РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2019 года г. Иркутск
Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе:
председательствующего судьи Красновой Н.С.,
при секретаре Лобачевой И.А.,
с участием административного истца Технюк В.В., представителя административного ответчика ФКУ СИЗО-1 г. Иркутска – Шаровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-389/2019 по административному иску Технюка Владислава Васильевича к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области о признании действий и бездействий незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
Технюк В.В. обратился в суд с настоящим административным иском о признании действий и бездействий административного ответчика незаконными и необоснованными, указав в обоснование, что с <дата> содержался в ФКУ СИЗО-1
г. Иркутска совместно с другими осужденными в карцере одиночных камер – с Кубашевым Р.К., <ФИО>9, Ресиным А.И., <ФИО>10
В отношении административного истца не были обеспечены надлежащие условия содержания, а именно: помещение истца в одиночную камеру, необорудованную вешалкой для одежды, баком для питьевой воды, шкафом для продуктов. В камере не был огорожен туалет, в связи с чем справлять нужду приходилось под видеонаблюдением в нарушение п.3.6. пункта 3 Положения о ФСИН, утверждённым Указом Президента РФ от <дата><номер>. При каждом передвижении за пределами камеры применялись в отношении истца наручники в положении рук за спиной с загибанием лицом вниз физической силой в положении наклона тела и закидыванием рук в наручниках вверх, травля служебной собакой. Помимо стресса, страха и унижения, истцу была причинена физическая боль, травмы и ссадины на запястьях рук от наручников. В связи с изложенным, административный истец полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы в том, чтобы не подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, охраняемые ст. 21 Конституции РФ и ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
На основании изложенного административный истец Технюк В.В. просит суд признать действия и бездействия административного ответчика незаконными и необоснованными.
Административный истец Технюк В.В. в судебном заседании доводы искового заявления поддержал, настаивал на его удовлетворении.
Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области Шарова А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административный иск не признала, указав, что условия содержания в СИЗО-1 соответствуют установленным законодателем нормам, представила письменные возражения.
Представитель заинтересованного лица ГУФСИН России по Иркутской области, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Заинтересованные лица Ресин А.И., Кубашев Р.К., извещенв надлежащим образом, отбывают наказание в ИК-6 по Хабаровскому краю.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу приведенных норм, требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов, при этом обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконными действий (бездействий) и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого действия (решения) нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации в силу статьи 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Судом установлено, что Технюк В.В. <дата> осужден Верховным Судом республики Тыва по ст. ст. 105 ч. 2 п. «а», ст. 105 ч. 2 п. «в», ст. 105 ч. 2, п. «к», ст. 158 ч. 2 п. «в» УК РФ к пожизненному лишению свободы. <дата> прибыл в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области из ФКУ УЩ-349/56 п. Лозьвинский ГУФСИН России по Свердловской области. <дата> убыл в ФКУ ИК-6 п. <ФИО>3 по Хабаровскому краю. Указанные обстоятельства подтверждаются справкой от <дата> за подписью начальника отдела специального учета майора внутренней службы <ФИО>12
Исходя из положений части 10 статьи 16, части 6 статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к пожизненному лишению свободы отбывают наказание в исправительных колониях особого режима. Особенности режима отбывания пожизненного лишения свободы обусловлены общественной опасностью таких осужденных, бессрочностью наказания, в связи с чем законодатель предусмотрел повышенные требования к обеспечению безопасности. Данные требования также распространяются и на период перемещения осужденных в иные исправительные учреждения или места заключения под стражу.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
Согласно ст. 15 данного Закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Во исполнение статьи 16 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ, Министерство юстиции Российской Федерации 14 октября 2005 приказом № 189 утвердило Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
Согласно сведениям, представленным ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, осужденный Технюк В.В. был размещен в камеру <номер> режимного корпуса <номер>. Камера <номер> предназначена для содержания одного человека, в связи с чем она имеет ограждение санитарного узла от основного помещения. При этом для обеспечения требований приватности санитарный узел не просматривается в помещении видеокамерой системы наблюдения. Согласно п. 42 гл. 5 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утверждённых приказом Министерства юстиции РФ от 14.10.2005 № 189 камера <номер> режимного корпуса <номер> оборудована: спальным местом; столом и табуретом, прикрепленным к полу; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; тазом для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; вентиляционным оборудованием; напольной чашей, умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельной розеткой для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией. Указанные обстоятельства также подтверждаются представленными фотографиями.
Также условия содержания административного истца были проверены прокуратурой по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний. В ответе начальника отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний <ФИО>13 сообщается, что камера <номер> режимного корпуса <номер> ФКУ СИЗО-1 соответствует установленным действующим законодательством нормам проектирования и санитарии, в том числе требованиям, предъявляемым к окраске стен, камера содержится в надлежащем состоянии, текущий косметический ремонт камеры производился в августе 2017 года за счет средств федерального бюджета. В связи с чем оснований для применения мер прокурорского реагирования установлено не было.
По доводам административного истца о применении к нему специальных средств (наручников), использование собаки при сопровождении осужденного по территории следственного изолятора, была проведена проверка прокуратурой Иркутской области. О результатах проверки сообщено административному истцу в ответе за подписью заместителя прокурора области <ФИО>14, в котором сообщается, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено, разъяснено право на обжалование.
Доказательств того, что административный истец воспользовался своим правом на обжалование, в материалы дела не представлено.
За период содержания в Учреждении, каких либо заявлений, жалоб в адрес администрации и начальника Учреждения от истца не поступало, что подтверждается справками от <дата>, от <дата>.
Согласно ст. 9 УИК РФ одним из основных средств исправления осужденных является установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим).
В соответствии с ч. 7 ст. 76 УИК РФ для временного содержания осужденных, следующих к месту отбывания наказания либо перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, при исправительных учреждениях и следственных изоляторах могут создаваться транзитно-пересыльные пункты. Осужденные содержатся в транзитно-пересыльных пунктах на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором или определением суда либо постановлением судьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Исходя из положений части 10 статьи 16, части 6 статьи 74 УИК РФ осужденные к пожизненному лишению свободы отбывают наказание в исправительных колониях особого режима.
Особенности режима отбывания пожизненного лишения свободы обусловлены общественной опасностью таких осужденных, бессрочностью наказания, в связи с чем законодатель предусмотрел повышенные требования к обеспечению безопасности.
В частности, согласно части 2 статьи 80, статье 126 УИК РФ в исправительных колониях особого режима отдельно от других осужденных отбывают наказание осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы.
Условия отбывания пожизненного лишения свободы в исправительных колониях особого режима установлены для таких осужденных статьей 127 УИК РФ, согласно которой осужденные к пожизненному лишению свободы размещаются в камерах, как правило, не более чем по два человека.
В соответствии с требованиями п. 44.1. Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в СИЗО и тюрьмах УИС, камеры для размещения осужденных, приговоренных к пожизненному лишению свободы, располагаются на первом этаже режимного корпуса, изолированно от остальных помещений или в отдельно стоящем здании, где ограничено движение лиц, содержащихся под стражей.
Согласно сведениям, представленным ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, камеры для содержания осужденных к пожизненному лишению свободы расположены в отдельно стоящем режимном корпусе <номер>.
Согласно части первой статьи 34 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в целях осуществления надзора за подозреваемыми и обвиняемыми может использоваться аудио- и видеотехника.
В соответствии с частью первой статьи 83 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.
Приказом Министерства юстиции РФ от 17.06.2013 №94 «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции РФ от 04.09.2006 №279 «Об утверждении наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, приложение к приказу, в п.60 указано на оборудование инженерно-техническими средствами надзора режимной зоны следственных изоляторов (тюрем). Все камерные помещения оборудуются видеокамерами в антивандальном исполнении с выводом изображения на видеоконтрольные устройства соответствующих операторов СОТ, ПУТСН (СОТ). Видеокамеры устанавливаются в местах, обеспечивающих наиболее полный и качественный обзор камерного помещения.
Оборудование камер должно соответствовать требованиям пунктов 40 - 42 раздела V Приказа Минюста России от 14 октября 2005 года № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» (далее Правила).
В соответствии с п. 42 Правил, камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником, вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.
Таким образом, размещение истца в отдельно стоящем режимном корпусе <номер> в камере <номер>, оборудованной в соответствии с требованиям закона, соответствует требованиям Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста РФ от 14.10.2005 г. № 189.
Требования к применению физической силы, специальных средств (наручников), приговоренным к лишению свободы закреплены в ст. 86 УИК РФ, Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон РФ 5473-1), а также Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В соответствии со ст. 86 УИК РФ в случаях оказания осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно опасных действий, а также при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе применяются физическая сила, специальные средства и оружие.
Порядок применения указанных в части первой настоящей статьи мер безопасности определяется законодательством Российской Федерации.
В местах содержания под стражей, согласно статье 43 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы допускается только в порядке, на основании и в случаях, которые предусмотрены Законом РФ 5473-1.
Согласно статье 28 Закона РФ 5473-1 сотрудники уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники УИС) имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и федеральными законами.
В соответствии со ст. 30 Закона РФ 5473-1 сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях: 1) для отражения нападения на работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, лиц, заключенных под стражу, и иных лиц; 2) для пресечения преступлений; 3) для пресечения физического сопротивления, оказываемого осужденным или лицом, заключенным под стражу, сотруднику уголовно-исполнительной системы; 4) для пресечения неповиновения или противодействия законным требованиям сотрудника уголовно-исполнительной системы, связанных с угрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья; 5) для пресечения массовых беспорядков в учреждении, исполняющем наказания, следственном изоляторе, на объектах, находящихся под охраной и надзором сотрудников уголовно-исполнительной системы; 6) для пресечения групповых нарушений, дезорганизующих деятельность учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора; 7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств; 8) при конвоировании, охране или сопровождении осужденных и лиц, заключенных под стражу, осуществлении надзора за осужденными, отбывающими наказание в колониях-поселениях, если они своим поведением дают основание полагать, что намерены совершить побег либо причинить вред окружающим или себе; 9) при попытке насильственного освобождения осужденных и лиц, заключенных под стражу, из-под охраны при конвоировании; 10) для задержания осужденных, лиц, заключенных под стражу, и иных лиц при наличии достаточных оснований полагать, что они могут оказать вооруженное сопротивление; 11) для задержания осужденных и лиц, заключенных под стражу, совершивших побег из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказания, а также для пресечения побега; 12) для защиты охраняемых объектов уголовно-исполнительной системы, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия на территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования.
Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право применять следующие специальные средства: 1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7 и 9 - 12 части первой настоящей статьи; 2) специальные газовые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7 и 9 - 11 части первой настоящей статьи; 3) наручники и иные средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 6 и 8 - 11 части первой настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник уголовно-исполнительной системы вправе использовать подручные средства связывания; 4) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 4 (если применение палки специальной невозможно), 5 - 7, 9 - 11 части первой настоящей статьи; 5) светошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7 и 9 - 11 части первой настоящей статьи; 6) служебных собак - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 5 и 7 - 12 части первой настоящей статьи; 7) световые и акустические специальные средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7 и 9 - 11 части первой настоящей статьи; 8) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами 11 и 12 части первой настоящей статьи; 9) водометы - в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 5 - 7 части первой настоящей статьи; 10) бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 5 - 7, 9 и 12 части первой настоящей статьи; 11) средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 5 - 7 части первой настоящей статьи.
Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Законом разрешено применение огнестрельного оружия.
Согласно Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 N 204-дсп, конвоированию в наручниках подлежат осужденные к смертной казни и пожизненному лишению свободы, для усиления сопровождения возможно использование служебной собаки. При применении наручников руки подозреваемого, обвиняемого или осужденного удерживаются за спиной. Для сопровождения осужденных назначается наряд младших инспекторов из расчета: не менее двух на одного осужденного. Сопровождением руководит лично дежурный помощник начальника следственного изолятора или его заместитель. Для усиления сопровождения возможно использование служебной собаки. При следовании по территории СИЗО сопровождение производится в порядке, указанном ДПНСИ или его заместителем.
Также, согласно пунктам 44.27 и 44.28 Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащихся в следственных изолягорах и тюрьмах УИС, в целях пресечения побега и иных противоправных действий, применяются наручники (фиксация рук).
Таким образом, сотрудники УИС вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, на охраняемых объектах уголовно-исполнительной системы, при исполнении обязанностей по конвоированию и в иных случаях.
В соответствии со ст. 28 Закона РФ 5473-1 превышение сотрудником уголовно-исполнительной системы полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Сотрудник уголовно-исполнительной системы не несет ответственности за вред, причиненный осужденным, лицам, заключенным под стражу, и иным лицам при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Законом и федеральными законами, и признано правомерным.
Согласно справке ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области у истца <дата> зафиксирована ссадина в области правого запястья, гиперемия кожных покровов в области левого запястья. В ФКУ СИЗО-1 проведена проверка по факту применения специальных средств, наручников сотрудниками учреждения в отношении осужденного Технюка В.В. Материалы проверки направлены по подследственности в СО по Куйбышевскому району г. Иркутска СУ СК России по Иркутской области.
По результатам проведенной проверки следователем следственного отдела в адрес начальника ФКУ СИЗО-1 направлен письменный ответ об отсутствии в действиях должностных лиц ФКУ СИЗО-1 г. Иркутска ГУФСИН России по Иркутской области признаков какого-либо уголовно-наказуемого деяния и не требуют уголовно-правовой оценки.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о правомерности действий сотрудников ФКУ СИЗО-1 во время конвоирования истца в период нахождения в СИЗО-1, выразившихся в применении к нему спецсредств (наручников), использовании служебной собаки и об отсутствии нарушений прав истца.
При этом, не может повлиять на выводы суда представленный административным истцом акт от <дата>, подписанный Технюком В.В., <ФИО>15, <ФИО>9, <ФИО>10, Ресиным А.И. о применении наручников особо пыточным методом, поскольку указанный акт был предметом дополнительной проверки, о чем истцу сообщено в ответе начальника отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний <ФИО>13 Из указанного ответа не усматривается, что в ходе дополнительной проверки были установлены какие-либо нарушения со стороны должностных ФКУ СИЗО-1. Указанный ответ административным истцом не оспорен, доказательств обратного, суду не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что нарушений положений перечисленных нормативных актов и обстоятельства, о которых указывал административный истец не нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Кроме того, согласно части 1, 2 статьи 124 КАС РФ административное исковое заявление может содержать требования о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия); об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
При этом под бездействием понимается неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Действие же – это активное поведение субъекта.
В соответствии со ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Вместе с тем, административным истцом, заявленные административные исковые требования не конкретизированы, какие именно совершенные действия со стороны административного ответчика или бездействие административного ответчика по не совершению каких-либо обязательных действий просит признать незаконными административный истец в просительной части иска не указано.
На основании ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Истец не представил доказательств ненадлежащих условий его содержания, поэтому его доводы, изложенные в заявлении о ненадлежащих условиях содержания, применения наручников, физической силы, служебной собаки не могут быть приняты во внимание и свидетельствовать об унижении его человеческого достоинства в том смысле, как регламентировано в ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Доказательств того, что в результате оспариваемых действий (бездействий) административного ответчика в период с <дата> по <дата> нарушены или оспорены права административного истца, свободы и его законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложены какие-либо обязанности, не было представлено.
Таким образом, суд пришел к выводу, что права административного истца не нарушены, в связи с чем, не имеется оснований для удовлетворения административных требований Технюка В.В.
Руководствуясь ст. ст. 175 –180, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Технюка Владислава Васильевича к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области о признании незаконным и необоснованными действия (бездействия) административного ответчика, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Председательствующий: Н.С. Краснова