Дело №2а-3264/2023
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Московский районный суд <адрес> в составе:
председательствующей судьи ФИО8.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО9» к судебному приставу-исполнителю ФИО10 об оспаривании действий (бездействия) должностного лица,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО11») обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ФИО12 об оспаривании действий (бездействия) должностного лица.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что на исполнении в ОСП <адрес> находилось исполнительное производство № возбужденное на основании судебного приказа по делу № о взыскании с ФИО6 денежных средств в пользу ФИО13». Исполнительное производство было окончено ДД.ММ.ГГГГ, однако, до настоящего времени ФИО14» не получило подлинник исполнительного документа, чем нарушены требования ч.2, ч.6 ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве». Истцом направлялись соответствующие запросы ответчику о выдаче документов после окончания исполнительного производства, однако ответы о месте нахождения исполнительного документа не поступили. Ненаправление исполнительного документа взыскателю судебным приставом влечет невозможность принятия дальнейших мер по взысканию задолженности с должника, свидетельствует о бездействии судебного пристава-исполнителя.
Просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ФИО15. по ненаправлению судебного приказа по делу № после окончания исполнительного производства взыскателю; обязать ОСП по <адрес> и <адрес> направить исполнительный документ № в адрес ФИО16».
Определением Московского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика было привлечено ФИО17.
Административный истец ФИО18» о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представителя в суд не направило, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.
Административные ответчики судебный пристав-исполнитель ФИО19 надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки не известили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив административное исковое заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Анализ указанной нормы закона позволяет сделать вывод, что в рамках производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных и иных органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию, являются факт нарушения положений действующего законодательства со стороны органов и их должностных лиц, чьи действия либо решения оспариваются административными истцами, а также факт того, что данные нарушения привели к нарушению прав и законных интересов заявителей, либо к незаконному возложению на них каких-либо обязанностей. При этом по смыслу, придаваемому законодателем в изложенной норме, решение об удовлетворении заявленных исковых требований может быть вынесено при условии одновременного выполнения двух вышеперечисленных оснований, установленных в ходе рассмотрения дела по существу.
По смыслу ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями незаконным необходимо наличие двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.
При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии со ст.2 Федерального закона №229-ФЗ от 02 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу положений пп.3 п.1 ст.46 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества.
Согласно ч.1 ст.430 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае утраты подлинника исполнительного листа или судебного приказа суд, принявший решение, вынесший судебный приказ, может выдать по заявлению взыскателя или судебного пристава-исполнителя дубликаты исполнительных документов.
В соответствии с Положением об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств, утвержденного приказом Федеральной службы судебных приставов России №455 от 28 сентября 201 года, при выявлении фактов утраты материалов исполнительного производства незамедлительно принимаются меры по их восстановлению, а также иные меры, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами Федеральной службы судебных приставов России (п.1.3); начальник отдела - старший судебный пристав структурного подразделения территориального органа Федеральной службы судебных приставов России организует восстановление материалов исполнительных производств, в том числе дает поручение судебному приставу-исполнителю об обращении в суд либо иной уполномоченный орган с заявлением о выдаче дубликата (копии) исполнительного документа (п.2.2); судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке незамедлительно обращается в соответствующий суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного документа в порядке статьи 430 Гражданского процессуального кодекса РФ, статьи 323 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьи 354 Кодекса административного судопроизводства РФ (п.2.3.1).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ОСП по <адрес> и <адрес><адрес> на основании исполнительного документа – судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного участка № судебного района Московского районного суда <адрес> о взыскании задолженности с должника ФИО6 в пользу взыскателя ФИО20» было возбуждено исполнительное производство №.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем отделения судебных приставов по ФИО21. было вынесено постановление об окончании исполнительного производства №-ИП и возвращении исполнительного документа взыскателю, в связи с тем, что невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях. Общая сумма задолженности по исполнительному производству составляет 46 790 рублей, сумма, взысканная по исполнительному производству составляет 0 рублей.
Данные обстоятельства следуют из представленной суду копии исполнительного производства №-ИП.
В соответствии с пп.1 п.6 ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве», копия постановления об окончании исполнительного производства и подлинник исполнительного документа должны были быть направлены взыскателю не позднее следующего дня за днем его вынесения. В данном случае, следующим рабочим днем, за днем вынесения постановления об окончании исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ, является ДД.ММ.ГГГГ.
При рассмотрении дела от административного ответчика было затребовано полное исполнительное производство №-ИП, копия которого была представлена в материалы дела. Однако, каких-либо доказательств направления в адрес взыскателя постановления об окончании исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ и подлинника исполнительного документа, представленные в распоряжение суда документы не содержат.
Более того, согласно письменного сообщения судебного пристава-исполнителя ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, реестр подтверждающий возврат судебного приказа № взыскателю отсутствует.
Предусмотренная статьей 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия) должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, административными ответчиками в ходе рассмотрения настоящего дела не исполнена, поскольку надлежащих доказательств направления в адрес взыскателя копии постановления об окончании исполнительного производства и подлинника исполнительного документа не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что судебным приставом-исполнителем отделения <адрес> было допущено бездействие в виде ненаправления в адрес взыскателя исполнительного документа, которое‚ в свою очередь‚ нарушает права взыскателя на повторное предъявление судебного приказа для принудительного исполнения, а также права на своевременное получение информации о ходе исполнительного производства.
Длительное неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, свидетельствует о том, что взыскатель в значительной мере был лишен того, на что обоснованно рассчитывал, предъявив для исполнения исполнительный документ, что бесспорно свидетельствует о нарушении его прав.
С учетом изложенного‚ суд полагает необходимым обязать судебного пристава-исполнителя <адрес>. направить в адрес ФИО22» подлинник исполнительного документа – судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный мировым судьей судебного участка № судебного района <адрес>. В случае отсутствия в Отделении судебных приставов <адрес> исполнительного документа – судебного приказа №, выданного мировым судьей судебного участка № судебного района <адрес>, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться за получением дубликата исполнительного документа.
Согласно ч.9 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
В соответствии с ч.3 ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Учитывая, что установленное бездействие должностных лиц является длящимся, суд полагает, что срок обращения в суд за нарушенным правом административным истцом не пропущен.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования ФИО23» к судебному приставу-исполнителю <адрес> об оспаривании действий (бездействия) должностного лица – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов <адрес>, выразившееся в ненаправлении исполнительного документа – судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного участка № судебного района <адрес> после окончания ДД.ММ.ГГГГ исполнительного производства №-ИП.
Обязать ОСП <адрес> направить в адрес ФИО24» исполнительный документ – судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный мировым судьей судебного участка № судебного района <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Московский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья-подпись
<данные изъяты>