ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3262/2016 от 12.09.2016 Оренбургского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2а-3262/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 сентября 2016 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области, в составе:

председательствующего судьи Чирковой В.В.,

при секретаре Бажковой К.А.,

с участием

Оренбургский природоохранного межрайонного прокурора Ветер О.А.,

представителя административного ответчика Балицкого В.И.,

рассмотрев, в открытом судебном заседании, гражданское дело по административному исковому заявлению Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к государственному казенному учреждению «Чернореченское лесничество» о признании незаконным бездействия, об обязании организации наблюдательных пунктов,

установил:

прокурор Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ГКУ «Чернореченское лесничество» о признании незаконным бездействия, об обязании организации наблюдательных пунктов.

В обоснование требований указано, в ходе проведения проверки соблюдения законодательства об охране лесов в деятельности административного ответчика, установлено, ГКУ «Чернореченское лесничество» ненадлежащим образом осуществляет мониторинг пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с ч.1, 2 ст. 51 Лесного кодекса РФ охрана и защита лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ.

Во исполнение отдельных полномочий, в том числе и по осуществлению мер пожарной безопасности лесов на закрепленных территориях Министерством лесного и охотничьего хозяйства <адрес> созданы государственные учреждения-лесничества.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности учреждения является лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области.

В соответствии с уставом ГКУ «Чернореченское лесничество» определено, что основными целями деятельности государственного учреждения являются обеспечение устойчивого управления лесами, охрана, защита и воспроизводство лесов. Лесничество осуществляет следующие функции: участвует в разработке лесохозяйственного регламента и обеспечивает его реализацию, осуществляет мониторинг пожарной опасности в лесах, наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами, разрабатывает план тушения лесных пожаров на территории лесничества.

Леса, расположенные в границах ГКУ «Чернореченское лесничество» относятся в I-V классу опасности.

При мониторинге пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, наземное патрулирование лесов осуществляется: при III классе пожарной опасности с 10 до 20 часов не реже одного часа в два часа; при IV классе пожарной опасности в лесах с 09 часов 21 часа не реже одного раза в час; при V классе пожарной опасности с 6 до 24 часов не реже одного раза в час.

Осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах, не оборудованных автоматическими системами наблюдения, осуществляется в течение пожароопасного сезона в лесах в зависимости от условий погоды: при III классе пожарной опасности с 10 до 20 часов не реже одного часа в два часа; при IV классе пожарной опасности в лесах с 09 часов 21 часа не реже одного раза в час; при V классе пожарной опасности с 6 до 24 часов не реже одного раза в час.

В нарушение вышеперечисленных требований мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров административным ответчиком в 20016 году организован не надлежащим образом и не в полной мере.

Кроме того, вместо карточки учета лесного пожара заполняется акт о лесном пожаре, в котором указываются сведения не в полном объеме.

Невыполнение административным ответчиком требований актов федерального законодательства создает угрозу нарушения прав Российской Федерации как собственника лесов и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Просят суд признать незаконным бездействие ГКУ «Чернореченское лесничество» по надлежащему осуществлению мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.

Обязать ГКУ «Чернореченское лесничество» организовать пожарные наблюдательные пункты, осуществлять наземное патрулирование, а также учет лесных пожаров в полном соответствии с «Порядком осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров», утвержденным приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора Ветер О.А. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в заявлении, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика Балицкий В.И., действующий на основании Устава и приказа -лс от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора о признании незаконным бездействия ГУК «Чернореченское лесничество» по надлежащему осуществлению мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, об обязании организации пожарных наблюдательных пунктов в целях обнаружения лесных пожаров, а также учет лесных пожаров в полном соответствии с «Порядком осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров», утвержденным приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, о чем расписался в протоколе судебного заседания.

Судом представителю административного ответчика Балицкому В.И. разъяснены последствия признания иска, предусмотренные статьями 46, 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о том, что факт признания иска будет положен в основу решения об удовлетворении исковых требований истца о признании незаконным бездействия ГУК «Чернореченское лесничество», о чем ответчик также расписался в протоколе судебного заседания.

Учитывая, что признание иска представителем административного ответчиком Балицким В.И. произведено добровольно, не затрагивает интересов третьих лиц, не противоречит закону, представитель наделен полномочиями на признание административного иска, судом факт полного признания иска принят.

Согласно статье 204 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в ходе судебного заседания велось аудио протоколирование.

Суд, выслушав помощника прокурора, административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с Конституцией РФ природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, обеспечиваются правосудием, признаются государством в качестве высшей ценности.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, охрану жизни и здоровья.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации, охрана и защита лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации передано полномочие по осуществлению мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров.

Судом установлено, во исполнение отдельных полномочий, в том числе и по осуществлению мер пожарной безопасности лесов на закрепленных территориях Министерством лесного и охотничьего хозяйства <адрес> созданы государственные учреждения –лесничества.

В соответствии с лесохозяйственным регламентом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена общая площадь ГУК «Чернореченское лесничество» и составляет 14005 га.

На основании пункта 2.1, 3.1 Устава ГКУ «Чернореченское лесничество» установлено, основными целями деятельности государственного учреждения являются обеспечение устойчивого управления лесами, охрана, защита и воспроизводство лесов. Для достижения установленных целей ГКУ в границах земель лесного фонда закрепленных за лесничеством осуществляются следующие функции: участвует в разработке лесохозяйственного регламента и обеспечивает его реализацию, осуществляет мониторинг пожарной опасности в лесах, наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами, разрабатывает план тушения лесных пожаров на территории лесничества.

Леса, расположенные в границах ГКУ относятся в I-V классу опасности.

В соответствии со статьями 53, 53.2 Лесного кодекса Российской Федерации серы пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров.

Согласно справке Министерства лесного и охотничьего хозяйства <адрес>, подготовленной по данным навигационных приборов ГЛОНАСС, установленных на автомобилях лесничества патрулирование осуществлялось:

- период с 03 июля по ДД.ММ.ГГГГ на автомобиле марки УАЗ, с государственным регистрационным знаком К 541 ОА только ДД.ММ.ГГГГ с 13:21 до 16:53 часов;

- на автомобиле марки УАЗ с государственным регистрационным знаком М 843 ЕН в период ДД.ММ.ГГГГ с 12:05 до 20:44 часов; ДД.ММ.ГГГГ патрулирование не осуществлялось; ДД.ММ.ГГГГ с 17:29 до 00:13 часов ДД.ММ.ГГГГ; с 03 июля по ДД.ММ.ГГГГ с 12:47 до 17:24 часов; ДД.ММ.ГГГГ с 19:55 до 00:12 часов ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ патрулирование не осуществлялось.

Согласно пунктам 7-9 «Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров», утвержденным приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, наземное патрулирование лесов осуществляется:

- при III классе пожарной опасности с 10 до 20 часов не реже одного часа в два часа; -

- при IV классе пожарной опасности в лесах с 09 часов 21 часа не реже одного раза в час;

- при V классе пожарной опасности с 6 до 24 часов не реже одного раза в час.

Наземное патрулирование осуществляется по маршрутам, утвержденным в плане тушения лесных пожаров на территории соответствующего лесничества, лесопарка.

Осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах, не оборудованных автоматическими системами наблюдения, осуществляется в течение пожароопасного сезона в лесах в зависимости от условий погоды:

- при III классе пожарной опасности с 10 до 20 часов не реже одного часа в два часа; -

- при IV классе пожарной опасности в лесах с 09 часов 21 часа не реже одного раза в час;

- при V классе пожарной опасности с 6 до 24 часов не реже одного раза в час.

Суд, проанализировав изложенные обстоятельства, оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к выводу, ГКУ «Чернореченское лесничество» мониторинг пожарной опасности в 2016 году осуществлялся с нарушением законодательства РФ, отсюда административные исковые требования Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к государственному казенному учреждению «Чернореченское лесничество», обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 177 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к государственному казенному учреждению «Чернореченское лесничество» о признании незаконным бездействия, об обязании организации наблюдательных пунктов, удовлетворить.

Обязать ГКУ «Чернореченское лесничество» организовать пожарные наблюдательные пункты, осуществлять наземное патрулирование, а также учет лесных пожаров в полном соответствии с «Порядком осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров», утвержденным приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано, в апелляционном порядке, в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.В. Чиркова

Справка. Мотивированное решение суда изготовлено 16 сентября 2016 года.

Судья: