские товары, письменные принадлежности, продукты питания, в качестве единицы измерения указана «условная единица» вместо единиц измерения соответствующих товаров, что не соответствует положениям действующего законодательства, административным ответчиком обоснованно указанное обстоятельство отражено в акте проверки в качестве допущенного нарушения.
Согласно п.3.1 раздела 3 Департаментом установлен факт не указания административным истцом в расчете начальной максимальной цены контракта реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.
Так, согласно п.2.1 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 года №567, обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.
В ряде закупок с извещениями, отраженными в акте проверки, не указаны реквизиты документов, на основании которых выполнен расчет, что никем в судебном заедании не отрицалось и не оспаривалось.
Вместе с тем согласно письменным возражениям и пояснению, данному представителем административного ответчика в судебном заседании, информация, изложенная в пункте 3.1 раздела 3 акта, Департаментом не квалифицируется как нарушение Закона о контрактной системе, а носит информационный характер.
При таких обстоятельствах оснований для признания нарушения, указанного в п.3.1 раздела 3 акта, незаконным не имеется.
Разрешая требование о признании незаконным нарушения, указанного в п.4.1.1.1 акта, суд приходит к следующему.
Условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, закреплены в Приказе Минэкономразвития России от ...№
"Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно п.2 Приказа (в редакции, действовавшей на момент размещения закупки), товары, происходящие из государств – членов Евразийского экономического союза, допускаются для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в порядке и на условиях, предусмотренных пунктами 3-7 данного приказа.
Согласно извещению и документации о закрытом аукционе к закупке № от ... объектом закупки являлась поставка канцелярских товаров и письменных принадлежностей. Данный объект закупки имеет код по ОКПД2 17.23.14.110 и относится к группе 17.23.14 «Бумага и картон прочие, используемые для письма или печати или прочих графических целей, тисненые, гофрированные и перфорированные». В соответствии с Приложением к Приказу № установлено, что товары под кодом ОКПД2 17.23.14 включены в перечень товаров, для которых определены условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств.
В нарушение вышеприведенных положений заказчиком в извещении и документации о закрытом аукционе к закупке № от ... не установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Приказом №, в связи с чем данное нарушение обоснованно нашло свое отражение в п.4.1.1.1 раздела 4 акта.
Согласно п.4.3.1 акта в нарушение Постановления Правительства РФ от 27.11.2017 N 1428 "Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства" отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций за 2017 отчетный год размещен в ЕИС. В соответствии с ч.4 ст.30 Федерального закона №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.
Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 27.11.2017 N 1428
"Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства" заказчики не размещают в единой информационной системе информацию и документы, размещение которых предусмотрено Федеральным законом, за исключением извещения об осуществлении в соответствии с настоящим постановлением закупки, проводимой в порядке, установленном для случая, предусмотренного пунктом 2 части 2 статьи 84 Федерального закона.
В силу п.4 того же Постановления настоящее постановление не применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок, приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу настоящего постановления, в том числе к контрактам, информация о которых включена в реестр контрактов, заключенных заказчиками, до дня вступления в силу настоящего постановления.
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных норм права, с даты вступления в силу настоящего постановления, то есть с 07.12.2017 года, в системе ЕИС подлежало размещению только извещение об осуществлении закупки. При этом иные документы, предусмотренные Федеральным законом №44-ФЗ, размещению в ЕИС не подлежали.
Даная позиция изложена в совместном письме Минфина России, Федерального казначейства и ФАС России по вопросам применения Постановления №1428 от 29.01.2018 года №24-04-06/4970, №14-00-06/1303 и №МО/5562/18, а также в совместном письме Минфина России №24-04-06/12728 и ФАС России №МО/13361/18 от 28.02.2018 года.
Принимая во внимание, что административным истцом производились закупки в 2017 году у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и после вступления в законную силу Постановления №, следовательно, отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2017 год размещению в ЕИС не подлежал.
Доводы административного истца о том, что положения Постановления Правительства № не подлежат применению к спорным правоотношениям, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании положений данного постановления.
Кроме того, административный истец ссылается на то, что совместное письмо Минфина России №24-04-06/12728 и ФАС России №МО/13361/18 от 28.02.2018 года, разъясняющее порядок размещения информации, было издано лишь 28.02.2018 года, то есть спустя месяц с момента размещения отчета в ЕИС, однако, аналогичное разъяснение содержалось в совместном письме Минфина России, Федерального казначейства и ФАС России по вопросам применения Постановления №1428 от 29.01.2018 года №24-04-06/4970, №14-00-06/1303 и №МО/5562/18, о котором административному истцу было известно, что представителем административного истца в судебном заседании не отрицалось, более того, представлялось на обозрение в судебном заседании суду.
Согласно п.4.4.2 раздела 4 акта административному истцу вменяется в нарушение указание в извещении о закупке одного кода по ОКПД2, фактически соответствующего одной позиции, в то время как объектом закупки являются ряд продуктов питания.
Так, в ходе проверки установлено, что в ЕИС размещено уведомление о размещении документа «Извещение об осуществлении закупки от ...№», которое наряду с информацией, предусмотренной ст.63 Федерального закона №44-ФЗ, содержит код по ОКПД2 №.№ «ФИО4 и телятина парные, остывшие или охлажденные для детского питания», при этом объект закупки включает в себя 99 позиций, в том числе мясо говядины охлажденное 1 категории, без кости, тушки цыплят бройлеров 1 сорта, охлажденные, сосиски, консервы мясные, рыба, хлеб белый и т.д., которые относятся к иным кодам ОКПД2.
Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона №44-ФЗ в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе(ч.2 ст.7).
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной(ч.3 ст.7).
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона №44-ФЗ Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок(ч.2 ст.8).
Исходя из положений приведенных норм права и вышеизложенных обстоятельств, доводы административного ответчика о том, что указание в извещении о закупке одного кода по ОКПД2, фактически соответствующего одной позиции, приводит к невозможности применения нормативных правовых актов, устанавливающих условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, согласно ч.3 ст.14 Федерального закона №44-ФЗ, а также преференций согласно ст.ст.28 и 29 этого федерального закона, в полной мере соответствуют положениям действующего законодательства.
В силу п.4.4.3 административному истцу вменяется неправомерное объединение в закупку товаров технологически и функционально не связанных между собой.
Так, в закупке № от ... заказчиком включены в один предмет закупки продукты питания, не связанные по технологическому, функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, а именно мясо говядины охлажденное 1 категории, рыба мороженая горбуша, консервы рыбные, хлеб белый из пшеничной муки, пряники, конфеты шоколадные с начинками, горох колотый шлифованный, крупа гречневая и т.д.
Между тем объединение в закупку товаров, работ, услуг различных по своему технологическому, функциональному назначению влияет на установление требований к участникам закупки, на требования о предоставлении участникам закупки тех или иных документов в составе заявки, а также применение преимуществ, ограничений, запретов и условий допуска отдельных товаров, происходящих из иностранных государств, что свидетельствует о нарушении административным истцом положений Федерального закона 44-ФЗ.
В соответствии с ч.2 ст.63 Федерального закона №44-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В нарушение положений приведенной нормы права в закупке № с НМЦК 1499328,08руб. с извещением, размещенным ..., последним днем срока подачи заявок на участие в аукционе указано ... вместо правильного ....
При этом доводы административного истца о том, что извещение было размещено ..., в связи с чем установленный законом срок был соблюден, подлежат отклонению, поскольку согласно представленным сведениям с портала закупок ... извещение об осуществлении закупки от ...№ не было размещено в общем доступе, поскольку не соответствовало требованиям, установленным ч.5 ст.99 закона 44-ФЗ.
Основаниям для допущенному нарушению в соответствии с п.4.4.5 явилось установление неверной даты начала срока предоставления разъяснений документации, а именно ..., в то время как извещение о проведении закрытого аукциона размещено административным истцом только ....
В соответствии с ч.1 ст.94 Федерального закона №44-ФЗ выполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Поводом к выставлению замечаний в соответствии с п.7.1 явилась излишняя оплата информационных услуг по сопровождению ИБД СПС «Консультант Плюс» за период ...8 года на общую сумму 21 088,94руб., поскольку днем начала оказания информационных услуг в соответствии с контрактом являлось ....
Основанием к выставлению нарушений в соответствии с пунктами 7.2, 7.3,7.4,7.5 явилось установление факта производства несвоевременной, с нарушением установленных контрактами сроков, оплаты оказанных услуг по ряду заключенных контрактов: от ... №№ га оказании информационных услуг, от ... №№ на оказание информационных услуг, от ... №№ от ... №№
Доказательств, опровергающих установленные в судебном заседании обстоятельства, административным истцом не представлено.
Поскольку представителем административного истца требования в части признания необоснованными и исключении из акта внеплановой документарной проверки Департамента ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ нарушений, указанных в пунктах 4.1.1.2, 4.2.1, 4.2.2, 4.4.1 раздела 4 акта проверки, поддержаны не были, оснований для удовлетворения данных требований у суда также не имеется.
Таким образом, поскольку при проведении закупок в 2018 году ФКУ «УФО МО РФ по ЮВО» были допущены нарушения положений действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, что и было выявлено в результате проведения документарной проверки, которые отражены в акте №-ДП о ..., оснований для удовлетворения административного иска и признания недействительным акта проверки в оспариваемой части не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу» к Департаменту ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации, советнику отдела (документарных проверок) Департамента ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ ФИО1 о признании незаконными отдельных положений акта внеплановой документальной проверки - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ворошиловский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 04.10.2019 года.