ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-325/2022 от 16.08.2022 Пономаревского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2а-325/2022

УИД 56RS0029-01-2022-000426-54

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 августа 2022 года с. Пономаревка

Пономаревский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Кашириной О.А.

при секретаре Юрковой Т.С.

с участием прокурора Пономаревского района Оренбургской области Турыгина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокуратуры Пономаревского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Романовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Пономаревский район оренбургской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии должных мер в сфере реализации земельных правоотношений, обязании принять меры к должному исполнению земельного законодательства,

установил:

прокуратура Пономаревского района обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеназванным административным иском к администрации МО Романовский сельсовет Пономаревского района.

В обосновании административного иска указано, что прокуратурой Пономаревского района проведена проверка исполнения администрацией МО Романовский сельсовет Пономаревского района законодательства в сфере землепользования, в том числе при организации использования и охраны земель.

Проверкой установлено, что постановлением администрации МО Романовский сельсовет от 15 февраля 2018 года утверждена муниципальная программа «Повышение эффективности использования и охраны земель на территории МО Романовский сельсовет» на 2018-2021 гг. Срок действия указанной программы закончился 31 декабря 2021 года, программа использования и охраны земель на 2022 год не разработана и не принята.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Романовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии должных мер в сфере реализации земельных правоотношений, а именно в отсутствии в муниципальном образовании муниципальной программы в сфере использования и охраны земель на 2022 год; обязать администрацию муниципального образования Романовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области принять меры к должному исполнению требований ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации – разработать и принять муниципальную программу в сфере использования и охраны земель на 2022 год.

Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области.

В судебном заседании прокурор Пономаревского района Оренбургской области Турыгин А.А. требования поддержал, просил удовлетворить.

Глава администрации МО Романовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель административного ответчика администрации МО Пономаревский район в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Суд определил рассмотреть дело без участия не явившихся лиц в порядке ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Заслушав прокурора Пономаревского района Оренбургской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Пономаревского района Оренбургской области проведена проверка исполнения администрацией МО Романовский сельсовет Пономаревского района законодательства в сфере землепользования, в том числе при организации использования и охраны земель.

Проверкой установлено, что постановлением администрации МО Романовский сельсовет от 15 февраля 2018 года № 4-п утверждена муниципальная программа «Повышение эффективности использования и охраны земель на территории МО Романовский сельсовет» на 2018-2021 гг. Срок действия указанной программы закончился 31 декабря 2021 года, программа использования и охраны земель на 2022 год не разработана и не принята.

Компетенция органов местного самоуправления в данной сфере определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Земельным кодексом Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, признавая и защищая равным образом муниципальную и иные формы собственности, закрепляет, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в муниципальной собственности.

Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к территории муниципального образования все земли в его границах независимо от форм собственности и целевого назначения: земли городских, сельских поселений, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования.

Органы местного самоуправления призваны решать следующие основные задачи в области земельных отношений: планирование и использование земель, находящихся в их владении; организация проведения работ по землеустройству; совершение в соответствии с законодательством сделок с землей; взимание платы за землю; контроль за использованием земель на территории муниципального образования.

Согласно ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальное образование является участником земельных правоотношений.

Полномочия органов местного самоуправления закреплены в ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Так, органы местного самоуправления разрабатывают и программы использования и охраны земель, а также осуществляют иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В нарушение положений действующего законодательства, администрацией МО Романовский сельсовет программа использования и охраны земель на 2022 год не разработана и не принята.

При таких обстоятельствах, требования прокуратуры Пономаревского района Оренбургской области являются законными обоснованными, подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокуратуры Пономаревского района Оренбургской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Романовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии должных мер в сфере реализации земельных правоотношений, а именно в отсутствии в муниципальном образовании муниципальной программы в сфере использования и охраны земель на 2022 год.

Обязать администрацию муниципального образования Романовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области принять меры к должному исполнению требований ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации – разработать и принять муниципальную программу в сфере использования и охраны земель на 2022 год.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Пономаревский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья О.А. Каширина

Мотивированное решение суда изготовлено 29 августа 2022 года.

Судья О.А. Каширина