ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3258/2021 от 29.11.2021 Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 29 ноября 2021 года

Дело № ******а-3258/2021

УИД 66RS0№ ******-25

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Обуховой В.В.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № ****** по <адрес> к ФИО1 о взыскании пени,

Установил:

Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № ****** по <адрес> (далее МИФНС России № ****** по <адрес>) обратилась в суд к ФИО1 с административным иском о взыскании пени. В обоснование указано, что решением Верх-Исетского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № ******а-158/2020 с ФИО1 взыскана сумма задолженности по НДС в сумме 6644639 руб. 42 коп.; НДФЛ полученный от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве ИП в сумме 2472159 руб.; НДФЛ источником которых является налоговый агент в сумме 1108092 руб. Кроме того, в 2014 году ФИО1 являлся собственником транспортного средства, обязанность по уплате налога своевременно не исполнил, также налогоплательщиком не исполнены обязанность уплате страховых взносов за 2017-2020 годы. В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса на указанные недоимки начислены пени. ФИО1 направлено требование № ****** от ДД.ММ.ГГГГ для уплаты пени в добровольном порядке, однако задолженность до настоящего времени не погашена. Определением мирового судьи судебного участка № ****** Октябрьского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ по делу № ******а-4309/2020, о взыскании с ФИО1 пени начисленной на указанные недоимки. На основании изложенного, просит взыскать с ФИО1 пени начисленные на недоимку по налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации в сумме 439781 руб. 29 коп.; пени, начисленные на доходы физических лиц с доходов, источниками которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1, 228 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 35776 руб. 14 коп.; пени начисленные на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 101569 руб. 19 коп.; пени начисленные на недоимку по транспортному налогу в сумме 24 руб. 62 коп.; пени на недоимку на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисленные в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в сумме 83 руб. 75 коп.; пени начисленные на недоимку на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 11055 руб. 53 коп.; пени начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 862 руб. 51 коп.; пени начисленные на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 16 руб. 42 коп.

В судебное заседание представитель административного истца МИФНС № ****** по <адрес> не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в том числе с учетом требований ч. 8-10 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.

В судебное заседание административный ответчик ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомил, ходатайств об отложении либо о рассмотрении дела в его отсутствие не направлял.

В судебное заседание представитель административного ответчика ФИО4 не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомила. Представила возражения в которых полагала заявленные требования необоснованными, поскольку срок давности для предъявления требований об уплате пени на недоимку по транспортному налогу истек ДД.ММ.ГГГГ; требования об уплате пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации истек ДД.ММ.ГГГГ; требования об уплате пени начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере истек ДД.ММ.ГГГГ. Все перечисленные недоимки не взыскивались с административного ответчика, следовательно пени на них начислены быть не могут. Относительно пени начисленных на недоимки по налогам на добавленную стоимость и на доходы физических лиц считает, что из расчетов представленных административным истцом не возможно установить алгоритм начисления пени, в связи с чем против отказать в удовлетворении данных требований ввиду их недоказанности.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица ИФНС по <адрес> не явился, о времени и месте судебного заседания извещен с учетом положений ч. 8-10 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исследовав материалы настоящего дела и дела № ******а-4309/2020, находившихся в производстве мирового судьи судебного участка № ****** Октябрьского судебного района <адрес>, суд находит административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.

В соответствии с п. 1 ст. 356 указанного Кодекса транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ******-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории <адрес>» на территории <адрес> установлен и введен в действие транспортный налог.

В силу п. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Согласно абз. 3 п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Как установлено судом и следует Гражданского кодекса МВД России по <адрес>№ ******, в 2014 году ФИО1 на праве собственности принадлежали следующие автомобили:

-Ленд Ровер Фрилендер 2, 2008 года выпуска, госномер Н645РВ96 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

-Mаксус LD100(L4PSBK), 2009 года выпуска, госномер О977МВ96 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

-Mаксус LD100(L4PSBK), 2009 года выпуска, госномер О979МВ96 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

-Ленд Ровер Range Rover, 2013 года выпуска, госномер Н069СХ96 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с наличием в собственности указанных автомобилей ФИО1 начислен транспортный налог в сумме 29836 руб. за 2014 год, что следует из расчета сумм пени. Вместе с тем, административным истцом в материалы дела не представлены иные сведения, позволяющие определить за какой конкретно автомобиль и в какой сумме начислен данный налог, равно как и доказательства порядка взыскания транспортного налога.

Кроме того, как следует из вступившего в законную силу решения Верх-Исетского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (дело № ******) ИФНС по <адрес> на основании решения № ****** от ДД.ММ.ГГГГ проведена выездная налоговая проверка ИП ФИО1 на предмет правильности исчисления уплаты налогов и сборов. По результатам проверки принято решение № ******р/17 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к налоговой ответственности, ему доначислены задолженности по НФДЛ, НДС и пени на них. Решением суда административный иск удовлетворен, с ФИО1 взысканы задолженность по НДС в сумме 6 644639 руб. 42 коп., пени 3228346 руб. 78 коп., НДФЛ в сумме 2472159 руб., пени 721878 руб. 32 коп., НДФЛ в размере 1108 09 руб., пени 488344 руб. 18 коп.

С ДД.ММ.ГГГГ правоотношения, связанные с исполнением плательщиками обязанности по уплате страховых взносов, регулируется гл. 34 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Согласно п. 3 ст. 420 того же Кодекса объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 данного Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 данного Кодекса.

В силу ст. 423 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

В соответствии с п. 1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации установлены фиксированные размеры страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.

По общему правилу, установленному абз. 2 п. 2 ст. 432 того же Кодекса суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей.

В силу п. 5 той же статьи в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

Как установлено судом, ФИО1 до ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и как следствие имел обязанность по уплате страховых взносов.

Из карточек расчетов с бюджетом и расчетов суммы пени следует, что административным ответчиком не исполнена обязанность по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Вместе с тем, административным истцом не представлены документы, позволяющие достоверно установить за какие налоговые периоды и в какой сумме начислены данные страховые взносы.

В установленный законом срок обязанность по уплате налогов и сборов административным ответчиком надлежащим образом и полностью не исполнена.

По смыслу ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты налога в установленный законом срок налогоплательщик обязан выплатить пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В целях уплаты начисленной пени налогоплательщику по смыслу ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется требование об уплате пени.

Относительно начисленных пени на недоимки ФИО1 направлено требование № ****** от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ об уплате:

-пени начисленных на недоимку по НДС в сумме 439781 руб. 81 коп.;

-пени начисленных на недоимку по налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент в сумме 35776 руб. 14 коп.;

-пени начисленных на недоимку по транспортному налогу в сумме 24 руб. 62 коп.;

-пени начисленных на недоимку по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве ИП в соответствии со ст. 227 НК Российской Федерации в сумме 101596 руб. 19 коп.;

-пени начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 83 руб. 75 коп.;

-пени начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 11055 руб. 53 коп.;

-пени начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 862 руб. 51 коп.;

-пени начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 16 руб. 42 коп.;

В соответствии с п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Требование № ****** от ДД.ММ.ГГГГ направлено ФИО1 через личный кабинет налогоплатильщика.

Как следует из скриншотов, требование получено через личный кабинет налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ. С заявлением о направлении документов на бумажном носителе административный ответчик не обращался.

Возражений об отсутствии доступа к личному кабинету налогоплательщика сторона административного ответчика после получения ответов на судебные запросы не заявила, получение требование представителем административного ответчика не оспаривалось.

Таким образом, суд полагает, что налоговым органом соблюдена установленная ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации процедура взыскания пени за указанные налоговые периоды.

В силу п. 2, 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Аналогичные положения содержит ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как установлено судом, с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 пени МИФНС России № ****** по <адрес> обратилась к мировому судье судебного участка № ****** Октябрьского судебного района <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах шести месяцев с ДД.ММ.ГГГГ как даты исполнения требования № ******.

Судебный приказ вынесен мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ и отменен ДД.ММ.ГГГГ. С настоящим иском административный истец ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения шести месяцев с даты отмены судебного приказа.

Таким образом, налоговым органом соблюден срок как на обращение с заявлением о выдаче судебного приказа, так и на обращение с настоящим административным иском.

Также согласно разъяснениям, содержащимся в п. 57 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» согласно пункту 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора.

При применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Таким образом, при разрешении требований необходимо проверить, приняты ли налоговым органом меры к принудительному взысканию недоимок.

Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что решением Верх-Исетского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (дело № ******а-158/2020) с ФИО1 взыскана недоимка по НДС в сумме 6 644639 руб. 42 коп., пени 3228346 руб. 78 коп., НДФЛ в сумме 2472159 руб., пени 721878 руб. 32 коп., НДФЛ в размере 1108 09 руб., пени 488344 руб. 18 коп.

В остальной части относительно недоимок по транспортному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование налоговым органом не представлено доказательств принятия мер к принудительному взысканию данных недоимок, в связи с чем в данной части суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований.

Определяя размер пени, суд принимает во внимание расчеты налогового органа, поскольку они произведены в соответствии с требованиями закона, в соответствии с установленной процентной ставкой пени, данные расчеты являются арифметически верными. Контррасчета пени административным ответчиком не представлено. Ссылка представителя административного ответчика о том, что расчеты не понятны не свидетельствуют об их порочности.

Таким образом, суд полагает необходимым взыскать с ФИО1 пени начисленные на недоимку по НДС в размере 439781 руб. 29 коп.; на НДФЛ, источником которых является агент, за исключением доходов в отношении которых начисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 227, 227.1, 228 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 35776 руб. 14 коп.; на НДФЛ, полученных от осуществления деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей в размере 101569 руб. 19 коп., всего на сумму 577126 руб. 62 коп.

В соответствии с требованиями подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации за подачу настоящего административного иска подлежала уплате государственная пошлина в сумме 9091 руб. 69 коп. Ввиду частичного удовлетворения заявленных административных исковых требований, сумма государственной пошлины подлежит взысканию в размере пропорциональном размеру удовлетворенных требований, то есть в сумме 8818 рублей 93 коп. (5200 руб. + (389169,69 руб.:100*1%)=9091,69 руб.; 589169,45 руб. : 577126,62 руб.=0,97; 0,97*9091,69 руб.=8818 руб. 93 руб.).

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Решил:

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № ****** по <адрес> к ФИО1 о взыскании пени удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 пени начисленные на недоимку по НДС в размере 439781 руб. 29 коп.; на НДФЛ, источником которых является агент, за исключением доходов в отношении которых начисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 227, 227.1, 228 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 35776 руб. 14 коп.; на НДФЛ, полученных от осуществления деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей в размере 101569 руб. 19 коп., всего на сумму 577126 руб. 62 коп.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № ****** по <адрес> отказать.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета расходы по уплате государственной пошлины в сумме 8818 руб. 93 коп.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Председательствующий В.В. Обухова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Дело № ******а-3258/2021

УИД 66RS0№ ******-25