ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3268/2016 от 11.07.2016 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2а-3268/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июля 2016 года Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Синицыной О.В. при секретаре Пархоменко М.В., с участием представителя административного истца Вершинина А.В., представителя административного ответчика Короткова Д.К., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Вершининой Т. Л. к администрации города Ялты о признании недействительным постановления в части,

УСТАНОВИЛ:

Истец Вершинина Т.Л. обратилась в суд с требованиями к Администрации города Ялты о признании недействительным пункта 2.3. постановления Администрации города Ялты от 09.07.2015 №1039-п. Мотивирует тем, что привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания за ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей: не включение в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании представления Прокуратуры г. Ялты от 31.03.2016 №24-2016. Постановление в обжалуемой части содержит положения, что отдел по вопросам квартирного учёта является уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и осуществляет следующую деятельность: формирует список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; проводит проверку документов, поданных с заявлением для включения в список; готовит проект муниципального акта о включении в список; предоставляет детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных помещений; заключает договора найма специализированного жилого помещения на 5 лет, в случае необходимости продлевает на новый пятилетний срок; формирует специализированный жилой фонд для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением в указанной части нарушены права истца, поскольку на неё незаконно возложены перечисленные обязанности, постановление вынесено с нарушением установленного порядка наделения полномочиями и регламентации деятельности органов, должностных лиц и структурных подразделений администрации. Отдел по вопросам квартирного учёта не может являться самостоятельным органом, наделенным указанными в постановлении полномочиями (л.д. 1).

Истец Вершинина Т.Л. в судебное заседание не явилась, обеспечив явку своего представителя Вершинина А.В., который поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, срок предъявления требований считал не пропущенным.

Представитель ответчика Администрации города Ялты Коротков Д.К. заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях, ходатайствовал о применении срока исковой давности по делу (л.д. 34-35).

Заслушав объяснения представителей административного истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды рассматривают и разрешают административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

Согласно ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, (далее по тексту КАС РФ), с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу ч. 8 ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В силу части 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с названным Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения главы администрации города Ялты от 30.10.2015 №829-л Вершинина Т. Л. с 02.10.2015 назначена на должность начальника отдела по вопросам квартирного учета Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялты Республики Крым (л.д. 45).

В соответствии с п. 2.1 Положения об отделе по вопросам квартирного учёта Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялты Республики Крым, к задачам и функциям отдела отнесено: учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий при администрации города Ялты; подготовка материалов по жилищным вопросам для вынесения постановлений администрации города Ялты; организация и осуществление работы по жилищным программам Российской Федерации и др..

В соответствии с п.п. 5, 7 п. 5.2. Положения начальник отдела по вопросам квартирного учёта анализирует работу структурного подразделения, должностных лиц отдела, вносит предложения по совершенствованию структуры, улучшению организации работы; организует выполнение заданий и поручений главы администрации города Ялты, его заместителей, начальника Департамента в пределах компетенции отдела (л.д. 46-49).

Решением 6 сессии 1 созыва Ялтинского городского совета от 28.05.2015 №8 органом местного самоуправления, наделенным государственными полномочиями исполнительных органов государственной власти Республики Крым по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних определена администрация города Ялты.

09.07.2015 администрацией города Ялты Республики Крым вынесено постановление №1039-п «Об утверждении Порядка осуществления администрацией города Ялты Республики Крым отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» (л.д. 36). Постановление согласовано с первым заместителем главы администрации, заместителями главы администрации, начальником юридического управления (л.д. 37), проведена антикоррупционная экспертиза проекта постановления, по результатам которой коррупционные факторы не выявлены (л.д. 43).

В соответствии с порядком, осуществление государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних возложено на главу администрации города Ялты, Управление по делам несовершеннолетних г. Ялты, отдел по вопросам квартирного учёта Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялты, Департамент социальной политики администрации города Ялты.

Истец Вершинина Т.Л. оспаривает п. 2.3. указанного постановления, при этом установлено, что по сути Вершининой Т.Л. обжалуется п. 2.3. утвержденного постановлением Порядка, которым определены полномочия отдела по вопросам квартирного учёта Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялты Республики Крым.

В соответствии с п. 2.3. Порядка осуществления администрацией города Ялты Республики Крым отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, утвержденного постановлением администрации города Ялты от 09.07.2015 №1030-п, отдел по вопросам квартирного учёта Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялты Республики Крым является уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и осуществляет следующую деятельность: формирует список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее – Список); проводит проверку документов, поданных с заявлением для включения в Список; готовит проект муниципального акта о включении лиц в Список; предоставляет детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; заключает договора найма специализированного жилого помещения на 5 лет, в случае необходимости продлевает на новый пятилетний срок; формирует специализированный жилищный фонд для обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановление опубликовано в установленном порядке на сайте администрации города Ялты (л.д. 38-42).

Из Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденным в Приложении № 1 к решению 1-й сессии Ялтинского городского совета 1-го созыва от 19 ноября 2014 года № 78 установлено.

Администрацию города Ялты возглавляет глава администрации города Ялты на принципах единоначалия (ст. 45 ч. 2 Устава).

Глава администрации города Ялты имеет следующие полномочия: подписывает правовые акты администрации города Ялты; организует и обеспечивает исполнение решений Ялтинского городского совета; организует и обеспечивает исполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Ялта федеральными законами и законами Республики Крым. Издает постановления администрации муниципального образования городской округ Ялта по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым, а также распоряжения администрации города Ялты по вопросам организации работы администрации города Ялты, которые вступают в силу со дня их подписания, если иной порядок не установлен законодательством, настоящим Уставом, самим постановлением (распоряжением). Глава администрации города Ялты несет ответственность за деятельность структурных подразделений и органов администрации города Ялты, должностных лиц администрации города Ялты (ст. 48 ч. 2 п.п. 2, 3, 4, ч. 3, ч. 4 Устава).

По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым, принимаются муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами, законами Республики Крым. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации и Республики Крым, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также законам, иным нормативным правовым актам Республики Крым, настоящему Уставу и правовым актам, принятым на местном референдуме. В систему муниципальных правовых актов входят: 1) Устав муниципального образования городской округ Ялта, правовые акты, принятые на местном референдуме; 2) нормативные и иные правовые акты Ялтинского городского совета; 3) нормативные и иные правовые акты главы муниципального образования – председателя Ялтинского городского совета; 4) нормативные и иные правовые акты администрации города Ялта. Устав и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории городского округа. Глава администрации города Ялты обеспечивает осуществление администрацией города Ялта полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым. (ст. 65 Устава).

Таким образом установлено, что постановление принято уполномоченным органом, прошло необходимые согласования и подписано надлежащим должностным лицом. Процедура принятия постановления соблюдена, порядок его опубликования не нарушен.

Постановление соответствует ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 20, 35, 47 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Закону Республики Крым от 01.09.2014 №62-ЗКР «Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Крым», Законом Республики Крым от 26.11.2014 №45-ЗРК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних», решению 6-й сессии Ялтинского городского совета 1-го созыва от 28.05.2015 №8 «Об определении органа местного самоуправления, наделенного государственными полномочиями исполнительных органов государственной власти Республики Крым по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних». Несоответствий иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу не установлено.

Обязанности на Вершинину Т.Л. как на руководителя отдела возложены на законных основаниях, не входят в противоречие с действующими нормами права, положением об отделе, препятствий в реализации указанных полномочий не выявлено.

Доводы административного истца о нарушении его прав незаконным возложением обязанностей, фактически сводятся к несогласию с тем, что указанные выше государственные полномочия возложены на отдел, руководителем которого истец является. При этом суд отмечает, что Вершинина Т.Л. вправе, руководствуясь своей должностной инструкцией вносить предложения по совершенствованию работы вверенного ей отдела.

Ссылки административного истца на возможные затруднения в реализации оспоренной правовой нормы не могут свидетельствовать о незаконности утвержденного Порядка и связаны с вопросами исполнения порученной работы.

Поскольку Порядок осуществления администрацией города Ялты Республики Крым отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних издан в пределах предоставленных администрации города Ялты полномочий, в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству, прав и свобод заявителя не нарушает, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Кроме того исходя из ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. ч. 1 и 2 ст. 35 Конституции РФ и абз. 2 ч. 1 ст. 22 ТК суд отмечает, что глава администрации как работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения, в том числе по распределению обязанностей между отделами администрации.

Из ч. 6 ст. 208 КАС РФ следует, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта, в связи с чем срок исковой давности предъявления административного иска не пропущен.

Исходя из положений п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

При таких обстоятельствах суд возлагает обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в официальном печатном издании Администрации города Ялты в установленный законом срок.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-179 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Вершининой Т. Л. к администрации города Ялты о признании недействительным постановления администрации города Ялты №1039-п от 09.07.2015 «Об утверждении Порядка осуществления администрацией города Ялты Республики Крым отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» в части п. 2.3. указанного Порядка отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:

Решение суда в окончательной форме изготовлено 15 июля 2016 года