Дело № 2а-3262/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 сентября 2016 года город Георгиевск
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе
председательствующего судьи Дешпита В.С.,
при секретаре Мартынюк Е.В.,
с участием
представителя административного истца
ИФНС России по г. Георгиевску Ставропольского края Тимошенко С.А.,
представителя административного
ответчика Вышловой О.С. Воронина С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Георгиевского городского суда административное дело №2а-3262/16 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Георгиевску Ставропольского края к Вышловой О.С. о взыскании задолженности и пени по уплате налога на имущество физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
В административном исковом заявлении заместитель начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Георгиевску Ставропольского края и судебном заседании представитель административного истца (далее ИФНС России по г. Георгиевску Ставропольского края) Тимошенко С.А., в обоснование заявленных требований суду сообщили, что ИФНС России по г. Георгиевску Ставропольского края в порядке ст. 85 НК РФ получены сведения из органов, осуществляющих государственную регистрацию недвижимого имущества в отношении Вышловой О.С. о регистрации следующих объектов недвижимости: иные строения, помещения и сооружения, расположенные по адресу: <адрес> (дата возникновения собственности – ДД.ММ.ГГГГ).
По данным объектам недвижимости исчислен налог на имущество, в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления.
Пункт 2 ст. 44 НК РФ предусматривает, что обязанность по уплате налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно и в установленные сроки исполнить обязанность по уплате налога.
За неуплату сумм налога в срок, установленный законодательством, в порядке ст. 75 НК РФ налогоплательщику начисляется пеня.
Понятие налога и пени - эта два неразделимых понятия, поскольку последнее выступает как следствие неуплаты налога и не может существовать самостоятельно.
Неисполнение обязанности по уплате налога послужило основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога, пени (от исх. ДД.ММ.ГГГГ№) об уплате задолженности. От исполнения требований в добровольном порядке административный ответчик Вышлова О.С., уклонилась.
В отношении налогоплательщика был вынесен судебный приказ, который был отменен определением от ДД.ММ.ГГГГ.
По данным оперативного учета за Вышловой О.С. числится задолженность по уплате налога на имущество физических лиц и пени в сумме ..., из них: налог на имущество физических лиц в размере ..., пени в размере ....
Задолженность по уплате налога на имущество сложилась за ДД.ММ.ГГГГ, а задолженность по уплате пени за период ... года.
По указанным основаниям заместитель начальника ИФНС России по г. Георгиевску Ставропольского края в административном исковом заявлении просит суд взыскать с Вышловой О.С. задолженность по уплате налога на имущество физических лиц и пени в размере ..., в том числе: по уплате налога на имущество физических лиц в размере ..., по уплате пени в размере ..., а также возложить на административного ответчика расходы по уплате государственной пошлины.
В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по г. Георгиевску Ставропольского края Тимошенко С.А. поддержала заявленные требования, просила иск удовлетворить, сообщив, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом и регулируется законом Российской Федерации от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон №2003-1). Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения (ст. 3 Закона №2003-1), которыми согласно ст. 2 Закона №2003-1 являются: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, а также доля в праве общей собственности на данное имущество.
Ставки налога на имущество физических лиц на рассматриваемые в иске налоговые периоды (ДД.ММ.ГГГГ гг.) установлены решениями Думы г. Георгиевска Ставропольского края: от 10 ноября 2011 года № 661-65 «Об утверждении ставок налога на имущество физических лиц по городу Георгиевску на 2012 год»; от 23 ноября 2012 года №114-12 «Об утверждении ставок налога на имущество физических лиц по городу Георгиевску на 2013 год».
В частности, по объектам налогообложения: дача, гараж, иное нежилое строение, помещение, сооружение и доля в праве общей собственности на данное имущество, ставка налога установлена в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости в следующих размерах:
- до 300 000 рублей (включительно) - 0,1 %;
- свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей (включительно) - 0,3 %;
- свыше 500 000 рублей до 1000 000 рублей (включительно) - 1,2 %;
- свыше 700 000 рублей до 900 000 рублей (включительно) - 0,6 %;
- свыше 1 000 000 рублей - 1,6 процента.
Исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами (п. 1 ст. 5 Закона №2003-1), налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года (п. 1 ст. 5 Закона № 2003-1, в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ).
Согласно п. 11 ст. 5 Закона № 2003-1 (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2009 года № 283-Ф3) перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.
В соответствии с п. 1 ст. 3 и п. 2 ст. 5 Закона № 2003-1 в качестве стоимостного показателя, установленного для расчета налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, определена инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, применительно к которой органами местного самоуправления устанавливаются налоговые ставки.
Под инвентаризационной стоимостью понимается восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. При этом восстановительная стоимость строений и сооружений определяется по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года, а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти субъекта.
Коэффициент пересчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, в целях их налогообложения, утверждался постановлениями <адрес> (от ДД.ММ.ГГГГ№-п; ДД.ММ.ГГГГ№-п (в редакции постановления Правительства СК от ДД.ММ.ГГГГ№-п); ДД.ММ.ГГГГ№-п; ДД.ММ.ГГГГ№-п; ДД.ММ.ГГГГ№-п; ДД.ММ.ГГГГ№-п).
Под суммарной инвентаризационной стоимостью понимается сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.
Обязанность предоставления сведений об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иных сведений, необходимых для исчисления налога на имущество физических лиц, в налоговые органы возлагалась п. 9.1 ст. 85 НК РФ на органы, осуществляющие государственный технический учет. На территории Ставропольского края сведения, необходимые для исчисления гражданам налога на имущество физических лиц, представлялись, в частности, Государственным унитарным предприятием Ставропольского края «Краевая техническая инвентаризация» (далее - ГУП СК «Крайтехинвентаризация», ГУП СК «БКИ СК»),
Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно п. 4 ст. 85 НК обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.
Согласно сведениям, поступившим в порядке п. 4 ст. 85 НК РФ из Управления Росреестра по Ставропольскому краю, ДД.ММ.ГГГГ на основании правоустанавливающего документа - решения Георгиевского городского суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Вышловой О.С. на недвижимое имущество:
- объект «Промцех» (номер регистрации права №), расположенный по адресу: <адрес> кадастровый № площадь объекта ... кв.м;
- объект «Проходная» (номер регистрации права №), расположенный по адресу: <адрес> кадастровый № площадь объекта ... кв.м.
Согласно сведениям, поступившим в порядке п. 9.1 ст. 85 НК РФ из ГУП Ставропольского края «Краевая техническая инвентаризация», инвентаризационная стоимость объектов, расположенных по адресу: <адрес> составила: по объекту «Промцех» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - ... рублей, на ДД.ММ.ГГГГ - ... рублей; по объекту «Проходная» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - ... рублей, на ДД.ММ.ГГГГ - ... рубля.
Сумма налога на имущество физических лиц за налоговые периоды ... годы исчислена на основании поступивших данных об инвентаризационной стоимости объектов состоянию на 1 января каждого года, ставки налога, установленной Решением на конкретный налоговый период от суммарной инвентаризационной стоимости для соответствующего стоимостного диапазона, и доли в праве собственности на объекты недвижимости: по обязательствам ... года в сумме ...... по обязательствам ... года в сумме в сумме ...
Налоговое уведомление № на уплату налога на имущество физических лиц направлено Вышловой О.С. ИФНС России по г. Георгиевску Ставропольского края по адресу: <адрес>
Налог на имущество физических лиц за налоговые периоды 2012 и 2013 годы исчислен в соответствии с нормами п. 11 ст. 5 Закона №2003-1 (в редакции Федерального закона от 28.11.2009 № 283-Ф3), исходя из сведений об инвентаризационной стоимости объектов, поступивших от ГУП Ставропольского края «Краевая техническая инвентаризация» на запрос ИФНС России по г. Георгиевску Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№ в связи с заявлением налогоплательщика от ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ№).
В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. При этом налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (п. 6 ст. 58 НК РФ).
В редакции статьи 52 НК РФ, действующей с 02 сентября 2010 года, налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. п. 1 и 2 ст. 69 НК РФ).
В адрес Вышловой О.С. направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от ДД.ММ.ГГГГ№, со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ, на сумму ...... в том числе: ... рублей налога на имущество физических лиц за ... год; ... рублей налога на имущество физических лиц за ... год; ... рублей пени по налогу на имущество физических лиц за январь ... года.
В случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен выплатить денежную сумму (пени) в соответствии со ст. 75 НК РФ.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, на основании п. 1 ст. 48 НК РФ.
Согласно п. 2 этой же статьи НК РФ (в редакции Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 324-ФЭ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии с абзацами вторым и третьим п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда, о чем имеются разъяснения в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 7 декабря 2011 года (Апелляционное определение <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №).
В соответствии с названными требованиями налогового законодательства ИФНС России по г. Георгиевску Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа на сумму ... рублей, по требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа от ДД.ММ.ГГГГ№, со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ, в том числе: ... рублей налога на имущество физических лиц за ... год; ... рублей налога на имущество физических лиц за ... год; ... рублей пени по налогу на имущество физических лиц за ... года.
По заявлению Инспекции ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № г. Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края вынесен судебный приказ №, который отменен на основании определения от ДД.ММ.ГГГГ.
Так как в порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда, Инспекция в рамках установленного законом срока ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Вышловой О.С. задолженности в размере ... рублей (с учетом произведенного зачета в счет погашения задолженности на сумму ... рублей) по требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа от ДД.ММ.ГГГГ№, со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ, в том числе: налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере ... рублей; налога на имущество физических лиц за № год в размере ... рублей; пени по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ года ... рублей.
Уточненное требование на непогашенную сумму задолженности по налогу на имущество физических лиц не выставлялось, так как, согласно статье 71 НК РФ в случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов по уплате налога или сбора изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.
Между тем, изменение обязанности по уплате налога, ее возникновение и прекращение связаны исключительно с наличием оснований, установленных НК РФ или иным законодательным актом о налогах и сборах (п. 1 ст. 44 НК РФ).
Из положений п.п. 2 и 3 ст. 44, а также п.п. 2 и 3 ст. 78 НК РФ следует, что изменением налоговой обязанности является изменение ее содержания на основании принятия нормативного правового акта, который изменяет закон, определявший содержание налоговой обязанности и имеющий при этом обратную силу, либо на основании зачета налоговым органом излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней, штрафов после направления налогоплательщику первоначального требования, либо на основании предоставления налогоплательщику рассрочки (отсрочки) уплаты налога.
Таким образом, при частичном погашении задолженности по первоначальному требованию выставление уточненного требования не производится, поскольку частичное исполнение требования не влечет изменения обязанности налогоплательщика по уплате налога. Налоговый кодекс РФ не допускает возможности направления налоговыми органами и повторных требований. Такие действия не только влекут изменение установленных ст. 70 НК РФ сроков направления требования, но и позволяют взыскать налоги и пени, срок принудительного взыскания которых налоговым органом пропущен, что нарушает права налогоплательщика.
(Апелляционные определения Верховного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, Кемеровского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № и др.)
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
В судебное заседание не явился административный ответчик Вышлова О.С., извещенная о его времени и месте в соответствии со ст. 96 КАС РФ и не сообщила суду сведений уважительных причин неявки.
На основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика Вышловой О.С.
В судебном заседании представитель административного ответчика Вышловой О.С. адвокат Воронин С.В. возражал в отношении заявленных ИФНС России по г. Георгиевску Ставропольского края требований, считает административное исковое заявление необоснованным и просит в удовлетворении требований отказать, поскольку истец ссылается на требование № от ДД.ММ.ГГГГ, но в данном требовании речь идет о сумме .... Истцом нарушены требования, предусмотренные ст. 287 КАС РФ, об обязательном представлении размера денежной суммы, составляющий платеж и ее расчет. Ссылка истца на определение об отмене судебного приказа мирового судьи судебного участка №<адрес> и <адрес> также необоснованна, так как в данном определении речь идет о сумме ... рублей. Требование на уплату суммы ... рублей для оплаты Вышловой О.С. никогда не предъявлялось. Также истцом нарушена ст. 286 КАС РФ, предусматривающая обязанность предъявления иска в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, то есть пропущен срок исковой давности.
Выслушав объяснения представителей сторон исследовав материалы административного дела и содержащиеся в нем письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 3 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Ст. 57 Конституции РФ и ст. 23 НК РФ устанавливают обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан: уплачивать законно установленные налоги; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно сведениям, поступившим в порядке п. 4 ст. 85 НК РФ из Управления Росреестра по Ставропольскому краю, ДД.ММ.ГГГГ на основании правоустанавливающего документа - решения Георгиевского городского суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Вышловой О.С. на: объект «Промцех» (номер регистрации права №), расположенный по адресу: <адрес> кадастровый № площадь объекта ... кв.м; объект «Проходная» (номер регистрации права ...), расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый № площадь объекта ... кв.м.
Согласно сведениям, поступившим в порядке п. 9.1 ст. 85 НК РФ из ГУП Ставропольского края «Краевая техническая инвентаризация», инвентаризационная стоимость указанных объектов составила: по объекту «Промцех» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - ... рублей, на ДД.ММ.ГГГГ - ... рублей; по объекту «Проходная» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - ... рублей, на ДД.ММ.ГГГГ - ... рубля.
Сумма налога на имущество физических лиц за налоговые периоды ... и ... годы исчислена ИФНС России по г. Георгиевску Ставропольского края на основании поступивших данных об инвентаризационной стоимости объектов состоянию на 1 января каждого года, ставки налога, установленной Решением на конкретный налоговый период от суммарной инвентаризационной стоимости для соответствующего стоимостного диапазона, и доли в праве собственности на объекты недвижимости: по обязательствам ... года в сумме ...; по обязательствам ... года в сумме в сумме ...
Налоговое уведомление № на уплату налога на имущество физических лиц направлено Вышловой О.С. ИФНС России по г. Георгиевску Ставропольского края по адресу: <адрес>
Налог на имущество физических лиц за налоговые периоды ... и ... год исчислен в соответствии с нормами п. 11 ст. 5 Закона № 2003-1 (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2009 года № 283-Ф3), исходя из сведений об инвентаризационной стоимости объектов, поступивших из ГУП Ставропольского края «Краевая техническая инвентаризация» на запрос ИФНС России по г. Георгиевску Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№ в связи с заявлением налогоплательщика от ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ№).
В адрес Вышловой О.С. направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от ДД.ММ.ГГГГ№, со сроком исполнения к ДД.ММ.ГГГГ на сумму ....
В случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен выплатить денежную сумму (пени) в соответствии со статьей 75 НК РФ.
В соответствии с абзацами 2 и 3 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда, о чем имеются разъяснения в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 07 декабря 2011 года (Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №).
В соответствии с указанными требованиями налогового законодательства ИФНС России по г. Георгиевску Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа на сумму ... рублей, по требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа от ДД.ММ.ГГГГ№, со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ, в том числе: налога на имущество физических лиц за ... год в суме ... рублей; налога на имущество физических лиц за ... год в сумме ... рублей; пени по налогу на имущество физических лиц за январь ... года в сумме ... рублей.
По заявлению ИФНС России по г. Георгиевску Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № г. Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края вынесен судебный приказ №, который был отменен на основании определения от ДД.ММ.ГГГГ.
Так как в порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда, ИФНС России по г. Георгиевску Ставропольского края в рамках установленного законом срока ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Вышловой О.С. задолженности в размере ... (с учетом произведенного зачета в счет погашения задолженности на сумму ... рублей) по требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа от ДД.ММ.ГГГГ№, со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ, в том числе: налога на имущество физических лиц за ... год в сумме ... рублей; налога на имущество физических лиц за ... год в сумме ... рублей; пени по налогу на имущество физических лиц за январь ... года в сумме ... рублей.
Согласно ст. 71 НК РФ в случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента или плательщика сборов по уплате налога или сбора изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.
По указанным основаниям, уточненное требование на непогашенную сумму задолженности по налогу на имущество физических лиц Вышловой О.С. не выставлялось.
Между тем, изменение обязанности по уплате налога, ее возникновение и прекращение связаны исключительно с наличием оснований, установленных НК РФ или иным законодательным актом о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 НК РФ).
Из положений п.п. 2 и 3 ст. 44, а также п.п. 2 и 3 ст. 78 НК РФ следует, что изменением налоговой обязанности является изменение ее содержания на основании принятия нормативного правового акта, который изменяет закон, определявший содержание налоговой обязанности и имеющий при этом обратную силу, либо на основании зачета налоговым органом излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней, штрафов после направления налогоплательщику первоначального требования, либо на основании предоставления налогоплательщику рассрочки (отсрочки) уплаты налога.
Таким образом, при частичном погашении задолженности по первоначальному требованию выставление уточненного требования не производится, поскольку частичное исполнение требования не влечет изменения обязанности налогоплательщика по уплате налога. Налоговый кодекс РФ не допускает возможности направления налоговыми органами и повторных требований.
Такие действия не только влекут изменение установленных ст. 70 НК РФ сроков направления требования, но и позволяют взыскать налоги и пени, срок принудительного взыскания которых налоговым органом пропущен, что нарушает права налогоплательщика.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно и в установленные сроки исполнить обязанность по уплате налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
Согласно ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Положениями п. 1 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляется пеня.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).
До настоящего времени требование ИФНС России по г. Георгиевску Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№ Вышловой О.С. не исполнено, задолженность по уплате налога на имущество физических лиц и пени в размере ..., ею не погашена.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административным ответчиком Вышловой О.С., а также ее представителем в судебном заседании Вышловым С.П., доказательств в опровержение доводов административного истца суду не представлено.
Неисполнение Вышловой О.С. обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, поскольку в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, на основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ она подлежит взысканию с административного ответчика Вышловой О.С., не освобожденной от ее уплаты, размер которой в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, составляет ....
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 31, 45, 48, 75 НК РФ, ст.ст. 96, 114, 174-180, 286-290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Георгиевску Ставропольского края к Вышловой О.С. о взыскании суммы задолженности и пени по уплате налога на имущество физических лиц, удовлетворить.
Взыскать с Вышловой О.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес>, в доход государства задолженность по уплате налога на имущество физических лиц и пени в размере ....
Взыскать с Вышловой О.С. в бюджет муниципального образования город Георгиевск Ставропольского края государственную пошлину в сумме ....
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы.
Судья В.С. Дешпит